Глава II 
   О ГОСУДАРЬСКОЙ  ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ
 ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ
   А в ней 22 статьи                                   
   1. Будет кто каким умышленье м учнет мыслить на  го-
сударьское здоровье злое дело,  и про то его злое умыш-
ленье кто известит,  и по тому извету про то  его  злое
умышленье сыщется допряма, что он на царское величество
злое дело мыслил,  и делать хотел,  и такова  по  сыску
казнить смертию.                                       
   2. Такъже  будет кто при державе царьскаго величест-
ва,                                                    
хотя Московским  государьством  завладеть  и  государем
быть и для того своего злово умышления начнет рать зби-
рать, или кто царьскаго величества с недруги учнет дру-
житца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им вся-
чески  чинить,  чтобы тем государевым недругом,  по его
ссылке,  Московским государьством завладеть,  или какое
дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому
извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова из-
менника по тому же казнить смертию.                    
   3. А  будет  кто  царьскаго величества недругу город
здаст изменою,  или кто царьскаго величества  в  городы
примет  из и(ы)ных государьств зарубежных людей для из-
мены же,  а сыщется про то допряма,  и таких изменников
казнити смертию же.                                    
   4. А  будет  кто  умышлением и изменою город зажжет,
или дворы,  и в то время,  или после зажигалыцик изымай
будет,  и  сыщется про то его воровство допряма,  и его
самого зжечь безо всякого милосердия.                  
   5. А поместья и вотчины и животы измеиничьи взять на
государя.                                              
   6. А  жены  будет  и дети таких изменников про ту их
измену ведали, и их по тому же казнити смертию.        
   7. А будет которая жена про измену мужа своего,  или
дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про
то допряма, что они тое измены не ведали, и их за то не
казнити, и никакова наказания им не чинити, а на прожи-
ток из вотчин и ис поместей им, что государь пожалует. 
   8. А будет после которого изменника останутся  дети,
а  жили те его дети до измены его от него в розделе,  а
не с ним вместе,  и про измену его те его дети не веда-
ли, и животы у них и вотчины были свои особные, и у тех
его детей животов их и вотчин не отъимати.             
   9. А будет кто изменит, а после его в Московском го-
сударьстве останутся отец, или мати, или братья родные,
или неродные,  или дядья,  или иной кто его роду, а жил
он с ними вместе,  и животы и вотчины у них были вопче,
и про такова изменника сыскивати всякими сыски  накреп-
ко,  отец и мати и род его про ту его измену ведали ли.
Да будет сыщется допряма,  что они про измену того  из-
менника  ведали,  и их казнити смертию же,  и вотчины и
поместья их и животы взяти на государя.                
10. А будет про них Сыщется допряма, что они про измену
того  изменника не ведали,  и их смертию не казнити,  и
поместья и вотчины и животов у них не отъимати. 11.    
   11. А будет которой изменник быв в котором государь-
стве, выедет в Московьское государьство, и государь по-
жалует                                                 
его, велит ему вину его отдати, и ему поместья дослужи-
ва-тися внов,  а в вотчинах его государь волен, а преж-
них его поместей ему не отдавать.                      
   12. А будет кто на кого учнет извещати великое госу-
дарево  дело,  а свидетелей на тот свой извет никого не
поставит, и ни чим не уличит, и сыскать про такое госу-
дарево  великое  дело будет нечим,  и про такое великое
дело указ учинить по разсмотрению, как государь укажет.
   13. А будет учнут  извещати  про  государьское  здо-
ровье,  или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого
они служат,  или крестьяне, за кем они живут во кресть-
янех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их изве-
ту не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом
нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь
тех великих дел ни в каких делех  таким  изветчиком  не
верить.                                                
   14. А  которые всяких чинов люди учнут за собою ска-
зывать государево дело или слово,  а после того они  же
учнут  говорить,  что за ними государева дела или слова
нет,  а сказывали они за собою государево дело или сло-
во,  избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за
то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он чело-
век.                                                   
    15. А  будет  кто изменника догнав на дороге убьет,
или поймав приведет к государю,  и того изменника  каз-
нить смертью,  а тому, кто его приведет или убьет, дата
государево жалованье из его животов,  что государь ука-
жет.                                                   
   16. А  кто на кого учнет извещати государево великое
дело, или измену, а того, на кого он то дело извещает в
то  время в лицах не будет,  и того,  на кого тот извет
будет сыскати и поставить с изветчиком с очей на очи, и
против извету про государево дело и про измену сыскива-
ти всякими сыски накрепко, и по сыску указ учинить, как
о том писано выше сего.                                
   17. А  будет  кто на кого доводил государево великое
дело,  или измену, а не довел и сыщется про то допряма,
что  он такое дело затеял на кого напрасно,  и тому из-
ветчику тоже учинити,  чего бы довелся тот,  на кого он
доводил.                                               
   18. А кто Московского государьства всяких чинов люди
сведают,  или услышат на царьское  величество  в  каких
лю-дех  скоп и заговор,  или иной какой злой умысл и им
про то извещати государю царю и великому князю  Алексею
Михайловичю  всея  Русии,  или его государевым бояром и
ближним людем,  или в городех воеводам и приказным  лю-
дем.                                                   
   19. А будет кто сведав, или услыша на царьское вели-
чество в каких людех скоп и  заговор,  или  иной  какой
злой умысл, а государю и его государевым бояром и ближ-
ним людем, и в                                         
городех воеводам и приказным людем, лро то не известит,
а государю про то будет ведомо,  что он про такое  дело
ведал,  а не известил,  и сыщется про то допряма, и его
за то казни-ти смертию безо всякия пощады.             
   20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царь-
скому величеству, и на его государевых бояр и околничих
и на думных и на ближних людей,  и в городех и в полкех
на воевод, и на приказных людей, и ни на кого никому не
приходит, и никого не грабити и не побивати.           
   21. А кто учнет к царьскому величеству,  или на  его
государевых  бояр и Околничих и думных и ближних людей,
и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей,
или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и уч-
нут кого грабити,  или побивати,  и тех людей,  кто так
учинит,  за  то  по тому же казнити смертию безо всякия
пощады.                                                
   22. А будет ис которого города, или ис полков воево-
ды  и приказные люди отпишут к государю на кого на слу-
жилых, или иных чинов на каких людей, что они приходили
к ним скопом и заговором, и хотели их убити; а те люди,
на кого они отпишут,  учнут бити челом государю на вое-
вод и на приказных людей о сыску,  что они скопом и за-
говором к ним не прихаживали,  а приходили к ним немно-
гие  люди для челобитья,  и по тому челобитью про них в
городех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратны-
ми людьми.  Да будет сыщется про них допряма, что они в
городех и в полках к воеводам приходили для  челобитья,
а не для воровства, и их по сыску смертью не казнити. А
воеводам и приказным людем,  которые на них  отпишут  к
государю  ложно,  за то чинити жестокое наказание,  что
государь укажет.                                       
   Глава III 
   О ГОСУДАРБВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ
КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО 
   1. Будет кто при царском величестве, в его государе-
ве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чес-
ти царскаго величества,  кого обесчестит словом, а тот,
кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о
управе,  и сыщется про то допряма,  что тот, на кого он
бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь госуда-
рева двора того,  кто на государеве дворе кого обесчес-
тит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря
иным неповадно было впередь                            
так делати. А кого он обесчестит, и тому указати на нем
бесчестье.                                             
   2. А  будет кто в государеве дворе кого задерет,  ис
дерзости ударит рукою,  и такова тут же изымати,  и  не
отпускаючи его про тот его бой сыскати, и сыскав допря-
ма за честь государева двора посадити его  в  тюрму  на
месяц.  А кого он ударит,  и тому на нем доправити бес-
честье. А будет кого он ударит до крови, и на нем тому,
кого.  он окровавит,  бесчестье доправити вдвое, да его
же за честь государева двора посадити в тюрму на  шесть
недель.                                                
   3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого
саблю,  или иное кажое оружье и тем оружьем кого ранит,
и от тоя раны тот,  кого он ранит,  умрет,  или в те же
поры он кого досмерти  убьет,  и  того  убойца,  за  то
убойство  еамаго  казнити смертию же.  А хотя будет тот
кого тот убойца ранит, и не умрет, и тего убойца по то-
му же казиити смертию,  да из животов его взяти убитого
кабалныя долги.                                        
   4. А будет кто при государе вымет на кого  какое  ни
буди оружье,  а не ранит,  и не убиет,  и того казнити,
отсечь рука.                                           
   5. А будет кто в государеве дворе,  и не при госуда-
ре,  на кого оружье вымет,  а не ранит, и того посадити
на три месяцы в тюрму. А будет ранит, и на нем раненому
доправити  бесчестие  и увечье против окладу вдвое,  да
его же дати на поруки в том,  что ему без указу ис того
города, где он кого ранит, не съежжати до тех мест, по-
каместа раненой обможется или умрет.  А  будет  раненой
обможется,  и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет
тот раненой от раны умрет,  и того, кто его ранит, каз-
нити смертию.                                          
   6. Такоже  царьскаго  величества во дворе на Москве,
или где изволит царьское величество во объезде быти, ис
пищалей и из луков и из ыного ни ис какова оружья нико-
му без государева указу не стреляти,  а с таким оружьем
в государеве дворе не ходити.  А будет кто в государеве
дворе на Москве,  или в объезде кого  ранит,  или  кого
убиет досмерти, и того казнити смертию же.             
   7. А будет кто на государеве дворе,  на Москве,  и в
объезде,  учнет ходкти с пищальми и с луками, хотя и не
для стрелбы, и ис того оружья никого не ранит и не уби-
ет,  и тем за ту вину учинити наказание,  бита батоги и
вкинути на неделю в тюрму.                             
   8. А  кому  лучится стояти в государевых в дворцовых
селех,  и тем в государевых прудех и в озерах  рыбы  на
себя не ловити.  А будет кто без государева повеления в
дворцовых селех учнет в государевых прудех и  в  озерах
рыбу ловити, и                                         
на том взяти на государя пеня, или ему наказание учини-
ти, что государь укажет.                               
   9. А будет кто царьскаго величества во дворе украдет
что ни буди впервые,  и сыщется про то допряма,  и того
бита кнутом.  А будет того же татя с краденым в госуда-
реве дворе поймают в другие,  и того бита кнутом же, да
вкинути на полгода в тюрму.  А будет тот же тать пойман
будет с краденым в государеве дворе в третьие, и ему за
то отсечь рука,  чтобы на то смотря иным неповадно было
воровата, в государеве дворе красти.                   
   Глава IV 
   О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ 
   1. Будет кто грамоту от государя  напишет  сам  себе
воровски  или  в подлинной государеве грамоте и в и (ы)
ных в каких приказных писмах что переправит  своим  вы-
мыслом,  мимо  государева  указу и боярскаго приговору,
или думных и приказных людей и подъяческия руки  подпи-
шет, или зделает у себя печать такову, какова государе-
ва печать,  и такова за такия  вины  по  сыску  казнити
смертию.                                               
   2. А  будет кто воровством же учнет отъимати госуда-
ревы печати от государевых грамот,  или от  иных  каких
приказных  писем,  и  те государевы печати учнет к иным
каким воровским писмам прикладывати,  или будет кто уч-
нет  какия  писма  воровством же наряжати,  и приказныя
писма переправливати мимо государева указу, и того каз-
нити смертию же,  а писмам его нарядным ни в чем не ве-
рити.                                                  
   3. А будет кто такия писма зделав умрет, а после его
те писма объявятся у племяни,  или у прикащиков его,  и
то его племя и прикащики учнут по тем  писмам  о  каком
деле государю бити челом, и про них сыскати, каким обы-
чаем те им писма досталися,  и где их взяли,  и про  то
они ведали ли,  что те писма нарядные. Да будет про них
в сыску скажут, или они и сами в том повинятся, что они
про то ведали, что те писма воровские, нарядные, а дер-
жали они их у себя для своих пожитков и корысти,  и тех
людей по тому же казнити смертию.                      
   4. А будет про них в сыску скажут, что они те наряд-
ные писма держали у себя не ведая того, что они зделаны
воровски, и их за то смертию не казнити, только тем на-
рядным писмам ни в чем не верити,  и суда по них ни  на
кого не давати.                                        
                                                       
Глава V 
   О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ
ДЕНЬГИ 
   1. Которые  денежные мастеры учнут делати медные или
оловяные,  или укладные денги,  или в денежное дело,  в
серебро учнут прибавливати медь или олово или свинец, и
тем государеве казне учнут чинити убыль, и тех денежных
мастеров за такое дело казнити смертию, залита горло.  
   2. А будет золотых и серебреных дел мастеры возмут у
кого золотое и серебреное дело,  и учнут в золото  и  в
серебро мешати медь и олово и свинец,  и их по сыску за
то бити кнутом.  А .что они кому учинят убытка тем, что
в золото,  или в серебро подмешают меди, или олова, или
свинцу, и то на них доправя отдати тому, кому они такой
убыток учинят.                                         
   Глава Х 
   О СУДЕ 
   1. Суд государя царя и великаго князя Алексея Михай-
ловича всея Русии,  судити бояром и околничим и  думным
людем и дияком,  и всяким приказным людем,  и судьям, и
всякая росправа делати всем людем Московского государс-
тва,  от большаго и до меныцаго чину,  вправду. Также и
приезжих иноземцев,  и всяких прибыльных людей, которые
в Московском государьстве будут,  тем же судом судити и
росправа делати по государеву указу  вправду,  а  своим
вымыслом  в судных делех по дружбе и по недружбе ничего
не прибавливати,  ни убавливати,  и ни в чем  другу  не
дружити,  а недругу не мъстити и никому ни в чем ни для
чего не норовити,  делати всякие  государевы  дела,  не
стыдяся лица сильных и избавляти обидящаго от руки неп-
раведнаго.                                             
   2. А спорныя дела,  которых в приказех зачем вершити
будет не мощно, взносити ис приказов в доклад к госуда-
рю царю и великому князю Алексею Михайловичю  всея  Ру-
сии,  и  к  его государевым бояром и околничим и думным
людем. А бояром и околничим и думным людем сидети в по-
лате,  и по государеву указу государевы всякия дела де-
лати всем въместе.                                     
   3. А будет которой судья исцу будет недруг, а ответ-
чику друг или свой,  и о том истец учнет бити челом го-
сударю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощ-
но, также будет и ответчик до суда же учнет бити челом,
что исцу его                                           
судья друг  или свой и отвечати ему перед тем судьею не
мощно, и тех исца и ответчика тому судии, на кого будет
такое  челобитье,  не судити,  а судити их иному судии,
кому государь укажет.                                  
   4. А будет  который  истец  или  ответчик  на  судью
свойством или не дружбою учнет бити челом после суда, и
тому челобитью не верити, и дела ис приказу в приказ не
переносити,  чтобы в том исцу и ответьчику лишние воло-
киты не было.                                          
   5. А будет который боярин или околничей,  или думной
человек,  или диак,  или иной какой судья, исца или от-
ветчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе пра-
вого  обвинит,  а виноватого оправит,  а сыщется про то
допряма,  и на тех судьях взяти исцов иск втрое, и дата
исцу, да и пошлины и пересуд и правой десяток възяти на
государя на них же.  Да за ту же вину у  боярина,  и  у
околничего,  и у думнаго человека отняти честь. А будет
который судья такую неправду учинит не из думных людей,
и  тем учинити торговая казнь,  и въпередь им у дела не
быти.                                                  
   6. Да и в городах воеводам и дияком и всяким приказ-
ным людем за такия неправды чинити тот же указ.        
   7. А будет кто учнет бити челом на судью, что он об-
винил его неделом по посулом,  а взял де от того непра-
ваго дела на судью посул брат его, или сын, или племян-
ник, или человек, и то судное дело взнесть слушати боя-
ром, и учинити в том деле указ, смотря по делу. А чело-
битчика,  и на кого он сказывал про посулы,  ставити  с
очей на очи,  и роспрашивати и сыскивати про посул вся-
кими сыски накрепко, тот человек, на кого в посулех бу-
дет челобитье,  посул взял ли, и будет взял, и по судь-
ину ли приказу он посул взял, да будет сыщется допряма,
что посул взят по судьину велению, и судное дело верше-
но неделом по посулу, и судье за то учинити указ, как о
том писано выше сего.                                  
   8. А  будет  сыщется,  что посул взят без судейского
ведома,  и тому,  кто посул взял на судью, а судья того
не ведает,  учинити наказание,  бити кнутом нещадно,  а
взятое на нем взяти в государеву казну втрое, да его же
посадити в тюрму до государева указу.                  
   9. А будет такое дело,  кто челобитьчик на судью за-
теет напрасно, и обвинен он по делу, а не по посулом, и
того челобитчика за ложное его челобитье самого по тому
же бити кнутом нещадно. Да на нем же тому, кого он пок-
леплет, доправити бесчестие втрое, да его же посадити в
тюрму до государева указу.                             
   10. А будет которой боярин,  или околничей, или дум-
ной человек, или дияк, или кто ни буди судия, просудит-
ся,  и обвинит кого не по суду без хитрости,  и сыщется
про то до-                                             
пряма, что он то учинил без хитрости,  и ему за то, что
государь  укажет,  а дело вершити всем бояром.  А будет
того дела всем бояром за чем вершити будет не мощно,  и
в том деле дати суд з головы.                          
   11. А судные дела в приказех записывати подьячим,  а
черненыя бы и межь строк приписки и скребения в тех за-
писках не было. А как суд отойдет, и исцу и ответчику к
тем запискам прикладывати руки.  А которые  грамоте  не
умеют, и в тех место прикладывати руки, кому они верят.
А как подьячей с тоя записки судное дело напишет  набе-
ло,  и дияку, справя то дело с прежнею запискою, закре-
пити своею рукою,  а прежнюю записку подьячему за исцо-
вою  и  за ответчиковою рукою держати у себя впредь для
спору.  А как судное дело вершится, и та записка за ис-
цовою  и за ответчико-вою рукою подклеити под судное же
дело впредь для спору же.                              
   12. А который дияк норовя кому по  посулом,  или  по
дружбе, или кому мстя недружбу, велит судное дело подь-
ячему написати не так, как в суде было, и как в прежней
записке за исцовою и за ответчиковою рукою написано,  и
по тому диячьему приказу подьячей то судное дело  напи-
шет  неделом,  а сыщется про то допряма,  и дияку за то
учинити торговая казнь, бити кнутом, и во дьяцех не бы-
ти, а подьячего казнити, отсечи рука, а дело велеть на-
писати, как истец и ответчик в суде говорили, и вершити
то дело по суду, до чего доведется.                    
   13. А  будет кто учнет на подьячего бити челом,  что
он исцу или ответчику в судном деле норовит или  судное
дело  исцу  или  ответчику  кажет,  и то спорное дело у
подьячего взяти,  и отдати  иному  подьячему.  А  будет
впредь  то  спорное дело дьячьею поноровкою объявится у
того же подьячего,  у которого то дело взято будет, или
то  спорное  дело дьячьею же поноровкою,  а исцовым или
ответчиковым промыслом подьячей вынесет ис приказу  для
какия ни буди хитрости, и вымут у него то дело за горо-
дом, или на дворе, а сыщется про то допряма, что то де-
ло вынесено ис приказу по дьячью велению, и по тому де-
лу исцов иск и государевы пошлины за  дьячью  поноровку
доправити  на  дияке,  да  сверх того дияку и подьячему
учинити наказание, бити кнутом, и от дела их отставити,
и впредь им ни у какова дела не быти.                  
   14. А  будет  которой  челобитчик учнет на кого бити
челом не делом и бояре и окольничие и дьяки и иные  су-
дии  ему  откажут,  и он о том же деле учнет бити челом
государю на боярина,  или на околничего,  или на дьяка,
или на подьячего что солжет,  а сыщется про то допряма,
что он солгал,  и того челобитчика за бесчестие бояр  и
околничих и за дьячье и за-                            
воеводцкое и за судейское и за  ложное  челобитье  бити
кнутом, а за подьячего бесчестие бити батоги.          
   15. А  будет которой судия судных дел вершити не уч-
нет для своей корысти, и в том на него будут челобитчи-
ки, а сыщется про то допряма, что он судных дел не вер-
шит для своей корысти, а челобитчиком в том чинится во-
локита  и  убытки,  и тому судье за вину его наказание,
что государь укажет.  А судные дела велети ему  вершити
безволокитно, чтобы однолично исцом и ответчиком в суд-
ных делех волокиты и убытков не было.                  
   16. Такъже будет которой дьяк,  или подьячей для по-
сулу дел делать вскоре не учнут,  а челобитчики за теми
делы учнут ходити многое время,  и в том на дьяка,  или
на подьячего будут челобитчики, и сыщетца про то допря-
ма, что дьяк или подьячей волочил кого многое время для
посулу,  а зделати было ему то дело вскоре мочно,  и за
то на дьяке,  или на подьячем челобитчику по сыску доп-
равить проесть с того числа,  как дело зачалося,  да по
то число,  как о том деле учнет челобитъчик бити челом,
по две гривны на день. Да им же за то чинить наказанье,
дьяков бити батоги, а подьячих кнутом.                 
   17. А будет челобитчики сами за делом ходити не  уч-
нут, а на дьяков и на подьячих волокитою учнут бити че-
лом ложно, и сыщетца про то допряма, что они о том били
челом  ложно,  и  дьяком и подьячим того в вину не ста-
вить,  а тем челобитчиком за их ложное челобитье чинить
таковое же наказанье, что указано дьяком и подьячим.   
   18. А  будет  кто  на ком учнет чего искать поклепав
напрасно, и с суда сыщется про то допряма, что он искал
поклепного иску, хотя кого испродать напрасно, и на та-
ких исцах за напрасную их  продажю  править  ответчиком
проести по гривне на день, с того числа как судное дело
зачнется,  да по то число, как то судное дело вершится,
чтобы  им  и  иным  таким впередь неповадно было такими
своими поклепными иски никого убытчить напрасно.       
   19. Такъже будет которой истец учнет на  ком  искать
иску своего с прибавкою,  а по суду и по сыску объявит-
ся,  что на ответчике его доведется иску его  доправить
меньши того,  чего он искал,  и на ответчике его то ему
велеть и доправить, чем ему тот его ответчик виноват. А
что  он  сверх того своего прямого иску в ысковой своей
челобитной припишет лишьку, и в том ему отказать. Да на
нем же с того приписного иску доправити государевы пош-
лины втрое,  за то,  ищи прямого, а лишнего не приписы-
вай.                                                   
   20. А  которым  людем  доведется  о судных своих и о
иных каких делех бити челом государю, и тем людем о тех
своих                                                  
делех челобитныя свои  подавати  в  приказех  бояром  и
околничим и думным и всяким приказным людем,  кто в ко-
тором приказе ведом. А будет ему в приказе су да не да-
дут,  или  против его челобитья указу ему не учинят,  и
ему о том бити челом и челобитныя подавати государю,  и
то в челобитных своих описывати,  что он о том деле на-
передь того в приказе бил челом,  а указу ему в приказе
не учинено.  А не бив челом в приказе, ни о каких делех
государю никому челобитен не подавати.  А будет кто уч-
нет о каком деле бити челом и челобитные подавати госу-
дарю в приказе не бив челом, и таким челобитчиком за то
чинити наказание,  бити батоги. А кто почестнее, и того
посадити в тюрму на неделю, чтобы на то смотря иным не-
повадно было так делати.                               
   21. А которые люди после суда учнут приносити к суд-
ным делам подъписные и неподъписные челобитные, а в тех
челобитных напишут прибылыя статьи для пополнки судного
дела,  чем бы им быти правым, а в суде у них тех статей
не было,  и у них таких подъписных и неподъписных чело-
битен к судным делам не приимати,  а вершити те дела по
тому, как будет в суде записано.                       
   22. Да  и  судиям после суда своим вымыслом в судном
деле никому по дружбе,  или по недружбе сверх того, что
в суде истец и ответчик говорили, ничего не прибавлива-
ти,  ни уба-вливати,  и у исца и у  ответчика  писменых
ссылок  и никаких писем после суда не приимати,  опричь
того, что в суде подано, и что в суде же в писменых и в
словесных  ссылках  ка-кия крепости будут объявлены.  А
которые крепости на суде истец или ответчик в писменых,
или  в словесных своих ссылках объявят,  а на суде их в
то время не положат, и их про те крепости допрашивати в
суде же,  где у них те крепости. Да будет скажут, что у
них те крепости на Москве,  и им те крепости велеть по-
ложить вскоре. А будет они скажут, что у них те крепос-
ти в городех, а им в тех крепостях дати поверстной срок
по  государеву  указу.  А  подьячему велеть судное дело
против исцовых и ответчиковых речей  написав,  положити
на  стол к вершению вскоре,  а вдаль никаких судных дел
не откладывата. И которые дела доведетца вершити обчими
ближними ссылками и крепостьми и крестным целованием, и
те дела вершити безволокитно.  А по которым делам дове-
детца послать в городы обыскивать, и государевы грамоты
к воеводам и приказным людем посылати по тому же вскоре
безо  всякого мотчанья,и велети в городех сыскивати,  и
обыски из городов присылати вскоре же. А как из городов
обыски  пришлют,  и ис тех обысков для вершенья судного
дела велеть выписать на перечень, и по обы-            
ском судные дела по тому же тершити вскоре, чтоб никому
в судных делех лишние волокиты и убытков не было.      
   23. А в котором приказе по  государеву  указу  будет
боярия,  или околничей,  или думной человек с товарыщи,
три или четыре человеки,  и в которое время из них один
или  и  два  человеки  в приказ не приедут за своею бо-
лезнью,  или за иным за своим каким нужным домашним не-
досугом, или из них кто будет в отпуску с Москвы, а ис-
цы на ответчиков в то время учнут бити челом о суде,  и
в то время исцов со ответчики судить товарыщем их,  ко-
торые будут на Москве в приказех.  А вершить то дело по
суду и по сыску судьям всем вопче. А будет и у вершенья
того судного дела кого из них за болезнью,  или за иным
каким  нужным  недосугом  в  приказе не будет и то дело
вершить товарыщем, которые будут в приказе и в приговор
писать  свои имена.  А кого у вершенья того дела не бу-
дет, и того в приговор не писать, а для чего его у вер-
шенья  того  дела  не  будет,  и то в приговоре описать
имянно.                                                
   24. А будет которой судья не учнет ездить  в  приказ
своим  упрямъством,  не хотя в том приказе быть,  кроме
отеческих дел,  и не для болезни, и не для иного какова
нужнаго недосугу,  и не будет его в приказе многие дни,
и тому судье за его вину учинить наказанье,  что  госу-
дарь  укажет,  и  велеть ему быть у государева дела,  и
всякие судныя дела вершить безволокитно, чтобы за судь-
ею и за всяким приказным человеком ни в котором приказе
ни каким людем лишние волокиты и проести не было.      
   25. А в воскресной день никого не судити и в  прика-
зех  не  сидеть  и никаких дел не делати,  опричь самых
нужных го-сударьственных дел.  Да суда же не  судити  и
никаких дел в приказех не делати,  опричь великих царь-
ственных дел: в день Рождества Христова, в день святаго
Богоявления,  и в к(ы)ные господьские праздники. Сырная
неделя, первая неделя великого поста, Страстная неделя,
седмь дней по Пасце. А в который день приспеет праздник
день рождения государя царя и  великаго  князя  Алексея
Михайловича всея Русии,  и его благоверные царицы и ве-
ликие княгини Марии Ильи(ни)чны, и их благородных чад. 
   26. А против воскресных дней по вся  суботы  правос-
лавным  християном от всякия работы и от торговли прес-
тати, и ряды затворити за три часа до вечера. А в воск-
ресной  день  рядов не отпирать,  и ничем не торговать,
опричь съестных товаров и коньского корму.  А  съестные
товары  и конской корм овес и сено продавати по вся дни
и часы невозбранно.  А работы никакие в воскресной день
никому  не работать.  Да и в господьские праздники быти
по тому же, как и в вос-                               
кресные дни.  А в которые дни бывает со кресты ход: и в
те дни в рядех ничем не торговать и рядов  не  отпирать
до  тех  мест,  как ис ходу со кресты придут в соборную
церковь, а потом торговать.                            
   27. А будет кто кого чем обесчестит,  и за бесчестие
чинити указ. Будет боярин, или околничей или думной че-
ловек обесчестит словом патриарха,  и за патриарше бес-
честье боярина и околничего и думного человека по сыску
отослати к патриарху головою.                          
   28. А будет боярин, или околничей или думной человек
обесчестит  словом  митрополита  или  архиепископа  или
епископа,  и за митрополиче, и за архиепископле и епис-
копле бесчестье, боярину и околничему и думному челове-
ку платить митрополиту за бесчестье четыре ста  рублев,
архиепископу триста рублев,  епископу двесте рублев.  А
будет кому платить нечем,  и его за властелинское  бес-
честье отослать ко власти головою, будет сыщетца допря-
ма.                                                    
   29. А будет боярин,  или околничей, или думной чело-
век обесчестит архимарита или игумена, или иной иночес-
кой чин, и им за бесчестье по суду или по сыску платить
бесчестье против государева указу.                     
   30. А будет патриарха,  или митрополита,  или архие-
пископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или
келаря, или казначея, или иной иноческой чин обесчестит
словом столник,  или стряпчей, или дворянин московской,
или гость,  или дьяк,  или жилец, или дворянин, или сын
боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек,
а по суду или по сыску сыщется про то допряма,  и им за
такое бесчестие чинити указ:  за патриарха бити батоги,
за  митрополита  посадить  в  тюрму,  за архиепископа и
епископа в тюрму же посадить.                          
   31. А будет патриарха,  или митрополита,  или архие-
пископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или
келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит
словом  гостиной  и суконной сотни,  или черных сотен и
слобод тяглой человек, или стрелец, или казак, или пуш-
карь,  или кто иной,  какова чину нибудь, а по суду или
по сыску про то сыщется допряма,  и  им  за  то  чинити
указ: за патриарха учи-нити торговая казнь, да посадить
в тюрму на месяц, за митрополита бить батоги, да в тюр-
му  посадить на четыре дни,  за архиепископа и епископа
бить батоги, да в тюрму посадить на три дни.           
   А архимаритом и игуменом  и  архидиакону,  и  Троицы
Сер-гиева  и  всех монастырей келарем и казначеем и со-
борным старцом и рядовой братии правити  за  бесчестье.
  32. Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архима-
риту сто рублев;  того же монастыря  келарю  восмьдесят
рублев;  казначею семьдесят рублев; соборным старцом по
сороку рублев.                                         
   33. Из Володимиря Рожественского монастыря архимари-
ту семьдесят рублев;  келарю пятьдесят рублев; казначею
сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев.     
   34. Чюдова монастыря архимариту  80  рублев;  келарю
шестьдесят рублев;  казначею пятьдесят рублев; собооным
старцом по дватцати рублев.                            
35. Спасского монастыря, что на новом, архимариту семь-
десят рублев;  келарю пятьдесят рублев;  казначею сорок
рублев; соборным старцом по дватцати рублев.           
   36. Из великого Новгорода Юрьева монастыря архимари-
ту семьдесят рублев;  келарю пятьдесят рублев; казначею
сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев.     
   37. Симонова монастыря архимариту 60 рублев;  келарю
пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; собооным стар-
цом по дватцати рублев.                                
   38. Из  Свияжска  Богородицкого монастыря архимариту
шестьдесят рублев;  келарю сорок рублев; казначею трит-
цать пять рублев;  соборным старцом по пятинатцати руб-
лев.                                                   
   39. Ондрониева монастыря архимариту шестьдесят  руб-
лев;                                                   
   келарю сорок рублев;  казначею тритцать пять рублев;
соборным старцом по пятинатцати рублев.                
   40. Ис Казани Преображенского  монастыря  архимариту
шестьдесят рублев;  келарю сорок рублев; казначею трит-
цать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев.   
   41. С Костромы Ипатцкого монастыря архимариту шесть-
десят  рублев;  келарю сорок рублев;  казначею тритцать
рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев.        
   42. Из Нижнего Печерского монастыря архимариту пять-
десят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать
пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев.   
   43. Из Новагорода Футыня монастыря архимариту  пять-
десят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать
пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев.   
   44. 3 Бела озера Кирилова монастыря игумену  пятьде-
сят  рублев;  того же монастыря келарю и казначею и со-
борным старцом по тритцати рублев.                     
   45. Ис  Переславля  Горицкого  монастыря  архимариту
пятьдесят  рублев;  келарю  тритцать  рублев;  казначею
дватцать рублев;  соборным старцом по пятинатцати  руб-
лев.                                                   
   46. Из Можайска Лужецкого монастыря архимариту сорок
пять рублев; келарю дватцать пять рублев; казначею пят-
натцать рублев; соборным старцом по десяти рублев.     
47. Из Ростова Богоявленского монастыря архимариту  со-
рок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать
Рублев; соборным старцом по десяти рублев.             
   48. С Костромы Богоявленского монастыря игумену  со-
рок Рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать
рублев; соборным старцом по десяти рублев.             
   49. Богоявленскаго монастыря,  из за Ветошного ряду,
игумену сорок рублев;  келарю дватцать рублев; казначею
пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев.  
   50. Знаменскому игумену,  что на Варварском  кресце,
тритцать рублев;  келарю дватцать рублев;  казначею де-
сять рублев; соборным старцом по пяти рублев.          
   51. Из  Ярославля  Спасского  монастыря   архимариту
трит-цать рублев;  келарю дватцать рублев; казначею де-
сять Рублев.                                           
   52. Из  Боровска,  Пафнотьевскому  игумену  тритцать
рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.
   53. С  Волока  Ламского,  Иосифова монастыря игумену
пятьдесят  рублев;  келарю  тритцать  рублев;  казначею
дватцать рублев.                                       
   54. Из  Суждаля,  Спасскому архимариту тритцать руб-
лев;                                                   
   келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.     
   55. Из великаго  Новагорода,  Антоньевскому  игумену
тритцать рублев;  келарю дватцать рублев;  казначею де-
сять рублев.                                           
   56. Изо Пскова,  Печерскому архимариту тритцать руб-
лев;                                                   
   келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.     
   57. Соловецкого  монастыря  игумену тритцать рублев;
келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.        
   58. С Уньжи,  Желтоводского монастыря игумену  трит-
цать  рублев;  келарю дватцать рублев;  казначею десять
рублев.                                                
   59. С Рязани,  Спасскому  архимариту  дватцать  пять
рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев.
   60. Из   великаго  Новагорода,  Тихвинскому  игумену
дватцать пять рублев;  келарю дватцать рублев; казначею
десять рублев.                                         
   61. С Вологды, Каменского монастыря архимариту дват-
цать рублев;  келарю пятнатцать рублев; казначею десять
рублев.                                                
   62. Изо Твери,  Отроча монастыря архимариту дватцать
рублев;  келарю пятнатцать рублев; казначею десять руб-
лев.                                                   
   63. С Волока Ламского,  Возмицкого монастыря архима-
риту дватцать рублев;  келарю пятнатцать рублев; казна-
чею десять рублев.                                     
   64. Ис Переславля Залеского Даниловскому архимариту 
дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею де-
сять рублев.                                           
   65. 3  Бела озера,  Ферапонтовскому игумену дватцать
рублев;  келарю пятнатцать рублев; казначею десять руб-
лев.                                                   
   66. Из  Ростова  с  устья,  Борисоглебскому  игумену
дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею де-
сять рублев.                                           
   67. С Рязани,  Солочинскому архимариту дватцать руб-
лев;                                                   
   келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.   
   68. С Вологды,  Прилуцкому игумену дватцать  рублев;
келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.      
   69. Из Астрахани, Троецкому архимариту дватцать руб-
лев;                                                   
   келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.   
   70. Из великаго Новагорода,  Вяжицкому игумену дват-
цать рублев;  келарю пятнатцать рублев; казначею десять
рублев.                                                
   71. Из великаго же  Новагорода,  Духовскому  игумену
дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею де-
сять рублев.                                           
   72. Из Звенигорода,  Сторожевскому игумену  дватцать
рублев;  келарю пятнадцать рублев; казначею десять руб-
лев.                                                   
   73. С Вологды,  Павловскому игумену дватцать рублев,
келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.      
   74. С  Вологды же,  Глушицкому игумену дватцать руб-
лев;                                                   
   келарю Пятнатцать рублев; казначею десять рублев.   
   75. Ис Кашина, Колязинскому игумену дватцать рублев;
   келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.   
   76. С Вологды,  Корнилевскому игумену дватцать  руб-
лев;                                                   
   келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев.   
   77. Ис   Переславля  Залеского,  Никитскому  игумену
дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею де-
сять Рублев.                                           
   78. Из  Можайска,  Колоцкому игумену пятнатцать руб-
лев;                                                   
   келарю десять рублев; казначею восмь рублев.        
   79. Угрешьскому игумену  пятнатцать  рублев;  келарю
десять рублев; казначею семь рублев.                   
   80. Здвиженскому игумену,  что на Арбате, пятнатцать
рублев; келарю десять рублев; казначею семь рублев.    
   81. А которых монастырей в лествице не  написано,  и
тем по суду класть за бесчестье:  архимаритом по десяти
рублев;                                                
   игуменом по осми рублев;  келарям и казначеем по шти
рублев.                                                
   82. А  рядовым  старцем всех монастырей за бесчестье
по пяти рублев.                                        
   83. А будет митрополит,  или архиепископ,  или епис-
коп,  или архимарит, или игумен, или келарь, или казна-
чей,  или рядовые старцы обесчестят словом бояр и окол-
ничих и думных людей,  или столников, или стряпчих, или
дворян мо-                                             
сковских, или гостей, или дьяков, или жильцов, или дво-
рян,  или детей боярских городовых или иных чинов, кого
ни  буди,  а сыщетца про то допряма,  и им по сыску тем
людем, кого они обесчестят, платить за бесчестья против
их окладов,  что кому государева денежного жалованья, а
гостем и иных чинов людем по указным статьям, как писа-
но ниже сего.                                          

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама