Резкая активизация агрессивной милитаристской  поли-
тики  Вильгельма II перед первой мировой войной привела
к новому изменению политического  режима  в  стране,  к
введению новых репрессивных законов. В 1908 г. принима-
ется закон о союзах и  собраниях,  названный  в  народе
"исключительным законом против молодежи",  который зап-
рещал лицам до 18 лет участвовать в  политических  сою-
зах,  в антивоенной деятельности и пр. После объявления
войны сначала России,  затем - Франции,  в  1914  г.  в
Пруссии  и  других землях ужесточились нормы уголовного
права против  военнообязанных  и  военнослужащих,  были
введены осадное положение и военно-полевые суды,  сфера
действия которых расширилась за счет передачи им значи-
тельного  круга дел:  о сопротивлении властям,  о госу-
дарственной измене и других тяжких уголовных преступле-
ниях. Установилась жесткая военная цензура над прессой.
   Еще в  1912  г.  на  военном совете при кайзере было
принято решение об увеличении в ближайшие полтора  года
германской армии до 800 тыс.  человек. В 1913 г. воору-
женные силы Германии достигали уже  численности  в  666
тыс. человек. Вместе с перевооружением армии было нача-
то строительство нового военно-морского флота.  В  1914
г. был принят                                          
Закон о чрезвычайных полномочиях правительства,  давший
государственным  органам  право  контроля  над сырьем и
топливом,  его использованием  для  военных  нужд,  над
распределением  и выполнением правительственных военных
заказов.  В различных отраслях промышленности были соз-
даны военные комитеты, выполнявшие контрольные функции,
и пр.                                                  
   В 1916 году,  после назначения начальником генераль-
ного штаба фельдмаршала Гинденбурга (будущего президен-
та Германии) и его заместителем генерала Людендорфа,  в
условиях  усилившейся конкуренции гражданских и военных
властей,  когда монарх лишился фактически всяких реаль-
ных полномочий,  в Германии установилась фактически во-
енная диктатура.                                       
   Несмотря на экономические трудности, была разработа-
на новая гигантская программа вооружения армии, так на-
зываемая программа Гинденбурга,  осуществление  которой
должно  было  дать  Германии  военное превосходство над
странами Антанты и тем самым  обеспечить  ее  победу  в
войне. Проведение программы в жизнь вверялось специаль-
ному "военному управлению",  получившему неограниченные
права в области руководства промышленностью. Закон 1916
г.  "О вспомогательной службе Отечеству",  на основании
которого вводилась обязательная трудовая повинность для
мужчин от 16 до 60 лет,  а властям  предоставлено  было
право проводить принудительную мобилизацию населения на
любую работу,  завершил  процесс  полной  милитаризации
труда в Германии.                                      
   Лишь после  угрозы  тотального  поражения германской
армии в конце сентября  1918  г.  на  совещании  высших
представителей  военных  и  политических  кругов страны
Гинденбург и Людендорф поставили  вопрос  о  выходе  из
войны и немедленном заключении перемирия. Больше гряду-
щей "катастрофы на фронте" их страшило массовое антими-
литаристское, антивоенное движение, начавшееся в Герма-
нии, угроза народной революции. Чтобы предотвратить ее,
стала  проводиться политика "парламентаризации власти",
расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и
канцлера, установления контроля рейхстага над генераль-
ным штабом и пр.  С этой целью были приняты два консти-
туционных закона в конце октября 1918 г. Но спасти пра-
вящий режим уже не могла новая либерализация политичес-
кого режима.  В стране началась революция,  и Вильгельм
II вынужден был отречься от престола.                  
                                                       
Глава 5. Япония 
   Государственный строй  Японии  до  середины 60-х гг.
XIX в.  Постепенное становление буржуазного государства
в Японии,  начавшееся во второй половине XIX в., в ходе
которого абсолютистская монархия превращалась в дуалис-
тическую  монархию буржуазного типа,  не было связано в
Японии с победоносной буржуазной революцией.           
   Япония до XIX в.  была феодальной страной,  процессы
развития  которой  были в значительной мере заторможены
политикой "самоизоляции" прежде всего от "западных вар-
варов". Начиная с XV в. рост ремесла и торговли, разви-
тие городов приводят к созданию местных рынков, к окон-
чательному утверждению экономической и политической са-
мостоятельности владетельных  князей  -  представителей
крупных феодальных домов - даймё ("большое имя").  Вла-
дения даймё охватывали провинции или группу  провинций.
Они  лишь номинально признавали власть центрального во-
енно-олигархического правительства,  возглавляемого сё-
гуном ("великим полководцем"), представителем одного из
крупнейших и сильнейших феодальных домов.  Первый сёгу-
нат, приведший к фактическому отстранению от управления
японского императора,  который сохранял лишь  религиоз-
но-ритуальные функции, был установлен в Японии         
   еще в XII в.                                        
   Определенной централизации  государственной власти с
помощью военной силы добились лишь сёгуны  из  династии
Токугава,  в  период  третьего сёгуната (XVII-XIX вв.).
Тогда же наиболее законченные формы приобрело в  Японии
и сословное деление,  скрепленное законом и властью сё-
гуна,  выраженное  формулой   "си-но-ко-сё":   самураи,
крестьяне,  ремесленники,  торговцы.  Самурайское, дво-
рянское сословие - было неоднородным.  Высший слой фео-
дальных князей делился на 2 категории: фудай-даймё, за-
нимавших все административные посты при сёгуне,  в  том
числе  и  в его правительстве "бакуфу" ("военно-полевая
ставка"),  и тодзама-даймё - "внешние" князья,  отстра-
ненные от дел управления.                              
К высшему слою  самурайского  сословия  принадлежала  и
придворная  (при императоре) аристократия (кугэ),  пол-
ностью зависимая от сёгунской администрации, получавшая
от нее "рисовые пайки". За счет "рисовых пайков" жила и
основная масса служилого военного самурайства, входящая
в армию сёгуна или того или иного даймё. Самураи проти-
востояли трем низшим сословиям.  Только им принадлежало
право занимать административные посты,  государственные
и военные должности. Исключительно самурайским занятием
была военная служба.                                   
   В XVIII в., по мере развития ремесленного производс-
тва,  домашней мануфактурной промышленности, феодальное
сословие торговцев, занимающее самую низшую ступень фе-
одальной лестницы, начало играть все более важную роль.
Следствием  развития  товарно-денежных  отношений стало
разложение самурайского сословия,  подпадающего под все
большую зависимость от растущего торговоростовщического
капитала.  Крупнейший торговый дом Мицуи стал с XVII в.
финансовым агентом самого сёгуна,  а затем банкиром им-
ператора.                                              
   В результате обеднения даймё самураи потеряли  своих
покровителей,  а вместе с тем и "рисовые пайки", попол-
няя армию недовольных  правящим  режимом.  Недовольство
сёгуном,  ущемлявшим феодальную вольницу, зрело и среди
значительной части даймё.  Углубился с развитием товар-
но-денежных  отношений  и  процесс расслоения японского
крестьянства, беднейшая часть которого, задавленная тя-
желейшими арендными платежами, налогами, голодом, злоу-
потреблениями администрации, грабежом ростовщиков, ста-
новится  главной силой все более грозных народных,  так
называемых "рисовых бунтов".                           
   Восстановление императорской власти. 1868 г. ознаме-
новал начало важного переломного этапа в истории Япо-  
 нии. События этого года получили название "реставрации
Мэйдзи", или "Мэйдзи-Исин". Их первым политическим     
   ' Мэйдзи  -  "просвещенное  правление" - официальное
наименование годов правления японского императора Муцу-
хито  (1868-1912  гг.).  Введение одним из первых актов
нового  правительства  специального  летоисчисления  по
названиям  периодов правления того или иного императора
было предпринято для упрочения в глазах населения поли-
тической и религиозной императорской власти.           
                                                       
результатом стало  свержение  сёгуна  и  восстановление
власти  японского  императора в форме абсолютной монар-
хии.  Эти события не переросли в буржуазную революцию в
прямом смысле этого слова. В Японии в это время не было
ни буржуазии, ни иной политической силы, способной отс-
таивать цели буржуазной революции, в частности ликвида-
цию феодализма, абсолютистского режима и пр.           
   Требования "реставрации   Мэйдзи",   соответствующие
ранним этапам социальной,  буржуазной по своей сути ре-
волюции,  стали формой проявления феодального  национа-
лизма, усилившегося под прямым воздействием проникнове-
ния в Японию западного капитала.                       
   В 1865 году Англия и затем.  США,  стремящиеся "отк-
рыть" Японию,  превратить ее в форпост своей колониаль-
ной политики на Дальнем Востоке,  с  помощью  "политики
канонерок"  добиваются ратификации сёгуном неравноправ-
ных торговых договоров,  на основании  которых  "страна
заходящего  солнца" приравнивается в торговом отношении
к полуколониальному Китаю.                             
   Угроза потери своей независимости становится в  Япо-
нии ускоряющим импульсом национального движения, разви-
тие которого происходило по мере все большего осознания
правящими кругами,  самураями - "дворянскими революцио-
нерами" необходимости "возрождения и единства  страны",
создания  сильного централизованного государства,  спо-
собного обеспечить ее независимое,  самостоятельное су-
ществование.  Единственный  путь  к  этому - проведение
буржуазных по своему характеру реформ.                 
   Начавшаяся в Японии в конце 60-х  гг.  борьба  между
сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем,
проводить или не проводить реформы, настоятельная необ-
ходимость которых стала очевидной, а с тем - кто их бу-
дет проводить. Лозунги устранения власти сёгуна и восс-
тановления власти императора,  имеющей традиционное ре-
лигиозное обоснование,  становятся  той  общей  идейной
платформой,  на которой и происходит объединение рефор-
маторских сил. Показательна и религиозная окраска анти-
бакуфской идеологии: буддизму - религии сёгуна противо-
поставляется древняя религия японцев синто  -  обожест-
вляющая императора.                                    
   Дальновидные самурайские  круги видели в императорс-
ком престоле, в культе императора единственно надежную 
опору в  деле  консолидации японцев перед внешней угро-
зой. Не случайно именно в это время в Японии формирует-
ся "тэнноизм" (от слова тэнно - Сын Неба, древнего наз-
вания японского императора) как  сложное  многоплановое
явление,  получившее название "императорский путь", не-
сущее политический, идеологический, религиозный и миро-
воззренческий  смысл,  ставшее объединительным началом,
которое выработало у японцев особое чувство  националь-
ной общности.                                          
   Внедрение тэнноизма означало прямое нарушение японс-
кой религиозной традиции  веротерпимости  (японцы,  как
известно, поклонялись божествам различных религий). Ис-
пользуемый правящими кругами как  инструмент  идеологи-
ческого  завоевания  масс,  он служил не только решению
национальных задач Японии,  но и в силу своей  национа-
листической   направленности   последующей  агрессивной
внешней политике Японии.                               
   Переворот 1868 г.  в Японии носил мирный, бескровный
характер.  Он  был  осуществлен  без  непосредственного
участия народных масс.  Пик крестьянских выступлений  в
форме так называемых "рисовых бунтов" падает на 1866 г.
В 1867-1868 гг.  народный протест носил характер скорее
традиционных  для  Японии  ритуальных шествий и плясок,
которые часто инициируются  самими  правящими  кругами,
чтобы "выпустить пар" народного недовольства.          
   Последний сёгун Кейки сам отрекся от престола,  зая-
вив,  что единовластие является "необходимым условием в
сложившейся ситуации".  "Мимолетная гражданская война",
как ее называют  историки,  вылилась  лишь  в  короткое
столкновение самурайских армий из-за отказа сёгуна под-
чиниться императору,  политическая и военная  поддержка
которого  как  внутри,  так и вовне Японии ширилась изо
дня в день.  На стороне императора, например, выступали
почти полностью независимые даймё Юго-Западных княжеств
с их современными по тем временам вооружением и органи-
зацией войска.  Не было открытого военного столкновения
и с Англией и США.  Японские правящие круги под  дулами
западных  пушек  очень  скоро  отказались  от борьбы за
"изгнание варваров".  Невыгодна была дестабилизация по-
литической  обстановки  в  Японии  и  западным странам,
осознавшим на примере Китая пагубность,  разрушительную
силу  народных  восстаний,  и  в силу этого очень скоро
сменивших под-                                         
держку сёгуна  поддержкой императора.  Не случайно сами
реформы проводились при непосредственном  участии  бри-
танской миссии в Японии.                               
   Правящие круги Японии в ходе проведения реформ, сво-
еобразной "революции сверху",  решали,  таким  образом,
две  задачи  - общенациональную задачу защиты страны от
потери ею суверенитета и скорее  контрреволюционную  по
отношению к народному движению социальную задачу, целью
которой было перевести это движение из русла  революци-
онной борьбы в русло реформ.                           
   Буржуазные реформы  70-80-х  гг.  Перед новым прави-
тельством встала задача ускоренного укрепления страны в
экономическом и военном отношении, сформулированная ли-
дерами Мэйдзи в виде лозунга "создание богатой страны и
сильной  армии".  Важнейшим  шагом к осуществлению этой
политики была аграрная реформа 1872-1873  гг.,  которая
имела  далеко  идущие социальные последствия.  Реформа,
закрепившая новые, сложившиеся уже к тому времени позе-
мельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав
на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталисти-
ческую собственность, облагаемую единым поземельным на-
логом в пользу государственной казны.  Если  крестьяне,
наследственные  держатели земельных участков,  получали
их в  собственность,  то  крестьяне-арендаторы  никаких
собственнических  прав  на  землю  не приобрели.  Право
собственности на заложенную землю было признано за  те-
ми,  кому эта земля была заложена. У крестьян была изъ-
ята и общинная земля - луга,  леса,  пустоши.  Реформа,
таким образом,  способствовала сохранению кабальных ус-
ловий  земельной  аренды,  дальнейшему  обезземеливанию
крестьян, расширению землевладения так называемых новых
помещиков, которые скупили впоследствии и большую часть
общинной земли, объявленной по реформе государственной,
императорской собственностью.                          
   Одной из главных целей этой акции было получение го-
сударственной казной средств, необходимых для превраще-
ния Японии в "современное" государство,  для модерниза-
ции промышленности и укрепления армии.  Князьям сначала
была установлена высокая пенсия,  равная 10%  условного
валового  годового земельного дохода.  Затем эта пенсия
была капитализирована и князья получили  денежную  ком-
пенсацию за землю в виде правительственных процентных  
облигаций, с помощью которой японская знать в 80-х  гг.
стала обладательницей значительной доли банковского ка-
питала. Это способствовало впоследствии ее быстрому пе-
реходу  в  разряд верхушки торгово-финансовой и промыш-
ленной буржуазии.                                      
   Прежние удельные  княжества  были  реорганизованы  в
префектуры,   непосредственно  подчиненные  центральной
власти.  Вместе с феодальными правами на  землю  князья
окончательно  лишились на местах и политической власти.
Этому способствовала и  административная  реформа  1871
г.,  на основе которой в Японии было создано 50 крупных
префектур во главе с назначаемыми из центра префектами,
строго  отвечающими  за  свою деятельность перед прави-
тельством. Таким образом, ликвидировался феодальный се-
паратизм, завершалось государственное объединение стра-
ны,  являющееся одним из главных условий развития внут-
реннего капиталистического рынка.                      
   Аграрная реформа привела к укреплению позиций "новых
помещиков",  новой денежной знати, состоящей из ростов-
щиков,  рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажи-
точной сельской верхушки - госи, фактически сконцентри-
ровавших землю в своих руках.  В то же время она больно
ударила по интересам  мелких  землевладельцев-крестьян.
Высокий  поземельный  налог (отныне 80%  всех государс-
твенных доходных поступлений шло от поземельного  нало-
га, достигавшего часто половины урожая) привел к массо-
вому разорению крестьян,  к бурному росту общего  числа
крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рычагов
экономического принуждения'.                           
   Реформа имела  и  важные  политические  последствия.
Сохранявшееся  помещичье землевладение и японский абсо-
лютизм были взаимосвязаны. Помещичье землевладение мог-
ло оставаться нетронутым почти до середины XX в.,  даже
в условиях хронического  кризиса  сельского  хозяйства,
только  за  счет  прямой поддержки абсолютистским госу-
дарством.  В то же время "новые  помещики"  становились
неизменной опорой абсолютистского правительства.       
   Требования, продиктованные  угрозой  экспансии стран
Запада, нашедшие выражение в формуле "богатая страна,  
   1 Через несколько десятилетий число крестьян-аренда-
торов  Японии  достигло  70%  всего сельского населения
страны.                                                
                                                       
сильная армия", определили в значительной мере содержа-
ние и других реформ Мэйдзи, в частности военной, ликви-
дировавшей  старый  принцип отстранения низших сословий
от военной службы.                                     
   В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской по-
винности.  Его принятие стало прямым следствием, вопер-
вых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, про-
возглашения в 1871 г.  "равенства всех сословий".  Хотя
армия Японии создавалась по  европейскому  образцу,  ее
идеологическую  основу  составляла  средневековая саму-
райская мораль с культом императора  -  "живого  бога",
патернализмом ("офицер - отец солдат") и пр.           
   В 1872 году был принят также закон о ликвидации ста-
рых званий,  упрощавшее  сословное  деление  на  высшую
знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку);  все ос-
тальное население было отнесено  к  "простому  народу".
"Равенство сословий" не шло дальше военных целей,  раз-
решения смешанных браков, а также формального уравнения
в  правах  с  остальным  населением  касты  отверженных
("эта").  Офицерские должности и в новой армии  замеща-
лись самураями.  Воинская повинность не стала всеобщей,
от нее можно было откупиться.  Освобождались  также  от
воинской повинности чиновники, студенты (в основном де-
ти из состоятельных семей), крупные налогоплательщики. 
   Капиталистическому развитию страны способствовали  и
ликвидация всех ограничений на развитие торговли,  фео-
дальных цехов и гильдий,  тарифных барьеров между  про-
винциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были
введены свободное передвижение по стране,  а также сво-
бода выбора профессиональной деятельности.  Самураям, в
частности, было разрешено заниматься торговлей и ремес-
лом.  Кроме  того,  государство  всемерно стимулировало
развитие капиталистической промышленности, предоставляя
предпринимателям  займы,  субсидии,  налоговые  льготы,
вкладывая средства государственной казны в строительст-
во железных дорог, телеграфных линий, предприятий воен-
ной промышленности и пр.                               
   В общем русле революционных преобразований проходила
и реформа японской школы,  традиционной системы образо-
вания,  открывшая двери для достижений западной  науки.
Правительству Мэйдзи в этой сфере пришлось решать слож-
ную задачу. С одной стороны, для него было оче-        
видно, что без модернизации японской школы, образования
по западному образцу,  решить задачу создания богатого,
сильного государства невозможно,  с другой - чрезмерное
увлечение западными науками и идеями было чревато поте-
рей самобытной культуры,  распадом целостности  сложив-
шейся японской нации, основанной на скрепляющей ее тэн-
ноистской идеологии.                                   
   Заимствование чужеродных достижений культуры в  этой
связи  носило исключительно утилитарно-практический ха-
рактер и не затрагивало духовных  основ  японского  об-
щества.  Как  говорили тогда в Японии,  развитие страны
должно совмещать "японский дух и  европейские  знания".
Японский  дух  требовал  прежде всего воспитания в духе
синтоизма,  почитания "живого бога"  императора.  Чтобы
обеспечить господствующее положение синтоизма,  христи-
анство в 1873 г.  было запрещено,  буддизм поставлен  в
прямую зависимость от государственной религиозной идео-
логии.  В 1868 г. был принят указ о "единстве отправле-
ния ритуала и управления государством", создано по ста-
рому образцу "Управление по делам небесных и земных бо-
жеств" (Дзингикан).  В Японии стал закладываться, таким
образом,  тот специфический японский порядок, когда су-
губо  политические проблемы государства становились со-
держанием религиозных обрядов, ритуала.                
   Примером этому может служить знаменательное богослу-
жение  императора  в  1868  г.,  в ходе которого он дал
клятву перед синтоистскими божествами  "Неба  и  Земли"
создать  в будущем "широкое собрание" и решать все дела
"в соответствии  с  общественным  мнением",  искоренить
"плохие обычаи прошлого",  заимствовать знания "во всем
мире" и пр.                                            
   В 1869 году Дзингикан учреждает институт проповедни-
ков,  которые  должны  были распространять среди народа
тэнноистские принципы, положенные в основу династийного
культа "единства отправления ритуала и управления госу-
дарством".  В 1870 г. принимаются два новых императорс-
ких  указа о введении общенациональных богослужений,  а
также о пропаганде великого учения "тайкё" - доктрины о
божественном происхождении японского государства, став-
шего идеологическим оружием японского воинствующего на-
ционализма.                                            
   Явная противоречивость политики духовного воспитания
японцев и "заимствования знаний во всем мире", а       
также начавшееся  движение  под  лозунгом  "культуры  и
просвещения народа" заставило правительство  принять  в
1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабить давление
на буддизм, преобразовать "Управление по делам небесных
и земных божеств" в Министерство религиозного образова-
ния, чиновники которого стали называться не проповедни-
ками,  а "моральными инструкторами",  призванными расп-
ространять как религиозные, так и светские знания.     
   Закон о всеобщем образовании 1872  г.  не  привел  к
осуществлению  провозглашенного демагогического лозунга
"ни одного неграмотного",  так как обучение  оставалось
платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил це-
лям обеспечения развивающейся капиталистической промыш-
ленности и нового административного аппарата грамотными
людьми.                                                
   Борьба за демократизацию политического строя.  Обра-
зование  политических  партий  Японии.  В императорское
правительство Японии в 1868 г.  вошли даймё  и  самураи
ЮгоЗападных княжеств, сыгравшие важную роль в свержении
сёгуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тес-
но связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в
той или иной мере втянут в предпринимательскую деятель-
ность.                                                 
   У антибакуфских  социально-политических сил Японии с
самого начала не было конструктивной программы  перест-
ройки старого государственного аппарата и тем более его
демократизации.  В "Клятве", провозглашенной в 1868 г.,
император обещал "создание совещательного собрания",  а
также решение всех дел управления "согласно  обществен-
ному мнению", без указания конкретных сроков.          
   Последующие десятилетия  70-80-х  гг.  были отмечены
дальнейшим ростом политической активности различных со-
циальных слоев. На общем фоне широкого народного движе-
ния усиливаются оппозиционные настроения  среди  торго-
во-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступа-
ющих против засилия в государственном аппарате  прибли-
женной  к императору знати.  Политически активизируются
определенные круги помещиков и сельской богатой верхуш-
ки,  требующие снижения налогов,  гарантий предпринима-
тельской деятельности, участия в местном управлении.   
   Настроения протеста, выливающиеся в требования изме-
нения государственного управления и принятия консти-   
туции, приводят к объединению оппозиционных, демократи-
ческих течений в широкое "Движение за свободу и  народ-
ные права". Использование либеральной оппозицией укоре-
нившихся и доступных широким массам стереотипов религи-
озного сознания сделало это движение поистине массовым.
Лозунги движения основывались на центральном в японском
религиозном сознании понятии "Неба" как высшего начала,
способного наделить чем-то или погубить человека. Восп-
риняв  идеологию французских просветителей о естествен-
ных правах человека,  лидеры "Движения за свободу и на-
родные  права" искали ключ к пониманию ее сути в тради-
ционных понятиях. Естественные права человека при пере-
воде на японский трансформировались,  таким образом,  в
"права человека, дарованные Небом", а "свобода и народ-
ные права" соотносились с конфуцианским требованием ра-
зумности ("ри") и справедливости ("га").               
   Правительство ответило на требования конституционных
реформ репрессиями,  арестами, преследованиями прогрес-
сивной печати пр.  Вместе с тем перед угрозой  народных
выступлении  в  правительстве зреет понимание необходи-
мости компромисса с либеральной оппозицией.  В 1881  г.
император  издает указ о введении с 1890 г.  парламент-
ского правления.  В преддверии  конституционных  реформ
происходит  значительная  перестройка всей политической
системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция органи-
зационно  оформляется в политические партии.  В 1881 г.
была  создана  Либеральная  партия  (Дзиюто),   которая
представляла интересы помещиков, средних городских сло-
ев и сельской буржуазии.  К ним  примыкали  и  умеренно
настроенная  часть  крестьянства,  мелкие собственники.
Партия конституционных  реформ  (Кайсинто),  в  которую
вошли представители средних слоев,  буржуазии, интелли-
генции,  созданная в 1882 г.,  стала  другой  умеренной
партией оппозиции.                                     
   Политические программные  требования  у обеих партий
были почти одинаковы: введение парламентских форм прав-
ления,  политических  свобод,  местного самоуправления,
ликвидация монополии в управлении страной узкого  круга
бюрократии и самурайства. Они дополнялись экономически-
ми требованиями снижения налогов,  пересмотра неравноп-
равных договоров с западными странами, укрепления пози-
ций японской буржуазии за счет развития внешней торгов-
ли, проведения денежной реформы и пр. В рамках Либе-   
ральной партии формируется левое крыло,  ставящее своей
задачей  установление  республики,  лидеры  которого  в
1883- 1884 гг. возглавляют открытые антиправительствен-
ные выступления.  После начала работы парламента в 1890
г. партии Дзиюто и Кайсинто стали играть все более пас-
сивную роль в политической жизни страны. В 80-х гг. на-
чинает проявлять себя как самостоятельная социальная  и
политическая сила растущий рабочий класс Японии. Созда-
ются первые рабочие  организации,  в  рабочее  движение
проникают социалистические идеи.                       
   На требования  оппозиции правительство отвечает соз-
данием  правительственной  Конституционно-императорской
партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена
на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы
угодными  ему  рамками.  Требования этой партии не идут
дальше пожеланий "свободы слова и  печати  совместно  с
общественным спокойствием". Охранительным целям, наряду
с созданием правительственной партии,  служило и  пред-
конституционное законодательство.  Так, законом 1884 г.
в Японии на европейский манер  вводились  новые  титулы
знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов,
которым было предоставлено впоследствии право  формиро-
вать верхнюю палату японского парламента.              
   В 1885 году создаются отдельные министерства и каби-
нет министерств европейского образца,  ответственный  в
своей деятельности перед императором. В 1886 г. восста-
навливается в качестве совещательного органа при  импе-
раторе  ликвидированный  ранее Тайный совет.  В этом же
году вводится экзаменационная система назначений на чи-
новничьи  должности.  В 1888 г.  проводится новая адми-
нистративная реформа. В каждой префектуре создаются вы-
борные  органы  управления,  обладающие  совещательными
функциями, которые, в свою очередь, находятся под стро-
гим контролем министерства внутренних дел. Своеобразным
венцом этого законодательства стал полицейский закон об
охране  порядка,  принятый в 1887 г.  и закрепивший под
страхом суровых наказаний создание тайных обществ,  со-
зыв нелегальных собраний, издание нелегальной литерату-
ры.  Движение "за свободу и народные права" было  разг-
ромлено с помощью репрессивных мер.                    
   Конституция 1889 г. Во исполнение обещания император
"дарует" в 1889 г.  своим подданным Конституцию,  отме-
нить или изменить которую мог только он сам.           
Решающую роль в подготовке "Конституции великой  Японс-
кой  империи"  сыграл  глава Конституционного комитета,
будущий премьер-министр Японии  Хиробуми  Ито,  который
исходил  из  того,  что  так как в Японии не существует
"объединяющей религии", подобно западному христианству,
то  центром конституционного правления должна стать им-
ператорская династия,  олицетворявшая государство и на-
цию.                                                   
   Новая Конституция  (а также ее официальный коммента-
рий),  представляла собой умелое переложение принципов,
заимствованных  из западных конституций (и прежде всего
прусской Конституции 1850 г.),  на основополагающих на-
чалах  тэнноистской идеологии.  В этом заключалась суть
политического компромисса между  теориями  синтоистских
традиционалистов и сторонников западного конституциона-
лизма,  призванного прекратить  общественное  брожение,
вызванное движением за свободу и народные права".      
   Согласно ст.  1,  в  Японской империи царствует и ею
правит император,  принадлежащий к "единственной и неп-
рерывной во веки веков" династии.  Особа императора,  в
соответствии  с  "божественным"  законом,   объявлялась
"священной и неприкосновенной". Император как глава го-
сударства имел право объявлять войну и  мир,  заключать
договоры,  созывать и распускать парламент,  руководить
вооруженными силами,  жаловать дворянство и пр. Законо-
дательная власть, согласно Конституции, также вверялась
"императору и парламенту" (ст.  5). Император утверждал
законы и предписывал их исполнение.  На основании ст. 8
конституции  императорские  указы,  изданные  в  случае
"настоятельной  необходимости поддержания общественного
порядка",  во время перерывов в работе парламента имели
силу закона.  Эти указы и появлялись,  как правило,  во
время парламентских каникул,  которые длились 9 месяцев
в году.  Императору также принадлежало право введения в
стране осадного положения.                             
   Министры, как и  все  высшие  должностные  лица,  не
только назначались императором,  но и были ответственны
перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение
императору - сакральному центру конституционного поряд-
ка.  Сам же император был ответственен только перед Бо-
гом,  чему противоречило,  на первый взгляд, требование
Конституции осуществлять им свою власть "в соот-       
ветствии с Конституцией" (гл.  4). Видимость этого про-
тиворечия устранялась главным конституционным  постула-
том,  что сама конституция - "божественный дар" импера-
торского  самоограничения,  предоставления  императором
некоторых  прав парламенту,  правительству,  подданным.
Конституция и построена по  этой  концептуальной  схеме
самоограничения,  путем перечня прав парламента, прави-
тельства, а также прав и свобод подданных.             
   В комментариях к конституции Ито, провозглашая импе-
ратора священным центром нового конституционного поряд-
ка,  подчеркивал, что конституция - его "благожелатель-
ный и милосердный дар". Касаясь вопроса ответственности
министров перед императором, а не перед парламентом, он
рассматривал  деятельность самого парламента как служе-
ние императору путем "внесения своей доли в гармоничное
осуществление уникального государства - семьи", во гла-
ве которой и стоит император.                          
   Парламент, наделенный по конституции законодательны-
ми правами, состоял из двух палат: палаты пэров и пала-
ты представителей.  Каждая палата имела право выступать
с представлениями правительству, "касающимися законов и
другого рода предметов", но ст. 71 Конституции запреща-
ла  парламенту какие-либо обсуждения относительно изме-
нений в статусе императорского дома. Для решения вопро-
сов  в палатах требовалось абсолютное большинство голо-
сов.                                                   
   По избирательному закону 1890 г. нижняя палата изби-
ралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза,
а также имущественного ценза (15 иен прямого налога)  и
ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не
получили избирательных прав.  Избирательным правом, та-
ким образом,  пользовалась незначительная часть населе-
ния Японии, около 1%. Членами верхней палаты были прин-
цы   крови,  представители  титулованной  аристократии,
крупные налогоплательщики и лица,  имеющие "особые зас-
луги" перед императором.  Срок полномочий нижней палаты
определялся в 4 года,  верхней - в 7 лет. Министры были
призваны  лишь  "подавать совет императору".  Института
"вотум недоверия" Конституция не знала.                
   Парламентский контроль выражался только в праве зап-
роса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом
министры могли уклоняться от ответа на запрос, кото-   
рый мог быть отнесен к разряду "секретных".  Отсутство-
вал  фактически  у  японского парламента и такой мощный
рычаг давления на правительство,  как контроль над  фи-
нансами  так как конституция не предусматривала ежегод-
ного парламентского вотирования бюджета.  В случае отк-
лонения  бюджета парламентом правительство могло приме-
нить бюджет предыдущего года.  Кроме того, ст. 68 Конс-
титуции предусматривала постоянный расходный фонд,  ут-
верждаемый на несколько лет,  а  также  денежные  суммы
"для  осуществления правомочий самого императора" и для
расходов,  "связанных с обязательствами правительства".
Расходы  правительства  без  согласия  парламента могли
быть узаконены и самим императором.                    
   В Конституции нашла отражение относительно самостоя-
тельная роль военщины,  правящей монархической бюрокра-
тии, - двуединой силы, ставшей со времен буржуазных ре-
форм   активным  проводником  интересов  господствующих
классов:  полуфеодальных помещиков и крепнущей  монопо-
листической буржуазии.  Это выражалось,  в частности, в
особом, привилегированном положении таких звеньев госу-
дарственного аппарата,  как Тайный совет,  Генро (совет
старейшин),  Министерство двора, в ведении которого на-
ходились огромные земельные владения императора, а так-
же руководящей верхушкой армии. Тайный совет, состоящий
из президента,  вице-президента и 25 советников, назна-
чался императором из высших военно-бюрократических кру-
гов. Он был независим как от парламента, так и от каби-
нета министров.  Ему предписывалось по ст. 56 Конститу-
ции  обсуждать государственные дела по запросам импера-
тора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в
государстве  должно было согласовываться с членами Тай-
ного совета,  от него же исходило одобрение императорс-
ких указов и назначений.  Внеконституционный орган Ген-
ро,  оказывавший решающее влияние на политику страны  в
течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои
места представителей  знати  бывших  Юго-Западных  кня-
жеств.                                                 
   В 1889  году  император установил,  что все наиболее
значимые вопросы,  относящиеся к армии и флоту, началь-
ники соответствующих штабов докладывают ему, минуя пра-
вительство, даже военного и морского министров. Военщи-
на могла тем самым влиять на решение императора о заме-
щении двух главнейших постов в правительстве - военного
 и морского министров,предрешая тем самым вопрос не толь-
ко о составе правительства,  но и его политике. Это по-
ложение в 1895 г. было законодательно закреплено. Посты
военного и морского министров могли замещать лишь воен-
ные, находящиеся на действительной военной службе.     
   Специальный раздел Конституции был посвящен правам и
обязанностям японских подданных (платить налоги и нести
военную службу),  которые отождествлялись с  их  долгом
перед  "божественным" императором.  Среди прав и свобод
японских подданных названы свобода выбора  местожитель-
ства,  перемещения,  свобода  от  произвольных арестов,
слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, сою-
зов.  Но  все  эти свободы допускались в "установленных
законом пределах".                                     
   Сугубо формальный характер этих прав и  свобод  осо-
бенно  ярко проявился в отношении свободы вероисповеда-
ния,  затрагивающей самую чувствительную сторону японс-
кого мировоззрения. Требование отделения религии от го-
сударства,  признания свободы вероисповедания все  нас-
тойчивее  стали  звучать  еще в период,  предшествующий
принятию конституции,  по мере того, как идеи свободы и
равенства  овладевали умами наиболее образованных слоев
общества.  Под влиянием этих требований в 1877 г.  было
ликвидировано Министерство религиозного образования.   
   Пересматривая в очередной раз свою религиозную поли-
тику,  правительство в 1882 г.  предприняло  хитроумный
ход. Формально провозгласив "свободу религии", оно объ-
явило синтоизм не религией, а государственным ритуалом.
В  связи  с  этим всем синтоистским священникам импера-
торских и государственных святилищ было  запрещено  со-
вершать религиозные обряды и проповеди. Они должны были
отправлять  лишь  государственные  ритуалы,   верховным
блюстителем  которых в качестве главного священнослужи-
теля становился сам император,  что лишь усиливало  его
религиозный авторитет. Синтоизм, таким образом, превра-
щался в некую "сверхрелигию",  непосредственно включен-
ную в государственную систему.                         
   Сознательному восприятию  индивидуальных прав и сво-
бод препятствовало и целенаправленное внедрение властя-
ми в общественное сознание принципа "священной японской
национальной общности" ("кокутай"),  идеи,  четко выра-
женной Ито, что "отношения между властями и поддан-    
ными были изначально определены при основании японского
государства".                                          
   Формальное закрепление     буржуазно-демократических
прав  и свобод не могло изменить сугубо консервативного
характера Конституции 1889 г., но Конституция стала оп-
ределенным шагом вперед по пути крайне ограниченной де-
мократизации японского общества.  Вместе с утверждением
представительного органа,  провозглашением буржуазноде-
мократических прав и свобод она способствовала  станов-
лению фактически новой переходной формы японского госу-
дарства от абсолютной к дуалистической монархии, в рам-
ках которой в последующие десятилетия не только консер-
вировались феодальные пережитки, но и происходило стре-
мительное развитие японского капитализма.              
   Создание судебной системы. Конституция 1889 г. опре-
делила лишь общие принципы будущей перестройки судов  в
Японии,  формально  установив несменяемость и независи-
мость судей,  деятельность которых  осуществлялась  "от
имени императора и согласно законам". Компетенция общих
судов была ограничена, они не могли рассматривать жало-
бы  на  действия  администрации.  Статья 60 Конституции
предусматривала создание особых,  административных  су-
дов, деятельность чиновников была выведена за рамки су-
дебного контроля. Право амнистии, согласно ст. 16 Конс-
титуции,  принадлежало императору,  так же как и замена
наказания по суду.                                     
   Старая судебная система и судопроизводство в  Японии
перестраивались  медленно.  Еще до принятия конституции
японскими политическими деятелями, юристами было прове-
дено широкое изучение судебных и правовых систем запад-
ных стран. Этому способствовала деятельность вновь соз-
данных таких научных центров, как Франко-правовая школа
(1879),  Профессиональная правовая школа Мэйдзи (1881),
Английская школа права (1885) и пр.                    
   С 1872  года  в суды стали допускаться представители
прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских
дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена
кровная месть.  В 1874 г.  ограничиваются, а затем пол-
ностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве. 
   В 1890  году  на  основе Закона об организации судов
происходит упорядочение судебной системы Японии, созда-
ются местные окружные, апелляционные судебные инстан-  
ции. Из судей апелляционных судов и Большого суда  пра-
восудия образовались коллегии административных судов.  
   Закон в соответствии с конституцией формально закре-
пил принцип несменяемости и независимости  судей,  пре-
дусмотрев возможность смещения, понижения судьи в долж-
ности только в случаях привлечения его к уголовной  от-
ветственности или наказания в дисциплинарном порядке. С
этой целью в этом же году был принят Закон о  дисципли-
нарной  ответственности судей.  Непосредственные рычаги
давления на судей сохранялись у министра юстиции, обес-
печивающего  общий  административный надзор за японским
правосудием,  обладающего правом  выдвижения  судей  на
высшие судебные и административные посты.              
   Для замещения должности судьи,  согласно Закону 1890
г.,  требовались юридические знания и  профессиональный
опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие
экзамены и успешно прошедшие испытательный срок  службы
в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.       
   Законом 1890  г.  предусматривалось  также  создание
Высшего публичного департамента прокуратуры  со  штатом
местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации.
К прокурорам предъявлялись те же квалификационные  тре-
бования,  что и к судьям,  на них также распространялся
контроль министра юстиции,  которому принадлежало право
давать указания прокурорам по тем или иным судебным де-
лам.                                                   
   В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты
стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус на-
ходился под жестким контролем как министра юстиции, так
и прокуратуры.  Адвокаты также подпадали под юрисдикцию
дисциплинарных судов.  Право привлекать их к  дисципли-
нарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмот-
ря на все эти нововведения, "правоохранительная" систе-
ма  Японии  еще долго оставалась репрессивным придатком
имперской власти.                                      
   Государство Японии после принятия Конституции. Эпоха
промышленного развития в Японии почти полностью совпала
со временем перехода к крупному корпоративному  капита-
лизму.  Этому  способствовала целенаправленная политика
абсолютистского государства,  осуществление им  широких
экономических  и  военных функций.  В целях преодоления
технического и военного отставания от передовых        
капиталистических государств  японское  государство  не
только всемерно стимулировало развитие частного капита-
листического  предпринимательства,  но  и  само активно
участвовало в промышленном строительстве, широко субси-
дируемом за счет налоговых поступлений. Государственной
казной финансировалось строительство большого числа во-
енных  предприятий,  железных дорог и пр.  Промышленным
строительством руководило созданное в  1870  г.  минис-
терство промышленности.                                

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама