2.  Демократическое движение в Китае после Первой ми-  
ровой войны                                            
          Гражданская  и  национально-освободительная
война. За годы первой мировой воины в Китае вырос наци-
ональный капитализм.  Развитие национальной  промышлен-
ности   углубляло  противоречия  между  национальной  и
иностранной буржуазией, укрепившейся в экономике Китая.
Вместе с тем формировался китайский пролетариат и вклю-
чался в политическую борьбу. Непосредственным толчком к
первому  после  окончания мировой войны выступлению ки-
тайских народных масс послужили внешнеполитические  со-
бытия.  Общественность  страны  связывала  с окончанием
войны надежды на освобождение от  чужеземного  господс-
тва.  Однако этого не произошло. Обманутые надежды дали
толчок массовым волнениям, прокатившимся по стране. На-
чалось  с демонстрации студентов в Пекине 4 мая 1919г.,
к ним присоединились студенты других  городов.  В  июне
1919 г. студенческие волнения переросли в широкое рево-
люционное движение, в котором объединились рабочие, го-
родская  беднота,  многочисленные  представители нацио-
нальной буржуазии.  "Движение 4 мая", которое можно ха-
рактеризовать  как  переход к буржуазно-демократической
революции,  положило начало активной борьбе  китайского
рабочего класса. Участились стачки под экономическими и
политическими лозунгами.  В 1921 г. была создана комму-
нистическая партия Китая.  В 1924 г. коммунисты вошли в
Гоминьдан, что свидетельствовало об образовании единого
национального  фронта  борьбы  с иностранным капиталом,
занимавшим еще достаточно прочные позиции в Китае.  Эта
борьба приняла форму гражданских революционных войн,  в
ходе которых решались  задачи  буржуазнодемократической
революции.  Активизация  народных масс вызывала тревогу
национальной буржуазии.  Правое крыло Гоминьдана  стало
на путь контрреволюции.  Центральной фигурой контррево-
люционных сил стал генерал  Чан  Кайши  -  председатель
Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, глав-
нокомандующий Национально-революционной армии.  В  1927
г. в одной провинций задругой происходят контрреволюци-
онные перевороты. Первая гражданская революционная вой-
на  (1924-  1927)  закончилась поражением революционных
сил.  После этих событий Гоминьдан стал партией крупной
буржуазии  и  помещиков,  революционные и прогрессивные
элементы были  изгнаны  из  партии.  Верховным  органом
власти объявлялся съезд Гоминьдана, а в перерывах между
его созывами - Центральный испол-                      
нительный комитет,  в непосредственном подчинении кото-
рого находилось назначаемое им правительство. В августе
1927 г. началась вторая революционная, гражданская вои-
на. Она осложнилась вторжением в северо-восточный Китай
японских войск.  Гоминьдан не сумел дать отпор агрессо-
ру, и Япония оккупировала значительную часть Восточного
Китая. В ходе гражданской войны под руководством комму-
нистической партии создавались революционные базы - от-
дельные территории, контролируемые революционными сила-
ми.  К началу 30-х гг. назрела необходимость политичес-
кого объединения этих баз и создания центрального орга-
на власти.  7 ноября 1930г. открылся (съезд советов ра-
бочих и крестьянских депутатов- представителей всех ре-
волюционных  баз  Китая.  Съезд принял проект временной
конституции,  в котором указывалось,  что на территории
революционных баз "вся власть принадлежит советам рабо-
чих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся". Съезд
также утвердил законы о земле, о труде, об основах эко-
номической политики и избрал первое центральное  прави-
тельство  революционных  районов  Китая  во главе с Мао
Цзэдуном (1893-1976) -  руководителем  Коммунистической
партии Китая (КПК). Правительство революционных районов
в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Го-
миньдану  прекратить  гражданскую войну,  объединив все
силы для отпора  агрессору.  Но  Гоминьдан  отверг  эти
предложения.  Гражданская  война  прекратилась только в
1937г.  Был  создан  единый  национальный  антияпонский
фронт.  Китайский  народ  вел героическую борьбу против
японских захватчиков.  Антияпонские базы народного соп-
ротивления создавались на освобождаемых территориях. Во
всех освобожденных районах существовали выборные народ-
но-политические советы,  которые утверждали состав пра-
вительства каждого района.  Органы власти строились  по
принципу "трех третей":  одну треть мест занимали члены
коммунистической партии и по одной трети- представители
мелкой буржуазии,  представители национальной буржуазии
и патриотически настроенных помещиков.  3. Образование
КНР Первая конституция КНР. Вторая мировая война близи-
лась к завершению,  но политическая обстановка в  Китае
все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказы-
валась от создания коалиционного правительства,  на чем
настаивали демократические организации Китая.  В ноябре
1944г. Чан Кайши произвел ряд изменений в              
составе правительства,  которые  свидетельствовали   об
усилении антикоммунизма в военно-политическом руководс-
тве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской
войны. В 1945 г. после поражения Квантунской армии Япо-
нии и освобождения советскими  войсками  северо-востока
страны соотношение сил изменилось в пользу Народной ар-
мии, которая развернула широкие наступательные операции
по  освобождению Китая.  Под контролем Коммунистической
партии Китая оказались значительные территории. Гоминь-
дановское правительство пыталось препятствовать наступ-
лению Народной армии и развязало новую гражданскую вой-
ну,  продолжавшуюся три года (1946-1949).  Общенародный
революционный' подъем ускорил  развал  Гоминьдановского
режима. В январе 1949г. Чан Кайши обратился к руководс-
тву КПК с предложением начать  мирные  переговоры,  что
говорило  о  признании Гоминьданом своего поражения.  В
результате переговоров  был  выработан  проект  мирного
соглашения. 21 сентября 1949 г. открылась первая сессия
Народной политической  консультативной  конференции,  в
работе  которой участвовала представители всех демокра-
тических партий и групп.  Сессия приняла статус  Конфе-
ренции как организации единого фронта, закон об органи-
зации Центрального  народного  правительства  Китайской
Народной Республики (КНР), а также Общую программу, ко-
торая до принятия  конституции  должна  была  выполнять
роль  Основного  закона  Китайской Народной Республики.
Конференция избрала Центральное народное  правительство
КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949г. было тор-
жественно  провозглашено  создание  Китайской  Народной
Республики.  Общая  программа  провозгласила КНР "госу-
дарством новой демократии",  которое "ведет борьбу про-
тив империализма,  феодализма, бюрократического капита-
ла,  за независимость, демократию, мир, единство и соз-
дание процветающего и сильного Китая". В Общей програм-
ме было определено,  что новая государственная власть в
Китае представляет собой "демократическую диктатуру на-
рода",  основанную на союзе рабочих и крестьян, в кото-
ром  руководство принадлежит рабочему классу.  При этом
подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в
народном государстве осуществляется через КПК,  которая
стала правящей партией.  Высшим органом государственной
власти в КНР был Центральный народный правительственный
совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные
государственные органы: Государствен-                  
ный административный  совет  (высший исполнительный ор-
ган).  Народно-революционный военный  совет.  Верховный
народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с
ЦНПС эти органы составили Центральное  народное  прави-
тельство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являв-
шийся одновременно главой Центрального народного прави-
тельственного  совета и Народно-революционного военного
совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное
народное  правительство КНР было правительством единого
фронта.  В состав высших государственных органов наряду
с коммунистами входили представители численно небольших
буржуазных  и  мелкобуржуазных  партий,  поддерживавших
программу  КПК  и  признававших ее руководящую роль.  В
стране начинается восстановительный период,  в  течение
которого  были  решены  основные задачи демократической
революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии
Коммунистическая партия Китая провозгласила социалисти-
ческое направление развития. В 1953-1954 гг. состоялись
первые в истории страны всеобщие выборы в демократичес-
кие органы власти - собрания  народных  представителей.
15  сентября  1954 г.  в Пекине на первой сессии Всеки-
тайского собрания народных представителей была  принята
конституция КНР. В соответствии с конституцией произош-
ли существенные изменения в  структуре  государственных
органов  КНР:  высшим органом власти стало Всекитайское
собрание народных представителей,  а в период между его
сессиями - постоянный комитет ВСНП.  Первая Конституция
КНР юридически закрепила главные положения  генеральной
линии  КПК  в качестве основного закона государства.  В
Конституции   провозглашались   социально-экономические
права граждан,  их политические свободы, обязанности. В
области внешней  политики  Конституция  предусматривала
развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими
социалистическими странами, установление и развитие от-
ношений со всеми странами на основе принципов равнопра-
вия,  взаимной выгоды, уважения суверенитета и террито-
риальной  целостности.  Идеи социалистического развития
реализовывались через пятилетние планы развития  народ-
ного хозяйства,  был взят курс на коллективизацию сель-
ского хозяйства и индустриализацию.  В мае 1958 г.  КПК
выдвигает курс на досрочное построение социализма,  по-
лучивший название "большого скачка". Политика "большого
скачка" распространялась на все сферы.                 
Установка на  форсированное  преобразование  производс-
твенных отношений, на "ускоренный переход к коммунизму"
была  принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК
в августе 1958 г.  Политика "большого скачка"  получила
распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в
сфере культуры,  науки, образования; это обострило эко-
номические и социальные проблемы развития страны. "Осо-
бый курс" был взят КНР и во внешней политике.  В начале
60-х  гг.  были приняты чрезвычайные меры по ликвидации
последствий "большого скачка".  Мао Цзэдун, отмечая от-
дельные ошибки в ходе реализации взятого курса, призна-
вал в целом его правильность.  Однако  часть  китайских
руководителей Выступала против политики "большого скач-
ка". Разногласия по вопросам внутренней и внешней поли-
тики  привели к обострению идейно-политической борьбы в
руководстве и КПК.  Чтобы избавиться от своих противни-
ков, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом "культур-
ной революции" развернули кампанию  тотальной  "чистки"
партии, органов народной власти, общественных организа-
ций.  В материалах и документах КПК конца 70-х - начала
80-х  гг.  замысел  "культурной  революции"  и решения,
обосновавшие эту камланию, были оценены как заслуживаю-
щие исправления. Попытка законодательно закрепить поли-
тику "культурной революции" была сделана путем принятия
Конституции  1975  г.  В соответствии с идеей классовой
борьбы, "сотрясающей общество в процессе построения со-
циализма", были произведены изменения, касающиеся госу-
дарственного строя, прав и свобод граждан. Так были ог-
раничены*  полномочия  Всекитайского  собрания народных
представителей;  учрежден принцип назначения  депутатов
вместо выборов; при организации органов власти в нацио-
нальных районах не учитывались местные  особенности.  В
1978  г.  была принята Конституция,  восстановившая ряд
положений Конституции 1954г.  В стране активизировалась
правотворческая  деятельность,  был издан ряд кодексов,
приняты законы,  направленные на совершенствование сис-
темы государственных органов. В 1982 г. принимается но-
вая Конституция КНР, определившая политическую сущность
государства как демократическую, диктатуру народа, под-
черкнув при этом,  что,  по существу,  диктатура народа
является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила
многоукладность в экономике:  наряду с  государственной
собственностью  допускалось  существование  частной,  а
также смешанной,  государственнокапиталистической собс-
твенности. Закреплялось право на деятель-              
ность иностранных  частнокапиталистических предприятий.
Значительные  изменения  произошли  в   государственном
строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоян-
ный комитет Всекитайского собрания народных  представи-
телей получал равные права с самим собранием; создавал-
ся Центральный военный совет; ограничивался срок пребы-
вания  некоторых должностных лиц на своих постах.  Были
расширены права и обязанности граждан. Конституция 1982
г.  явилась  основой  для дальнейшего совершенствования
законодательства.  В следующем десятилетии Китай значи-
тельно  увеличил  объем сельскохозяйственного и промыш-
ленного производства.                                  
 ГЛАВА 32  ОСНОВНЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ 
1. Гражданское и торговое право Главные направления  
 развития.                                               
В XX веке сохраняется "множественность"               
правовых систем, среди которых особое место принадлежит
континентальной ветви  европейского  права  ("континен-
тальному праву"),  англосаксонской ветви права, а также
мусульманскому праву. Появились и получили развитие но-
вые,  в  основном локальные правовые системы.  Вместе с
тем усиление интеграционных процессов в современном ми-
ре,  присущей ему нарастающей взаимозависимостью в эко-
номике,  стимулирует сближение различных правовых  сис-
тем, включая тождественность их трансформации. Особенно
интенсивно этот процесс свершается в праве  современных
экономически развитых стран. Научно-техническая револю-
ция и во многом связанные с ней структурные изменения в
производственных  отношениях этих стран обусловили важ-
ные изменения в их праве, особенно в гражданском и тор-
говом праве - отраслях права, в наибольшей степени свя-
занных с экономикой. Эти взаимосвязанные процессы (пре-
образования  в  праве  в  свою очередь оказывают важное
влияние на эволюцию  социальноэкономических  отношений)
продолжаются и поныне.  Здесь имеют место следующие ос-
новные тенденции,  общие для всех экономически развитых
стран. Соответственно они рассматриваются нами обобщен-
но.                                                    
Стирается грань между публичным и частным  правом.  Это
имеет место прежде всего в континентальной ветви права.
(В англосаксонской ветви права,  как уже известно, чет-
кого  размежевания не было и в прошлом.) Такому явлению
в немалой степени  способствуют  меры  государственного
регулирования производства,  финансов и торговли. став-
шие по существу важнейшим фактором поддержания  относи-
тельной  стабильности  экономики.  Во  многом в связи с
этим наблюдается массированное  вторжение  императивных
норм  административного  права  в область диспозитивных
норм гражданского и торгового права.  Наметилась межго-
сударственная унификация национальных норм гражданского
и торгового права,  обусловленная количественным и  ка-
чественным расширением международных экономических свя-
зей (возникновение  Европейского  экономического  сооб-
щества,  ведущего к экономической интеграции,  и т.п.).
Впрочем этот процесс еще не прошел своей начальной ста-
дии. Сохраняются многие национальные различия в праве и
тем более различия между  континентальной  и  англосак-
сонской  ветвями  права.  Из  сферы гражданско-правовой
регламентации выделились области, регулируемые оформив-
шимися  к этому времени новыми отраслями права и прежде
всего трудовым и  социальным  правом.  Трансформируются
основные  институты  гражданского  и  торгового права в
сторону их демократизации,  большей степени учета инте-
ресов  общества в целом,  в частности его экологической
защиты, создания новых механизмов правового регулирова-
ния.  Источники  права.  Структурные  изменения в праве
повлияли на источниковую базу гражданского и  торгового
права,  хотя степень этого воздействия, равно как и со-
отношение разного рода источников,  неодинаковы для от-
дельных стран.  В континентальной Европе (Франция, Гер-
мания,  Италия и др.) по-прежнему доминирующим источни-
ком являются закон и подзаконные акты, а само гражданс-
кое н торговое право кодифицировано.  В странах  англо-
саксонского права (прежде всего,  Англия, США) судебный
прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль,
подчас возвышаясь над законом, хотя последний в принци-
пе считается главным.  Наметившаяся в  настоящее  время
унификация права отразилась и на системе их источников.
В англосаксонских странах возросла роль законов и  под-
законных  актов.  В странах континентальной ветви права
важную роль стала играть судебная  практика  (при  фор-
мально  сохранившемся принципе - решение имеет законную
силу только для дела,                                  
по которому оно вынесено;  но суды низшей  инстанции  в
большей  степени,  чем раньше,  стали руководствоваться
решениями высших судов по аналогичной  категории  дел).
Возникновение Общего рынка привело к необходимости еди-
нообразного правового регулирования и дало новый стимул
к сближению источников права.  Их унификация в наиболь-
шей степени конкретизировалась в международных соглаше-
ниях, обязательных к исполнению в странах, их подписав-
ших, а также в составлении на межгосударственном уровне
проекта типового нормативного акта,  который затем при-
нимается отдельными странами в  качестве  национального
закона. " Субъекты права. Важные демократические преоб-
разования претерпевает статус физических лиц. В области
правоспособности  утверждается  равенство  всех граждан
без различия национальности,  пола, вероисповедания пе-
ред гражданским законом; соответственно отменяются поч-
ти все ограничения в гражданских  правомочиях  замужних
женщин. В области дееспособности в большинстве западных
стран возраст совершеннолетия снижается с 21 до 18 лет.
Продолжается  гуманизация института опеки и попечитель-
ства.  Дальнейшее развитие получило законодательство  о
юридическом  лице  (ЮЛ)  как организационной структуре,
имеющей прежде всего  собственную  правосубъектность  и
имущественную обособленность. Сохраняется различие меж-
ду ЮЛ частного права и ЮЛ публичного права.  К  первому
виду  относятся различные банковско-коммерческие,  про-
мышленные и другие структуры (организации), создаваемые
частными лицами, которые на основании юридического акта
определяют задачи организации,  создают ее материальную
базу.  Их статус фиксируется нормами гражданского права
и носит в основном  диспозитивный  характер.  Соответс-
твенно они наделены общей правоспособностью,  т.е. пра-
вом приобретать и нести гражданские права и  обязаннос-
ти,  как и правоспособные физические лица.  Исключение,
разумеется,  составляют те права и обязанности, необхо-
димым  условием  реализации  которых являются природные
свойства человека.  К ЮЛ публичного права относятся го-
сударственные органы, государственные предприятия н ор-
ганизации, государство в целом. Они создаются на основе
публично-правового  акта,  имеющего императивный харак-
тер.  Им присуща публичная природа  поставленных  перед
ними целей,  наличие властных правомочий, особый харак-
тер членства.                                          
Наиболее заметные национальные особенности в  классифи-
кации  сводятся к следующему.  В США законы федерации и
штагов в качестве ЮЛ имеют в виду прежде всего корпора-
ции  (компании),  которые  делятся на публичные (прави-
тельственные),  предпринимательские,  включая  закрытые
предпринимательские, и непредпринимательские. Законода-
тельство Германии  разграничивает  ЮЛ  на  публичные  и
частные,  а  последние - на учреждения и союзы (хозяйс-
твенные и нехозяйственные).  Во Франции к  ЮЛ  частного
права относятся прежде всего товарищества и ассоциации,
близкие по юридическому статусу германским  хозяйствен-
ным и нехозяйственным союзам. Имеют место и другие осо-
бенности, но они не являются принципиальными. В главном
доминирует тенденция к унификации. Это особенно прояви-
лось в законодательстве относительно наиболее распрост-
раненных видов ЮЛ частного права- акционерных обществ и
обществ с ограниченной  ответственностью.  Именуемые  в
национальных законах по-разному,  они,  тем не менее, в
главном основываются на идентичных принципах. Характер-
ны  в этом отношении закон о предпринимательских корпо-
рациях штата Нью-Йорк 1963 г.  и штата Делавэр 1967 г.,
французский закон 1.966 г.  о торговых товариществах, в
главном посвященный акционерному  обществу,  германский
закон 1965 г. Особое внимание, которое уделяется в этих
законах акционерному обществу (АО),  во многом объясня-
ется тем, что ЮЛ такого рода стали наиболее эффективным
инструментом централизации и концентрации капитала. Ши-
рокое  распространение  получила  присущая  им "система
участия",  которая дает возможность крупным транснацио-
нальным,  многоотраслевым компаниям создавать в различ-
ных странах контролируемые дочерние  общества,  имеющие
статус  ЮЛ страны пребывания.  Эти дочерние предприятия
обычно создаются также в скорме АО. Общим для большинс-
тва  национальных законодательств относительно АО явля-
ется особая организационно-структурная форма  объедине-
ния,  созданного его участниками (акционерами-учредите-
лями),  обладающего собственной правосубъектностью, на-
деленного имущественной обособленностью,  несущего иск-
лючительную имущественную ответственность по своим обя-
зательствам только в пределах своего имущества.  Основ-
ной (уставной) капитал АО образуется главным образом за
счет продажи выпущенных АО ценных бумаг - акций.  Лица,
купившие акции,  приобретают право на получение прибыли
- дивиденда - соразмерно вложенным средствам и стабиль-
ности основного (уставного) капитала,  размер  которого
определяется учредителя-                               
ми АО и указывается в его уставе.  Основной капитал яв-
ляется материальной базой функционирования  общества  и
вместе с тем денежной гарантией,  в границах которой АО
обязуется нести ответственность по  своим  обязательст-
вам.  Соответственно  среди  акционеров  распределяется
только такая прибыль,  которая составляет разницу между
достигнутым  в  результате деятельности общества факти-
ческим капиталом,  с одной стороны, а с другой - основ-
ным капиталом плюс долгами,  выплатами по налогам и об-
лигациям,  отчислениями в фонды (страховой, экологичес-
кий,  амортизационный  и  некоторые  другие).  В случае
уменьшения основного капитала в  результате  понесенных
убытков доходы, полученные в следующем финансовом году,
направляются в первую очередь на его восстановление  до
уставных  размеров.  В современном законодательстве все
больше внимания уделяется акциям,  их правовому режиму.
Наделенные  по закону свойствами ценных бумаг акции яв-
ляются объектом  права  собственности.  Их  номинальная
стоимость  обозначена  на  самом документе,  а реальная
продажная цена определяется их  биржевым  курсом.  Курс
акций  того  или  иного  АО зависит в первую очередь от
размеров получаемого дивиденда и особенно  прогнозов  в
этой  области на будущее,  а также многих других причин
(общеэкономических,  политических,  социальнопсихологи-
ческих,  спекулятивных, конъюнктурных и т.д.). С учетом
названных факторов определяются усредненные курсы акций
крупнейших АО, так называемые индексы курсов акций (они
не без основания считаются важным показателем состояния
экономики).  Определение  курса  акций (котировка) и их
публикация осуществляются на фондовых  биржах,  которые
обычно имеют статус частных АО (США, Англия и некоторые
другие страны) или государственных учреждений (Франция,
Германия). Они управляются, как правило, биржевым коми-
тетом,  избираемым членами биржи: брокерами (маклерами-
посредниками,  которые  содействуют  заключению  сделок
между сторонами по поручению и за счет клиентов,  полу-
чая  за это вознаграждение) и дилерами (осуществляющими
перепродажу ценных бумаг за свой счет и от своего  име-
ни, их доходы составляются главным образом за счет раз-
ницы от покупки и продажи).  В настоящее время получили
распространение акции самых различных видов:  именные -
их обладатели занесены в регистрационную книгу  АО,  их
фамилия указана на самой акции, переход права собствен-
ности на такую акцию осуществляется  путем  трансферта,
предусматривающего  передаточную надпись на акции и за-
пись в регистрационной книге;  на  предьявителя  -  для
введения таких акций в оборот                          
необходима их  полная  оплата,  а  в некоторых странах,
например, в Великобритании, требуется еще согласие каз-
начейства;  переход права собственности на них осущест-
вляется путем  передачи  документа;  привилегированные,
дающие  их собственникам определенные преимущества (по-
вышенный размер дивиденда,  первоочередность  получения
дохода,  право на фиксированный процент дохеда и т.д.);
обыкновенные,  лишенные каких-либо преимуществ.  Помимо
акций  широкое  распространение получили выпускаемые АО
облигации, являющиеся разновидностью ценных бумаг (дол-
говыми обязательствами АО).  Доход по ним выплачивается
в виде фиксированного процента, их собственники могут и
не  быть членами АО,  по ликвидации общества выплаты по
облигациям осуществляются в первую очередь. Ныне сокра-
щаются  различия между привилегированными акциями и об-
лигациями. В связи с компьютеризацией операций в облас-
ти ценных бумаг наметилась тенденция к их "дематериали-
зации". Вместо выпуска акций в их традиционной докумен-
тированной  форме  все  чаще  практикуется их фиксация,
равно как и сделки с ними,  в памяти компьютера.  Одним
из пионеров в этой области явилась Франция,  где с 1984
г. узаконен выпуск ценных бумаг в "дематериализованной"
форме.  Это стимулировало усиление контроля за деятель-
ностью АО и движением ценных бумаг.  С 1987 г.  в  этой
стране  АО  получили возможность через специальный рас-
четный центр и центрального депозитария узнавать, в чь-
ей  собственности находятся те или иные акции и облига-
ции. Аналогичное наблюдается и в других странах. В США,
например,  контроль  за  всеми акционерными структурами
возложен на Федеральную комиссию по  ценным  бумагам  и
фондовому рынку.  Таким образом, одно из основополагаю-
щих начал АО - его "анонимность" .- по существу,  утра-
чивает  былое  значение.  Ныне  доминируют две основные
структуры АО:  в США и Великобритании - правление и об-
щее собрание акционеров,  в Германииправление, наблюда-
тельный совет и общее собрание акционеров;  во  Франции
самим  учредителям  предоставляется  возможность выбора
между двумя названными структурами.  Правом руководства
наделены  акционеры,  имеющие  контрольный пакет акций,
т.е. определенную часть всех акций (ее размеры указыва-
ются в уставе АО,  в среднем около 10-20%). Члены прав-
ления обычно передают текущее управление профессионалам
- менеджерам. В последние десятилетия интенсивно разви-
вается и законодательство об обществах  с  ограниченной
ответственностью (000).                                
Важными нормативными актами в этой области, послуживши-
ми примером для законодательства подобного рода,  явля-
ются .закон 1981 г. Германии и специальный раздел зако-
на о торговых товариществах 1966 г.  Франции. Поскольку
в 000 наличествует почти все присущее АО,  его правовое
регулирование в случае пробелов в специальном законода-
тельстве  осуществляется  на основе акционерного права.
Но в Великобритании 000 в известной мере  соответствует
так  называемой  частной  компании,  а в США - закрытой
корпорации.  000 можно определить как  объединение  лиц
под общей фирмой (уставным товариществом), признаваемым
ЮЛ и несущим исключительную  имущественную  ответствен-
ность.  В  некоторых национальных законодательствах от-
ветственность каждого участника распространяется на его
пай (вклад) и частично личное имущество,  но в одинако-
вом для всех участников кратном отношении к сумме  пер-
сонального вклада.  Документом, удостоверяющим членство
в обществе, является так называемое паевое свидетельст-
во.  Оно  не считается ценной бумагой.  Однако право на
членство передается по наследству и отчуждаемо. В срав-
нении  с  акционерными  обществами  000 имеют некоторые
преимущества:  предусмотрены меньшие  размеры  минимума
основного (уставного) капитала;  менее жесткой является
требуемая публичная отчетность;  больше прав у  рядовых
пайщиков на информацию о состоянии дел (уставы, которые
исключают или ограничивают такое право,  считаются  не-
действительными), хотя текущие вопросы решаются советом
учредителей;  больше свободы в выборе характера и формы
ведения дел.  Отмеченные условия способствуют росту 000
среди мелких и средних предпринимателей.  Что  касается
ЮЛ публичного права,  то доминирующей тенденцией разви-
тия их правового статуса является  подчинение  частному
праву, когда они участвуют в имущественном обороте. Это
прежде всего относится к государственным  предприятиям.
Организационноправовое оформление последних многообраз-
но. Но чаще всего используются формы АО, публичной кор-
порации (США,  Великобритания),  казенного предприятия.
Формы АО и даже 000 в настоящее время оказались  наибо-
лее  оптимальными  для  совмещения  государственного  и
частного капиталов,  а также их возможной  приватизации
путем  распродажи акций или паевых свидетельств.  Госу-
дарственные предприятия такой формы  подлежат  обычному
налогообложению. Подавляющее большинст-                
во лиц, занятых в них, не имеет статуса государственных
служащих  (исключение составляет директорат).  Казенные
предприятия являются полной собственностью государства.
Эти предприятия выполняют от имени и по поручению госу-
дарства различные экономические,  научные и  социальные
функции    (Британская    радиовещательная   корпорация
Би-би-си,  Комиссариат по атомной энергии во Франции  и
т.д.).  Они ответственны за свою деятельность перед го-
сударством,  непосредственно перед  правительством,  но
располагают  обособленным имуществом и в этой связи на-
делены правами коммерческой организации.  Как  правило,
им  предоставляются  налоговые льготы.  Эти предприятия
входят в систему государственного управления, находятся
полностью на государственном бюджете и лишены какойлибо
хозяйственной,  финансовой и юридической автономии. Это
прежде всего почта,  телеграф, средства телекосмической
связи,  а также пороховые и гобеленовые предприятия  во
Франции, пороховые заводы и королевские доки в Великоб-
ритании и т.д.  В настоящее время расширилась специаль-
ная  правоспособность ЮЛ такого рода,  равно как и при-
сутствие частного капитала в названных  сферах.  Вещное
право.  Его основная структура,  так же как и определе-
ние, не претерпели кардинальных изменений. Традиционно,
хотя и весьма условно (единого для всех правовых систем
определения, разумеется, не существует), оно рассматри-
вается  как  совокупность  правовых норм,  регулирующих
имущественные отношения,  при которых юридически надле-
жащее  лицо  может  реализовать  личные  права  на свою
"вещь",  не нуждаясь в разрешительных действиях  других
лиц.  В  континентальной ветви права сохраняется идущее
еще от римского права его деление  на  владение,  право
собственности и сервитуты.  Во всех ветвях права владе-
ние по-прежнему рассматривается прежде всего как факти-
ческое обладание вещью.  Но юридическая защита владения
осуществляется не везде одинаково.  Современному  фран-
цузскому праву известны три владельческих иска: о прек-
ращении фактических или юридических действий,  не пося-
гающих на само владение, но прямо или косвенно нарушаю-
щих его;  о предотвращении возможного нарушения в буду-
щем; о возвращении насильственно отобранного имущества.
Приблизительно аналогичны владельческие иски  в  Герма-
нии. В англо-американской системе права все имуществен-
ные права в главном рассматриваются как различные  раз-
новидности собственности.  Хотя в конечном итоге в кон-
тинентальном право-                                    
вом понимании их условно можно свести к праву собствен-
ности  и  к  праву на чужую вещь.  Защита имущественных
прав в США и  Великобритании  обеспечивается  общеграж-
данскими исками из причинения вреда. Центральным инсти-
тутом вещного права является право  собственности.  Его
важнейшей отличительной чертой считается абсолютный ха-
рактер,  что  предполагает:  соответствие   правомочиям
собственника  обязанности всех остальных лиц признавать
и не нарушать их;  определенность объекта  права  собс-
твенности; признание в качестве правомочий собственника
только того,  что фиксировано нормами  соответствующего
национального гражданского права.  Наряду с этим в кон-
тинентальной  ветви  права  сохранено  понимание  права
собственности  как  совокупности исключительных субъек-
тивных правомочий собственника:  права владения,  права
пользования, права распоряжения. В условиях научно-тех-
нической революции, трансформации господствующих произ-
водственных отношений институт права собственности пре-
терпевает изменения,  прежде всего объектов права собс-
твенности.  Они  увеличились  количественно и во многом
изменились качественно.  При сохранении  в  большинстве
стран континентальной Европы классификационного деления
объектов права собственности на "бестелесное" и "телес-
ное  имущество",  а последнего на движимое и недвижимое
ощутимо расширился перечень  "бестелесного  имущества".
Так,  возросло  значение финансовой собственности (раз-
личные ценные бумаги: облигации, чеки, векселя, акции и
т.п.),  а также коммерческой собственности (товарорасп-
ределительные  документы:  накладные,   коносаменты   и
т.д.). Радикально увеличилось содержание интеллектуаль-
ной собственности, которая включает право на про-' мыш-
ленную  собственность  и  право на литературную н худо-
жественную собственность.  Объектом права на промышлен-
ную  собственность становится определенная часть техни-
ческих знаний и практического опыта  в  области  произ-
водства и некоторых других сферах,  представляющих кон-
фиденциальную стоимостную ценность и необеспеченных па-
тентной  защитой.  Они  получают юридическое оформление
типа ноу-хау.  Важными частями ноу-хау могут быть  раз-
личные производственные,  реализационные секреты, неза-
висимые по отношению к патентам или же необходимые  для
их  использования.  Продажа  ноу-хау обычно имеет место
при различных лицензионных соглашениях. В качестве про-
мышленной собственности  получает дальнейшую разработку
и законодательство о патентах-  документах,  выдаваемых
специальными государственными органами изобретателю или
другим физическим или юридическим лицам, которым он пе-
реуступил  свое  изобретение.  Патент предоставляет его
владельцу право исключительного использования изобрете-
ния в течение определенного времени.  В США,  Германии,
Франции, Великобритании - 20 лет. Впрочем реальные сро-
ки  действия  патента  ныне обычно значительно короче в
силу морального устарения изобретения и  соответственно
отказа  патентообладателя платить патентные пошлины.  В
области  литературной  и  художественной  собственности
наблюдается расширение авторского права, регламентирую-
щего порядок использования  произведений  литературы  и
искусства.  Вместе с тем оно унифицируется.  Это прежде
всего относится к странам Западной  Европы  и  Северной
Америки. Наибольшее влияние в данном направлении оказа-
ли Бернская конвенция об охране  литературных  и  худо-
жественных произведений 1886г.  и Всемирная (Женевская)
конвенция 1952 г.,  включая новую редакцию  (Парижскую)
1971 г. Во многом изменилось содержание права собствен-
ности на "телесное имущество". Расширяется перечень его
объектов. К нему, в частности, стали причислять различ-
ные энергоносители  (газ,  электроэнергию  н  некоторые
другие). Но наиболее значимая трансформация совершается
в ином аспекте.  Право собственности как право  субъек-
тивное  утрачивает  свои абсолютный характер.  Исключи-
тельные правомочия собственника подвергаются существен-
ным, не соизмеримым с прошлым юридическим ограничениям.
Они касаются закрепленных законами  принудительных,  но
соизмеримо компенсированных, отчуждении некоторых видов
частной собственности,  или  обязательного  порядка  их
эксплуатации,  или  других  ограничительных  мер  по их
гражданско-правовой реализации.  Это прежде всего отно-
сится  к праву собственности на землю.  В США все более
широкое распространение получает так называемое зониро-
вание,  т.е.  регулируемое законами или постановлениями
местных властей обязательное для земельных  собственни-
ков размещение жилых,  торговых,  промышленных зон, зон
отдыха т.д.  "Зонирование", начавшееся еще в 20-е гг. с
городских земель, теперь распространилось и на сельско-
хозяйственные земли и проводится  с  учетом  сохранения
окружающей среды, борьбы с сельскохозяйственными вреди-
телями и т.д. Образцом в этой области считается законо-
дательство штата Вермонт, где установлен разрешительный
порядок                                                
не только для землепользования,  но и для  продажи.  По
существу,  признана конституционной принудительная про-
дажа земли одного лица другому при наличии  "справедли-
вой компенсации н общественной необходимости". (Решение
суда по делу Берман против Паркера (1954г.) о  передаче
(принудительной продаже) земли с трущобами другому лицу
для нового благоустроенного строительства.) Аналогичные
ограничения  в большем или меньшем объеме имеют место и
в других странах.  Продолжается начавшееся еще в XIX в.
ограничение  прав  земельных  собственников  на недра и
воздушное пространство. Детально разработан администра-
тивно-правовой   режим   производственной  эксплуатации
недр, предусматривающий приобретение у государства кон-
цессии на разведку н добычу полезных ископаемых.  Права
поземельных собственников ограничиваются н в других об-
ластях.  Собственникам  запрещается мешать деятельности
находящихся на соседних землях предприятий. Не считает-
ся противоправным проникновение на их земли "в пределах
допустимой для данной местности нормы" дыма  и  испаре-
ний,  что,  впрочем,  не исключает усиления в последние
десятилетия борьбы против загрязнения окружающей среды.
В этом отношении типичен закон о чистоте воздуха 1970г.
(США) с дополнением 1990г.,  устанавливающий  стандарты
качества воздуха,  контроль за их соблюдением и,  глав-
ное, судебное преследование с наказанием виновных штра-
фом до 250 тыс.  долл. или тюремным заключением до пяти
лет;  для корпораций штраф увеличивается "до  500  тыс.
долл.; граждане, дающие соответствующую информацию, по-
лучают 10 тыс.  долл.  Для реализации закона  учреждено
агентство  по охране окружающей среды.  Собственники не
должны  препятствовать  прокладке  газопроводов,  линий
электропередачи  и т.п.  (при этом компенсация не может
превышать нормативно установленные расценки).  Все  эти
изменения во многом обусловливаются постоянно усложняю-
щейся  производственно-экономической  жизнью  общества,
необходимостью  поддержания ее нормального функциониро-
вания.  Защита среды обитания отвечает интересам  всех.
Вместе  с тем в социальном плане от большинства назван-
ных изменений в праве наибольшие преимущества  получают
крупные компании,  которые в таких условиях, по сущест-
ву, освобождаются от необходимости делиться частью сво-
их прибылей с мелкими и средними собственниками исполь-
зуемых земель.                                         
Получает распространение и такая крайняя мера вторжения
в отношения частной собственности,  как национализация.
Законодательство большинства стран признает возможность
компенсированного  изъятия  земли у частных лиц в собс-
твенность государства,  например, для строительства во-
енных  или  гражданских  объектов.  При  национализации
предприятий устанавливается льготное возмещение потерь,
понесенных бывшими собственниками,  из государственного
бюджета,  т.е. во многом за счет рядовых налогоплатель-
щиков.  В 80-90-е гг. происходила массовая реприватиза-
ция, предусматривавшая возвращение бывшим собственникам
целиком или в части (в акциях) их предприятии, в основ-
ном модернизированных за счет государства.  Ограничение
правомочий поземельных собственников во многом реализу-
ется на базе сервитутов,  включая и получившие развитие
в XX в.  публично-правовые сервитута. Последние отлича-
ются от  гражданско-правовых  сервитутов  прежде  всего
тем,  что  их  пользователями являются юридические лица
публичного права и их  деятельность  может  распростра-
няться на большие земельные массивы, нередко в границах
почти всей национальной  территории.  Обязательственное
право.  Усложнение  современной социально-хозяйственной
жизни обусловило важные изменения  в  обязательственном
праве.  Отдельные  виды обязательств во многом наполни-
лись новым содержанием.  Это особенно отчетливо заметно
в договоре.  Появляются новые виды договоров,  обуслов-
ленные  ростом  лицензионных  соглашений   (собственник
изобретения  или  технологических  знаний  даёт  своему
контрагенту лицензию на  использование  в  определенных
пределах своих прав на патенты, ноу-хау), лизинга (осо-
бой формы продажи - долгосрочной аренды машин, оборудо-
вания,  предприятий), дифференциацией банковских опера-
ций и т.д.  Получают развитие бартерные сделки  (безва-
лютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами,
оформленный единым договором). Наметился отход от клас-
сических принципов договора:  свободы договора, равенс-
тва сторон в договоре,  его  юридической  незыблемости.
Отход  от принципа свободы договора отмечался еще в XIX
в., например в связи с введением на транспорте, твердых
тарифных  ставок  на перевозку грузов и пассажиров.  Но
доминирующим это явление стало в XX в.,  когда  крупные
компании получили от государства в лице министерств или
других уполномоченных на то ведомств право             
односторонне составить формуляр или договор присоедине-
ния (различия между ними незначительны), который не мо-
жет быть изменен контрагентом.  Появление таких догово-
ров  было обусловлено в конечном итоге требованиями хо-
зяйственной жизни,  в частности  необходимостью  совер-
шенствования,  интенсификации  значительной части рынка
товаров и услуг.  Но подобные договоры  в  значительной
части сводили на нет юридическое равенство сторон в до-
говоре.  Они ставили составителя формуляра в привилеги-
рованное  положение,  позволяли  ему включить в договор
все возможные для него выгоды. Стремление предотвратить
чрезмерное  злоупотребление этим правом вызвало к жизни
нормативные акты, запрещающие включение в договоры при-
соединения некоторых наиболее одиозных условий,  напри-
мер исключение ответственности продавца или  поставщика
за  ненадлежащее исполнение договора.  В этом отношении
характерен британский закон 1977 г.  о  "несправедливых
условиях договора".  Ныне составление формуляров в ряде
случаев предоставляется торговым  палатам  или  биржам.
Однако  это  не  смогло в полной мере нейтрализовать те
очевидные преимущества,  которые  получает  компания  -
составитель  формуляра.  Под  давлением  рядовых  граж-
дан-избирателей были приняты законы,  призванные  защи-
тить  интересы  лиц,  приобретающих товары и услуги для
личного,  семейного  использования.  Диапазон  действия
нормативных актов такого рода весьма широк.  Он выходит
за рамки законодательства о формулярах  и,  разумеется,
неодинаков в разных странах, но главное он везде сосре-
доточен на защите интересов рядовых потребителей  това-
ров и услуг от недобросовестной практики. Здесь следует
упомянуть законодательство  США,  как  общефедеральное,
так  и отдельных штатов (только в штате Нью-Йорк сейчас
действует не менее ста законов такого рода).  Общефеде-
ральный закон Магнуссона - Мосса 1975г. предусматривает
меры,  затрудняющие экономически сильной стороне  вклю-
чать в договор односторонне выгодные ей условия.  Поку-
патель получает дополнительные гарантии против  возмож-
ных злоупотреблений, включая право на полную информацию
о произведенном товаре.  Усиливается ответственность за
недобросовестное выполнение договора. Французские зако-
ны ь 78-23 от 10.01.78 и ь 83-660 от 21.07.83 о  защите
и  информации потребителей продуктов и услуг предусмат-
ривают контроль за содержанием договоров с участием ря-
довых граждан. Объявляются недействительными договорные
условия,  если они дают неоправданные преимущества пос-
тавщику или продавцу в розничной торговле. Запрещаются 
недобросовестные формы  рекламы.  И самое главное- про-
дукты и услуги не должны причинять вреда .здоровью  лю-
ден. Подобное законодательство функционирует и в других
странах. Существенные изменения претерпевают договорные
отношения  при введении государственного регулирования,
особенно масштабного во времена мировых войн и экономи-
ческих  кризисов.  Лимитирование и распределение многих
видов сырья,  полуфабрикатов особенно повлияло на поря-
док/  заключения и содержание договоров,  в первую оче-
редь договоров поставки.  Они могли совершаться лишь  в
соответствии  со специальными разрешениями уполномочен-
ных на то государственных органов.  Аналогичным образом
изменились внешнеторговые договоры, банковские операции
и т.д. Напомним, государственное регулирование экономи-
ки  при всем различии в степени его интенсивности в от-
дельных странах стимулировало вторжение  административ-
ного права в область, где ранее почти безраздельно гос-
подствовало гражданское право, т.е. в сферу диспозитив-
ных норм проникли,  подчас как доминирующие, императив-
ные нормы государственного регулирования. Подобное наб-
людается в обеих ветвях права, хотя в англосаксонской и
не столько отчетливо,  поскольку ей неизвестно  деление
на  публичное  и  частное право.  Важным аспектом этого
процесса явилось регулирование цен.  Во  время  мировых
войн  вводился  определенный,  приемлемый  для  рядовых
граждан уровень цен на товары первой необходимости  при
соответствующем их лимитировании.  Так, устанавливались
пределы роста квартирной платы.  После  окончания  войн
меры  такого  рода отменялись.  В настоящее время формы
государственного регулирования претерпевают важные  из-
менения:  все  большее значение приобретают меры денеж-
но-кредитного регулирования.  Важнейшими средствами та-
кого воздействия становятся бюджет, налоговая политика,
регулирование уровня банковского  ссудного  процента  и
многое другое. Соответствует этому и новое нормативное-
закрепление такого курса.  Заметно изменился взгляд  на
принцип незыблемости договора.  Уже в ходе Первой миро-
вой войны стала очевидной невозможность соблюдения мно-
гих договоров и прежде всего договоров о крупных и дли-
тельных поставках. Удорожание сырья, его транспортиров-
ки  и обработки предполагало резкий скачок цен и увели-
чение сроков поставки. В таких условиях неизбежным стал
отказ от принципа незыблемости первоначально закреплен-
ных в договоре статей или даже расторжение договора.   
Объективную значимость приобрели и другие причины, сти-
мулирующие отказ, точнее, заметное отступление от прин-
ципа обязательного выполнения договора. Причем его про-
явление в континентальной и англосаксонской ветвях пра-
ва не всегда однозначно. В континентальной ветви права,
в частности во французском праве в соответствии с клас-
сическими римскими образцами,  допускалось освобождение
должника от исполнения обязательства в случае невозмож-
ности выполнения в результате  действия  "непреодолимой
силы"  и  т.п.  Таким образом,  суды имели определенную
юридическую основу для соответствующих решений. Пробле-
ма заключалась в ином: дела такого рода количественно и
качественно были несоизмеримы с тем,  что имело место в
прошлом.  Требовалась  более гибкая и емкая юридическая
формула.  Наиболее приемлемым явилось учение "о непред-
виденных обстоятельствах", обосновывающее правомерность
расторжения или изменения договора; если обстоятельства
ко времени исполнения договора изменились радикально по
сравнению с тем,  какими они были в момент его заключе-
ния.  Это  учение,  возникшее еще в средние века,  было
адаптировано к новым условиям и нашло особенно  широкое
применение  в судебной практике периода мировых войны и
экономических кризисов. Движение к признанию "о непред-
виденных обстоятельствах" в договоре в гражданском пра-
ве Великобритании и США начиналось почти с диаметрально
противоположной  установки:  последующая  невозможность
исполнения не освобождает должника от  ответственности.
Немалую  роль  в  этом  играло традиционное для "общего
права" положение:  невозможность исполнения договора не
освобождает  должника от ответственности,  но при дейс-
твительной невозможности реального исполнения  договора
обязательна  замена,  чаще  всего денежная компенсация.
Вместе с тем реалии XX в.  вынуждали искать иные  реше-
ния,  допускающие  освобождение  должника от исполнения
договора при наличии  определенных  обстоятельств.  Они
воплотились в новых судебных прецедентах. В праве полу-
чило признание учение о "бесплодности" договора,  обос-
новывающее   освобождение  от  договорных  обязательств
должника в случае гибели объекта договора,  или  утраты
значимости цели, ради которой договор был заключен, или
резкого,  радикального изменения условий к моменту  ис-
полнения  договора,  которое  объективно  не могло быть
предусмотрено сторонами и  которое  делает  невозможным
его реальное исполнение. Впрочем, по-прежнему сохраняют
законную силу и прецеденты,  обязывающие  к  исполнению
договора. В итоге судам предоставляется возможность    
при решении такого рода дел в большей степени учитывать
конкретную ситуацию и аналогичные дела решать по-разно-
му.  В настоящее время Верховный суд США в решении ана-
логичных дел достаточно определенно  следует  учению  о
"подразумеваемых условиях", согласно которому предпола-
гается,  что стороны,  заключая договор,  якобы услови-
лись: должник не будет нести ответственности за обстоя-
тельства,  возникшие ко времени исполнения  договора  и
сделавшие его исполнение невозможным.  Решение главного
вопроса о том,  реальна ли возможность предвидеть  воз-
никновение такого рода обстоятельств,  а соответственно
и сама проблема исполнения договора  целиком  вверяется
усмотрению суда. Впрочем прекращение договора не всегда
устраивало стороны,  которые чаще стремились не к прек-
ращению договора,  а лишь к изменению его условий. Пос-
кольку суды не занимаются внесением изменений в догово-
ры (исключением являются суды Германии,  за которыми на
основании  242 Германского гражданского уложения приз-
нается  в  определенной мере право на пересмотр условий
договора в соответствии с изменившимися обстоятельства-
ми),  стороны стали сами вносить в договоры условия, по
которым уже начавшие выполняться  договоры  могли  быть
изменены  в  случае  наступления непредвиденных обстоя-
тельств.  В основном это касается долгосрочных, сложных
договоров  (строительство заводов и иных крупных объек-
тов с участием многих субподрядчиков и т.д.).  Отмечен-
ные изменения в гражданском праве,  разумеется, не вели
к исчезновению норм, основанных на классических принци-
пах права XIX в.  Они по-прежнему доминируют в правовом
регулировании мелкого,  среднего предпринимательства  и
особенно бытовых имущественных отношений.  Аналогичное,
но в рамках национальных правовых  особенностей,  имеет
место и в англосаксонских странах.                    
2. Антитрестовское законодательство.                  
 Основные тенденции развития.                           
В 1890 г.                                             
в США был принят закон Шермапа,призванный нейтрализо-  
вать некоторые негативные для значительных групп  насе-
ления  результаты  экономической  деятельности  крупных
корпораций, включая соглашения между ними с целью уста-
новления  монопольных цен на рынке и т.д.  Признавалось
незаконным особое объединение между ними,  прежде всего
в виде треста, направленное на монополизацию торговли и
производства,  равно как и на выгодные для треста огра-
ничения (изменения) торговли между штатами или с иност-
ранными предпринимателями. Преду-                      
сматривались уголовно-правовые санкции против нарушите-
лей закона. Но его применение оказалось малоэффективным
(за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел,  боль-
шая часть которых не получила завершения).  Более того,
закон Шермана  фактически  стал  использоваться  против
профсоюзов и стачечного движения. Данное в законе опре-
деление объявления, препятствующего торговле между шта-
тами,  было  столь неконкретно и расплывчато,  что суды
без труда распространили его и на рабочие союзы. Однако
требования  общественности  ограничить  злоупотребления
трестов,  так же как и ущерб,  наносимый ими  рыночному
хозяйству, стимулировали принятие новых федеральных ан-
титрестовских законов (законы 1914,  1950,  1955гг.), а
также антитрестовских законов отдельных штатов (в неко-
торых из них законы такого рода появились даже  раньше,
чем закон Шермана). Подобные нормативные акты приблизи-
тельно в это же время были приняты в других экономичес-
ки развитых странах и составили в конечном итоге особую
отрасль права (законы 1947 и 1953 гг.  в Японии;  1948,
1956, 1965 и 1976 гг. в Великобритании; 1945 и 1986 гг.
во Франции и т.д.).  В определенной мере  они  отвечают
интересам рядовых потребителей товаров и услуг, а также
мелких и средних предпринимателей.  Задачи, стоящие пе-
ред антитрестовским законодательством, в разных странах
решаются неодинаково.  Сейчас условно различают две ос-
новные системы антитрестовского законодательства:  аме-
риканскую и европейскую. Первая руководствуется доктри-
ной  юридического  запрета  на  создание  объединений с
целью монопольного господства в том  или  ином  секторе
рыночного  хозяйства;  вторая  -  доктриной юридической
проверки деятельности фирм в целях пресечения их  моно-
полистических злоупотреблений. В этом отношении показа-
телен британский закон 1976 г.  В связи с  образованием
Европейского  экономического сообщества антитрестовское
законодательство западноевропейских стран  стало  более
унифицированным,  чем в других регионах мира.  Но везде
антитрестовское законодательство, особенно его примене-
ние,  не является стабильным и,  тем более, не препятс-
твует возникновению крупных компании,  включая трансна-
циональные.                                            

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама