Закон о гомстедах 16
                                
   Акт о земельных наделах,  подписанный президентом 20
мая и оглашенный в послании к конгрессу 27 мая 1862 г. 
   1. Сенат и палата представителей Соединенных Штатов,
собравшиеся в конгрессе, постановляют:                 
   Раздел 1.  Всякое лицо, являющееся главой семьи 'или
достигшее двадцати одного года,  являющееся гражданином
Соединенных Штатов или подающее заявление о своем жела-
нии сделаться таковым,  как это требуется американскими
законами о натурализации,  никогда не  участвовавшее  в
войне против Соединенных Штатов и не помогавшее их вра-
гам, имеет право с 1 января 1863 г. вступить в законное
владение одной четвертью секции17 или меньшим количест-
вом никем не занятой общественной земли или  приобрести
в  порядке  заимки участок..  на который указанное лицо
подало заимочную заявку,  по 1,25 доллара или меньше за
акр. Эти земли должны составлять один участок соответс-
твенно установ- 
                                       
   16 Гомстед - надел,  полученный на основании  закона
20 мая 1862 г.                                         
   17 Секция - 640 акров.                              
   18 Согласно  закону 1854 г.  о продаже по пониженной
цене тех земель,  которые уже предлагались к продаже на
аукционе, но не были куплены.                          
леннкм законом правилам о разделе общественных земель. 
   Всякое лицо,  владеющее землей и живущее на ней, мо-
жет  согласно  настоящему  закону  получить во владение
смежные с его участком земли,  причем общее  количество
земли, уже находящейся во владении и занятой, не должно
превышать 160 акров.                                   
   Раздел 2. Далее постановляется, что лицо, обращающе-
еся на основании настоящего акта с заявлением к регист-
ратору той земельной конторы, в которой оно хочет офор-
мить приобретение земли,  должно принести присягу перед
указанным регистратором в том, что (он или она) являет-
ся  главой семьи,  достигло возраста 21 года или больше
или служило в армии или  флоте  Соединенных  Штатов,  а
также,  что оно никогда не поднимало оружие против Сое-
диненных Штатов и не оказывало помощи  и  поддержки  их
врагам и что заявление подается исключительно для поль-
зы и выгоды данного лица,  что земля приобретается  для
поселения на ней и обработки ее данным лицом,  а не для
непосредственной или косвенной пользы или выгоды, како-
го-либо другого лица или лиц. После принесения вышеука-
занной присяги и после уплаты  10  долларовому  или  ей
разрешается  вступить во владение указанным количеством
земли. Однако предусматривается, что до истечения 5 лет
со  дня  ввода  во владение землей не выдается никакого
удостоверения или патента19.  Если по  истечении  этого
срока... лицо, таким образом введенное во владение, или
в случае его смерти-его вдова,  а в случае ее смерти-ее
наследники...  докажут, представив двух достойных дове-
рия свидетелей,  что он или она или они  жили  на  этой
земле или обрабатывали ее в течение пяти лет непосредс-
твенно после принесения упомянутой выше присяги, и при-
несут присягу в том,  что ни одна часть указанной земли
не была отчуждена и что они действительно были  верными
подданными правительству Соединенных Штатов,  тогда он,
она или они, если они будут в это время состоять в под-
данстве  Соединенных  Штатов,  получат патент,  как это
предусмотрено законом во всех других случаях.          
   Раздел 4.  Далее постановляется, что земли, приобре-
тенные согласно настоящему закону,  ни в коем случае не
могут пойти на погашение какого-нибудь долга  или  дол-
гов, сделанных до выдачи патента на них.               
   Раздел 6.  Далее постановляется,  что никто не имеет
права приобрести согласно постановлениям настоящего за-
кона более одной четверти секции...                    
   Постановлено также,  что ничто,  содержащееся в нас-
тоя-   
                                                
   19 Патент - в данном случае документ, удостоверяющий
право собственности на землю.                          
щем акте,  не должно затрагивать или нарушать соответс-
твующие права заимки20...                              
   Далее постановляется,  что  все лица,  служившие или
которые будут служить в  армии  или  флоте  Соединенных
Штатов в течение 14 дней в качестве добровольцев или по
мобилизации во время международной или гражданской вой-
ны, не могут быть лишены права пользоваться привилегия-
ми настоящего закона,  даже если они не достигли 21 го-
да... 
                                                 
   [Н М Лукин,  В. М. Далин, Новая история в документах
и материалах, вып. II, М., 1934. стр. 206-209] 
        
   Поправки к Конституции США 
                         
   Поправка XIII (1865 г.)
                             
   Раздел 1. Ни в Соединенных Штатах, ни в каком другом
месте,  подчиненном их юрисдикции, не будет ни рабства,
ни подневольного состояния в услужении,  за исключением
случаев наказания за преступление, по которому виновный
был должным образом осужден.                           
   Раздел 2.  Конгресс будет иметь право проводить  эту
статью  в жизнь путем принятия соответствующего законо-
дательства.
                                            
   Поправка XIV (1868 г.) 
                             
   Раздел 1.  Все лица, родившиеся или натурализованные
в Соединенных Штатах и подчиненные их юрисдикции, явля-
ются гражданами Соединенных Штатов и Штата,  в  котором
они проживают.  Ни один Штат не будет издавать или при-
менять законов,  ограничивающих  привилегии  и  свободы
граждан  Соединенных Штатов;  ни один Штат не будет ли-
шать кого-либо жизни, свободы или собственности без за-
конного судебного разбирательства и не будет отказывать
какому-либо лицу, подчиненному его юрисдикции, в равной
защите законов.                                        
   Раздел 2.  Представители  будут распределяться между
различными Штатами в соответствии с их населением, при-
нимая в расчет всех жителей каждого Штата,  за исключе-
нием не платящих налогов индейцев. Но если на каких-ли-
бо  выборах  или избрании выборщиков Президента или Ви-
це-президента Соединенных Штатов, или при выборе предс-
тавителей в
                                            
   20 По закону о заимке, изданному в 1841 г., поселен-
цы получали преимущественное право на  приобретение  от
государства  фактически  занятых ими земель.  В порядке
заимки можно было приобрести участок  только  на  такой
земле,  на которой уже было произведено правительствен-
ное межевание.                                         
Конгресс, административных или судебных должностных лиц
Штата,  или членов  Законодательного  собрания  данного
Штата  будет лишен в праве голоса кто-нибудь из жителей
Штата мужского пола, достигший 21 года от роду и являю-
щийся гражданином Соединенных Штатов, или если это пра-
во будет как-нибудь  иначе  ограничено,  кроме  как  за
участие в восстании или за какое-либо другое преступле-
ние, то число представителей этого Штата будет уменьше-
но в пропорции,  существующей между числом этих граждан
мужского пола и числом всех граждан этого  Штата,  дос-
тигших 21 года от роду.
                                
   Поправка XV (1870 г.)
                               
   Раздел 1.  Право граждан Соединенных Штатов на учас-
тие в выборах не будет  отрицаться  или  ограничиваться
Соединенными Штатами или отдельными Штатами под предло-
гом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния.  
   Раздел 2.  Конгресс будет иметь право проводить  эту
статью  в жизнь путем принятия соответствующего законо-
дательства.
                                            
   [Г. Г. Бойченко, Конституция Соединенных Штатов Аме-
рики. Толкование и применение в эпоху империализма, М.,
1959, стр. 224-225] 
                                   
   IV. ЗАКОН ШЕРМАНА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
   Акт для защиты торговли и коммерции
    от незаконных ограничений
 и монополий21 (1890г.)
                         
   Ст. 1. Всякий договор, соглашение в форме треста или
иной или заговор с целью ограничения торговли или  ком-
мерции22  между  несколькими штатами или с иностранными
государствами,  настоящим объявляется незаконным. Любое
лицо,  которое заключит такой договор или вступит в та-
кое
                                                    
   21 Издание "Акта для защиты торговли и коммерции  от
незаконных  ограничений и монополии",  более известного
под названием "Закона Шермана",  было  вызвано  широким
антимонополистическим движением, охватившем в конце XIX
в. широкие слои трудящихся (рабочих, фермеров). Но "ан-
титрестовская" направленность законопроекта, внесенного
сенатором Шерманом,  была настолько вытравлена  в  ходе
переработки его в конгрессе,  что за него почти единог-
ласно проголосовали обе палаты.                        
   Расплывчатость и неопределенность формулировок зако-
на  позволили  американской юстиции широко использовать
"закон Шермана" против профессиональных союзов.        
   22 Термин "коммерция" ,в  законе  употребляется  для
обозначения таких "деловых" связей, которые не входят в
понятие "торговли" (транспорт, связь и т. п.). 
        
   соглашение или заговор,  будет считаться виновным  в
преступлении...  и будет наказано штрафом, не превышаю-
щим пяти тысяч долларов,  или тюремным  заключением  на
срок до одного года, или обоими названными наказаниями,
по усмотрению суда.                                    
   Ст. 2. Всякое лицо, которое монополизирует или попы-
тается  монополизировать,  или вступит в соглашение или
заговор с другим лицом или лицами для того, чтобы моно-
полизировать  какую-нибудь часть торговли или коммерции
между несколькими штатами или с иностранными  государс-
твами, будет считаться виновным в преступлении и... бу-
дет наказано штрафом,  не превышающим пяти тысяч долла-
ров  или  тюремным  заключением на срок до одного года,
или обоими названными наказаниями, по усмотрению суда. 
   Ст. 6. Любая собственность, приобретенная на основа-
нии договора,  или благодаря соглашению,  или соответс-
твенно заговору и являющаяся предметом таковых,  упомя-
нутым  в статье первой настоящего акта,  перевозимая из
одного штата в другой или  в  иностранное  государство,
будет  конфискована в пользу Соединенных Штатов и может
быть подвергнута аресту и конфискации в  порядке,  пре-
дусмотренном законом для ареста и конфискации собствен-
ности, незаконно ввезенной в Соединенные Штаты.        
   Ст. 7.  Любое лицо,  понесшее ущерб в  делах  или  в
собственности  в  результате  действий другого лица или
корпорации,  запрещенных  или  объявленных  незаконными
настоящим  актом,  может в силу этого возбудить в любом
окружном суде Соединенных Штатов в  районе,  в  котором
обвиняемый,  проживает или находится,  ...судебное дело
против него и получить трехкратное возмещение, понесен-
ных им убытков.
                                        
   ["Antitrust Laws  with  Amendments 1890-1969",  Was-
hington. 1964, pp. 2-3] 
                               
   "Соединенные Штаты против Дебса"
   (Окружной суд Соединенных Штатов 
для округа Индиана)23
 (1894 г.)
                                        
   ...Ныне постановляется судом,  что должен быть издан
судебный приказ (a writ of injunction)..,  предписываю-
щий названным ответчикам и всем другим лицам, соединив-
шимся...  с ними,  и всем прочим лицам каковы бы они ни
были, 
                                                 
   23 В  90-х  годах  "Закон Шермана" применялся амери-
канскими судами для подавления забастовочного движения.
Одной из наиболее "удобных" для этой цели форм было из-
дание судебных приказов, предписывающих рабочим под уг-
розой  наказания воздерживаться от всех нижеперечислен-
ных действий.  Приводимый образец такого рода  судебных
приказов  появился на свет в связи с забастовкой амери-
канских железнодорожников, руководимых Е. Дебсом.      
воздержаться от всякого вмешательства... в деятельность
следующих названных железных дорог (следует перечень 23
железных дорог),  относящуюся к обычным перевозкам пас-
сажиров и груза между какими-либо штатами;             
   от ...остановки почтовых и скорых поездов,  грузовых
и  пассажирских,  занятых в междуштатной коммерции или.
перевозящих пассажиров или грузы между штатами;..      
   от любого...  повреждения или разрушения какой-либо,
собственности  одной  из названных железных дорог,  ис-
пользуемой для или в связи  с  междуштатной  коммерцией
или  для перевозки почты Соединенных Штатов или для пе-
ревозки пассажиров и груза из одного штата в другой..  
   от вступления на территорию,  принадлежащую одной из
названных  компаний  или  в  ее  служебные  помещения с
целью... остановки любого из названных почтовых, пасса-
жирских  или  грузовых поездов,  занятых в междуштатной
коммерции или в перевозке пассажиров или  грузов  между
штатами,..                                             
   от повреждения или разрушения любой части рельс, по-
лотна или сооружений железной дороги,..                
   от принуждения или попыток принудить угрозами, запу-
гиванием,  убеждением,  силой  или насилием,  любого из
служащих любой из названных железных дорог к отказу  от
исполнения  или  небрежному исполнению их обязанностей,
...связанных с междуштатной коммерцией...  или с  пере-
возкой почты Соединенных Штатов...  или перевозкой пас-
сажиров или собственности между штатами;..             
   от препятствования любому лицу...  угрозами, запуги-
ванием,  силой  или  насилием в поступлении на службу в
одну из названных железных дорог  и  исполнения  работы
для нее...
                                             
   [ "Десrееs  and  judgements in Federal Antitrust Ca-
ses", Washington, 1918. pp. 19-21] 
                    
   "Соединенные Штаты против
 "Стандарт ойл компани оф Нью-Джерси"
   (Окружной суд Соединенных Штатов 
для восточного района
 восточного юридического округа Миссури) "
   (1909 г.) 
   Ст. 1. Что до и в 1899 году двадцать корпораций, ор-
ганизованных  соответственно  по законам разных штатов,
занимались  соответственно   коммерческими   операциями
(commerce)  нефтью и ее продуктами,  или между штатами,
...  или с иностранными государствами,  и эти  компании
владели  большинством  акций  и контролировали деятель-
ность и операции мно-  
                                
   24 Судебное дело "Соединенные Штаты против "Стандарт
ойл  компани"  является  одним  из наиболее известных в
практике применения  "антимонополистического  законода-
тельства".                                             
гих других корпораций,  занятых в этом виде  коммерции.
Что одной из этих корпораций была "Стандарт Ойл компани
оф Нью-Джерси", далее именуемая "Стандарт компани", ко-
торая  имела  акционерный  капитал в 10000000 долларов.
Что с 1890 года ответчики,  названные в  статье  второй
этого решения, вступили в соглашение или заговор, в со-
ответствии с которым около 1899 года они добились  уве-
личения  акционерного  капитала  "Стандарт  компани" до
100000000 долларов, заставили передать "Стандарт компа-
ни"  большую часть акций девятнадцати компаний и вместе
с тем власть и управление делами этих компаний, а также
власть я управление делами корпораций,  которые послед-
ние контролировали, - в обмен на свои акции, предостав-
ленные бывшим держателям акций девятнадцати компаний; и
добились того,  что "Стандарт компани" с  того  времени
контролирует все эти корпорации, далее называемые вспо-
могательными корпорациями,  и ведет их дела без  конку-
ренции между ними,  как дела одного лица...  Что это...
соглашение или  заговор,  направленные  на  ограничение
торговли  и  операций  с  нефтью и нефтяными продуктами
между несколькими штатами... и с иностранными государс-
твами,  являются  незаконными,  в соответствии с актом,
одобренным конгрессом 2 июля 1890 г..  и  озаглавленным
"Акт  для защиты торговли и коммерции от незаконных ог-
раничений и монополий".                                
   Ст. 2.  Что ответчики, Джон Д. Рокфеллер, У. Рокфел-
лер..,  далее называемые семью индивидуальными ответчи-
ками, соединились со "Сандарт компани" и другими ответ-
чиками,  чтобы осуществить это соглашение,  и с момента
его возникновения заняты осуществлением последнего. Что
ответчики  (следует перечисление названий нефтяных ком-
паний) вступили в это соглашение и стали его участника-
ми и либо активно осуществляли его,  либо помогали осу-
ществлять. Что посредством этого ответчики, названные в
этой статье,  замыслили монополизировать, монополизиро-
вали и продолжают монополизировать  значительную  часть
коммерции  между штатами...  я с иностранными государс-
твами, в нарушение ст. 2 антитрестовского акта.        
   Ст. 4.  Что в процессе создания и осуществления сог-
лашения  или заговора "Стандарт компани" увеличила свой
акционерный капитал более чем на 90000000 долларов  для
обмена на акции других корпораций,  которые она держит,
и что сейчас она владеет акционерным  капиталом  многих
корпораций,  большей частью акций или контрольным паке-
том некоторых корпораций и акциями остальных корпораций
(следует перечень нефтяных компаний с указанием доли их
акций, принадлежащих "Стандарт компани")...            
   Ст. 5.  Что принадлежащие "Стандарт  компани"  акции
различных корпораций,  названных в ст.  2 и описанных в
ст. 4                                                  
этого решения,  были получены и удерживаются в силу не-
законного соглашения. Что "Стандарт компани", ее дирек-
торам, должностным лицам, агентам и служащим запрещает-
ся участвовать в голосовании акционеров25  в  любой  из
вспомогательных  компаний,  названных  в статье 2 этого
решения,  и запрещается осуществлять контроль, управле-
ние, надзор или влияние над действиями последних в силу
владения ими акциями этих компаний.                    
   И этим вспомогательным компаниям, их должностным ли-
цам,  директорам,  агентам  и служащим...  воспрещается
объявлять и выплачивать какие-либо дивиденды  "Стандарт
компанн" вследствие того,  что акции этих компаний при-
надлежат "Стандарт компани", (указанным компаниям и ли-
цам  запрещается) разрешать последней участвовать в го-
лосовании акционеров или направлять политику  любой  из
названных компаний, или осуществлять какой-бы то ни бы-
ло контроль над корпоративными актами названных  компа-
ний...                                                 
   Ст. 6.  Ответчикам, названным в ст. 2 этого решения,
их должностным лицам,  директорам,  агентам и  служащим
запрещается  продолжать  в настоящем и будущем действие
соглашения,  признанного настоящим незаконным,  н всту-
пать в такое соглашение или заговор,  действие которого
является или будет являться  ограничением  междуштатных
операций с нефтью или нефтяными продуктами... или будет
продолжением незаконной монополизации  таких  операций,
достигнутой  ответчиками...  в нарушение акта от 2 июля
1890 г. ...                                            
   Ст. 7.  Ответчикам... впредь до прекращения действия
незаконного  соглашения  запрещается заниматься коммер-
ческими операциями между штатами...                    
   Ст. 9.  Это решение должно быть исполнено в  течение
30 дней со вступления его в силу28.
                    
    ["Decrees and  judgements  in Federal Antitrust Ca-
ses".Washington. 1918, pp. 129-135]  
                  
ФРАНЦИЯ
                                             
I. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОЙ  
ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

   а) КРУПНАЯ БУРЖУАЗИЯ У ВЛАСТИ (1789-1792 гг.)
       
   Декларация прав человека и гражданина
    (1789г.)
                                           
   Представители французского народа,  образовав Нацио-
нальное Собрание и полагая, что лишь невежество, забве-
ние прав человека и пренебрежение к ним являются единс-
твенны- 
                                               
    25 Речь идет об использовании права голоса в собра-
нии акционеров.                                        
    28 Верховный  суд в 1911 году увеличил этот срок до
6 месяцев.  Но, конечно, решение суда так и осталось на
бумаге,  и, как известно, "Стандарт ойл компани" до сих
пор-крупнейшая нефтяная монополия в США.               
ми причинами общественных бедствий и пороков правитель-
ств,  приняли решение изложить в торжественной деклара-
ции естественные,  неотъемлемые и священные права чело-
века,  чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед
взорами всех членов общественного союза,  постоянно на-
поминала им их права и обязанности..:                  
   1. Люди рождаются и остаются свободными и равными  в
правах. Общественные отличия могут основываться лишь на
соображениях общей пользы.                             
   2. Цель каждого  государственного  союза  составляет
обеспечение  естественных и неотъемлемых прав человека.
Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротив-
ление угнетению.                                       
   3. Источник  суверенитета зиждется по существу в на-
ции.  Никакая корпорация, ни один индивид не могут рас-
полагать властью,  которая не исходит явно из этого ис-
точника.                                               
   4. Свобода состоит в возможности делать все,  что не
приносит  вреда другому.  Таким образом,  осуществление
естественных прав каждого человека  встречает  лишь  те
границы,  которые  обеспечивают  прочим членам общества
пользование теми же самыми правами.  Границы эти  могут
быть определены только законом.                        
   5. Закон  может воспрещать лишь деяния,  вредные для
общества.  Все же, что не воспрещено законом, то дозво-
лено,  и  никто не может быть принужден к действию,  не
предписываемому законом.                               
   6. Закон есть выражение  общей  воли.  Все  граждане
имеют  право участвовать лично или через своих предста-
вителей в его образовании.  Он должен быть  равным  для
всех как в тех случаях,  когда он оказывает свое покро-
вительство,  так и в тех случаях, когда он карает. Всем
гражданам  ввиду  их  равенства  перед законом открыт в
равной мере доступ  ко  всем  общественным  должностям,
местам  и  службам  сообразно их способностям и без ка-
ких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добро-
детелями и способностями.                              
   7. Никто не может подвергнуться обвинению,  задержа-
нию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных
законом,  и при соблюдении форм,  предписанных законом.
Тот,  кто испросит, издаст произвольный закон, приведет
его  в исполнение или прикажет его выполнить,  подлежит
наказанию;                                             
   каждый гражданин,  вызванный (органами  власти)  или
задержанный в силу закона,  должен беспрекословно пови-
новаться;                                              
   в случае сопротивления он подлежит ответственности. 
   8. Закон может устанавливать наказания,  лишь строго
и  бесспорно  необходимые.  Никто не может быть наказан
иначе как в силу закона, надлежаще примененного, издан-
ного и обнародованного до совершения правонарушения.   
9. Так как каждый предполагается  невиновным,  пока  не
установлено обратное,  то в случае задержания лица вся-
кая излишняя строгость,  не вызываемая необходимостью в
целях обеспечения его задержания, должна сурово карать-
ся законом.                                            
   10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении
своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение
не нарушает общественного порядка, установленного зако-
ном.                                                   
   11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из
драгоценнейших прав человека;  каждый гражданин поэтому
может высказываться, писать и печатать свободно под уг-
розою ответственности лишь за злоупотребление этой сво-
бодой в случаях, предусмотренных законом.              
   12. Обеспечение  прав  человека  и гражданина влечет
необходимость применения вооруженной  силы;  эта  сила,
следовательно,  установлена  в  интересах всех,  а не в
частных интересах тех, кому она вверена.               
   13. На содержание вооруженной силы н на  расходы  по
содержанию  администрации необходимы общие взносы;  они
должны распределяться равномерно между всеми гражданами
сообразно их состоянию.                                
   14. Все  граждане имеют право устанавливать сами или
через своих представителей необходимость  государствен-
ного обложения,  свободно давать согласие на его взима-
ние,  следить за его расходованием и определять его до-
левой  размер,  основание,  порядок и продолжительность
взимания.                                              
   15. Общество имеет право требовать отчета у  каждого
должностного лица по вверенной ему части управления.   
   16. Общество,  в  котором  не обеспечено пользование
правами и не проведено  разделение  властей,  не  имеет
конституции.                                           
   17. Так  как собственность есть право неприкосновен-
ное и священное,, то никто не может быть лишен ее иначе
как  в случае установленной законом несомненной общест-
венной необходимости  и  при  условии  справедливого  и
предварительного возмещения.
                           
   ["Вопросы государства  и права во французской буржу-
азной революции XVIII в.", М., 1940, стр. 151-153]     
   Декрет от 10 августа 1789 г.
о подавлении беспорядков
      
   Национальное Собрание... постановляет:              
   что все муниципалитеты королевства,  как  городские,
так  и  сельские,  обязаны наблюдать за сохранением об-
щественно-                                             
го спокойствия  и что по их требованию войска придут на
помощь национальной милиции и полиции для преследования
и  ареста  всех  нарушителей общественного спокойствия,
независимо от их состояния;                            
   что арестованные лица будут отправлены в  суды,  не-
медленно допрошены и преданы суду;..                   
   что по требованию муниципалитетов,  национальная ми-
лиция,  полиция и войска будут разгонять  все  мятежные
сборища как в городах, так и в селах, включая и те, ко-
торые соберутся под предлогом охоты;                   
   что в городских и сельских муниципалитетах,  а также
и  во  всех дистриктах больших городов будут составлены
списки подозрительных личностей,  не  имеющих  ремесла,
профессии  или  постоянного местожительства,  кои будут
затем разоружены. Национальной милиции, полиции и войс-
кам  поручается особенно внимательно следить за поведе-
нием этих лиц;                                         
   что городские и сельские священники прочтут  настоя-
щее постановление своим прихожанам,  созванным для этой
цели в церкви,  и что они со всем пылом, доказательства
коего они так часто представляли,  используют весь свой
авторитет для восстановления общественного мира и  спо-
койствия  и  для  приведения всех граждан к послушанию,
подобающему в отношении законных властей.              
   Национальное Собрание умоляет его величество сделать
все распоряжения для полного исполнения настоящего дек-
рета, который будет разослан во все города, муниципали-
теты и приходы королевства,  а также и в суды, на пред-
мет прочтения,  распубликования, расклейки и внесения в
регистры. 
                                             
   [Я. М.  Захер,  Французская  революция в документах,
1789- 1794. Л., 1926, стр. 49-50]                      
   Декрет от 11 августа 1789 г.
    об уничтожении феодальных прав и привилегий
        
   Статья I
                                            
   Национальное Собрание окончательно  упраздняет  фео-
дальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повин-
ностей феодальных и чиншевых,  те,  которые относятся к
личному  или вещному крепостному праву,  отменяются без
вознаграждения;  все прочие объявляются подлежащими вы-
купу,  Размеры  и способ выкупа будут определены Нацио-
нальным Собранием. Те из названных повинностей, которые
не уничтожены настоящим декретом, будут продолжать взи-
маться впредь до выкупа.                               
                                                       
Статья II 
                                             
   Исключительное право  иметь малые и большие голубят-
ни-упраздняется1...
                                    
Статья III 
                                         
   Исключительное право охоты и разведения кроликов уп-
раздняется равным образом...
                           
Статья IV 
                                          
   Все сеньориальные суды упраздняются без вознагражде-
ния... 
                                                
Статья V  
                                          
   Всякого рода десятины и заменяющие их оброки...  уп-
раздняются,  с тем что будет впоследствии решено, каким
образом удовлетворить нуждам  богослужения,  содержания
церковнослужителей, помощи бедным, ремонта и перестрой-
ки церквей,  церковных домов и всех учреждений, семина-
рий,  школ, коллегий, госпиталей, общин и т. д., на со-
держание которых в настоящее время эти десятины  назна-
чаются. Однако пока эти меры не будут приняты и прежние
владельцы десятин не вступят в пользование тем, чем они
будут  заменены,  Национальное  Собрание  предписывает,
чтобы названные десятины продолжали взиматься  согласно
законам и обычным способом. 
                           
Статья VI 
                                          
   Всякие вечные земельные ренты, всякого рода и проис-
хождения,  как натуральные, так и денежные, кому бы они
ни принадлежали..,  подлежат выкупу. Шампар всякого ро-
да,  под каким бы названием он ни скрывался, также под-
лежит выкупу по таксе, которая будет установлена Собра-
нием.
                                                  
Статья VII  
                                        
   Продажа должностей,  как судебных, так и муниципаль-
ных, уничтожается немедленно. Правосудие будет бесплат-
ным.
                                                   
Статья Х 
                                           
   Так как национальная конституция и общественная сво-
бода более выгодны для провинций, чем привилегии, кото-
рыми некоторые из них пользовались и пожертвовать кото-
рыми  необходимо для тесного единения всех частей госу-
дарства,-                                              
  1 Право содержать голубятни и  крольчатники  относи-
лось к особому разряду сеньориальных прав.             
бесповоротно уничтожаются частные привилегии провинций,
сеньорий,  областей, городов и общин, как денежные, так
и всякие иные.  
                                       
Статья XI 
                                          
   Все граждане, без различия происхождения, могут быть
допущены  ко всем должностям и званиям духовным,  граж-
данским и военным,  и никакая полезная профессия не бу-
дет влечь за собой лишения дворянского звания2. 
       
   [Я. М.  Захер,  Французская  революция в документах,
1789- 1794, Л., 1926. стр. 50-52] 
                     
   Декрет 24 ноября 1789 г., передающий 
в распоряжение нации земли духовенства 
                                     
   Национальное Собрание постановляет, что: 1) все зем-
ли духовенства передаются в распоряжение нации с обяза-
тельством обеспечить подобающим образом средства на из-
держки культа,  на поддержание  служителей  культа,  на
вспомощенствование  бедным  под  наблюдением и согласно
инструкциям провинциальных властей;  2) что при вынесе-
нии решений о сумме, необходимой для обеспечения служи-
телей культа,  она не должна быть меньше 1200 ливров  в
год на каждый приход, не считая помещения и примыкающей
к нему усадьбы.
                                        
   [Н. М.  Лукин, В. М. Долин. Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М., 1935. стр. 125}
          
   Закон 15 марта 1790 г. о феодальных правах
          
   Глава I. Об общих последствиях уничтожения 
феодального строя
   Ст. 1.  Всякие почетные отличия и все права, связан-
ные с феодальным строем, уничтожаются8.                
   Что касается тех имущественных прав, которые остают-
ся в силе впредь до их выкупа, то они целиком приравни-
ваются к обычной ренте и поземельным повинностям...
    
   Глава II. О сеньориальных правах, отмененных
 без выкупа
                                                   
   Ст. 1.  Крепостная зависимость личная, имущественная
или смешанная, крепостное состояние, связанное с проис-
хождением, личное крепостное состояние владельца участ-
ка, право 
                                             
   2 До  революции дворяне,  начинавшие заниматься тор-
говлей, лишались дворянского звания.                   
   3 Как видно далее,  не все:  земельная собственность
помещиков  и  поземельные  повинности крестьян сохрани-
лись.                                                  
требовать выполнения  личной  барщины и дорожной повин-
ности,  право на наследство после не имеющего наследни-
ков вассала,  право запрещать отчуждение и распоряжение
имуществом путем его продажи, дара между живыми и пере-
дачи  по  завещанию,  а  равно и все прочие последствия
крепостной зависимости,  земельной,  личной или смешан-
ной,  простирающиеся  на  лиц или имущества,-отменяются
без выкупа.                                            
   Ст. 2. Тем не менее все земли, находившиеся прежде в
крепостной  зависимости,  имущественной  или смешанной,
будут и впредь обложены прочими повинностями и платежа-
ми,  земельными налогами и повинностями, которые лежали
на них до сего времени...  
                            
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М" 1935. стр. 130-131]  
     
   Декрет 3 ноября 1789 г.  
                           
   ...Чтобы иметь  право  быть избранным в Национальное
Собрание,  необходимо будет платить прямой налог  стои-
мостью в одну серебряную марку и,  кроме того, обладать
какою-нибудь земельной собственностью. 
                
   [Я. М,  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794. Л., 1926. стр. 60]
                          
   Декрет 22 декабря 1789 г.
                           
Раздел I
                                           
   Ст. 3.  Условия,  необходимые,  чтобы  быть активным
гражданином,  следующие:  1) быть французом; 2) достиг-
нуть 25-летнего возраста;  3) прожить фактически в дан-
ном кантоне не менее одного года-;  4)  платить  прямой
налог  в  размере местной трехдневной заработной платы;
5) не быть в положении прислуги,  т.  е. не быть слугой
на жаловании.
                                          
   [Я. М.  Захер,  Французская  революция в документах,
1789- 1794, Л., 1926, стр. 59]
                         
   Декрет 19 июня 1790 г. о праве ношения 
оружия только активными гражданами
   Национальное Собрание постановляет:                 
   В течение месяца по опубликовании настоящего декрета
все активные граждане городов,  местечек и других мест-
ностей,  желающие сохранить за собою права, связанные с
этим положением,  должны занести свои фамилии, каждый в
своей секции, в список национальной гвардии.           
4. Никто не имеет права носить оружие,  если он не вне-
сен в списки указанным способом.
                       
   [Н. М.  Лукин, В. М. Далин, Новая история в докумен-
тах и материалах, вып. I, М., 1935, стр. 121-122]      
   Закон относительно собраний
 рабочих и  ремесленников
одного и того же состояния
и одной и той же профессии
   (закон Ле-Шапелье)
                                                       
   Ст. I. Ввиду того, что уничтожение всякого рода кор-
пораций граждан одного и того же состояния  и  одной  и
той же профессии является основой французской конститу-
ции,  запрещается восстанавливать таковые под каким  бы
то ни было предлогом и в какой бы то ни было форме.    
   Ст. II.  Граждане одного и того же состояния и одной
и той же профессии, предприниматели, лавочники, рабочие
и  подмастерья  какой  бы то ни было профессии не имеют
права,  собираясь вместе, избирать председателя, секре-
таря,  синдика 4,  а равно и вести протоколы, принимать
решения и постановления,  создавать регламенты  относи-
тельно их так называемых общих интересов.              
   Ст. IV.  Если, вопреки принципам свободы и конститу-
ции,  граждане,  связанные между собой общей профессией
или ремеслом,  примут решения или вступят в соглашения,
клонящиеся к тому,  чтобы сообща отказываться от работы
или  же принимать работу,  требующую применения их мас-
терства,  лишь по определенной цене, то подобные поста-
новления  и решения независимо от того,  сопровождались
ли они клятвой  или  нет,  объявляются  противоречащими
конституции, противными свободе и декларации прав чело-
века и считаются недействительными.  Административные и
муниципальные органы обязаны объявлять об их недействи-
тельности.                                             
   Зачинщики, вожаки и подстрекатели,  вызвавшие подоб-
ные постановления, а также занимавшие места председате-
лей и редактировавшие тексты постановлений,  предаются,
по  заявлению  прокурора  коммуны,  полицейскому суду и
приговариваются к штрафу в 500 ливров каждый с лишением
на  год  прав  активных  граждан и с воспрещением права
входа на первичные собрания.                           
    Ст. V,  Всем административным и муниципальным орга-
нам  запрещается  под страхом личной ответственности их
членов нанимать или соглашаться на участие в обществен-
ных работах тех предпринимателей, рабочих и подмастерь-
ев,  кои вызвали или подписали вышеупомянутые постанов-
ления  и соглашения.  Запрещение это теряет силу лишь в
том случае,  если виновные по  собственному  побуждению
явятся в канцелярию                                    
   4 Синдик - представитель корпорации,  уполномоченный
вести ее дела.                                         
полицейского суда для заявления об отказе от своего об-
раза действий.                                         
   Ст. VI.  Если означенные выше постановления или сог-
лашения,  оглашенные путем расклейки или раздачи объяв-
лений,  будут содержать угрозы против предпринимателей,
ремесленников, рабочих или иногородних поденщиков, при-
ходящих работать в данную местность, или же против тех,
которые  согласились  бы  довольствоваться более низкой
заработной платой,  - все зачинщики,  подстрекатели,  а
также все подписавшие подобные акты и документы присуж-
даются к штрафу в 1000 ливров и трехмесячному тюремному
заключению.                                            
   Ст. VII. Те, которые путем угроз и насилий будут по-
кушаться на рабочих,  нарушая тем  самым  установленную
конституционными  законами  свободу  промыслов и труда,
будут преследоваться уголовным путем со всей строгостью
законов, как нарушители общественного спокойствия.     
   Ст. VIII.  Всякого рода сборища ремесленников, рабо-
чих,  подмастерьев и  поденщиков,  направленные  против
свободного  занятия  промышленным  трудом  на основании
свободного соглашения или же направленные против  дейс-
твий  полиции  в смысле исполнения судебных приговоров,
касающихся этого рода дел, равно как и против публичных
торгов и сдачи подрядов на различные предприятия, будут
считаться мятежными сборищами и как таковые будут  раз-


гоняться  представителями государственной власти по по-
лучении ими соответствующих законных требований. Зачин-
щики, подстрекатели и вожаки вышеуказанных сборищ, рав-
но как и уличенные в самоуправстве и  в  насильственных
поступках,  подлежат  наказанию по всей строгости зако-
нов.   
                                                
   [Я. М.  Захер,  Французская революция в  документах,
1789- 1794, Л., 1926, стр. 72-73] 
                     
   Французская конституция 1791 г. 
                    
   ...Нет более ни дворянства,  ни пэрства, ни наследс-
твенных,  ни сословных отличий, ни феодального порядка,
ни вотчинной юстиции, никаких титулов, званий и преиму-
ществ,  проистекавших из этого порядка, никаких рыцарс-
ких орденов,  ни корпораций или знаков отличия, для ко-
торых требовалось доказательство дворянства или  благо-
родства происхождения, и никаких иных преимуществ, кро-
ме отличий,  присвоенных общественным должностным лицам
при исполнении их обязанностей.                        
   Не существует более ни продажи,  ни наследования ка-
ких-либо государственных должностей. Ни для какой части
нации, ни для одного индивида не существует более ника-
ких особых преимуществ или изъятий из права, общего для
всех французов.                                        
Не существует более ни сословных цеховых управ, ни про-
фессиональных,  художественных или ремесленных корпора-
ций.                                                   
   Закон не признает более ни  религиозных  обетов,  ни
каких-либо  иных  обязательств,  противных естественным
правам или конституции.
                                
   Раздел 1. Основные положения, обеспеченные 
конституцией 
                                                  
   Конституция обеспечивает  следующие  естественные  и
гражданские права:                                     
   1) всем гражданам открыт доступ к местам и  должнос-
тям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из
их добродетелей и способностей;                        
   2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражда-
нами равномерно, сообразно их состоятельности;         
   3) одни и те же правонарушения будут караться одними
и теми же наказаниями,  независимо от каких-либо личных
различий.                                              
   Конституция обеспечивает  также  в качестве прав ес-
тественных и гражданских:                              
   свободу каждого передвигаться,  оставаться на  месте
или  покидать его без опасения подвергнуться задержанию
или заключению иначе,  как в  порядке,  предусмотренном
конституцией;                                          
   свободу каждого выражать словесно и письменно, печа-
тать и предавать гласности свои мысли,  не  подвергаясь
никакой  предварительной  цензуре  или  проверке  после
опубликования, а также отправлять обряды того вероиспо-
ведания, к которому он принадлежит;                    
   свободу граждан  собираться  в  общественных местах,
сохраняя спокойствие и без оружия,  с соблюдением поли-
цейских законов;                                       
   свободу обращаться  к установленным органам власти с
петициями, подписанными отдельными гражданами.         
   Законодательная власть  не  может  издавать  законы,
препятствующие осуществлению естественных и гражданских
прав,  перечисленных в настоящем разделе и обеспеченных
конституцией, или нарушающие эти права;, а так как сво-
бода состоит в том,  чтобы делать все,  что не  наносит
ущерба правам других или общественной безопасности,  то
закон может установить наказание за совершение  деяний,
которые,  нарушая  общественную  безопасность или права
других граждан, вредны для общества.                   
   Конституция обеспечивает  неприкосновенность   собс-
твенности  и  справедливое  предварительное возмещение,
если установленная законом  общественная  необходимость
потребует имущественных жертв.                         
   Имущества, предназначенные   на   покрытие  расходов
по-отправлению религиозных обрядов,  а также на обеспе-
чение (деятельности) общеполезных учреждений, принадле-
жат нации и во всякое время находятся в  ее  распоряже-
нии.                                                   
   Конституция гарантирует действительность произведен-
ного отчуждения имуществ или могущего последовать в по-
рядке,  установленном  законом...  Граждане имеют право
выбирать или назначать служителей культа.              
   Будет учреждено  главное  управление   общественного
призрения для воспитания покинутых детей,  для облегче-
ния участи неимущих убогих и для приискания работы  тем
здоровым неимущим, которые окажутся безработными. Будет
обеспечено и организовано народное  образование,  общее
для всех граждан,  бесплатное в части,  необходимой для
всех людей;  соответствующие учреждения будут распреде-
лены  по  степеням  сообразно административному делению
королевства. Будут установлены национальные празднества
в  ознаменование  памяти французской революции для под-
держания братства между гражданами, преданности консти-
туции, родине и законам.                               
   Будет издан  кодекс  гражданских законов,  общих для
всего королевства. 
                                    
   Раздел 2.  О делении королевства и о состоянии 
гражданства
                                                
   1. Королевство едино и неделимо. В его состав входят
83 департамента, каждый департамент делится на дистрик-
ты, каждый дистрикт на кантоны.                        
   8. Французские  граждане  в силу тех местных отноше-
ний, которые возникают между ними вследствие сосредото-
чения их в городах и определенных сельских округах, об-
разуют коммуны...                                      
   9. Граждане,  образующие ту или иную коммуну,  имеют
право избрать из своей среды на определенный срок в по-
рядке,  предусмотренном законом,  муниципальные органы,
призванные вести местные дела общины... 
               
   Раздел 3. О государственных властях
                 
   2. ...Французская  конституция имеет характер предс-
тавительный;  представителями являются  законодательный
корпус и король.                                       
   3. Законодательная  власть  вверяется  Национальному
Собранию,  в состав которого входят представители, сво-
бодно избранные народом на определенный срок.          
   4. Форма  правления  монархическая.  Власть исполни-
тельная вверена королю и осуществляется  под  его  гла-
венством  министрами  и  прочими ответственными органа-
ми...                                                  
                                                       
Глава 1
О национальном законодательном собрании
        
   1. Национальное собрание, образующее законодательный
корпус, действует постоянно в составе одной палаты.    
   5. Законодательный корпус не может быть распущен ко-
ролем.
                                                 
   Отдел 1.  Число представителей. 
Основания представительства
                                               
   1. Число  представителей  законодательного   корпуса
достигает 745...                                       
   2. Общее  количество  представителей  распределяется
между 83 департаментами в соответствии  с  территорией,
населением и прямым обложением.
                       
   Отдел 2. Первичные собрания. Избрание выборщиков 
   
   1. Для выборов в Национальное законодательное собра-
ние активные граждане каждые  два  года  собираются  на
первичные собрания в городах и кантонах...             
   2. Активными  гражданами являются французы по рожде-
нию или лица,  вступившие во  французское  гражданство,
которым  исполнилось  25 лет от роду,  имеющие местожи-
тельство в городе или кантоне в течение  установленного
законом времени5,  уплачивающие в любом месте королевс-
тва прямой налог в размере не менее стоимости трех  ра-
бочих дней,.. не находящиеся в услужении,.. внесенные в
список национальной гвардии по месту своего  жительства
и принесшие гражданскую присягу.
                       
   Глава 2
   О королевской власти, о регентстве и о министрах
    
   Отдел 1. О королевской власти и короле   
           
   1. Королевская  власть  неделима  - она вверена нас-
ледственно царствующему дому и переходит по мужской ли-
нии в порядке первородства...                          
   2. Особа короля неприкосновенна и священна...       
   3. ...Король  царствует  лишь в силу закона,  и лишь
именем закона он может требовать повиновения.
          
   Отдел 4. О министрах
                                
   1. Назначение  и  увольнение  министров  принадлежит
всецело королю.                                        
   5 На выборах 1791 года голосовать могли только лица,
прожившие в городе или кантоне не менее года.          
                                                       
Глава 3
 Об осуществлении законодательной власти
        
   Отдел 1.  Полномочия и обязанности Национального 
законодательного собрания
   1. Конституция поручает исключительно  законодатель-
ному корпусу следующие полномочия и обязанности:       
   1) законодательную  инициативу  и установление зако-
нов,  король может  только  приглашать  законодательный
корпус войти в рассмотрение того или иного вопроса;    
   2) определение государственных расходов;            
   3) установление государственных налогов;            
   5) издание постановлений об учреждении и упразднении
государственных должностей;                            
   8) ежегодное издание по предложению короля постанов-
лений о численности личного состава и количестве судов,
образующих сухопутные и морские силы;..                
   9) издание постановлений о порядке заведования наци-
ональными имуществами и об их отчуждении...            
   2. Решение  начать  войну может быть принято лишь по
утвержденному  королем  постановлению  законодательного
корпуса, вынесенному обязательно по формальному предло-
жению короля...                                        
   3. Законодательному корпусу принадлежит  ратификация
мирных,  союзных и торговых договоров;  ни один договор
не получит силы без такой ратификации.
                 
   Отдел 3. О санкции короля
                           
   1. Постановления законодательного корпуса восходят к
королю, который может с ними не согласиться.           
   2. В  случае,  если король откажет в своем согласии,
такой отказ имеет лишь суспензивное6 значение. Если две
легислатуры 7,  следующие за представившей такое поста-
новление,  последовательно представят то же постановле-
ние в тех же самых выражениях, то считается, что король
дал свое утверждение.
                                  
   Глава 4  
    Об осуществлении исполнительной власти 
            
1. Высшая исполнительная власть сосредоточивается  иск-
лючительно  в руках короля...  Заботы об охране общест-
вен2.                                                  
   6 Суспензивный-временно приостанавливающий, отсрочи-
вающий.                                                
    7 То есть два созыва законодательного корпуса.     
ного порядка  и спокойствия вверены ему.  Король - вер-
ховный главнокомандующий сухопутных и  морских  военных
сил.  Королю  вручена охрана внешней безопасности коро-
левства, охрана его прав и владений.                   
   2. Король назначает послов и прочих агентов междуна-
родных сношений, командующих армией и флотом.
          
   Часть II. О внутреннем управлении
                   
   2. Органы  управления8 (администраторы)...  не имеют
характера представительства.  Они...  агенты, избранные
народом  на  срок  для  осуществления под наблюдением и
властью короля функций управления. 
                    
   Глава 5
 О судебной власти
                           
   1. Власть судебная... не может осуществляться ни за-
конодательным корпусом, ни королем.                    
   2. Правосудие  будет  отправляться беспошлинно судь-
ями,  избираемыми на срок  народом  и  утверждаемыми  в
должности  королем...  Судьи  не  могут быть ни смещены
иначе как за преступления по должности, надлежаще уста-
новленные в судебном порядке, ни временно отстранены от
должности иначе как вследствие возбуждения  против  них
обвинения. Общественный обвинитель назначается народом.
   3. Суды  не могут ни вмешиваться в осуществление за-
конодательной власти,  ни  приостанавливать  применение
законов,  ни вторгаться в круг деятельности органов уп-
равления... 
                                           
   Раздел 7. О пересмотре конституционных постановлений

   8. ...На французские владения и колонии в Азии,  Аф-
рике и Америке, хотя они и составляют часть Французской
империи, настоящая конституция не распространяется.
    
   ["Вопросы государства и права во французской  буржу-
азной революции XVIII в.", М.. 1940, стр. 154-157, 161.
168. 170. 171, 173. 179]
                               
   б) ГОСПОДСТВО ЖИРОНДИСТОВ
                           
   Декрет от 21 сентября 1792 г.
об утверждении Конституции народом
  и  об охране личности и 
собственности граждан 
                                               
   Национальный конвент объявляет:                     
   1) что не может быть иной  конституции,  кроме  той,
которая принята народом; 
                              
   8 Речь идет об органах управления департаментами.   
2) что личность граждан и  их  собственность  находятся
под охраной нации.
                                     
   ["Вопросы государства  и права во французской буржу-
азной революции XVIII в.", М., 1940, стр. 180]
         
   Декрет от 21-22 сентября 1792 г.  
об упразднении королевской власти во Франции 
   Национальный конвент  единогласно постановляет,  что
королевская власть во Франции упразднена.
              
   ["Вопросы государства и права во французской  буржу-
азной революции XVIII в.", М.. 1940, стр. 180] 
        
   Декрет 19 марта 1793 г. о наказании мятежников
      
   Ст. 1.  Все  те,  кто принимают или примут участие в
контрреволюционных мятежах или восстаниях,  вспыхнувших
или могущих вспыхнуть в различных департаментах Респуб-
лики в связи с набором рекрутов,  а также и те, кто на-
цепили  или нацепят белую кокарду или какой-либо другой
знак восстания,-объявляются вне закона. Вследствие это-
го к ним не могут быть применены законы,  устанавливаю-
щие порядок уголовного судопроизводства и, в частности,
закон о суде присяжных.                                
   Ст. 2.  В  случае захвата означенных лиц с оружием в
руках, они, в двадцатичетырехчасовой срок по установле-
нии обстоятельств дела,  будут переданы в руки палача и
преданы смерти.  Установление обстоятельств дела подле-
жит ведению военной комиссии,  составленной из офицеров
всех дивизий, принимавших участие в борьбе с мятежника-
ми. Каждая комиссия будет состоять из пяти членов, взя-
тых из офицеров различных чинов означенных дивизий.    

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама