Ст. 3. Для установления обстоятельств дела необходи-
ма наличность либо протокола,  снабженного двумя подпи-
сями, либо протокола за одной подписью, подтвержденного
устным показанием хотя бы одного свидетеля, либо, нако-
нец,  устного показания двух согласных между собой сви-
детелей.                                               
   Ст. 6.  Священники, бывшие дворяне, сеньоры, а также
служащие и прислуга всех этих  лиц;  иностранцы;  лица,
занимавшие или занимающие какие-либо общественные долж-
ности как при прежнем правительстве,  так и со  времени
революции9;  лица, подстрекавшие или поддерживавшие за-
говорщиков;  главари,  подстрекатели и лица, виновные в
убийстве, поджоге или грабеже, - подлежат смертной каз-
ни.  Что же касается до остальных задержанных,  то  они
будут подлежать
                                        
   9 Если они принимали участие в восстании, хотя и бы-
ли захвачены без оружия или после того, как сложили его
(ст. 4).                                               
дальнейшему содержанию под стражей и  их  судьба  будет
решена  лишь  после  издания  специального на этот счет
декрета Национального конвента.                        
   Ст. 7. Смертная казнь, примененная в согласии с пос-
тановлениями настоящего закона, влечет за собой конфис-
кацию всего имущества.  Конфискованные имущества пойдут
на содержание отцов,  матерей,  жен и детей, не имеющих
достаточных средств для своего прокормления;  кроме то-
го,  доходы с этих имуществ будут употреблены на возме-
щение убытков лиц, пострадавших от действий восставших.
   [Я. М.  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794. Л., 1926, стр. 232-233] 
                   
   Декрет 25 марта 1793 г.
  об образовании Комитета Общей безопасности 
и Общественного Спасения
   Ст. 1.  Комитет Общей безопасности будет состоять из
двадцати  пяти членов.  На его обязанности будут лежать
подготовка и внесение на обсуждение всех законов и  ме-
роприятий,  необходимых для внешней и внутренней защиты
Республики.                                            
   Ст. 2.  Комитет будет приглашать на свои  заседания,
по крайней мере два раза в неделю,  министров, входящих
в состав Временного Исполнительного Совета.            
   Ст. 3.  Исполнительный Совет и каждый из министров в
отдельности  будут  представлять Комитету все требуемые
им разъяснения.  Они будут представлять ему  в  течение
недельного  срока отчет о всех своих постановлениях об-
щего характера.                                        
   Ст. 4.  Комитет будет давать  Конвенту  еженедельный
отчет  о  состоянии  Республики  и о всех своих могущих
подлежать оглашению действиях.                         
         Ст. 6. Комитет будет получать вне очереди сло-
во всякий раз, когда дело будет идти о принятом им док-
ладе.                                                  
   Ст. 7.  Комитет будет печатать, поскольку это позво-
лит время, проекты декретов, которые он будет представ-
лять Конвенту.
                                         
   [Я. М.  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794, Л., 1926, стр. 235]   
                     
   Декрет от  9 апреля 1793 г.  о командировке 
народных представителей в армию 
   Национальный Конвент, заслушав доклад своего Комите-
та Общественного Спасения, постановляет:               
   Ст. 1. При каждой из армий Республики будут постоян-
но находиться по три народных представителя. Через каж-
дые три месяца состав их будет обновляться по третям.  
Ст. 2.  Им поручается самое внимательное наблюдение над
действиями агентов Исполнительного Совета и над поведе-
нием генералов,  офицеров и  солдат  армии;  они  будут
ежедневно  Получать отчет о состоянии складов и всевоз-
можных запасов обмундирования, продовольствия и предме-
тов вооружения;  они будут самым строгим образом прове-
рять действия и поведение всех поставщиков и предприни-
мателей армий Республики.                              
   Ст. 3.  Они предпримут все меры,  кои будут признаны
ими необходимыми для ускорения  реорганизации  армии  и
включения волонтеров и рекрутов в существующие кадры; в
этих целях они будут действовать по соглашению с  гене-
ралами,  командующими  дивизиями и прочими агентами Ис-
полнительного Совета.                                  
   Ст. 4.  Народные представители при армиях облекаются
неограниченными полномочиями для исполнения возложенных
на них  настоящим  декретом  обязанностей.  Они  смогут
иметь то количество агентов, которое признают необходи-
мым. Разрешенные ими чрезвычайные расходы будут оплачи-
ваться  государственным казначейством по заверенным ими
счетам. Их постановления подлежат немедленному исполне-
нию, но они обязаны в двадцатичетырехчасовой срок доно-
сить о них Национальному Конвенту, а в случаях, не под-
лежащих огласке, - Комитету Общественного Спасения.    
   Ст. 5.  Всем гражданским и военным должностным лицам
предписывается подчиняться распоряжениям комиссаров На-
ционального Конвента, с правом последующего обжалования
перед Конвентом тех действий, которые они сочтут непра-
вильными.                                              
   Ст. 6.  Народные представители при армиях немедленно
примут все меры,  необходимые для раскрытия,  ареста  и
предания  суду  Революционного Трибунала всех военных и
гражданских должностных лиц,  а также и прочих граждан,
которые  благоприятствовали или каким бы то ни было об-
разом, делами или советами, содействовали предательству
Дюмурье или всякому другому, направленному против безо-
пасности нации,  заговору, а равно и тех, кто стремится
к разложению армии и гибели Республики.  
              
   [Я. М.  Захер,  Французская  революция в документах,
1789- 1794. Л" 1926. стр. 244-245] 
                    
   Декрет Законодательного собрания
 25 августа 1792 г. 
о феодальных повинностях
                            
   Национальное собрание, принимая во внимание, что фе-
одальный режим уничтожен,  но что, несмотря на это, его
последствия продолжают существовать  и  что  необходимо
спеш-                                                  
но уничтожить на  французской  территории  эти  обломки
крепостной зависимости, обременяющие земельные владения
и уменьшающие их ценность, постановляет:               
   1. Все последствия, вытекающие из правила "нет земли
без сеньора",  из чересполостности владений,  из стату-
тов, обычаев и правил как общего, так и частного харак-
тера, тесно связанных с феодализмом, отменяются.       
   2. Всякая  поземельная  собственность считается сво-
бодной от всяких прав,  как феодальных, так и чиншевых,
до тех пор,  пока лица, претендующие на означенные пра-
ва, не докажут противного в нижеустановленном порядке. 
   3. Все акты об освобождении от права  мертвой  руки,
основанные на поземельных и смешанных правах, и все ак-
ты, им равнозначные, отменяются и аннулируются. Все ус-
тановленные  этими  актами  платежи,  десятины и прочие
обязательства, связанные с правом мертвой руки, отменя-
ются без всякого вознаграждения.                       
   5. ...Все  вообще сеньориальные права,  как феодаль-
ные, так и чиншевые. сохраненные в силе предшествующими
законами или объявленные ими подлежащими выкупу, каковы
бы ни были их сущность и наименование..,  а равно и все
платежи,  выплаты натурой и другие обязательства, выте-
кающие из этих прав,  отменяются без всякого вознаграж-
дения,  если  только  не будет доказано,  что они имеют
своим источником первоначальную уступку недвижимости.
  
   [Н. М.  Лукин, В. М. Долин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 148-149]
      
   в) ДИКТАТУРА ЯКОБИНЦЕВ
                              
   Декларация прав человека и гражданина (1793 г.)
     
   1. Целью общества является общее счастье. Правитель-
ство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование
его естественными и неотъемлемыми правами.             
   2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность,
собственность.                                         
   3. Все люди равны по природе и перед законом.       
   4. Закон есть свободное  и  торжественное  выражение
общей воли; он один и тот же для всех как в том случае,
когда оказывает покровительство,  так и в  том  случае,
когда карает;                                          
   он может предписывать лишь то, что справедливо и по-
лезно обществу; он может воспрещать лишь то, что прино-
сит обществу вред.                                     
   5. Все  граждане на равных правах имеют доступ к об-
щественным должностям.  Свободные народы не знают  иных
оснований для предпочтения при избрании, кроме добродете-
лей и способностей.                                    
   6. Свобода есть присущая человеку возможность делать
все,  что не причиняет ущерба правам другого; ее основу
составляет природа,  а ее правило-справедливость; обес-
печение свободы есть закон...                          
   7. Право выражать свои мысли и свои мнения как  пос-
редством печати, так и любым иным способом, право соби-
раться вместе,  соблюдая спокойствие,  и свободное отп-
равление  религиозных обрядов не могут быть воспрещены.
Необходимость провозглашения этих прав предполагает на-
личие деспотизма или живое воспоминание о нем.         
   9. Закон должен охранять общественную и индивидуаль-
ную свободу против угнетения со стороны правящих.      
   10. Никто не должен быть обвинен,  задержан или под-
вергнут заключению иначе как в случаях, предусмотренных
законом,  и с соблюдением порядка, предписанного им же.
Каждый гражданин,  вызванный или задержанный именем за-
кона,  обязан немедленно повиноваться;  в случае сопро-
тивления он подлежит ответственности.                  
   13. Так  как каждый предполагается невиновным,  пока
не установлено противное,  то  в  случае  необходимости
подвергнуть  кого-либо  задержанию  всякого  рода стро-
гость,  не вызываемая  при  задержании  необходимостью,
должна сурово караться законом.                        
   14. Никто не должен быть осужден и наказан иначе как
по выслушивании его объяснений, после вызова в законном
порядке, и только в силу закона, опубликованного до со-
вершения проступка.  Закон,  карающий проступки, совер-
шенные до его издания, есть закон тиранический; сообще-
ние закону обратной силы само есть преступление.       
   15. Закон должен назначать наказания, строго и бесс-
порно  необходимые;  наказания  должны  быть соразмерны
преступлениям и полезны обществу.                      
   16. Право собственности состоит в принадлежащей каж-
дому  гражданину возможности пользоваться и располагать
по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плода-
ми своего труда и своего промысла.                     
   17. Гражданам  не  может  быть воспрещено заниматься
каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей.
   18. Каждый может предоставлять по договору свои  ус-
луги и свое время,  но не может ни продаваться, ни быть
проданным:  его личность не есть отчуждаемая  собствен-
ность.  Закон никоим образом не допускает существования
дворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугах
и вознаграждении между трудящимся и нанимателем.       
   19. Никто не может быть лишен ни малейшей части сво-
ей собственности без его согласия, кроме случаев, когда
этого                                                  
требует установленная законом необходимость, и лишь под
условием справедливого и предварительного возмещения.  
   20. Ни один налог не может быть установлен иначе как
в интересах общей  пользы.  Все  граждане  имеют  право
участвовать в установлении обложения, наблюдать за рас-
ходованием поступлений и требовать в них отчета.       
   21. Общественное призрение есть священный долг.  Об-
щество обязано давать пропитание неимущим, как прииски-
вая им работу, так и обеспечивая средства существования
лицам, неспособным к труду.                            
   22. Образование  составляет  общую потребность.  Об-
щество должно всеми  своими  средствами  способствовать
успехам народного просвещения и делать образование дос-
тоянием всех граждан.                                  
   25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим,
не и погашается давностью и неотчуждаем.               
   26. Ни  одна  часть  народа  не  может  осуществлять
власть,.  принадлежащую всему народу,  но каждая  часть
верховного собрания должна пользоваться правом выражать
свою волю совершенно свободно.                         
   27. Каждый,  кто присвоит себе принадлежащий  народу
суверенитет,  да будет немедленно предан смерти свобод-
ными гражданами.                                       
   28. Народ всегда сохраняет за собой право  пересмот-
ра,,  преобразования и изменения своей конституции.  Ни
одно поколение не может подчинить своим законам поколе-
ния будущие.                                           
   29. Каждый  гражданин имеет равное право участвовать
в образовании закона и в назначении своих, представите-
лей и своих агентов.                                   
   30. Государственные должности по существу временны;,
их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду,
но лишь как обязанности.                               
   31. Преступления представителей народа и его агентов
ни в коем случае не должны  оставаться  безнаказанными.
Никто  не  имеет права притязать на большую неприкосно-
венность,. нежели все прочие граждане.                 
   32. Право подавать петиции представителям  государс-
твенной власти ни в коем случае не может быть отменено,
приостановлено или ограничено.                         
   33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекаю-
щее из прочих прав человека.                           
   34. Угнетение  хотя  бы одного только члена общества
есть тем самым угнетение всего общественного союза. Уг-
нетение  всего общественного союза есть тем самым угне-
тение каждого члена в отдельности.                     
   35. Когда правительство нарушает права народа, восста-
ние для народа и для каждой его части есть его  священ-
нейшее право и неотложнейшая обязанность.
              
   ["Вопросы государства  и права во французской буржу-
азной революции XVIII в.", М., 1940. стр. 181-185] 
    
   Конституция 24 июня 1793 г.
   О верховенстве народа
                               
   7. Суверенный народ есть совокупность всех французс-
ких граждан.                                           
   8. Народ непосредственно избирает представителей.   
   9. Он  поручает выборщикам избрание органов управле-
ния,  общественных третейских посредников,  судей, уго-
ловных ы гражданских.                                  
   10. Народ обсуждает и постановляет законы. 
         
   О первичных собраниях

   11. Первичные собрания образуются в составе граждан,
имеющих местожительство в течение шести месяцев в  дан-
ном кантоне.
                                           
   О народном представительстве
                        
   22. На  каждые  40000  человек  населения приходится
один представитель.                                    
   28. Каждый француз,  пользующийся правами  гражданс-
тва, может быть избран на всем пространстве республики.
   29. Каждый   представитель   принадлежит   (является
представителем) всей нации в целом.
                    
   О функциях законодательного корпуса 
                
   53. Законодательный корпус предлагает законы и изда-
ет декреты.                                            
   54. Общим  названием законов обозначаются акты зако-
нодательного корпуса, имеющие своим предметом:         
   гражданское и уголовное законодательство;           
   общее заведование текущими доходами и расходами рес-
публики;                                               
   национальные недвижимые имущества;                  
   пробу, вес, чекан и наименование монет;             
   род, размер и порядок взимания налогов;             
   объявление войны;                                   
   каждое новое общее деление французской территории;  
   народное просвещение;                               
   государственные чествования памяти великих людей.   
   55. (Остальные акты законодательного корпуса называ-
ются декретами).                                       
                                                       
Об образовании закона
                                  
   58. Проект печатается и рассылается по всем коммунам
республики под названием "законодательное предложение".
   59. Если 40 дней спустя после рассылки предложенного
закона в половине департаментов плюс один, одна десятая
часть первичных собраний каждого из них, созванных над-
лежащим образом, не отклонит его, проект считается при-
нятым и становится законом.
                            
   Об административных органах управления 
и муниципальных собраниях  
                                        
   78. В  каждой коммуне республики имеется муниципаль-
ное управление (администрация),  в каждом  дистрикте  -
промежуточное управление (администрация),  в каждом де-
партаменте - центральное управление (администрация).   
   79. Муниципальные должностные лица избираются комму-
нальными собраниями.                                   
   80. Члены местных управлений (администраторы) назна-
чаются собраниями выборщиков департамента и дистрикта. 
   О гражданском правосудии
                            
   85. Кодекс гражданских и уголовных законов един  для
всей республики. 
                                      
   Об уголовном правосудии
                             
   96. В  делах  уголовных  ни  один гражданин не может
быть судим инчче  как  по  обвинению,  формулированному
присяжными  или декретированному законодательным корпу-
сом. Обвиняемые имеют защитников, избираемых ими самими
или назначаемых им.  Следствие ведется публично. Факти-
ческий состав деяния и виновность устанавливаются  при-
сяжными. Наказание определяется уголовным трибуналом.  
   97. Уголовные  судьи  выбираются ежегодно собраниями
выборщиков. 
                                           
   О вооруженных силах республики  
                    
   109. Все французы - солдаты:  они обучаются  владеть
оружием.                                               
   111. Различие чипов, их отличительные знаки и субор-
динация существуют только на службе и лишь при  прохож-
дении последней. 
                                      
   ["Вопросы, государства и права во французской буржу-
азной революции XVIII в.". М" 1940. стр. 187-191]      
Декрет 10 октября 1793 г.

   Национальный Конвент декретирует нижеследующее: 
    
   Об управлении

   Ст. 1. Порядок управления Францией будет революцион-
ным вплоть до заключения мира.                         
   Ст. 2. Временный Исполнительный Совет, министры, ге-
нералы  и установленные учреждения подчиняются наблюде-
нию Комитета Общественного Спасения, которому вменяется
в  обязанность  ежедневно давать соответствующие отчеты
Конвенту.                                              
   Ст. 5.  Главнокомандующие будут  назначаться  Нацио-
нальным  Конвентом по представлению Комитета Обществен-
ного Спасения.                                         
   Ст. 6.  Так как бездействие  правительства  является
причиной  всех  бедствий,  отныне устанавливаются сроки
для исполнения законов и  мер  общественного  спасения;
нарушение  этих  сроков будет караться как покушение на
свободу.
                                               
   Общественная безопасность 
                          
   Ст. 13.  Совет отправит гарнизоны "в те города,  где
поднимается контрреволюционное движение.  Эти гарнизоны
будут содержаться и оплачиваться богатыми жителями этих
городов вплоть до заключения мира.
                     
   [Я. М.  Захер,  Французская  революция в документах,
1789- 1794. Л., 1926. стр. 336-337]
                    
   Учредительный закон 4 декабря 1793 г. 
 о революционном порядке управления

   Отдел II

   Об исполнении законов

   Ст. 1.  Национальный  Конвент  является единственным
центром управления.                                    
   Ст. 2. Все установленные власти и общественные долж-
ностные  лица согласно декрету от 19 вандемьера (10 ок-
тября) ставятся под  непосредственный  надзор  Комитета
Общественного  Спасения в отношении принятия мер управ-
ления и общественного спасения,  во всем же, касающемся
личности и полиции,  как общей,  так и внутренней, этот
особый надзор согласно декрету 17 сентября  принадлежит
Комитету Общей Безопасности Конвента.  Оба эти Комитета
в конце каждого месяца обязаны давать отчет  Националь-
ному Конвенту о результатах своих работ. Каждый из чле-
нов названных Комитетов лично ответственен за  выполне-
ние этой обязанности.  Ст.  8. Применение революционных
законов и меропри-                                     
тий общественной  безопасности и общественного спасения
возлагается на муниципалитеты и  комитеты  надзора  или
революционные,  с  обязательством  давать каждые десять
дней отчет о проведении в жизнь этих законов дистриктам
их  округов,  облеченным обязанностью непосредственного
за ними надзора.
                                       
   [Я. М.  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794, Л.. 1940, стр. 337. 341]
                   
   Циркуляр Комитета Общественного Спасения
  народным обществам, определяющий их роль
 в революционном правительстве
   (4 февраля 1794 г.)
   Именно среди народных обществ родился,  вырос и дос-
тиг надлежащей высоты дух свободы.  Бдительные часовые,
стоящие  как  бы на передовых постах общественного мне-
ния,  они ударяли в набат при каждой опасности и призы-
вали к борьбе против всех предателей. Именно в святили-
ще народных обществ патриоты искали и  выковывали  свое
победоносное оружие.                                   
   Теперь республика ждет от народных обществ новых ус-
луг...                                                 
   ...Народные представители разосланы по различным де-
партаментам, для того чтобы провести там чистку и орга-
низацию установленных властей.  Будьте их факелом!  На-
родные представители,  избранные сыны народа, обязанные
блюсти его интересы, хотят действовать только через на-
род и только во имя его интересов.                     
   Народные общества!  Представители  народа образуют с
вами неразрывную цепь. Вы начнете с... пересмотра свое-
го  состава,  чтобы провести своих членов через горнило
чистки...  ...Тогда народные представители  призовут  в
вашу  среду и отдадут на суд вашего мнения всех общест-
венных должностных лиц.  Описание их деяний развернется
в великую книгу,  и вы произнесете свой приговор:  про-
пасть разверзнется под ногами злых,  чело  справедливых
украсится блестящим ореолом.
                           
   [Н. М.  Лукин, В. М. Долин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. 1, М., 1935, стр. 167-168] 
     
   Декрет 23 августа 1793 г. о массовом наборе 
        
   1. С настоящего момента и до тех пор,  пока враги не
будут  изгнаны  из пределов территории республики,  все
французы объявляются в состоянии постоянной реквизиции.
   Молодые люди  пойдут  сражаться  на  фронт,  женатые
должны ковать оружие и подвозить продовольствие; женщи-
ны бу-                                                 
дут готовить  палатки,  одежду  и служить в госпиталях;
дети- щипать корпию из старого белья;  старики заставят
выводить  себя  на  площади,  чтобы возбуждать в воинах
храбрость,  ненависть к королям и мысль о единстве рес-
публики.                                               
 2. Национальные здания будут превращены в казармы; 
   площади станут оружейными мастерскими; земля из пог-
ребов будет подвергнута выщелачиванию, чтобы извлечь из
нее селитру...                                         
   7. Никто не может  заменить  себя  кем-либо  на  той
службе,  куда он назначен; все государственные служащие
должны оставаться на своих местах.                     
   8. Производится общий набор всех  граждан;  холостые
граждане или бездетные вдовцы от 18 до 25 лет идут пер-
выми;                                                  
   они немедленно направляются в главный  пункт  своего
дистрикта, где должны ежедневно упражняться в обращении
с оружием в ожидании приказа об отправке на фронт...   
   11. Батальон, организованный в каждом дистрикте, со-
бирается под знаменем со следующей надписью: "Французс-
кий народ восстал против тиранов". 
                    
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М; 1985, стр. 175-176]
       
   Декрет Конвента 8 вантоза II года
 (26 февраля 1794 г.)
 о секвестре имущества врагов революции
             
   Собственность патриотов священна и  неприкосновенна.
Имущество лиц,  признанных врагами революции, секвести-
руется в пользу республики; эти лица подвергаются арес-
ту  впредь до заключения мира,  а затем изгоняются нав-
сегда из пределов республики.
                          
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М" 1935, стр. 183}
           
   Декрет 10 июня 1794 г.
                              
   Ст. 1.  Будет  существовать  Революционный Трибунал,
состоящий из одного председателя,  трех товарищей пред-
седателя,  одного общественного обвинителя, четырех за-
местителей общественного обвинителя и двенадцати судей.
   Ст. 4.  Революционный трибунал  учрежден  для  того,
чтобы наказывать врагов народа.                        
   Ст. 5.  Врагами народа объявляются те, кто силой или
хитростью стремятся уничтожить общественную свободу.   
   Ст. 6. Врагами народа признаются лица, призывающие к
восстановлению  королевской  власти  или  же пытавшиеся
унизить и распустить Национальный Конвент и революцион-
ное республиканское правительство, центром коего он яв-
ляется.                                                
Врагами народа объявляются лица, изменившие Республике,
командуя крепостями и армиями или выполняя другие воен-
ные  обязанности,  а  равно и те,  которые поддерживают
сношения с врагами Республики и стремятся  создать  не-
достаток  как в продовольствии,  так и в удовлетворении
других потребностей армии.                             
   Врагами народа объявляются все,  кто пытается  поме-
шать  снабжению  Парижа  продовольствием или же вызвать
голод в Республике.                                    
   Врагами народа  объявляются  лица,   содействовавшие
планам врагов Франции,  будь то помощью в бегстве и ук-
рывательстве заговорщиков и аристократов, будь то путем
преследований и клеветы на патриотизм, будь то подкупом
представителей народа или же злоупотреблением революци-
онными принципами, правительственными законами и мерами
в смысле ложного и вероломного применения таковых...   
   Врагами народа  объявляются  лица,  распространявшие
ложные слухи с целью посеять в народе раздор и смуту.  
   Врагами народа объявляются лица,  старавшиеся ввести
в заблуждение общественное мнение и препятствовать  на-
родному просвещению, а равно и те, кто старался развра-
тить общественные нравы и общественную  совесть,  осла-
бить  энергию и чистоту или остановить развитие револю-
ционных и  республиканских  принципов,  будь  то  путем
контрреволюционных  и  злостных  сочинений или же путем
(всяких других махинаций.                              
   Врагами народа объявляются недобросовестные  постав-
щики,  подвергшие опасности спасение Республики,  равно
как и расточители общественного достояния...           
   Врагами народа объявляются лица,  занимавшие общест-
венные должности и злоупотреблявшие ими для притеснения
патриотов и угнетения народа....                       
   Ст. 7.  Наказанием,  установленным за все преступле-
ния, подлежащие ведению Революционного трибунала, явля-
ется смертная казнь.                                   
   Ст. 8.  Уликами,  достаточными для осуждения  врагов
народа,  могут служить всевозможные документы - мораль-
ные,  вещественные,  устные и письменные, естественные,
вызывающие  уверенность всякого справедливого и просве-
щенного ума.  Руководством для  произнесения  приговора
служит совесть присяжных,  поддержанных любовью к роди-
не; целью приговоров должно быть торжество Республики и
разгром ее врагов.  Судопроизводство состоит из простых
мер, диктуемых здравым смыслом для того, чтобы добиться
истины, придерживаясь при этом указанных законом форм. 
   Ст. 12.  Допрос  обвиняемого  будет производиться во
время судебного заседания в присутствии публики...     
   Ст. 13. В том случае, если имеются налицо вещественные
или моральные улики,  независимо от свидетельских пока-
заний,  свидетели призываться не будут,  за исключением
тех случаев,  когда это покажется необходимым,  будь то
для  обнаружения  соучастников,  будь  то в силу других
важных соображений общественного блага.                
   Ст. 16.  Защитниками невинно оклеветанных  патриотов
закон считает присяжных патриотов;  заговорщикам же за-
щитников не полагается. 
                               
   [Я. М.  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794, Л" 1926. стр. 359-362]
                     
   Декрет против спекулянтов 26 июля 1793 г. 
          
   1. Спекуляция является уголовным преступлением.     
   2. Объявляются  виновными  в спекуляции все те,  кто
препятствует обращению товаров и продуктов первой необ-
ходимости, кто закупает и держит их где-либо втайне, не
пуская ежедневно в открытую продажу.                   
   3. Объявляются также спекулянтами те, кто портит или
допускает  порчу продуктов и предметов первой необходи-
мости.                                                 
   4. Предметами первой необходимости  являются:  хлеб,
мясо, вино, зерно, мука, овощи, плоды, сливочное масло,
уксус,  сидр, водка, уголь, сало, дрова, постное масло,
сода,  мыло,  соль, сушеное, копченое, соленое или кон-
сервированное мясо и рыба,  мед, сахар, пенька, бумага,
обработанная  и простая шерсть,  кожа,  железо,  сталь,
медь,  драп, полотно и вообще все материалы, кроме шел-
ка, а равно и сырье, необходимое для их выделки.       
   5. В  недельный срок со дня опубликования настоящего
декрета все лица, имеющие где-либо в пределах республи-
ки какие-либо товары или продукты,  означенные в преды-
дущей статье, должны заявить об этом муниципалитету или
секции продуктов...                                    
   8. Лица,  не  сделавшие указанной заявки в недельный
срок со дня опубликования настоящего декрета,  объявля-
ются  спекулянтами  и как таковые караются смертью;  их
имущество конфискуется, а входящие в его состав продук-
ты и товары пускаются в продажу, как это указано в пре-
дыдущих пунктах.                                       
   9. Караются смертью  также  все  лица,  уличенные  в
представлении неверных сведений. Должностные лица и ко-
миссары,  назначенные для наблюдения за продажей  това-
ров, уличенные в совершении злоупотреблений при отправ-
лении своих обязанностей с целью оказать покровительст-
во скупщикам, также караются смертью.
                  
   [Н. М.  Лукич, В. М. Далин. Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М" 1935, стр. 184]           
Закон 29 сентября 1793 г. о максимуме 
                 
   Национальный Конвент ...декретирует нижеследующее:  
   Ст. 1.  Предметы,  представляющие,  по мнению Нацио-
нального Конвента,  первую необходимость и для  которых
он считает нужным установить максимум или наивысшие це-
ны,- суть:  мясо свежее,  солонина и свиное сало, масло
коровье,  масло растительное, живой скот, соленая рыба,
вино, водка, уксус, сидр, пиво, дрова, древесный уголь,
каменный уголь.  сальные свечи, гарное масло, соль, мы-
ло,  поташ, сахар, мел, белая бумага, кожа, железо, чу-
гун, свинец, сталь, медь, пенька, лен, шерсть, материи,
полотно, сырой фабричный материал, сабо, башмаки, суре-
пица и репа, табак.                                    
   Ст. 2.  Максимальной ценой дров первого сорта, равно
как и угля древесного и каменного,  является цена,  су-
ществовавшая в 1790 г., плюс одна двадцатая ее часть...
   Ст. 3.  Максимальными  ценами  всех  других съестных
припасов и товаров первой необходимости,  перечисленных
в ст. 1-й, будут на всем протяжении Республики и вплоть
до 1 сентября следующего года - те  цены,  которые  су-
ществовали на них в 1790 г... с прибавлением, сверх то-
го, одной третьей их части...                          
   Ст. 7. Все те лица, которые продадут или купят това-
ры,  перечисленные в ст.  1-й, выше максимума, установ-
ленного и опубликованного в каждом департаменте,  упла-
чивают в административном порядке денежную пеню в двой-
ном размере против стоимости проданного предмета,  иду-
щего в пользу доносчика. Эти лица будут внесены в спис-
ки подозрительных и преследуемы, как таковые.          
   Покупатель не подвергается указанному взысканию, ес-
ли  он объявит о нарушении закона продавцом.  Каждый же
купец обязан иметь в своей лавке  таблицу  с  указанием
максимальных или наивысших цен его товаров.            
   Ст. 8. Максимум или наивысший размер заработной пла-
ты,  жалованья,  сдельной и поденной работы со  времени
опубликования этого закона и до сентября следующего го-
да повсеместно  устанавливается  Генеральными  Советами
Коммун в тех размерах,  какие существовали в 1790 г., с
прибавлением сверх того еще половины этой цены.        
   Ст. 9. Муниципалитеты могут объявлять мобилизованны-
ми  и в случае надобности наказывать тремя днями ареста
тех ремесленников,  рабочих и представителей всех  воз-
можных видов труда, которые без уважительных причин бу-
дут отказываться от занятия их обычной работой. 
       
   [Я. М.  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794. Л., 1926, стр. 332-334]                     
Декрет 13 фримера II года (1 ноября 1793 г.)
  об  установлении единого максимума
 на всей территории республики
   I. Немедленно под наблюдением комиссаров,  назначен-
ных Комиссией продовольствия и снабжения, будет состав-
лена таблица максимума, заключающая в себе:            
   1) цену каждого сорта товара на месте его производс-
тва или изготовления в 1790 г., увеличенную на l/3;    
   2) 5% прибыли для оптового торговца;                
   3) 10% прибыли для розничного торговца;             
   4) цену на транспорт, установленную в зависимости от
расстояния от места производства.                      
   II. Эти четыре  основания  определяют  твердую  цену
каждого из товаров на всем протяжении Республики.      
   VI. Национальный Конвент, желая прийти на помощь ма-
лоимущей части населения, декретирует, что будет выдано
пособие гражданам торговцам и фабрикантам,  которые до-
кажут,  что вследствие закона о максимуме они  потеряли
все  свое состояние или же их состояние сведено к сумме
ниже 100 тыс. ливров.                                  
   VII. Оптовые фабриканты и торговцы,  которые со вре-
мени  издания  максимума  прекратили или прекратят свое
производство или свою торговлю, будут отнесены в разряд
подозрительных.
                                        
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин. Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 185-186] 
      
   Декрет 4 февраля - 11 апреля 1794  г.,  
уничтожающий рабство негров в колониях
   Национальный Конвент провозглашает, что рабство нег-
ров в колониях отменяется;  в связи с этим он постанов-
ляет, что все жители колоний без различия расы являются
французскими гражданами и пользуются всеми правами, ус-
тановленными Конституцией.
                             
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, M., 1935, стр. 193]
          
   Декрет 3 июня 1793 г. 
 о разделе национальных владении в общинах,
 не имеющих общинных земель
             
   1. Недвижимые  имущества эмигрантов продаются с тор-
гов тому, кто даст за них более дорогую цену...        
   2. В тех коммунах, где нет общинных земель, подлежа-
щих разделу,  но где имеются земли, принадлежащие эмиг-
рантам,  из этих земель отводится достаточный  участок,
для того что-                                          
бы выделить по десятине земли каждому главе  семейства,
который владеет меньшим количеством земли или не владе-
ет землею вовсе.
                                       
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 182] 
         
   Декрет 10-11 июня 1793 г. об общинных землях
        
   Отдел I
                                             
   Ст. 1.  Общинными землями считаются те,  право собс-
твенности на которые или доходы с  которых  принадлежат
на  общих  началах  жителям одной или нескольких коммун
или же секций коммун.
                                  
   Отдел II
                                            
   Ст. 1.  Раздел общинных  имуществ  будет  произведен
между жителями коммуны,  имеющими в ней постоянное мес-
тожительство,  подушно,  без различия пола и возраста и
независимо от их нахождения или отсутствия в данный мо-
мент в пределах коммуны.                               
   Ст. 4. Арендаторы, половники, батраки, слуги и вооб-
ще все граждане будут иметь право участия в разделе при
условии,  чтобы они отвечали  требованиям,  необходимым
для признания их жителями коммуны.                     
   Ст. 12.  Все  жители  будут  пользоваться в качестве
полных собственников теми долями, которые достанутся им
при разделе.                                           
   Ст. 13.  Однако  они  не будут иметь права отчуждать
своих долей в течение десяти лет,  следующих за обнаро-
дованием этого закона, и продажа этих долей будет расс-
матриваться как недействительная.
                      
   Отдел III
                                           
   Ст. 1. Раздел общинных земель не является обязатель-
ным.                                                   
   Ст. 9. Если одна треть голосов выскажется за раздел,
то таковой должен быть произведен.
                     
   [Я. М.  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794. Л.. 1926. стр. 373-315] 
                   
   Декрет 17 июля 1793 г.об окончательном 
упразднении феодальных прав
   Национальный Конвент постановляет нижеследующее:    
   Ст. 1.  Все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и
феодальные права, как постоянные, так и случайные, даже
те, которые сохранены в силе декретом 25 августа  прош-
лого года, отменяются без всякого вознаграждения.      
   Ст. 2. Из постановления предыдущей статьи изъемлются
ренты и повинности чисто земельного характера, не выте-
кающие из феодальных прав.                             
   Ст. 6.  Бывшие  сеньоры,..  комиссары по составлению
земельных описей, нотариусы и прочие хранители докумен-
тов, устанавливающих или подтверждающих права, отменен-
ные настоящим или предшествующими декретами,  изданными
предыдущими собраниями, обязаны в течение трехмесячного
срока сдать таковые на хранение в канцелярию  муниципа-
литета данной местности. Документы, сданные до 10 буду-
щего августа,  будут сожжены в этот день в  присутствии
Генерального Совета Коммуны и граждан, остальные же до-
кументы будут сожжены по истечении трех месяцев.       
   Ст. 7.  Уличенные в сокрытии,  похищении или  утайке
подлинных  документов  или выписей из них,  подлежавших
сожжению в сроки,  указанные в предыдущей статье, будут
при суждены к пяти годам тюремного заключения.
         
   [Я. М.  Захер,  Французская  революция в документах,
1789- 1794. Л., 1926, стр. 316-317]
                    
   II. КОНСУЛЬСТВО И ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ  
Конституция  VIII года
 (13 декабря 1799 г.)

   Ст. 1.  Французская республика едина и неделима.  Ее
европейская территория разделяется  на  департаменты  и
коммуны...                                             
   Ст. 6.  Для  того,  чтобы пользоваться правами граж-
данства в округе коммуны, необходимо иметь в нем посто-
янное жительство в течение не менее одного года...     
   Ст. 7. Граждане каждого округа коммуны избирают пос-
редством голосования тех из  своих  сограждан,  которых
они сочтут наиболее достойными вести общественные дела.
Так составляется доверительный список, содержащий число
имен,  равное  1/10  части  всех имеющих право избирать
граждан.  Должностные лица округа должны назначаться из
числа  лиц,  включенных в этот первый коммунальный спи-
сок.                                                   
   Ст. 8.  Граждане,  внесенные в коммунальные  избира-
тельные списки департамента, также избирают 1/10 своего
числа.  Так составляется второй список,  называемый де-
партаментским, на основании которого должны назначаться
должностные лица департамента.                         
   Ст. 9. Граждане, внесенные в департаментский список,
подобным  же  образом  избирают 1/10 своего числа.  Так
состав-                                                
ляется третий список, включающий граждан данного депар-
тамента,  имеющих право быть избранными на национальные
должности...                                           
   Ст. 15. Сенат состоит из 24 членов, пожизненно изби-
раемых и имеющих не менее 40 лет от роду...            
   Ст. 16. Назначение на должность сенатора производит-
ся  самим  сенатом,  избирающим  одного  из  числа трех
представленных кандидатов:  первый кандидат представля-
ется  Законодательным  корпусом,  второй - трибунатом и
третий - первым консулом...                            
   Ст. 19.  Все составленные в  департаментах  согласно
статье 9-й -описки направляются в сенат. Они составляют
национальный список.                                   
   Ст. 20.  Сенат согласно этому списку выбирает членов
Законодательного корпуса, трибуната, консулов...       
   Ст. 21.  Сенат утверждает или отвергает все те акты,
которые представляются ему трибунатом или  правительст-
вом...                                                 
   Ст. 25.  Ни один новый закон не будет обнародован до
тех пор,  пока проект его не будет предложен правитель-
ством, сообщен трибунату и декретирован Законодательным
корпусом...                                            
   Ст. 27.  Трибунат состоит из 100 членов,  имеющих не
менее 25 лет от роду...                                
   Ст. 28.  Трибунат обсуждает проекты законов;  он ут-
верждает или отвергает их...                           
   Ст. 31.  Законодательный корпус состоит из 300  чле-
нов,  имеющих не менее 30 лет от роду;  1/5 его состава
обновляется ежегодно...                                
   Ст. 34.  Законодательный корпус устанавливает закон,
высказывая  свое  мнение путем тайного голосования и не
подвергая обсуждению те проекты,  относительно  которых
ранее  высказывались  ораторы  трибуната и правительст-
ва...                                                  
   Ст. 39. Правительственная власть вручается трем кон-
сулам,  избираемым  на  10 лет и имеющим право на новое
переизбрание...  Конституцией назначается первым консу-
лом гражданин Бонапарт, бывший временный консул; вторым
консулом - гражданин Камбасерес,  бывший министр  юсти-
ции, и третьим консулом - гражданин Лебрен, бывший член
комиссии Совета старейшин...                           
   Ст. 41. Первый консул обнародывает законы; он назна-
чает  и отзывает согласно собственной воле членов госу-
дарственного совета,  министров,  посланников и  других
ответственных внешних представителей,  офицеров армии и
флота,  членов местной администрации, правительственных
комиссаров  при  судах;  он назначает уголовных и граж-
данских судей,  равно как и судей мировых и  кассацион-
ных, без права их отстранения от должности.            
Ст. 42.  Второй и третий консулы имеют  при  совершении
других актов совещательный голос...                    
   Ст. 94.  Французский народ объявляет,  что после по-
купки на законных основаниях  национального  имущества,
какого бы происхождения оно ни было,  законный приобре-
татель не может быть его лишен...                      
   Ст. 95.  Настоящая Конституция будет  немедленно  же
представлена на утверждение французскому народу.
       
   [Я. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. 1, М., 1935, стр. 231-233]  
    
   Органический сенатус-консульт
    (18 мая 1804 г.)
                                   
   Раздел I 
                                           
   Ст. 1.  Управление республикой вверяется императору,
который принимает титул императора французов.          
   Правосудие отправляется  именем императора назначае-
мыми им должностными лицами.                           
   Ст. 2.  Наполеон Бонапарт,  нынешний  первый  консул
республики, является императором французов.
            
   Раздел II 
                                          
   Ст. 3. Императорский сан передается по наследству по
нисходящей линии кровному и законному потомству Наполе-
она  Бонапарта по мужской линии в порядке первородства,
с постоянным исключением женщин и их потомства... 
     
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 23]           
   ЗАКОНЫ О ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ 
    Закон 8 марта 1801 г.
                                
   Ст. 1. Все французы, достигшие 20-летнего возраста к
первому вандемьеру текущего года,  которые с этого вре-
мени входят в первый класс призываемых на военную служ-
бу,  находятся в распоряжении правительства для направ-
ления  их  на  действительную службу по мере того,  как
нужда армии этого потребует.
                           
   [Н. М.  Лукин. В. М. Далин. Новая история в докумен-
тах и материалах., вып. I, М., 1935, стр. 238]         
Закон 20 декабря 1804 г.
                               
   Ст. 43.  Рекруты, предназначенные для службы в дейс-
твующей армии или резерве, будут продолжать пользовать-
ся вплоть до момента смотра перед  отправлением  правом
предоставлять заместителей...
                          
   [Н. М.  Лукин, В. М. Долин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 238] 
         
   III. ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ 
                  
  Конституция Французской республики
(4 ноября 1848 г.)
                   
ВСТУПЛЕНИЕ
                                          
   В присутствии Бога и именем Французского народа  На-
циональное собрание объявляет:                         
   1) Франция конституируется в республику.            
   2) Французская республика демократична,  едина и не-
раздельна.                                             
   4) Свобода, равенство и братство - ее принципы.     
   Семья, труд,  собственность,  общественный порядок -
ее основы.                                             
   8) Республика  должна  охранять личность гражданина,
его семью,  религию, собственность, труд и сделать дос-
тупным всякому образование, необходимое для каждого че-
ловека. Она должна путем братской помощи обеспечить су-
ществование  нуждающимся гражданам,  подыскивая работу,
соответствующую их способностям,,  или  же  поддерживая
тех,  которые  не  имеют  родных и не в состоянии рабо-
тать...  
                                              
КОНСТИТУЦИЯ

Глава I 
О верховной власти
                                 
   1. Верховная власть принадлежит  совокупности  фран-
цузских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни од-
но лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе
ее осуществление.
                                      
   Права граждан, гарантированные конституцией
         
   2. Никто не может быть арестован или задержан иначе,
как в силу предписаний закона.                         
   3. В пределах французской территории жилище  всякого
лица  неприкосновенно;  проникнуть  в жилище можно лишь
согласно форме и в случаях, предусмотренных законом.   
4. Никто не может быть судим не тем судом,  которому он
подлежит.  Не может быть образовано ни особых комиссий,
ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основа-
ниями они не прикрывались.                             
   7. Каждый может свободно исповедывать свою  религию,
и  государство оказывает равное покровительство отправ-
левию всяких  религиозных  культов.  Служители  церкви,
признанной  теперь  законом  или  такой,  которая будет
признана законом,  имеют право на получение  содержания
от государства.                                        
   8. Граждане  вправе  образовывать сообщества и соби-
раться мирно без оружия,  подавать петиции и  предавать
гласности  свои  мысли печатным или каким-либо иным пу-
тем.  Пользование этими правами не может  иметь  других
границ, кроме прав и свободы другого и общественной бе-
зопасности.  Печать ни в коем случае не может быть пос-
тавлена в зависимость от цензуры.                      
   9. Обучение свободно.  Свобода обучения проводится в
жизнь согласно определенным моральным и юридическим ус-
ловиям, обозначенным в законе, и под надзором государс-
тва.  Этот надзор простирается на  все  без  исключения
воспитательные и образовательные учреждения.           
   10. Все  граждане  одинаково допускаются ко всем об-
щественным должностям, причем преимущественными мотива-
ми  для их назначения могут служить лишь их заслуги,  и
назначение происходит согласно условиям, обозначенным в
законе.  Навсегда  уничтожаются  все дворянские титулы,
все прирожденные отличия и различия  классовые  (?!)  и
кастовые.                                              
   11. Всякая собственность неприкосновенна.  Государс-
тво, однако, может требовать отчуждения собственности в
случае общественной на то надобности,  законным образом
констатированной, при условии справедливого и предвари-
тельного ее возмещения.                                
   12. Никогда  не может быть снова применена конфиска-
ция имущества.                                         
   16. Ни один налог не может  быть  вводим  и  взимаем
иначе, как в силу закона.                             
   17. Прямой налог разрешается только на год.  Косвен-
ные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет. 
    
   Глава Ш 
   О государственных властях
                           
   8. Всякая власть в государстве,  в чем бы она ни вы-
ражалась,  исходит  от народа.  Она не может поручаться
кому-либо с правом передавать ее по наследству.        
   19. Разделение власти - это первое условие свободно-
го правительства,                                      
                                                       
Глава IV
О законодательной власти
                            
   20. Французский   народ   поручает   законодательную
власть единому собранию.                               
   25. Избирателями  могут  быть,  независимо от своего
ценза,  все французы в возрасте 21  года,  пользующиеся
гражданскими и политическими правами.                  
   26. Могут быть избираемы независимо от своего место-
жительства все избиратели в возрасте от 25 лет.        
   31. Национальное собрание избирается на 3 года и об-
новляется лишь в полном своем составе.                 
   36. Представители народа неприкосновенны. Они никог-
да не могут быть преследуемы,  обвиняемы  и  судимы  за
мнения, высказанные ими в среде Национального собрания.
   Глава V
    Об исполнительной власти 
                          
   43. Французский народ поручает исполнительную власть
одному гражданину,  которому присваивается титул прези-
дента республики ".                                    
   45. Президент республики избирается на четыре года и
может быть переизбран  лишь  по  прошествии  промежутка
времени, равного четырем годам.                        
   49. Президент  вправе  представлять  через министров
законопроекты в  Национальное  собрание.  Он  следит  и
обеспечивает выполнение законов.                       
   50. Он располагает военной силой, но не вправе лично
ею командовать.                                        
   51. Он не может уступить какой-либо  части  террито-
рии,  ни  распустить  и  отложить на время Национальное
собрание,  ни ограничивать влияние конституции и  зако-
нов.                                                   
   53. Он заключает и утверждает трактаты.  Ни один до-
говор не может быть окончательно заключен,  пока он  не
подтвержден Национальным собранием.                    
   54. Он  следит за внешней безопасностью государства,
но не вправе предпринимать войны без согласия на то На-
ционального собрания.                                  
   56. Президент  республики опубликовывает законы име-
нем французского народа.                               
58. В продолжение срока,  определенного для обнародова-
ния  закона,  президент  может мотивированным посланием
просить нового совещания по поводу этого закона. Нацио-
нальное 59.                                            
   11 Это означало, что избрание президента производит-
ся всеобщим голосованием.                              
собрание совещается еще раз,  и теперь его решение ста-
новится  окончательным;  оно передается президенту рес-
публики. Обнародование закона в этом случае совершается
в срок, определенный для неотложных законов.           
   64. Президент республики назначает и смещает минист-
ров.  Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает
и  смещает  дипломатических агентов,  главнокомандующих
флота и армии, префектов, высших начальников националь-
ной гвардии Сенского департамента,  правителей Алжира и
колоний,  главных прокуроров и других  должностных  лиц
высшего порядка. Он назначает по предложению компетент-
ного министра, оставаясь в пределах правил, установлен-
ных по этому поводу законом,  второстепенных правитель-
ственных агентов.
                                      
   Глава VII
   О внутренней администрации
                          
   76. Сохраняется деление государства на департаменты,
округа, кантоны и коммуны. Эти подразделения могут быть
уничтожены лишь законодательным порядком.              
   77. Устанавливается в каждом  департаменте  управле-
ние, состоящее из префекта, генерального совета, совета
префектуры.  В каждом округе -  под-префект,  В  каждом
кантоне-  кантональный  совет;  однако  в одном городе,
разделенном на несколько кантонов, будет лишь один кан-
тональный совет.  В каждой коммуне - управление состоя-
щее из мэра, его помощников и муниципального совета.   

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама