207. А будет кто кому учинит какое насильство, или бой или раны, или какие нибудь убытки и обиды, и будут на него в том челобитчики, и с суда про то его наеиль- ство сыщется допряма, а он в том в ыску не розделався умрет, а после его останутся вотчины или животы, а в тех его вотчинах и животах будут жена и дети, и исцом велеть иск их доправити того умершаго на жене и на де- тех. 208. А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе из своего хлеба, или с неко- шеных лугов чьи лошади, или иную какую животину: и ему про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та жи- вотина, чтобы он, пришед с сторонними людьми, досмотрил потравленого его хлеба, или лугов. Да будет тот чело- век, чья та животина, пришед к нему с сторонними людь- ми, потравленого его хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленой хлеб или траву ему заплатит, и ему ту животину, которою он ис того своего хлеба, или с лугов загонит, отдать тому, чья та животина, все вцеле. А бу- дет тот, чья та животина, на досмотр потравленого хлеба или лугов не пойдет, и ему животину его держати у себя, а на него в потравленом хлебе и в лугах бити челом го- сударю и искати судом. Да будет с суда про то сыщется допряма, что его хлеб или дуги потравлены тою животи- ною, которую животину он к себе загнал, и на том, чья та животина, велети ему тот потравленой его хлеб и ду- ги, сметя по сыску, доправити сполна; да ему же велеть на том, чья та животина, доправити той живо- тины прокорм сметя же, да на том же виноватом велети за его насильство доправити с суднаго дела государевы пош- лины вдвое. 209. А будет кто чюжую животину загнав к себе на двор или своего хлеба, или с лугов учнет держати в за- поре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на него челобитчики и с суда про то сыщется допряма, и за ту животину, которую он уморит, велеть на нем допра- вити цену по указной цене, и отдати исцу. А будет у ис- ца та лошадь, или ину какую животину напередь того кто торговал, и давал денег больши того, а сыщется про то допряма же, и ему за ту умершую лошадь, или за иную жи- вотину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену, что купцы давали. 210. А будет кто чье стадо конское или иные животины с своея, или с чюжия земли взгонит к себе на двор на- сильством безвинно, и в том на него будут челобитчики, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что он то стадо загнал к себе на двор напрасно, и ему то конское стадо, или иные животины велеть отдати исцу все в целе. А будет он которую животину уморит голодом, или убьет, и на нем за ту животину велеть доправити указную цену вдвое, и отдати исцу против того же, как о том писано выше сего. Да на нем же велеть за его насильство допра- вити с суднаго дела государевы пошлины вдвое 211. А будет кто похочет чюжею землею завладети на- сильством, и для того ту чюжую землю хлебом посеет, и учнет ту землю называти своею землею и в том на него будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, что он ту чюжую землю хлебом посеял насильством для того, чтобы ему тою землею завладети, и тот весь хлеб, сколь- ко на той земле будет посеяно, отдати тому, чья земля. А будет он тот хлеб за челобитьем на той чюжой земле погноит, или животиною потравит, или пожав к себе све- зет, и на нем велети тот хлеб за насильство сметя доп- равити вдвое, и доправя отдать исцу, да на нем же веле- ти за то его насильство доправити с суднаго дела госу- даревы пошлины вдвое. 212. А будет кто посеет хлеб на своей земле, а иной учнет у него в тот его хлеб и в землю въступатися нап- расно, и с суда про то сыщется допряма, и на таком исце за ложное челобитье велеть с судного дела государевы пошлины доправити по тому же въдвое. 213. А будет кто у кого и насильством землю хлебом посеет, и ему земли искати судом, а собою не управлива- тися, и хлеба с поля без указу не свозити, и животиною не толочити и не травити. 214. А будет у кого нибудь в вотчинных или в поместных угодьях будут бобровые гоны, а с ыными вотчинами и с поместными угодьи те бобровые гоны будут смежны, и тех смежных угодей помещиком и вотчинником ис тех бобровых гонов бобров отгонять не велети ни которыми делы. А бу- дет те смежные помещики, или вотчинники сами, или люди и крестьяне их ис чьих угодей бобры чем отпужают, или бобры насильством побьют, или покрадут, и в том на них будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, и на них велети исцом за те бобры доправити денги по указной цене. А будет бобры ис чьего угодья выдут в ыное чье угодье, и учнут водится в новом месте, а ста- рое гнездо покинут: и тем бобровым угодьям владети то- му, в чьем угодье учнут они внове водится, а прежняго угодья помещику или вотчиннику до того нового бобрового гнезда дела нет. 215. А будет кто в чьем угодье насильством хмель по- щиплет, и хмелник высечет, а с суда сыщется про то доп- ряма, и на нем исцу велеть иск доправити по сыску про- тив исковой челобитной. 216. А кто зделает в своем угодье птичью приваду, и у той привады птиц прикормит, а иной кто по недружбе ту птичью приваду испортит, и птиц от той привады отгонит, или у той привады учнет птицы ловити насильством, или учнет стреляти, а тот, чья та привада, учнет на него бити челом государю, и с суда сыщется про то его на- сильство допряма, и на нем велети исцов иск доправити по сыску, и отдати исцу. 217. А будет кто такую птичью чюжую приваду испор- тит, измажет дехтем, или чесноком, или иным чем нибудь, и тем птиц от тоя привады отгонит, или кто тетеривиной шатер, или куропотную сетку украдет, и в том на него будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, и на нем за то доправить исцу за шатер тетеривиной три рубли, а за куропотную сеть рубль. А за то, что он ту птичью приваду испортит, учинить ему наказанье, бить батоги нещадно, чтобы ему и иным таким неповадно было впредь так делать. 218. А будет кто в чюжом же угодье испортит бортное дерево, корень подсечет или подожжет, или каким нибудь обычаем какую поруху учинит нарочно, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что он та- кое дело учинил, и за насильство на нем по суду и по сыску доправить за бортное дерево со пчелами три рубли, а безо пчел, в котором дереве напереть того пчелы были, полътора рубли, в котором дереве борть была зделана, а пчел не бывало, и за то дватцеть пять алтын, за кряжь невыделаной по двенатцати алтын по три денги, сколько их ни испортит. 219. А будет кто у кого пчелы выдерет, а бортей не ис- портит, и на нем за всякие пчелы доправити по полутора рубли. А будет кто у кого в дому, или во пчельнике, или в лесу покрадет ульи со пчелами, и сыщется про то доп- ряма, и на нем доправити за всякой улей по три рубли, да ему же за то учинити жестокое наказанье, бити кну- том. А будет кто в чьем лесу умыслом подсечет дуплястое дерево со пчелами и мед из того дерева выдерет, и на нем за то доправити шесть Рублев, и отдати исцу. 220. А будет кто помещик, или вотчинник в чьем угодье на-сильством посечет лес, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что он такое насилство учинил, и на нем велети исцу за посече- ной лес доправити денги по указной цене. 221. А будет кто у кого в саду с яблоней яблоки ощиплет насильством, или ночью покрадет, и в том на не- го будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, и на нем взяти исцу убытки по его скаске. А будет кто у кого в саду какое дерево ссечет насильством или укра- дет, а с суда про то сыщется допряма, и на нем за вся- кое дерево доправити по три рубли. 222. А будет кто у кого в огороде какой овощ насиль- ством пограбит или покрадет, а сыщется про то допряма, и на нем за такой овощ велети исцу доправити денги, сметя по овощю, да ему же за насильство или за кражу учинити наказанье смотря по делу. 223. А будет кто по недружбе учнет в чьем лесу на станех огонь класти, и от того в том лесу учинится по- жар, или в чьем лесу пожар учинится от конских, или иные животины от пастухов небереженьем, и таким пожаром учинят поруху бортному деревью и пчелам, и зверь и пти- цы ис того лесу тем пожаром отгонят, и в том на них бу- дут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что такой пожар от кого учинится нарошным делом, или Пасту- ховым набережением, и на тех людех за такое пожарное разорение взята пеня, что государь укажет, а исцу веле- ти на них доправити убытки по сыску. А будет от кого такое дело учинится без хитрости, и на нем пени и исцо- ва иску не имати. 224. А будет кто учнет на нивах своих жечь солому, или на лугах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чюжие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскати. Да будет по сыску объ- явится, что он учинил хитростию, пустил огонь по ветру, и чюжие нивы или огорода не отнял своею леностию, а от- нята было мощно, и на нем исцам убытки их велеть допра- вити по сыску. 225. А будет по сыску такое пожжение учинится без хи- трости, что свои нивы или траву зажег в тихое время, а после того огонь разжегся от ветру, а ветр пришол бу- рею, или вихром вскоре, и за такое пожжение на ответчи- ках исцовых исков не правити потому, что такое запале- ние учинится изволением божиим, а не ответчиковым умыш- ленном. 226. А будет у кого загорится двор ненарошным делом, и от того и иных людей дворы погорят, и на том, чей двор наперед загорится, никому ничего не правити пото- му, что дому его запаление учинилося не по его умышле- нию. 227. А будет кто у кого учнет стояти на дворе из найму, а в договоре у него будет, что ему того двора не зажечь, и от огня беречь, а после того тому двору учи- нится запаление его небереженьем, и тот двор згорит, и на нем за тот двор тому, у кого он тот двор наймет, взяти цену, чего тот двор стоил. 228. А будет кто некия ради вражды, или разграбления зажжет у кого двор, и после того он будет изымай, и сы- щется про то допряма, что пожар он учинил нарочным де- лом, и такова зажигалщика казнити зжечь. 229. А будет кто к кому нибудь приставит в деревенс- кой в какой нибудь обиде, а учинили де те обиду люди, или крестьяне того, к кому приставит в беглых людях и крестьянех, и тот к кому в таком деле кто приставит, учнет бити челом, что люди его и крестьяне такую обиду учинили ли, и беглые люди и крестьяне в поместье его или в вотчине есть ли, про то ему неведомо, и чтобы ему в том деле дата сроку до тех мест, покаместа он про то дело проведает. И таким челобитчиком в таких делех для проведывания давати поверстной срок по указу, и давати их на поруки з записми в том, что им про ту обиду про- ведывати, и на тот срок стати к суду. А будет он на тот срок к суду не станет, и его тем не винити, а велети его сыскивати порутчиком его, и в том по тех порутчиках взяти поручная запись, что им его к ответу поставили вскоре. А покамест они того ответчика сыщут, и исцу ве- лети на них взяти проести и волокиты по гривне на день. А будет те порутчики учнут бити челом государю по того ответчика о грамоте, или о приставе: и им по того ответчика дата государева грамота, или пристава с по- верстным же сроком, а покамест они его поставят, и на них велети правити проести и волокиты по гривне же на день. А будет те порутчики того ответчика на тот срок, которой в государево грамоте будет написан, не поста- вят, и учнут бити челом государю о другом поверстном сроке, и им и другой поверстной срок дати, а исцу веле- ти на них доправити проести и волокиты до тех мест, как они того ответчика поставят, по гривне же на день. А будет те порутчики того ответчика и на другой поверстной срок не поставят, и того ответчика в ысцове иску обвинить без суда, и велети исцов иск доправи-ти на порутчиках его и отдати исцу. 230. А промеж сел и деревень вотчинником и помещиком велети городьба городити пополам. А будет чьею городь- бою в поле войдет какая животина, и от той животины хлебу учинится потрава и толока, и тот потравленой и вытолоченой хлеб велети платити исцом тому, чьею го- родьбою в поле животина войдет. А у кого у помещиков, или у вотчинников будут отхожие луги, а к тем лугам придет чья пашенная земля, и в тех местех меж лугов и пашни городьба городити тому, чья будет пашня. А будет тою его городьбою выдет на те луги его, или иного кого животина, и тот луг та животина вытолочит, и тое толоку платити тому, чья будет городьба. 231. А будет кто нибудь на государево или на вотчин- нико-ве или на помещикове земле писцовую межу испортит и столбы вымечет, или грани высечет, или ямы заровняет, или землю перепашет, а по суду и по сыску про то сыщет- ся допряма, и тех людей на спорных межах бити кнутьем нещадно, и бив кнутом, вкинута в тюрму на неделю, а ис- цу велети на нем взята за всякую грань по пяти рублев, и велети межи и грани зделати и ямы выкопати попрежне- му. А будет такое дело учинят крестьяне меж себя в од- ной волости, или в селе, и им за то по тому же учинити наказание, бити их кнутьем же, а межу и грань велеть зделати попрежнему. 232. А будет про такое дело сыскати будет нечем, и в том учинити вера, крестное целование. И будет в том де- ле крест поцелует истец, и ему велети на ответчике за всякую грань доправити по пяти рублев, а наказания ему не чинити, а грани и всякия признаки учинити попрежне- му. 233. А будет кто у кого насильством отымет землю или межи или грани переделает, а сыщется про то допряма, и у того, кто так учинит, та чюжая земля взяв отдати то- му, у кого отнял, да на нем же доправити владенье по государеву указу, а за насильство учинити наказание, что государь укажет. 234. А будет где межи и грани заросли, и доведется их подновити, и о том учнет том, чьи те межи и грани, бити челом государю, и потому его челобитью к тем за- рослым межам и гранем послати дворянина добра, и велети те межи и грани подновити с старожильцы и со окольними людьми при обеих помещиках и при вотчинниках, меж чьими землями те межи и грани учинены, и велети те межи и грани написати в книге. А старых признак на тех межах портить не велети, чтобы впредь о том у помещиков и у вотчинников никакова спору не было. 235. А будет государевых дворцовых сел и черных воло стей у крестьян земля будет смежна с патриаршими или с митрополичи, и с орхиепископли и епископли, и с монас- тырскими, или с поместными, и с вотчинными землями, и в таких смежных землях учинится спор, и про такия спорныя земли сыскивати писцовыми и дозорными и отделными кни- гами, и всякими крепостьми и старожилцы и окольными всякими людьми, на которых учнут слатися дворцовых сел и черных волостей крестьяне и вотчинники и помещики, и по сыску в таких спорных землях указ чинити, розводити те спорные земли с старожилцы по старым межам и гра- ням... 236. А будет в таких спорных землях зачем указ учи- нити будет не мощно, и на таких спорных землях исцу с ответчиком учинити вера, образное хожение, а со образом велети итти тому, кому в суде дано будет на душю. 237. А будет на которых спорных землях будут старо- жилцы с обе стороны, и учинится у тех старожилцов про- меж собою спор, одне старожилцы станут правити исца, а другие старожилцы станут Правити ответчика, и на той спорной земле исцу с ответчиком дати жеребей, кому из них и против которыя старожилцовы скаски спорная земля с образом отвести, да кому вымется жеребей и тому та спорная земля с образом и отвести. 238. А будет кто помещик, или вотчинник похочет у себя в поместье или в вотчине на реке плотину зделати, и мелницу устроити вново, а береги оба тое реки будут его, а выше тое плотины у иных помещиков и у вотчинни- ков на той же реке старых мелниц и пашенных земель и сенных покосов блиско берегов тое мелницы не будет, или и будет, да от тое новыя запрудные воды тем верхним мелницам и пашням и сенным покосом никаким порухи не будет, и ему та мелница вново строити вольно. А будет на той же реке выше того у кого у иного уст- роены мелницы изстари, или блиско берегов тое реки по- дошли чьи пашенныя земли, или сенныя покосы, а от тое его новозапрудной воды тем прежним мелницам и пашням и сенным покосам будет поруха, и ему на той реке вново плотины не делати, и мелницы не строити. А будет он на том месте мельницу устроит насильством, и запрудною во- дою чьи верхние мелницы, или пашни, или сенные покосы потопит, и от того его насильства учинятся кому какие убытки, и в том на него будут челобитчики и с суда сы- щется про то допряма, и ему велети воду опустити, чтобы верхним мелницам и пашням, и сенным покосам порухи не было. А что он кому тою новою мельницей учинит каких убытков, и те убытки по сыску велети на нем доправити, и бтдати исцом сполна. А будет от тоя мелницы плотину приведет к чюже- му берегу, и будут на него о том челобитчики же, и ему велети тое плотину от чюжаго берегу отрыти, и впредь ему плотины к чюжему берегу делати не велети. 239. А будет у кого бортныя ухожъи, или рыбные лов- ли, озера, или сенные покосы в государево, или в поме- щикове, или в вотчинникове лесу, и тем людем теми свои- ми бортными ухожъи, и озеры, и сенными покосы владети по старым межам, и сенных покосов за межею вново на чю- жей земле не прибавливати. А будет те старые сенные по- косы лесом заросли, и им те сенные покосы росчищати в своих межах, а за межами отнюд на чюжей земле лесу не росчищати, и сенных покосов не прибавливати. А будет в том лесу бортное его дерево повалится со пчелами, или безо пчел, и похочет он ис того дерева пчелы или улей безо пчел высечи, и ему те пчелы с ульем из лесу вывес- ти вольно, а верховья и коренья оставити в лесу тому, чей тот лес, а бревен никаких, ни дров ис того чюжаго лесу не возити ни которыми делы, и в тот чюжой лес не вступатся, и своим лесом не на-зывати. Такоже и тем лю- дем, чей тот лес, чюжим бортным ухижъем, и рыбными лов- лями, и сенными покосами, на-сильством не владети, и в те угодья не вступатся никоторыми делы. 240. А будет те люди, чей лес, похотят тот лес рос- чищати, и им росчищаючи тот лес, бортному деревъю нико- торыя порухи не учинити. А будет кто лес росчищаючи, чюжое бортное дерево со пчелами, или безо пчол обсечет, или огнем обожжет, или будет кто чюжое бортное дерево у себя на поле на пашне сохою подпашет, и тем бортным де- ревьям поруху учинит, и в том на них будут челобитьчи- ки, и с суда сыщется про то допряма, и на них велеть за то бортное деревье доправити указная цена и отдать ис- цом. 241. А будет кто свой лес весь росчистит и роспашет, а в том его лесу будут чюжие озера и сенные покосы, и ему в те чюжия озера и в сенныя покосы по тому же не вступатися никоторыми делы, и тех людей, чьи те озера, или сенныя покосы, от тех озер и от сенных покосов не отбивать, и дорога им к тем угодьям дать. А тем людем, чьи те угодья будут, ходя к тем своим угодьям, пашни, и сенных покосов не топтати и никоторых убытков не. чини- ти. 242. В будет кто в своем лесу чюжия озера выловит, или сенныя покосы покосит насильством, и в том на него будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, и на нем велети исцу убытки доправити по сыску. 243. У которых вотчинников и у помещиков по писцовым книгам будут бортные их ухожъи на их на поместных и на вотчинных землях, или у них по писцовым же книгам будут поверстные леса в их межах и в гранях, и тем вотчинни- ком и помещиком те свои бортные ухожъи и поверстные ле- са в своих межах и гранях, которыя межи и грани написа- ны будут в писцовых книгах, вольно росчищати в пашню и в сенныя покосы, и села и деревни ставити. 244. А будет кто на ком учнет искати вотчины, или двора, или лавки, или мелницы, или иного чего вотчинно- го, или поместнаго строения, и ответчик засудяся с ыс- цом, и. не дож-дався по судному делу указу, то, чего на нем истец искал, кому продаст, или заложит, а по суду и по сыску доведется его в том обвинити, и у того, кому он что продаст, взяти и отдати исцу, а тому, кто у него то купил, указати на нем по купчей и по закладной цене назадь деньги. А будет в таком иску доведется по суду и по сыску ответчика оправити, а исца обвинити, и у купца того, что ему ответчик продаст, или заложит, не отъима- ти. 245. А будет кто кому дав на себя в заемных деньгах кабалу, или в вотчинном очищенье, или в ыном в каком деле нибудь какую крепость, да умрет, а после его в жи- вотах его останутся жена его и дети, или иныя кто его роду, а как он жив был и у него по тем кабалам в заем- ных деньгах и по записям в вотчинном очищенье с ысцы суд был, а судныя дела по смерть его не вершены, а по тем судным делам довелося было его обвинити: и исцом по тем делам велеть иски их правити того умершаго на жене и на детях, или на иных роду его, кто после его в живо- тах его останется, и кому даны будут вотчины его. А бу- дет по тем заемным кабалам и по всяким крепостям у того умершаго, как он жив был, с и(ы)сцы и суда не было, а похотят исцы по тем крепостям исков своих искати того умершаго на жене и на детех, или на иных роду его, кому животы его и вотчины достанутся, и им в тех его исках того умершаго на жену и на детей и на иных роду его суд дати, и по суду и по сыску указ ему учинити, до чего доведется. 246. А которыя люди учнут у кого займовати в кабалы денег, или иного чего нибудь, или кто кому учнет давати на себя записи, или иные какия нибудь крепости в боль- ших делех, и им заемныя кабалы и всякия крепости велеть писати на себя, и в послусех писатися на Москве и в го- родех площадным подьячим, а писати послухов в крепостях на Москве и в городех, и больших делех человек по пяти и по шти, а не в больших делех человека по два и по три, а меныпи дву человек в послусех ни в каких крепос- тях не писати, а давати такие заемные кабалы и всякия крепости на себя за своими руками. А которыя грамоте не умеют, и им велеть в свое место к тем кабалам и ко вся- ким крепостям приклады- вати руки отцем своим духовным, или братиям своим род- ным, или дядьям, или племянником, или кому они в том верят. А мимо площадных подьячих и без послухов никому ни на кого крепостей не писати. А будет кто у кого за- няв денег, или иного чего, заемную память напишет на себя сам своею рукою, или ту память велит на себя напи- сати человеку своему, а с,ам к той памяти руку прило- жит, и таким заемным памятем верити, и суд по них дава- ти. 247. А будет кому нибудь случится у кого заняти де- нег рублев пять, или шесть, или десять, или хлеба, или иного чего нибудь против тоя цены в селе, или в дерев- не, или кто какое угодье в наем отдаст против тоя же цены, а грамоте он умеет, и крепость на себя сам напи- шет, или кому велит написати, а сам руку приложит, хотя и бес послухов, и таким крепостям потому же верити, и суд по них давати. 248. А которые люди в селех и в деревнях грамоте не умеют, и им в таких не в больших делех велети на себя такия крепости писати иных сел земским, или церковным дьячком, или кому нибудь, и к тем крепостям велети в свое место прикладывати руки отцем своим духовным, или кому в том они верят сторонним людем. 249. А которые люди такия крепости учнут на кого имати, и им таких крепостей в своих вотчинах и поместь- ях попом своим и дьячком и людем писати не велети. А будет у кого такия крепости объявятся, и таким крепос- тям не верити потому, что писали те крепости их же сел попы и дьячки. 250. А вотчинныя и дворовыя купчия, и закладныя, и даныя, и иныя всякия крепости в больших делех всяких чинов людем велети на Москве и в городех писати, и в послу сех писатися на площади площадным подьячим, а в селех и деревнях и по подворьям таких крепостей в боль- ших делех, опричь зговорных свадебных записей и духов- ных и заемных памятей, никому не писати. 251. А будет кто, умысля воровски, и стакався с пло- щадными подьячими, напишет на кого в большом долгу за- емную кабалу, или иную какую крепость в большом деле за очи, и написав ту крепость зазовет его к себе, или к иному к кому на двор, и велит ему к той крепости руку приложити, или ему велит написать в чем нибудь заемную кабалу своею рукою неволею, и тому, над кем такое дело учинит, являти окольным людем, и в приказех судьям, а в городех воеводам, и приказных людем подавати явки, пос- ле того, как над ним такое дело учинится, того же дни, и бити челом на тех людей, которыя над ним такое дело учинят, об очной ставке и о сыску вскоре, дни в три, или в четыре и большое в неделю. Да будет кто о таком деле на кого учнет бити челом, и судьям и воеводам и всяким приказным людем по тому че- лобитью, сыскивая тех людей, на кого такое челобитье будет, роспрашивати и с челобитчики ставити с очей на очи, и сыскивати всякими сыски накрепко, а будет дойдет до пытки, и тех людей пытать, до кого дойдет. Да будет сыщется, кто на кого возмет какую крепость нарядным делом, по неволе, и таким людем, кто такия крепости учнет имати по неволе, чинити жестокое наказа- ние, бити их кнутом нещадно при многих людех, чтобы им и иным таким впередь неповадно было так воровата. Да на них же велеть тем людем, на которых они такие воровские крепости зделают, правити бесчестье, да их же за ту ви- ну сажати в тюрму на полгода. А площадным подьячим, ко- торые такие крепости учнут писати воровством за очи, чинити казнь, отсечь рука. А кто в такие крепости учнет воровством же в послусех писатися, и тем чинити жесто- кое наказание, бити кнутом по торгом, и сажати их в тюрму, на сколько государь укажет. 252. А будет кто кому дав за себя какую крепость уч- нет на того, кому он ту крепость даст, являти и бити челом государю и сказывати, что на него та крепость взята поневоле, и учнет он в том слатися на сторонних людей по стачке, а писана та крепость на площади, и в послусех у тоя крепости писалися площадные подьячие, и его рука у той крепости есть, а тот, кому он ту кре- пость на себя даст, и площадные подьячие на очной став- ке с ним учнут говорити, что та крепость прямая, а не нарядная, а те люди, на которых тот челобитчик пошлется с ними по стачке, учнут ту крепость называти нарядною же, а после того сыщется допряма, что та крепость пря- мая, а не нарядная, а лживят ее для того, чтобы по ней исцова иску не платити, и тому челобитчику за такое его ложное челобитье, и тем людем, которые учнут по нем го- ворити ложно, с ним по стачке, учинити жестокое наказа- ние, велети их бити кнутом нещадно при многих людех, чтобы им и иным таким впередь неповадно было так дела- ти, да на них же велети тому, на кого они такое дело напрасно затеют, доправити бесчестие, да иск его по крепости сполна, да его же вкинути в тюрьму на полгода. 253. А будет кто кому дав на себя какую крепость ни- будь, и учнут ту крепость на суде лживити, а та кре- пость за его рукою и писана та крепость на площади, и в послусех в той крепости написаны площадные подьячие, а до суда на ту крепость челобитья его и явок не бывало, и таким ответчиком не верить, и велети на них по таким крепостям исцовы иски править и отдавати исцом. 254. А кто по заемной кабале учнет на ком искати заем- ных денег, или иного чего, а заимщик в ответе скажет, что он по той кабале заемные денги, или иное что нибудь исцу платил, а на кабале того платежу будет неподписа- но, и отписи в том платеже не положит, или и положит, да руки исцовы у той отписи не будет, и им в том не ве- рити, и по заемным кабалам денги и иные долги велети на них правити, и отдавати исцом, против заемных кабал, сполна. 255. А правити заемные денги по кабалам и по духов- ным на заимщиках исцом истину, а росту на те заемный денги не правити потому, что по правилом святых апостол и святых отец росту на заемныя денги имати не ведено. 256. А давати по заемным кабалам суд в пятьнатцать лет, а сверх пятинатцати лет по кабалам суда не давать. 257. А будет которыя заемная кабала и старое пяти- натцати лет будет, а уплата по ней была, а в котором году та уплата была, и то на той кабале подписано имян- но, и по той кабале в достальных в заемных деньгах и сверх пятинатцати лет суд давать, с того году, как был платежь за пятнатцать же лет. 258. А кто на ком учнет заемных денег искать по вы- даным кабалам, а кабалы из лет не вышли, и на кабалах будет подписано, что им те кабалы выданы за долг, или на те кабалы даны им даные, и по тем выданым кабалам исцом на заимщиках заемные денги велеть править без росту же. А будет та кабала, которую в суде истец поло- жит, не подписана, и даные на ту кабалу у него, на чье имя та кабала писана, нет, и по той кабале суда не да- вать. 259. А кто кабалу полживит, и в том обличен будет, что кабалу лживил не делом, и за то долг взята на нем исцу вдвое. А будет тот заимщик, на суде кабалу лживя, и не сходя с суда в том повинитца, что он тое кабалу лживил напрасно, и на нем долг взяти по кабале в одно- рядь за то, что он вину свою сам объявил. 260. А будет кто чем должен будет руским всяких чи- нов людем и чюжеземцем, и исцы руские люди и чюжеземцы того своего долгу учнут на нем искать судом, и тот должник, не хотя чюжеземцу долгу его заплатить, учнет отыматца от него тем, что он опричь того чюжеземца дол- жен многим руским людем, и на таком должнике велеть долговые денги напередь править чюжеземцу, а руским лю- дем велеть на нем долг их правити после. Также будет на ком доведетца взяти что в государеву казну, а в тоже время на него учнут бити челом исцы о долгах, и на нем напередь взяти государево, а дожником указати ему пла- тити долги после. 261. А которые дворяне и дети боярские и всяких чи- нов люди в ысцовых в кабалных и бескабалных искех по судным делам будут обвинены, и им или людем их стоять на пра- веже во сте рублех месяц. А которые люди будут обвинены больши, или меньши ста рублев, и тем стоять против того же по росчету. А которые люди учнут бити челом о пере- воде, и им деньги перевесть и на другой месяц, а больши им того в ысцовых искех сроку не давать, чтобы в том исцом лишние волокиты не было. 262. А которые люди учнут на правеже отстаиватца, окупитца им будет чем, и у них велеть после указнаго месяца ценить дворы и животы, и отдавать в ысцов иск, или исцов иск велеть за них править в поместьях их и в вотчинах на людех их и на крестьянех. 263. А будет кому исцова иску заплатить будет нечем, а вотчина у него пуста, и тое вотчину оценя отдать исцу в платежь. А будет тое пустые вотчины истец взяти не похочет, и тое вотчину продать сторонним людем, кто ее купить похочет, и деньги отдать в платежь исцу. А будет та вотчина родовая, или выслуженая, а похотят ее взяти вотчичи за тое цену, чем ее оценят, и та вотчина за тое цену отдати вотчинам, и деньги взяв за тое вотчину, от- дать в платежь исцу. А что за тое вотчину у кого денег взято будет сверх исцова иску, и те лишние деньги от- дать тому, чья та вотчина будет продана. А будет за тое вотчину по продаже взято будет денег меньши исцова ис- ку: и те деньги, чего в ысцов иск не дойдет, править на том, кто теми деньгами будет должен. 264. А будет кому служилым всяких чинов людем, оп- ричь меньших чинов, с правежу окупитися будет нечем, и на них на самих и на людех их долговые деньги после указнаго месяца править безо всякия пощады, а головою исцом их не отдавать, опричь тех детей боярских, кото- рые ходят в приставех. 265. А будет стрелцом заемных денег по кабалам или исцовых исков платить будет нечем, и их исцом и в ысцо- вых искех головою не выдавать, а платить за них исцом из государева денежнаго жалованья на год по четыре руб- ли. А покаместа они от долгов своих свободятся, и им служити с одного хлебнаго жалованья. 266. А казаков, и пушкарей, и затиныциков, и иных меньших чинов служилых и тяглых всяких людей, которым с правежу окупитися будет нечем, после указного месеца выдавати исцом головою до искупу. А работати им, мужес- кому полу за пять рублев по году, а женскому полу за полътретья рубли по году. А кому они выданы будут, и по тех взяти порка з записью, что их не убити ни изъувечи- ти. А как те выданые люди урочныя лета отработают,и их поставити в приказе. 267. А будет такие выданые люди от кого збежат, и тем людем, от кого они збежат, о том явити в том прика- зе, ис которого приказу ему кто кому будет выдан. 268. А будет кто на кого учнет бити челом, что выда- ного человека убил до смерти, и про то сыскати, а сы- щется про то допряма, и за то смертное убойство, что государь укажет. 269. А которые тяглые люди разных сотен и слобод, и в городех торговые и всякие посадские люди учнут стояти на нравеже в ысцовых искех от беломесцов по заемным ка- балам и по судным делам, а окупитися им будет нечем, а дворы и лавки у них есть, и те их дворы и лавки прода- вати в окуп исцова иску тяглым же людем, а беломесцом тех их дворов и лавок в ыск не отдавати и не продавати. 270. А которых людей з грабежным поличным приведут в приказ, и по поличному исцом давати на тех приводных людей суд, а с суда чего доведется. 271. А которых приводных людей дадут держати приста- вом до указу, а приставы тех приводных людей упустят, а исцы на тех приставов учнут бити челом государю о ука- зе, что они тех приводных людей отпустили, и приставов давати на поруки з записьми, и велети им тех приводных людей сыскивати, и в сыску давати указныя сроки, что им тех приводных людей сыскав поставити в приказе. А будет в указныя сроки тех приводных людей приставы не сыщут, и исцовы иски правити на тех приставех и на их порутчи- ках, а в колодничье побеге тех приставов не пытать. А будет на тех приставех и на их порутчиках доправити ис- цова иску нечего, и тех приставов отдавати исцом голо- вою до искупу, а по тех исцах взяли поручныя записи в том, что им над ними никакова дурна не учинити и не изувечити. 272. А будет кто мастеровой человек возмет у кого узороч-ныя товары, камень алмаз, или яхонт или изумруд, или лал, или иной какой камень для олмаженья, или гра- нити, или печати резати, и небрежением тот камень роз- ломит, или какую нибудь поруху учинит, и в том на него будут челобитчики, и на нем за тот камень взяти цену, чем сторонния люди оценят. 273. А будет кто у кого возмет к которому нибудь времени на ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то платье мышми истравит, или чем ис- портит, и в том на него будут челобитчики, и за то изъ- еденое платье исцом взяти на них цену, а платье им от- дати. 274. А будет кто у кого возьмет в наем лошадь, или иное что, да испортит, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, что он то наемное испор- тил, и исцом велеть на нем за то наемное взяти цену по оценке сторонних людей, а то, что он испортит, отдати ему. 275. А будет кто у кого наймется стеречь двора, или лавки, или чего нибудь, и в том по себе даст поруки, а после того за его сторожею что будет покрадено, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что покрадено за его сторожею, и то покраденое велеть на том стороже и на порутчиках доправити. А будет ему и порутчиком его того покраденаго заплатити будет нечем, и их исцу за иск отдати головою до искупу. 276. А будет кто учнет с кем торговати сложася, и один из них товарыщь поедет куды з деньгами или с това- ры для торговли в отъезд, и на дороге его воры разобь- ют, и товары и деньги поемлют у него без остатку, а то- варыщь его тех товаров и денег своей половины учнет на нем искати судом и с суда будет сыщется про то допряма, что его розбойники розбили и товары и деньги поймали без остатка, и товарыщу его тех товаров и дене1 на нем править не велеть потому, что ему такое разграбление учинится по невольному случаю. А будет сыщется, розбой- ники на него приезжали, а животов ничего не взяли, и тот иск на виноватом доправить и отдати исцу. 277. А будет кто учнет у себя на дворе ставити хоро- мы блиско межи соседа своего, и ему тех своих хором на меже соседа своего не ставити, а будет кто на меже хо- ромы поставит и в том на него будет челобитье, и тому хоромы велеть с межи отнесть. 278. Также и печи и поварни на дворе к стене соседа своего никому не делати. А будет кто на дворе у себя зделает печь или поварню и к стене соседа своего, и в том на него от соседа его будет челобитье, и у него ту печь и поварню от стены соседа его отломать, чтобы со- седу его от тоя его поварни и печи никакова дурна не учинилося. 279. А будет у кого на дворе будут хоромы высокия, а у соседа его блиско тех высоких хором будут хоромы по- земныя, и ему из своих высоких хором, на те ниския хо- ромы соседа своего воды не лить и copy не метать, и иныя ни которыя тесноту тому своему соседу не делать. А будет он на те соседни ниския хоромы учнет воду лить, или сор метать, или иную какую пакость чинить, а с суда сыщется про то допряма, и ему те свои высокия хоромы от тех соседних хором велеть отнесть, а будет он тех своих хором от соседних хором не отнесет, и тесноту тому сво- ему соседу учнет де- дать по прежнему, и у него те хоромы велеть отломати, чтобы впредь соседу его от него никакова насильства не было. 280. А будет кто с кем побраняся назовет кого выб- лядком, и тот кого он назовет выблядком, учнет на него государю бити челом о бесчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что он не выблядок, и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску допра- вити бесчестье вдвое безо всякия пощады. А будет про того челобитчика в сыску скажут, что он прямой выбля- док, прижит он у наложницы до законыя жены, или и при законной жене, или после законной жены, и таким выбляд- ком в бесчестьях отказывати, и к законным детям того, кто его у наложницы приживет, не причитать, и поместей и вотчин того, кто его беззаконно прижил, ему не дава- ти. А будет тот, кто того выблядка у наложницы прижил, на той наложнице и женится, и ему того выблядка в за- конныя дети не причитати же, и поместий его и вотчин тому его выблядку не давати потому, что он того выбляд- ка прижил у наложницы своей беззаконно до женитвы. 281. А будет кто на кого пустит собаку нарочным де- лом, и та его собака того, на кого ея пустит, изъест, или платье издерет, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма, и на нем велети исцу доправити бесчестье и увечье и убытки вдвое. А будет про то сыскати будет нечим, и им в том с суда дата ве- ра, крестное целование. 282. А будет кто у кого собаку убьет нарочным делом, и на нем по сыску велеть за ту собаку, доправя указную цену, отдати исцу. 283. А будет кто собаку убьет ручным боем не из ружья, бороняся от себя, и ему за ту собаку цены не платить, и в вину ему того не ставити. 284. А будет у кого собака на люди мечется, или жи- вотина корова, или бык, или козел, или боран людей или животину бьет, а он такия собаки на привези держати и животины беречь не учнет, и его небрежением от той его собаки или от животины кому какое дурно, или убытки учинятся, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и на нем те все убытки велеть доправя отдати исцу. А о том приказати ему накрепко, чтобы он впередь ту собаку держал на привези, а животину в запо- ре, чтобы от той его животины впередь никому никакова дурна не было. А будет он ту свою собаку на привези и животины в запоре держати не учнет, и от той его собаки или от животины кому какое дурно учинится, и в том на него будут челобитчики, и на нем велеть тому челобитчи- ком иски их правити по их скаскам бес суда, и ту живо- тину взяв у него отдати челобитчиком.