ТЕМА № 13.
ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ. ПЕРЕВОЗКА.
План.
Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг.
2. Транспортные обязательства. Система и виды транспортных договоров.
3. Договор перевозки груза: понятие, содержание, исполнение.
Договор перевозки пассажира и багажа: понятие, содержание, исполнение.(литература).
1. Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг.
Объектами относительных гражданских прав, которые могут быть осуществлены лишь при определенном поведении обязанных лиц, всегда являются действия этих лиц. Действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности, именуются услугами. Услуги – самостоятельный и все чаще встречающийся объект гражданских правоотношений. Широкое распространение получили посреднические, информационные, юридические, образовательные, социально-культурные и иные услуги. В зависимости от того, в какой форме выражается результат деятельность по оказанию услуг, а также в зависимости от того, может ли быть гарантирован положительный результат этой деятельности, различают материальные и нематериальные услуги.
Гражданско-правовые договоры юридически опосредуют как возмездные, так и безвозмездные отношения по оказанию услуг. Понятие договора возмездного оказания услуг дано в п. 1 ст. 779 ГК РФ: “По договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги”. Данный договор является консенсуальным, взаимным и возмездным. Порождаемые им обязательства могут складываться в различных сферах человеческой деятельности. Многие обязательства, объектом которых являются услуги, выделены в самостоятельные виды гражданско-правовых обязательств. Глава 39 ГК РФ (ст. 779-783) содержит определенный перечень нетрадиционных отношений по возмездному оказанию услуг, вкладывая, вместе с тем, в понятие “услуги” довольно широкое содержание.
Правила данной главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37 (подряд), 38 (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), 40 (перевозка), 41 (транспортная экспедиция), 44 (банковский вклад), 45 (банковский счет), 46 (расчеты), 47 (хранение), 49 (поручение), 51 (комиссия), 53 (доверительное управление имуществом) ГК РФ. Подобный подход свидетельствует о том, что позиция законодателя в определении границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового регулирования еще не устоялись, а порою он, видимо, руководствуется принципом законодательной экономии. В частности, закон допускает применение к регулированию отношений по возмездному оказанию услуг общих положений о порядке (ст. 702-729) и положений о бытовом подряде (ст. 730 и 739), если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Субъектами договора по возмездному оказанию услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). Сторонами договора могут быть как физические лица, так и юридические лица. Деятельность по оказанию некоторых услуг подлежит обязательному лицензированию. В качестве общего правила в ст. 780 ГК предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг вследствие тесной взаимосвязанности процесса исполнения, его результата и качества предоставляемой услуги. Предметом договора являются нематериальные услуги. Цена в договоре взаимного оказания услуг определяется, как правило, исполнителем, а срок исполнения – по соглашению сторон. Содержание договора составляют права и обязанности контрагентов. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и сроки, определенные конкретным договором. Вместе с тем, в силу специфичности самого характера услуги, на исполнителе не лежит риск недостижения результата.
В договоре по оказанию возмездных услуг применяется общее правило об ответственности за вину. Например, согласно п. 5.2 Правил туристско-экскурсионного обслуживания населения в Республике Башкортостан, турфирма несет ответственность за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, в соответствии с действующим законодательством. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Когда же невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Стороны договора вправе в любое время отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, компенсировав убытки контрагенту.
Транспортные обязательства. Система и виды договоров.
Транспортные обязательства (обязательства по перевозкам) относятся к группе гражданско-правовых обязательств по оказанию специфических услуг, самостоятельно урегулированным в ГК РФ. Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом. Отношения по перевозкам регулируются нормами статей 784-806 ГК РФ (главы 40-41) и правовыми актами, регламентирующими перевозку конкретными видами транспорта: Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР от 15 октября 1995 г. (УВВТ), Кодексом торгового мореплавания Союза ССР от 17 сентября (КТМ), Уставом автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. (УАТ). Воздушным кодексом РФ от 19 февраля 1997 г. (ВК), Транспортным уставом железных дорог от 8 января 1998 г. Нормативные акты, принятые до последней кодификации гражданского права, сохраняют силу в части, не противоречащей главам 40-41 ГК РФ. Продолжается процесс приведения транспортного законодательства в соответствие с ГК РФ.
Система транспортных договоров включает в себя три группы договоров: 1) договоры об организации перевозок; 2) договоры перевозки грузов, пассажира и багажа; 3)вспомогательные транспортные договоры (договор транспортной экспедиции и другие, предметом которых является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов). Так, согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключить долгосрочные договоры об организации перевозок. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объем, сроки и другие условия перевозки.
Договоры об организации перевозок являются консенсуальными. В группе вспомогательных договоров особое место занимает транспортная экспедиция. Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Общий характер правовой регламентации отношений по транспортной экспедиции определен в ст. 801-806 ГК РФ. В них перечислены обязанности экспедитора, указан примерный перечень предоставляемых дополнительных услуг, условия выполнения договора, форма договора, предусмотрена ответственность экспедитора, содержится перечень документов и другой информации, предоставляемых экспедитору, определена возможность исполнения обязанностей экспедитора третьим лицом и одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции.
В зависимости от того, кто выступает в роли перевозчика, различаются перевозки железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные, определяющие соответствующий вид договоров перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными правовыми и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
При этом следует учитывать, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Следовательно, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Договор перевозки груза: понятие, содержание, права и обязанности и сторон, ответственность контрагентов.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Это договор в пользу третьего лица. Договор перевозки груза – двусторонний, возмездный, реальный. Он заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки и договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за не предъявление груза либо не использование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 794 ГК перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо не использования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления неповрежденного груза – в размере его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Следовательно, ответственность носит ограниченный характер. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. Документы о причинах не сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения ответа от перевозчика в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Договор перевозки пассажира и багажа: понятие, содержание, исполнение.
Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства. Если в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, то понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажира и багажа стороны несут ответственность в соответствии с нормами ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках предусмотрена транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях ) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имеет место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Согласно ст. 796 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. В данном случае речь идет об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поскольку деятельность перевозчика связана с эксплуатацией транспортных средств. Возмещается имущественный и моральный вред потерпевшим. Специфический характер имеет договор перевозки пассажира - военнослужащего или сотрудника ОВД и членов их семьи, а также их багажа. Это - перевозка в кредит. Осуществляются данные перевозки, в частности, в соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР N 100 от 10 мая 1988 г. (с последующими изменениями и дополнениями).