29. А будет у которого вотчинника учнет кто  вотчину
выкупати,  а  в той вотчине будут сверх купчей прибылыя
дворы,  а в тех дворех поселятся крестьянския дети, или
братия, или племянники, которые в купчей написаны, а не
новоприбылые люди,  а в купчей или в закладной написаны
они со отцы своими и з братиями,  или з дядьями вместе,
а не в розделе,  и тех крестьян в прибыль не ставить  и
денег  за  них у тех людей,  кто их учнет выкупати,  не
имати потому,  что они тоя вотчины старые крестьяне,  а
не внов прошли.                                        
   30. А судити о вотчине за сорок лет,  а которые вот-
чины будут в купле,  или в закладе болыпи сорока лет, а
вотчинники о таких вотчинах учнут после сорока лет бити
челом на выкуп, и таких вотчин после указных сорока лет
на выкуп никому не давати.                             
   31. А  будет кто купле ную свою вотчину кому продаст
или заложит,  или отдаст кому безденежно, и крепость на
ту вотчину даст,  или после своего живота кому откажет,
и в духовную напишет, и у свидетельства та духовная бу-
дет не                                                 
оспорена, и детем его,  и внучатам,  и  иным  его  роду
впредь до тоя вотчины дела нет,  и на выкуп им тоя вот-
чины не отдавати.  А будет свидетельства  духовную  кто
челобитьем оспорит, и то розымати судом.               
   32. А  будет  кто кому вотчину свою заложит родовую,
или выслуженую,  или купленую до сроку, и закладную ка-
балу  на себя даст,  и по той закладной кабале учнет ту
свою вотчину выкупати на срок,  или до сроку, и денги к
тому,  у кого та его вотчина заложена, принесет, и тот,
у кого та его вотчина в закладе,  хотя тою его вотчиною
завладеть,  тех денег до сроку,  или на срок, у него не
примет,  для того,  чтобы тем сроком у него та  вотчина
оттягати, и тому заимщику на того, кто у него тех денег
не приимет,  бити челом государю, не пропущая того сро-
ку,  и заемные денги принести в приказ против закладныя
кабалы сполна. Да будет тот заимщик о том учнет госуда-
рю бити челом на того, кто у него заемных денег не при-
имет,  не пропустя сроку, и заемныя денги в приказ при-
несет,  и по тому заимъщикову челобитью ис приказу пос-
лати по того, на кого он учнет бити челом, и велеть ему
с собою принести закладную кабалу,  да как он закладную
кабалу принесет,  и ту закладную кабалу досмотреть,  на
которой срок по той закладной кабале довелося ему у за-
имщика взята свои заемныя деньги,  да будет тем деньгам
по той закладной кабале до заимщикова челобитья срок не
прошол,  и у него та закладная кабала взяв отдати заим-
щику,  а  заимщиковы деньги против той закладной кабалы
отдати ему сполна.                                     
   33. А будет кто закладную вотчину кому просрочит,  и
учнёт  о  выкупке той своей вотчины бити челом государю
после сроку, и ему в том отказать, и закладныя его вот-
чины на выкуп ему не давать, а велети такими закладными
вотчинами владеть тем,  у кого они в закладе будут, и в
книги велеть такия закладныя вотчины по закладным писа-
ти за теми людьми,  кому те вотчины будут просрочены, и
бес  челобитной того,  кто ту вотчину заложа просрочит,
сослався с Судным приказом, не было ли его о выкупе той
закладной вотчины в Судном приказе челобитья.          
   34. А  будет кто вотчину свою родовую,  или выслуже-
ную,  или купленую кому продаст, и деньги возмет и куп-
чюю даст,  а в Поместном приказе в книгах ту вотчину за
купцом не запишет,  да после того тое же  свою  вотчину
иному кому продаст воровством,  и денги возмет, и в По-
местном приказе в книги ту вотчину за последним  купцом
запишет, и тою. вотчиною владети тому, за кем та вотчи-
на в Поместном приказе в  книгах  записана,  а  первому
купцу тою вотчиною                                     
владети не велети,  для того, что он ту вотчину купя, в
Поместном приказе за собою в книги не записал. А велети
ему на том продавце по купчей доправити его деньги,  да
тому  же  продавцу за такое его воровство,  что он одну
свою вотчину двум продал, учинити наказание, велети ему
при  многих людех у приказу бити кнутом нещадно,  чтобы
на то смотря иным неповадно было так делать. А будет он
ту вотчину продав за обеими купцами в книги не запишет,
и та вотчина отдати по купчей первому купцу,  и в книги
за ним записати,  а последнему купцу велети на нем доп-
равити деньги.                                         
   35. А будет кто воровством продаст или  заложит  чью
чюжую родовую или выслуженую, или купленую вотчину, и в
купчей,  или в закладной напишет в продавцех того,  чья
та вотчина,  да с ним себя и руку в того место,  чья та
вотчина,  и в свое место к купчей, или к закладной при-
ложит заочно,  и в книги в Поместном приказе ту купчую,
или закладную вотчину запишет по стачке с тем,  кому он
ту вотчину продаст,  или заложит, а после того тот, чья
та вотчина,  учнет на него бити челом государю,  что он
той своей вотчины никому сам не продавывал, и не закла-
дывал,  и ни кому продавать, и руки к купчей или к зак-
ладной, в свое место, прикладывать не веливал, а сыщет-
ся про то допряма, и та вотчина по крепостям отдати то-
му вотчичю,  чья та вотчина.  А про купчей, или по зак-
ладной деньги на продавце доправя, отдати тому, кому он
ту чюжую вотчину продал,  или заложил,  да того же про-
давца за воровство,  что он продал,  или заложил  чюжую
вотчину, велеть бити кнутом, чтобы на то смотря иным не
повадно было так воровать.  А что от него в той вотчин-
ной продаже тому,  чья та вотчина, учинится убытка и те
убытки на нем доправя, отдати тому, чья та вотчина.    
   36. А будет кто вотчину свою кому продаст или  зало-
жит,  а к купчей,  или к закладной, в свою место, велит
кому нибудь руку приложить для того, что он сам грамоте
не умеет, а после того учнет он на того, кто в его мес-
то руку приложит, бити челом государю, и скажет, что он
в его место руку приложил без его ведома,  а тот, кто в
его место руку приложил,  учнет бити челом государю,  и
скажет, что он его лживит напрасно, а он к купчей или к
закладной руку приложил по его веленью,  а не  без  его
ведома,  и потому его челобитью сыщется про то допряма,
что он к купчей или к закладной руку приложил  по  того
веленью кто его лживил,  и по тому сыску тому,  кто его
лживил напрасно,  за ложное его челобитье, учинити жес-
токое наказание, велеть его би-                        
ти кнутом нещадно при многих людех,  чтобы на то смотря
иным не повадно было так делати,  а вотчины его у того,
кому он продал, или заложил отьимать не велети. А будет
кто к вотчинной купчей или к закладной в чье место руку
приложит за очи воровски,  и сыщется про то допряма,  и
тому  потому же учинити жестокое наказание,  велети его
бити кнутом нещадно, а вотчин по таким купчим и по зак-
ладным в записныя книги не записывати.                 
   37. А  которыя порозжия поместныя земли в Московском
уезде и в городех вотчинныя земли покупали патриарши, и
митрополичи и архиепископли дети боярские себе в вотчи-
ну, а те патриарши и иных властей дети боярские изстари
природные дети боярские,  и за ними тем землям и впредь
по купле быти в вотчине же.  А которые патриарши же,  и
митрополичи,  и архиепископли, и епископли дворовые лю-
ди, неслужилых отцов дети, и не природные дети боярские
покупили себе вотчины, и тех патриарших и митрополичих,
и архиепископлих,  и епископлих дворовых людей  по  тем
вотчинам написати в государеву службу з городы. А будет
кто ис тех патриарших,  и митрополичьих, и архиепископ-
лих, и епископлих детей боярских государевы службы слу-
жить не похощет,  и у него купленая его  вотчина  взяв,
отдати в роздачю, кому государь укажет.                
   38. А будет кто кому вотчину продаст или заложит,  и
просрочит, и купчюю или закладную кабалу на тое вотчину
в книги запишет,  и после того изменит, из Московъскаго
государьства отъедет в ыную землю,  и тому,  кто у него
ту вотчину купит,  владеть тою вотчиною без выкупу,  по
тому что он у того изменника ту вотчину  купил  до  его
измены,  а  роду того изменника той вотчины на выкуп не
отдавать.                                              
   39. А будет кто учнет владеть изменничьею  вотчиною,
а  купчей  или закладной на ту вотчину не положит,  или
будет и положит,  а срок той вотчине прошол,  а в книги
купчая,  или закладная не записана,  и у него та измен-
ничья вотчина взяти на государя для  того,  что  он  ту
вотчину купя, или взяв в заклад на срок, и после сроку,
которой срок в закладной написан,  за собою в книги  не
записал.                                               
   40. А  будет  такой изменник заложа вотчину до сроку
отъедет,  и та вотчина у того, у кого она будет заложе-
на,  взяти на государя, а денги ему по закладной отдати
из животов того изменника.                             
   41. А боярским людем и монастырским слугам вотчин не
покупати, и в закладе за собою не держати. А кто боярс-
кой человек или монастырьской слуга вотчину купит,  или
учнет  в  закладе держати,  а кто такую вотчину сведав,
учнет об                                               
ней государю бити челом, и сыщется про то допряма, и ту
вотчину у боярскаго человека, или у монастырскаго слуги
взяти на государя и отдати в поместье челобитчиком, кто
за ними ту вотчину сыщет.                              
   42. Да в прошлых годех, со ста тридесять шестаго го-
ду, по указу, блаженныя памяти великаго государя царя и
великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, писано в
его государевых жаловалных вотчинных грамотах:  вотчин-
ником,  которым по его государеву указу вотчины даны за
службы,  что тем вотчинником и их детем,  и внучатом, и
правнучатом выслуженые вотчины вольно продать,  и зало-
жити,  ив приданые,  и в монастырь по душе дать.  А кто
будет роду его ту вотчину из  монастыря  похочет  выку-
пить,  и  ему та вотчина выкупати по прежнему уложенью,
как выкупали при прежних государех родовые  и  купленые
вотчины.  А будет у него роду не останется или останет-
ся,  а выкупати не похотят,  и та вотчина из  монастыря
взяти на государя,  а деньги в монастырь дать за нея из
государевы казны,  по уложенью, по полтине за четверть,
а в монастырь та вотчина не крепка.                    
   А ныне  государь царь и великий князь Алексей Михай-
лович всея Русии, советовав со отцем своим и богомолцем
святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и
с митрополиты,  и со архиепископы,  и с епископом, и со
архимариты,  и игумены, и со всем Освященным собором, и
говоря с своими государевыми бояры, и с околничими, и з
думными людьми и с столники,  и с стряпчими и з дворяны
московскими,  и з городовыми дворяны и детми  боярскими
указал,  и собором уложили: впредь с нынешняго уложения
патриарху,  и митрополитом,  и архиепископом, и еписко-
пом,  и  в  монастыри  ни у кого родовых и выслуженых и
купленых вотчин не покупати и в заклад не имати,  и  за
собою не держати,  и по душам в вечной поминок не имати
никоторыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и
за митрополиты, и за архиепископы, и епископы, и за мо-
настыри таких вотчин не записывати, а вотчинником нико-
му вотчин в монастыри не давати. А кто и напишет вотчи-
ну в монастырь в духовной,  и тех вотчин в монастыри по
духовным  не  давати,  а  дати в монастырь родителем их
денги,  чего та вотчина стоит, или что умеръшей вотчине
цену  напишет в духовной.  А будет родители тоя вотчины
себе взяти не похотят, и денег в монастырь не заплатят,
и  ту  вотчину  прикащиком  продать сторонним людем,  а
деньги дать в монастырь по умершаго душе по духовной. А
будет  кто  с  сего уложения вотчину свою родовую,  или
выслуже-                                               
ную, или купленую продаст, или заложит, или по душе от-
даст патриарху,  или митрополиту, или архиепископу, или
епископу,  или в которой монастырь,  и та вотчина взяти
на государя безденежно,  и отдати в роздачю  челобитчи-
ком, кто о той вотчине учнет государю бити челом.      
   43. А  будет  кто  вотчинник какова чину ни будь или
вдова постригутся,  а за ними будут родовые, или выслу-
женые, или купленые вотчины, и им тех вотчин в монасты-
ри не отдавать,  а самим теми вотчинами постригщися  не
владети,  а отдати те родовые и выслуженые вотчины вот-
чинником по уложению,  а вотчинником их за  те  вотчины
кормити и одевати,  и всяким покоем покоити до их смер-
ти. А будет они учнут государю бити челом, что родители
их  взяв  у них родовыя,  или выслуженыя,  или купленыя
вотчины, их не кормят, и никакова покоя им от родителей
их нет, и им те вотчины продать родителем же своим, или
и на сторону.  А будет у них будут купленыя вотчины,  и
им  те свои вотчины вольно продать,  или безденежно от-
дать,  кому похотят. А постригшися, будучи в монастыре,
за собою вотчин отнюд не держати.                      
   44. А будет которые вотчинники, или вдовы постригай-
ся до сего государева указу,  а вотчины за ними есть, и
им въпредь с сего государева указу по тому же теми сво-
ими вотчинами не владети,  и будучи в монастыре, вотчин
за собою не держати,  и чинить о тех их вотчинах тот же
указ, как писано выше сего.                            
   45. Указ о продажных землях,  которые  продаваны  ис
порозжих  земель в Поместном приказ ей во дворце в вот-
чины. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий
государь  царь  и великий князь Михаиле Феодорович всея
Русии и отец его государев, блаженныя же памяти великий
государь святейший Филарет Никитичь,  патриарх Московс-
кий и всея Русии указали:  порозжие земли в  Московском
уезде продавати против прежняго указу, блаженныя памяти
государя царя и великаго князя Ивана  Васильевича  всея
Русии  81 году,  а продавати земли за рубль по три чет-
верти в поле,  а в дву потому же,  а дворцовые земли по
две  четверти за рубль,  добрые и средние и худые земли
не сдабривая.  И указали государи в купчие писати  про-
дажные  земли в вотчину тем людем,  кто купит,  и женам
их,  и детем,  и волно им те земли и в приданые дати. А
будет после кого жены и детей не останется, и те вотчи-
ны в род их,  а не будет роду их,  и те вотчины имати в
поместные земли, а денги за них давати из своей госуда-
ревы казны по                                          
их душам в монастыри,  смотря по строенью. Да и в Дмит-
рове,  и в Рузе,  и в Звенигороде порозжие земли указал
государь  продавати  против  Московскаго  же уезду,  за
рубль по три же четверти в поле,  а в дву по тому же. И
которыя порозжие поместные земли в Московском уезде,  и
в Дмитрове,  и в Рузе, и в Звенигороде в прошлых годех,
по  указу блаженныя памяти великаго государя царя и ве-
ликаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, и отца его
государева  блаженныя  же памяти великаго государя свя-
тейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея
Русии,  и государя царя и великаго князя Алексея Михай-
ловича всея Русии,  продаваны бояром,  и  околничим,  и
думным людем,  и столником,  и стряпчим,  и дворяном, и
детем боярским,  и гостем, и всяким служилым и неслужи-
лым людем в вотчины,  и тем людем,  которым те порозжие
земли в вотчину проданы,  владети теми куплеными вотчи-
нами по купчим,  и их женам и детем, и волно им те свои
купленые вотчины продати,  и заложити, и в приданые да-
ти. А будет впредь в тех их купленых вотчинах объявятся
примерные земли,  по писму новых писцов,  которые земли
припашут  они из своих угодей,  из лесов,  и из лугов в
своих межах и гранях, и у них тех земель не отъимати, а
велеть  теми примерными землями им же владеть в вотчине
же. А будет кто (из) тех вотчинников умрет, а после его
жены и детей не останется,  и те вотчины отдавати в род
их,  а не будет роду их, и те вотчины имати на государя
в поместные земли, а деньги за них давати из государевы
казны по их душам в монастыри, смотря по строению.     
   46. А которые поместные же земли лежат  въпусте  из,
дав-ных лет в Новгородском уезде, и те поместные пустые
земли продавати новгородцом дворяном и детем  боярским,
против государева указу по тому же,  как продаваны пус-
тые поместные земли в Московском уезде, и в Дмитрове, и
в Звенигороде, и в Рузе, по три четверти за рубль.     
   47. Да  и в ыных городех будет кто приищет поместные
пустые земли, которые лежат в порозжих землях из давных
лет, в поместье их никто не возмет, и те земли продава-
ти в вотчину дворяном и детем боярским верстаным, кото-
рые государеву службу служат,  по тем городом, которых,
городов те порозжие поместные земли. А продавати им тех
порозжих  поместных  земель  в вотчину по сту четвертей
человеку, за рубль по три же четверти. А неверстанным и
которые  государевы  службы не служат,  таких земель не
продавати.  А будет кто о таких землях  учнет  государю
бити челом в продажю,  а иной в те же поры о тех землях
учнет го-                                              
сударю бита челом в поместье,  и такия земли отдавати в
поместье, а в куплю не продавати.                      
   А которым людем в прошлых же годех,  по  указу  бла-
жен-ныя  памяти великаго государя царя и великаго князя
Михаила Феодоровича всеа Русии и по подписным  челобит-
ным,  продаваны  в  вотчину  же поместныя их и порозжия
земли и в ыных городех, опрочь тех городов, которые го-
ро-ды выше сего писаны, и тем людем теми куплеными вот-
чинами по тому же владети по купчим.                   
   48. А кому подмосковное  поместье  продано  будет  в
вотчину,  и  тем людем въпредь в то место подмосковнаго
поместья не давати.                                    
   49. А которым людем в прошлых годех подмосковные по-
местья  даны  в  вотчину за московское осадное сиденье,
как они сидели в осаде на Москве, блаженныя памяти, при
государе  царе  и  великом князе Василье Ивановиче всеа
Русии, и блаженныя же памяти, при великом государе царе
и  великом  князе  Михаиле Феодоровиче всеа Русии в ко-
ро-левичев приход, потому что у них в городех в те поры
поместей не было, и опричь подмосковных поместей в вот-
чину им давати было не ис чево,  и тем людем теми  под-
московными выслужеными вотчинами владети по государевым
жало-валным грамотам.  А будет те люди въместо тех под-
московных поместей,  что им даны в вотчину, учнут госу-
дарю бити челом о подмосковных поместьях,  и им подмос-
ковныя поместья давати по их окладом,  как о том писано
выше сего.                                             
   50. А которые люди учнут бити челом государю о меже-
ва-нье  своих подмосковных и городовых поместных и вот-
чинных земель,  которых поместных их и вотчинных земель
писцы не межевали, и тем челобитчиком давати государевы
межевые грамоты,  и с писцовых книг выписи, и велети по
тем  выписям те их поместные и вотчинные земли межевати
со околними людми и старожилцы,  и на межах велети  ямы
копати, и столбы ставити и грани тесати, и всякия приз-
наки чинити,  чтобы впредь ни у кого ни с кем в помест-
ных и вотчинных землях спору не было.                  
   51. А  будет  на меже у кого с кем учинится спор при
межевщике,  и межевщиком про те спорныя земли сыскивати
околними  всякими  людьми  и  старожильцы всякими сыски
накрепко,  и те спорныя земли по сыску по тому же  роз-
во-дити, и межи и грани на тех спорных землях учинити с
старожилцы же и с околними людьми.                     
   52. А будет в которых спорных землях  межевщиком  за
чем указу учинити немощно,  и на тех спорных землях тем
людем, у кого такия земли в споре будут, учинити образ-
ное                                                    
хожение, а с образом велеть итти з жеребья,  как о  том
писано выше сего в судной статье. Да которые земли роз-
веде-ны будут образным хожением,  и межь тех земель  на
межах  по тому же учинити грани и всякие признаки,  при
околних же людех и при тех помещикех и  вотчинникех,  у
которых  те  земли  в споре будут,  чтобы въпредь о тех
землях у смежных помещиков и у вотчинников спору не бы-
ло. А посылати межевщиков спорных земель розводити дво-
рян добрых, или к воеводам и к губным старостам посыла-
ти государевы грамоты.                                 
   53. А  будет кто послан будет межевати спорную землю
и розведет не по правде,  для своей корысти, и в том на
него будут челобитчики,  и сыщется про то допряма,  что
он в том деле учинит неправду,  и ему за  то  воровство
учинити  жестокое наказание,  велеть его бити кнутом по
торгом,  а спорную землю велети  розвести  иному  кому,
чтобы  в  той земле у смежных помещиков и у вотчинников
впредь спору не было.                                  
   54. А которые люди учнут бити челом государю о  вот-
чинной записке по даным и по духовным,  и в тех даных и
в духовных кому за сколко кто вотчину дал, или отказал,
денег будет не написано,  и с тех вотчин имати пошлин у
записки по писцовым книгам и по дачам с четверти по три
деньги.                                                
   55. А  которые поместные дела вершены до московскаго
большого пожару,  как в прошлом во 134-м году маиа в  3
день, горел Кремль и Китай, и которые дела после пожару
вершены генваря по 28-е число нынешняго 157-го году,  и
поместным делам так и быти,  как они вершены,  и впредь
их не въсчинати и не выписывати.                       
   Глава XIX 
   О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ 
   а в ней 40 статей                                   
   1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи
и владычни и монастырския и бояр и околничих и думных и
ближних и всяких чинов людей,  а в тех  слободах  живут
торговые и ремесленные люди и всякими торговыми промыс-
лы промышляют и лавками владеют,  а государевых податей
не платят и служеб не служат, и те все слободы со всеми
людми,  которые в тех слободах живут, всех взята за го-
сударя в тягло и в службы бездетно и бесповоротно,  оп-
ричь кабалных людей.  А кабалных людей, по роспросу бу-
дет  скажется,  что они их вечные,  отдавати тем людем,
чьи они,  и велеть их свесть на свои дворы. А которые и
кабал-                                                 
ные люди,  а отцы их и родители их были посадския люди,
или из государевых волостей, и тех имать в посады жить.
А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на
Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти
совсем,  опричь тех дворовых людей,  которые изстари за
прежними  патриархи  живали  в их патриарших чинех дети
боярские,  певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи,
повары и хлебники, конюхи и иных чинов дворовых его лю-
дей, которым дается годовое жалованье и хлеб.          
   2. А которые взяты по роспросом изо всяких чинов лю-
ди  з земель с тех,  которые построены были блиско мос-
ковских Посадов, торговые и ремесленые люди и розданы в
тяглыя  сотни  и  тем людем быть впредь бесповоротно за
государем, где кто в тягло отдан.                      
   3. А которые люди на Москве и  в  городех  живут  на
церковных  землях  поповы дети,  или церьковные дьячки,
или понамари,  или иные какие-нибудь вольные люди,  или
чьи-нибудь,  а торговыми они всякими промыслы промышля-
ют,  а ни в каком тягле они не написаны,  и государевых
податей не платят, и служеб не служат, и изделей не де-
лают,  и тех всех,  по торговым их промыслом,  взяти  в
тягло, чтобы такие люди нигде в ызбылых не были.       
   4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют госу-
дарево денежное и хлебное жалованье и  лавки  за  собою
держат,  и наймуют,  и всякими промыслы промышляют, оп-
ричь стрелцов,  и тем людем быта попрежнему в своих чи-
нех,  и  служить  государевы  службы з государева жало-
ванья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле
в  сотнях  и в слободах и в ряд с черными людьми подати
давать,  а службы никакой тяглой не служить,  а кто  не
похочет  в  тягле быть,  и тем людем лавки свои продать
государевым тяглым людем.                              
   5. А которыя слободы патриарши  и  властелинския,  и
мона-стырския, и боярския и думных и всяких чинов людей
около Москвы,  и те  слободы  со  всякими  промышлеными
люд-ми,  опричь  кабальных людей,  по тому же по сыску,
взяти за государя.  А пашенных крестьян,  будет которые
объявятся  по  роспросу  их поместей и вотчин старинные
крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод лети
тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои
вотчины и в поместья.  А будет у тех пашенных  крестьян
на Москве и в городех есть лавки,  и погребы, и соляные
варницы,  и им те лавки и погребы и варницы продать го-
сударевым  тяглым  людем,  а  впредь лавок и погребов и
варниц, опричь государевых тяглых людей, никому не дер-
жати.                                                  
6. А выгону быти около Москвы на все стороны от  Земля-
ного города ото рву по две версты, а отмерити те выгоны
новою саженью,  которая сажень,  по  государеву  указу,
зделана в три аршина,  а в версте учинити по тысечи са-
жен.                                                   
   7. А которые патриарши,  и властелинские,  и  монас-
тырские, и боярских и околничих и думных и всяких чинов
людей слободы устроены в городех на государевых посадс-
ких  землях,  или на белых местех,  на купленых и не на
купленых,  или на животинных  выпусках  без  государева
указу,  и  те слободы,  со всеми людми и з землями,  по
роспросу,  взяти в посад без лет и бесповоротно, за то,
не  строй на государеве земле слобод,  и не покупай по-
садской земли.                                         
   8. А которые в городех на посадех  и  около  посадов
патриарши  и  властелинские и монастырьские вотчины,  и
боярские и окольничих и думных  и  всяких  чинов  людей
вотчины  же и поместья,  а владеют они теми вотчинами и
поместьями по дачам и по крепостям, а сошлися те вотчи-
ны и поместья с посады, дворы з дворами, или блиско по-
садов,  и те вотчины и поместья взять  за  государя,  и
устроити  к посадом податьми и служьбами.  А против тех
взятых вотчин и поместей указал государь дати им в ыном
месте из своих государевых сел.                        
   9. Которые  в  городех  патриарши  и  митрополичьи и
властелинские и монастырьские вотчины,  села и деревни,
и боярские и окольничих и думных и ближних и всяких чи-
нов людей вотчинные и поместные села и деревни в ряд  с
посады  и  которые  около посадов,  и те села и деревни
указал государь взяти за себя государя, и устроити их с
посады, в ряд с своими государевыми тяглыми людми, вся-
кими податьми и службами.  А в которых их в тех селах и
в деревнях объявятся пашенные крестьяне, и тех крестьян
указал государь описать себе статьею.  А которые патри-
арши  и  митрополичьи и властелинские,  и монастырьские
вотчинные слободы и села и деревни боярские и  окольни-
чих и думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и
поместные слободы,  села и деревни от посадов неблиско,
а в них живут торговые люди,  а изъстари они бывали по-
садские жильцы, и в городех у них лавки и всякие торго-
вые промыслы,  и по сыску,  тех торговых и промышленных
людей указал государь взять в те же городы,  в посад на
старые их тяглые места,  и устроити с тяглыми с посадс-
кими людми.                                            
   А будет в тех селах и в деревнях  которые  крестьяня
объявятся торговые, а у них в тех городех будут лавки и
всякие промыслы,  а они напередь сего в посадских людех
не  бывали,  и тягла не платили,  и тех крестьян указал
государь дати                                          
на крепкие поруки,  что им впредь в лавках и в погребах
не сидети и не торговати, и варниц и кабаков не откупа-
ти,  а  те лавки и погребы и варницы продати тяглым лю-
дем.                                                   
   10. А выгоном быти в городех попрежнему, как к кото-
рому городу были выгоны при прежних государех.  А будет
кто выгонною землею завладел,  и те выгонные земли,  по
сыску,  у тех людей взяти,  и отмежевати к городом поп-
режнему.                                               
   11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны
всякими  торговыми промыслы промышляют,  и в лавках си-
дят,  и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых
своих промыслов,  платити таможенныя пошлины, а с лавок
оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяг-
лых служеб не служити.                                 
   12. А которые в городех же иных чинов служилые люди,
пушкари и затинщики,  и воротники, и казенные плотники,
и кузнецы сидят в лавках,  и всякими торговыми промыслы
промышляют,  и им,  с торговых своих промыслов, по тому
же  платити государевы таможенные пошлины,  и быти им в
тягле, и всякие государевы подати платити и службы слу-
жити  с  посадскими людми в ряд.  А кто в тягле быти не
похочет,  и тем людем лавки  свои  продати  государевым
тяглым людем.                                          
   13. А  которые московские и городовые посадские тяг-
лые люди сами,  или отцы их в прошлых годех  живали  на
Москве,  и в городех на посадех и в слободах в тягле, и
тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у
тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне оне живут
в заклатчиках за патриархом же и за митрополиты,  и  за
архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за боя-
ры,  и за околничими,  и за думными, и за ближними и за
всяких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех,
и в вотчинах,  и в поместьях,  и на церковных землях, и
тех  всех  сыскивати  и  свозити на старые их посадские
места,  где кто живал напередь сего, бездетно же и бес-
поворотно. И въпередь тем всем людем, которые взяты бу-
дут за государя, ни за ково в заклатчики не записывать-
ся,  и ничьими крестьяны и людми не называтися. А будет
они въпередь учнут за ково закладыватися  и  называтися
чьими крестьяны,  или людми, и им за то чинити жестокое
наказанье,  бита их кнутом по торгом и ссылати их в Си-
бирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут
впередь за себя приимати в закладчики,  по тому же быти
от  государя в великой опале,  и земли,  где за ними те
закладчики впередь учнут жити, имати на государя. 14. А
которым людем, по государеву указу, на Москве и в      
городех даны загородныя дворы и огороды, и тем людем на
тех  своих  дворех и огородех держати в дворниках людей
своих.  А будет у кого людей нет,  и тем на  тех  своих
дворех  и  огородех держати в дворниках крестьян своих,
или бобылей,  по одному человеку на дворе или на огоро-
де. А будет кто после нынешняго государева указу на тех
своих дворех и  огородех  учнут  держати  многих  своих
крестьян и бобылей, и тех их крестьян, и бобылей по то-
му же всех взяти за государя в тягло,  хотя те люди  за
ними и в писцовых книгах написаны.                     
   А впредь  чьи крестьяне учнут к кому приходити из их
вотчин и поместей на их загородския дворы на время  для
ремесленого дела на вотчинников и помещиков,  и тех лю-
дей, по сыску, в тягло не имати, и к Москве им приходи-
ти не заказывати.                                      
   15. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне
на Москве и по городом покупили себе и в заклады пойма-
ли тяглыя дворы,  и лавки, и анбары, и погребы каменныя
и соляныя варницы,  и торгуют всякими товары, и тем бо-
ярских и иных чинов людем и крестьяном те тяглыя дворы,
и лавки,  и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым
торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавка-
ми, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владе-
ти, и впередь ничьим людем и крестьяном, опричь госуда-
ревых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок,
и погребов,  и анбаров, и варниц ни у кого не покупати.
А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглыя
дворы,  или лавки,  и погребы, и анбары, и варницы, и у
них те дворы,  и лавки,  и погребы, и анбары, и варницы
взяти  на  государя безденежно,  да им же за то быти от
государя в великой опале и в торговой казни.           
   16. А будет кто торговые  и  посадские  люди  тяглые
свои дворы,  или лавки,  и анбары, и погребы, и варницы
напишут чьим- нибудь людем,  или крестьяном в  долгу  в
закладе до сроку,  и те свои тяглые дворы, или лавки, и
анбары, и погребы, и варницы просрочат, и тем людем ко-
му тяглые дворы,  или лавки, и анбары, и погребы, и со-
ляные варницы будут просрочаны, после сроку продати го-
сударевым тяглым же людем, а самим им в тех тяглых дво-
рех не жити,  и в лавках,  и в анбарех, и в погребах не
торговати, и в варницах соли не варити никоторыми делы.
А будут они после сроку в тех тяглых дворах учнут  сами
жити или в лавках, и в анбарех, и в погребах торговати,
и в соляных варницах соль варити,  и у них те дворы,  и
лавки,  и анбары,  и погребы, и соляныя варницы по тому
же взяти на государя безденежно.                       
17. А чьи крестьяне учнут к Москве и в городы приезжати
из уездов со всякими товары,  и им те товары  продавати
поволным торгом безпенно на гостине дворе,  и с возов и
стругов, а в рядех лавок не покупати и не наймывати.   
   18. А которые посадские розных сотен и слобод тяглые
люди взяты будут из закладчиков в тягло,  и те люди, из
за кого они будут взяты,  учнут на них бити челом госу-
дарю по кабалам, или по записям о заемных долгах, или о
ссуде, и по таким крепостям и по записям на тех заклад-
чиков тем людем, за кем они в закладе жили, суда не да-
вати, и те крепости имати у них в приказ, а им не отда-
вати.                                                  
   19. А  которые Московских слобод посадские люди ныне
живут в городех,  а городовые посадские люди  живут  на
Москве и в розных городех, и тем тяглым посадским людем
и впередь жити в тех местах, где они ожилися, а с Моск-
вы в городы постарине и из городов к Москве, и из горо-
да в город их посадских тяглых людей не переводити.    
   20. Да и тем всем посадским людем, которые живут ны-
не в городех за патриархом,  и за властьми, и за монас-
тыри, и за бояры, и за околничими, и за ближними и вся-
ких чинов людьми в слободах,  и тем всем быти в тех го-
родех в посаде, где кто ныне живет. А которые розвезены
в уезды,  в села и в деревни с посадов, и тех всех сыс-
кивая,  свозити на посады тех городов,  где кто  сыскан
будет.                                                 
   21. А  которые  посадские  люди давали дочерей своих
девок за водных за всяких людей,  и тех водных людей по
женам их в черныя слободы не имати.                    
   22. А которые водные люди поженилися на посадских на
тяглых вдовах,  и поженяся с  тягла  сошли,  а  прежние
мужья  тех их жон написаны в писцовых книгах на посадех
в тягле,  и тех людей, которые женилися тяглых людей на
женах,  имати на посад для того,  что они поженилися на
тяглых жонках, и шли к ним в домы.                     
   23. А которые посадские люди зятей своих приимали  в
домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем
их зятем жити в их домех,  по их живот и их кормити,  и
тем всем жити в тягле в сотнях и в слободах, а будет за
кого выдут, и их взята в посад.                        
   24. А которые посадские черные мастеровые люди сошли
с тяглых жеребьев, и живут на Москве во дворце и в руж-
ничье полате,  и в ыных розных приказех, и на тягле они
сами  были  и  тяглых отцов дети,  и будет о тех тяглых
мастеровых людех учнут государю бити челом сотенные лю-
ди,  чтобы их взята по прежнему в тягло, и о тех масте-
ровых людех до-                                        
кладывати государя  имянно,  как о тех мастеровых людех
государь укажет, а без Докладу их в сотни не отдавати. 
   25. А изо псарей тяглых людей самих  и  их  детей  в
тягло имати.                                           
   26. А которые московские и городовые тяглые люди са-
ми на тягле жили, и тяглых отцов дети, а стали в стрел-
цы своею охотою, а не неволею, и тех людей, которые бы-
ли на тягле,  и с ними двух сынов из стрелцов  взяти  в
тягло,  кто где жил, а третьяго сына, будет есть, оста-
вити в, стрелцах.                                      
   27. А которые московских и городовых посадских людей
дети  отходили  от тяглых людей и писалися в стрелецкую
службу, а у отца толко один сын, или два, и тех имати в
тягло,  а  будет  у  отца три сына,  а третей написан в
стредцы"и третьяго сына не имати, быта ему в стрелцах. 
   28. А которые московские и городовые посадские  люди
были в посадском тягле, и стали в пушкари и в затинщики
и в воротники и в кузнецы и в ыные во  всякие  чины,  и
тех, по сыску, всех имати в тягло.                     
   29. А  которые  московские и городовые тяглые люди в
прошлых годех стали в казаки, и служат с старопоместны-
ми казаки, и денежными оклады они верстаны, и кормы ме-
сечными устроены, и тех черных людей ис казаков не има-
ти, а быти им в службе попрежнему.                     
   30. А  которые московские и городские посадские чер-
ные люди, писалися в казаки внов после Смоленской служ-
бы,  а  под Смоленским не были,  и тем черным посадским
людем, по сыску, быти по прежнему в тягле.             
   31. А которые московские и городовые посадские  чер-
ные люди стали в салдаты,  а на тягле жили сами, и тяг-
лых отцов дети, и тех людей, по сыску, имати в тягло же
по прежнему.                                           
   32. А  которые московские и городовые посадские люди
стали в ямщики,  а на тягле они сами жили, и тяглых от-
цов дети, и тех по сыску, имати в тягло же по прежнему.
   33. А которые московские и городовые тяглые люди жи-
ли на тягле сами, или тяглых отцов дети, а были в поло-
ну в разных местех,  и тем жити,  где кто похочет,  для
того, что они от тягла свободилися полоном.            
   34. А которые городовые  торговые  люди  написаны  в
гостиную и суконную сотню,  и ведено им жити на Москве,
а те городовые торговые люди живут по городам на старых
своих дворех,  и торговыми всякими промыслы в тех горо-
дех торгуют, а тягла с тех своих дворов и с промыслов в
городех с посадскими людьми не платят, а тяглыми своими
дворы и промыслы владеют по прежнему,  и тем  городовым
тор-                                                   
говым людем,  которым ведено быти в гостиной и в сукон-
ной  сотне,  в  городех  тяглые свои дворы и с промыслы
продати тех же городов посадским тяглым людем,  а самим
жити  на Москве в гостиной и в суконной сотне,  А будет
они тех своих городских тяглых дворов и промыслов  про-
дати не похотят, и им с тех своих городских тяглых дво-
ров и с промыслов в городех з городскими  с  посадскими
людьми платити тягло по прежнему.                      
   35. А  у которых у приезжих у городовых тяглых людей
на Москве построены дворы и лавки,  и тем людем быти на
Москве в тягле,  в сотнях, а в городех им подати плати-
ти,  и рсякия службы служити с  тамошних  городских  их
торгов и промыслов.                                    
   36. А у которых приезжих городовых всяких торговых и
тяглых людей на Москве дворов своих нет,  а товары свои
привозят, и в лавках торгуют в наемных и в своих, и тем
людем впередь с товары своими приезжати на гостий  двор
и торговати на гостине дворе, а в рядех лавок не наймо-
вати,  и свои лавки тем людем,  у кого в которых  рядех
покуплены, продати государевым тяглым людем москвичям. 
   37. А будет чьи нибудь старинные,  или кабальные лю-
ди,  или крестьяне и бобыли,  которые за кем написаны в
писцовых  книгах,  бегаючи у кого женятся на Москве и в
городех у посадских людей, на дочерях на девках, или на
вдовах,  и таких беглых людей по крепостям,  а крестьян
по писцовым книгам с посадов отдавати з женами их  и  з
детьми тем людем, из за кого они збежат, а в посад их в
тягло по женам их не имати.                            
   38. А будет которого посадского человека дочь  девка
збежит,  и в бегах выдет замуж за чьего кабалного,  или
старинного человека, или за крестьянина, или за бобыля,
или кто посадского человека дочь девку,  или вдову под-
говорит,  и подговоря выдаст за своего  кабалного,  или
старинного человека, или за крестьянина, или за бобыля,
а отец тоя беглыя, или подговорныя девки, или вдовы уч-
нет  об  ней бити челом государю,  и по суду и по сыску
сыщется про то допряма, что та его дочь девка, или вдо-
ва збежала,  или подговорена, и ту посадскую девку, или
вдову с мужем ея и з дет-ми,  которых она детей  с  тем
своим мужем приживет, взяти в посад и велети мужу ея на
посаде жити в тягле.                                   
   39. А которые тяглые люди продают беломесцом  тяглыя
свои дворы,  а пишут вместо купчих закладные, и те свои
дворы просрочивают,  а те люди,  кому они те свои дворы
заложа  просрочат  обеливают,  и  черным людем в черных
сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест  нетяг-
лым                                                    
людем не закладывати и не продавати.  А  кто  продаст,,
или заложит белым людем тяглой двор, и те дворы имати и
отдавати безденежно в Сотни,  а по закладным у кого  те
дворы были заложены в денгах 0'тказывати.  А кто черные
люди те свои дворы продадут,  или заложат, и тех черных
людей за воровство бити кнутом.                        
   40. А  у  кого  всяких чинов у руских людей дворы на
Москве в Китае и в Белом и в Земляном  городе  в  заго-
родских слободах, и тех дворов и дворовых мест у руских
людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не
имати.  А которые немцы и их жены и дети у руских людей
дворы,  или места дворовые учнут покупати,  или по зак-
ладным  уч-нут  бити челом на руских людей,  и купчие и
закладные учнут приносити к записке в Земской приказ, и
тех купчих и закладных не записывати.  А будет кто рус-
кие люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя мес-
та продавати, и им за то от государя быти в опале. А на
которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те
керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном
городе на немецких дворех керкам не быти.  А быти им за
городом за Земляном, от церквей божиих в далных местех.

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама