Брачно-семейное и наследственное право. Характерной чертой классической эпохи является прогрессирующие раз- ложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживание же- ны в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа. Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti). Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семьей, сохраняла определен- ную имущественную самостоятельность, получала некоторые права в отношении детей. Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию од- ного из них. На общем фоне кризиса римского рабовла- дельческого общества ослабли и семейные связи, разводы стали обычным явлением. Широкое распространение получил так называемый конкубинат - неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Стремясь преодолеть не- гативные явления в сфере семейных отношений, император Август издал закон, предусматривающий санкции за безб- рачие и бездетность. Даже из двух консулов преимущество по службе получал тот, у кого было больше детей. В связи с участившимися разводами, задевавшими инте- ресы и богатых римских семей, были введены новые прави- ла, касающиеся приданого, с тем, чтобы гарантировать положение состоятельных римлянок, часто становившихся жертвами в браках, в которые мужчины вступали исключи- тельно из корысти. Хотя приданое по-прежнему считалось собственностью мужа, последний должен был использовать его в целях устройства совместной жизни и терял его в случае развода. Со времени Августа муж не мог отчуждать земельный участок, полученный им в качестве приданого, без согласия жены или ее родственников (когнатов). Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматривать- ся в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи. Сыновья нередко получали от отца особое имущество (пекулий) для занятия земледелием, ремеслом или торговлей. Юридически собственником пекулия и всего того, что было приобретено сыном, считался отец. Но фактически пекулий все более обосабливался, особенно когда речь шла о земельном участке, выделенном сыну в связи с его поступлением на военную службу. Практически сын получал такую землю в собственность, мог оставить ее своим наследникам и даже вступать по поводу данного имущества в сделки со своим отцом. Ряд изменений претерпел и институт опеки. Преторским эдиктом была установлена ответственность опекуна за ве- дение дел подопечного. Постепенно исчезает опека над взрослыми женщинами, и в постклассический период их де- еспособность фактически была уравнена с дееспособностью мужчин. Смягчение суровой отцовской власти, скреплявшей ранее патриархальную семью, определило также основные направ- ления развития и наследственного права. Преторским эдиктом был значительно расширен круг наследников, куда помимо подвластных членов семьи (агнатов) были включены также эмансипированные дети умершего, когнаты вплоть до шестой степени родства, пережившая мужа супруга. Ослаб- ление былого значения агнатской системы родства и приз- нание в наследственном праве когнатского родства, осно- ванного на кровной связи, было постепенно закреплено в императорском законодательстве. Преторский эдикт изменял и форму завещания, установ- ление которого уже не требовало использования сложной процедуры (с помощью "меди и весов"). Завещание, как правило, стало составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы. Лишь сол- датские завещания в период принципата не требовали ка- ких-либо формальностей. В постклассический период наря- ду с частными завещаниями, которые составлялись в при- сутствии семи свидетелей, в практику вошли так называе- мые публичные завещания, позаимствованные из греческого права, составляемые в присутствии магистратов с внесе- нием в протокол местных властей или с передачей на хра- нение в императорский архив. Усиливаются ограничения завещательной свободы. Так, не признается юридическая сила за завещаниями, в которых без достаточных основа- ний лишались имущества законные наследники. Увеличива- ется при составлении завещаний размер обязательной доли (до 1/3 имущества) для законных наследников. В классический период более широкое распространение получило установление в завещаниях легатов (завещатель- ных отказов), согласно которым наследник обязан был вы- дать определенную часть имущества указанному наследода- телем лицу. Для защиты интересов наследника в законода- тельном порядке в I в. до н.э. было установлено, что при выдаче имущества в виде легатов он может сохранить за собой по крайней мере одну четверть наследства. Рас- поряжения о выдаче части имущества какому-либо лицу да- вались и без составления завещания (например лицам, ко- торые формально не могли быть наследниками по завещанию - перегринам, женщинам и т.д.). Такие распоряжения, по- лучившие название фидеикомиссов, не были первоначально обязательны для наследников. Но в период императора Ав- густа им была придана юридическая сила. В посткласси- ческий период (особенно в кодификации Юстиниана) боль- шинство фидеикомиссов практически слились с легатами. Изменения форм гражданского процесса. С развитием преторского права на смену сложному и архаичному лиги- сакционному процессу приходит формулярный процесс. Этот вид процесса утвердился со второй половины II в. до н.э. после принятия специального закона (lex Aebutio). В формулярном процессе значительно повысилась роль пре- тора, который перестал быть пассивным участником сакра- ментальных обрядов, совершавшихся сторонами при легисакционном процессе. Возросло значение первой ста- дии судопроизводства ("ин юре"), так как именно здесь устанавливалась юридическая суть спора. Она находила свое выражение в заключении (формуле) претора, в кото- ром присяжному судье указывалось, как следует решать данное дело. Постепенно преторы начинают составлять но- вые формулы исков, отходя от старых законов и обычаев, руководствуясь при этом требованиями торгового оборота и необходимостью укрепления частной собственности. Соз- давая новые формулы и иски, претор посредством своего эдикта способствовал развитию самого содержания частно- го права. К концу классического периода, а особенно при доми- нате, все большее распространение получает экстраорди- нарный процесс. К концу III в. н.э. он почти полностью вытесняет формулярный процесс, и последний уже даже не упомянут в важном законе Диоклетиана (294 год), где речь идет о ведении судебных дел. В экстраординарном процессе исчезает традиционное деление судопроизводства на две стадии: "ин юре" и "ин юдицио". Магистрат, принявший дело к рассмотрению, ве- дет теперь его с начала и до конца, т.е. до вынесения решения. Если на последнем этапе и привлекается присяж- ный (третейский) судья, то он действует лишь от имени назначившего его магистрата. Явка ответчика на суд пе- рестает быть предметом заботы истца. Магистрат, не свя- занный теперь жесткими процессуальными рамками, мог сам применять меры воздействия на участников процесса, при- нуждать их к исполнению его распоряжений. Процесс пе- рестает быть публичным, проводится в закрытых помещени- ях. Если ранее судопроизводство было бесплатным, то те- перь вводятся судебные пошлины, ставшие особенно расп- ространенными в период домината. Хотя гражданский про- цесс в целом остается еще устным, основные заявления сторон фиксируются в судебных протоколах, что кладет начало письменному судопроизводству. Вводится апелляция на вынесение магистратом судебно- го решения. Но лицо, подавшее апелляцию в высшую инс- танцию, в случае повторного проигрыша дела уплачивало крупный штраф. Уголовное право и процесс. Существенные изменения в уголовном праве Рима происходят под влиянием политичес- ких перемен - кризиса республиканских институтов и рос- та всевластия императоров. Уголовное право непосредс- твенно отразило обострение политической борьбы и стрем- ление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной реп- рессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все кате- гории населения, включая перегринов, Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений (crimen publicum). Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде слу- чаев (кражи со взломом или с насили- ем, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания. Появляется также большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. Но если в респуб- ликанский период "оскорбление величия" охватывало прес- тупления, направленные против республиканских институ- тов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заго- вор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозно- го культа императора и т.д. К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относилось также присво- ение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуля- ция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т.п. В связи с ростом постоянной армии увеличилось чис- ло воинских преступлений, среди которых выделялись из- мена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п. Существовал также целый ряд религиоз- ных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства. Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться "обиды", прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт. В связи с углублением имущественного и сословного нера- венства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной ие- рархии. Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности. В их число входили кровосмешение, суп- ружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т.д. В императорском Риме происходит также резкое увели- чение видов наказания, усиление их карательной направ- ленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все бо- лее преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. За Тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), от- дача в гладиаторы. Широко применялись различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, вре- менная ссылка. Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступ- лений предусматривались телесные наказания, часто прак- тиковалась конфискация имущества осужденных (лишь неко- торая часть имущества сохранялась за детьми). Характернейшей чертой уголовного права императорско- го периода (особенно при доминате) становится ярко вы- раженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказыва- лись рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные ме- ры. Сенатус-консультом, принятым в 10 году н.э., пред- писывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь. Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней им- перии привилегированные лица могли наказываться смерт- ной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. В то же самое время лица низше- го сословного положения наказывались смертной казнью за 31 вид преступлений. Некоторые привилегии в области на- казаний имели солдаты: они не приговаривались к повеше- нию, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, кото- рые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения. Уголовный процесс (особенно при доминате) приобрета- ет четко выраженный инквизиционный характер. Судья (им- ператорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридичес- кую помощь и утрачивает другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебно- го процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий импе- раторский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана - три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от ареста. В римском уголовном праве классической эпохи наблю- дался некоторый прогресс в области юридической техники (разработка понятий вины, соучастия, покушения и т.п.), но рост произвола императоров привел к тому, что многие эти общие и важные категории не использовались в прак- тике императорских судов. Однако впоследствии они ока- зали определенное влияние на развитие средневекового права Западной Европы, хотя королевская власть заимс- твовала из арсенала римского уголовного права прежде всего его карательные и репрессивные положения. Часть вторая История государства и права в средние века Раздел III. Государство и право в странах Европы
Глава 14. Особенности средневекового государства и права в Европе
1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе Падение Западной Римской империи означало оконча- тельное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее дости- жение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброше- но назад и вынуждено было проделать новый виток разви- тия от примитивных протогосударств к крупным и конгло- меративным "варварским" королевствам, а в конечном сче- те - к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхожде- ния, он восходит к итальянским гуманистам XV-XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами - античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности мо- жет быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы. Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей ан- тичного мира (особенно его политического демократичес- кого наследия), не была регрессом в истории государс- твенности и человечества в целом. Развал Римской импе- рии сделал возможным выход на политическую арену Запад- ной Европы новых этносов и народов. Они уступали римля- нам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам Востока и антич- ному миру, исторически более перспективные формы орга- низации экономической, социальной и политической жизни. Важным катализатором исторического развития, опреде- лившим уникальность западноевропейской цивилизации и в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая в средние века преж- де всего в виде феодальных поместий, и христианская ре- лигия. Влияние античных традиций в средневековой Европе с большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в рамках феодального общества с невиданной для всего тог- дашнего мира быстротой складываются материальные и ду- ховные предпосылки капитализма. Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т.д.). В мировой литературе нет единого подхода и к са- мому понятию "феодализм", который нередко отождествля- ется с политической раздробленностью, с феодальной ие- рархией, с определенными ступенями церковной организа- ции и т.д. В отечественной литературе последних лет до- минировала марксистская трактовка феодализма как особой общественно-экономической формации. Соответственно и периодизация средневековья связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (ста- новление феодализма - раннее средневековье, расцвет фе- одализма - развитое средневековье, упадок феодализма - позднее средневековье). В данном учебнике, посвященном истории государства, а не общества в целом, целесообразно пользоваться пери- одизацией, которая (с некоторыми вариантами) стала наи- более употребительной в отечественной историко-правовой науке. Эта периодизация учитывает прежде всего эволюцию и последовательную смену самих форм средневекового ев- ропейского государства, которые не были известны антич- ному миру и которые, как это будет показано далее, кар- динально отличаются от государственных форм, существо- вавших в ту же эпоху в странах Востока. Так, в Европе в период ранних (варварских) госу- дарств, когда формирующийся класс земельных собственни- ков-феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как правило, крупные госу- дарственные образования приобретали форму раннефеодалъ- ных монархий. Развитие феодальных поземельных отношений, базиро- вавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации фе- одально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В ус- ловиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое го- сударство, превратившееся в Западной Европе в IX-XIII вв. в великое множество государств-поместий и отличав- шееся крайней степенью экономической и политической де- централизации, приняло форму сеньориальной монархии. Экономический подъем в XIII-XV вв., связанный с рос- том городов и развитием торгового оборота, с накоплени- ем капитала, породил сословную консолидацию западноев- ропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, ис- кавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сослов- но-представителъных монархий. Наконец, в позднем средневековье (XVI-XVII вв.), когда полным ходом идет разложение феодализма и форми- руются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смог- ла еще какое-то время обеспечивать экономическое разви- тие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру об- разцы представительной и демократической государствен- ности. Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется не только эволюцией монархи- ческого строя и последовательной сменой его форм. Для нее также характерной является (особенно в периоды де- централизации и территориальной раздробленности) диффу- зия политической (государственной) власти, которая пе- реходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных земельных собс- твенников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атри- бутом земельной собственности. В таких условиях связи государства с другими элемен- тами (институтами) политической системы становятся осо- бенно сложными. В истории западноевропейского средневе- ковья сельская (крестьянская) община не порождала ка- ких-либо особых проблем для государства. Она являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Ина- че строились отношения государства с теми средневековы- ми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами. Особенно сложными и неоднозначными на разных ступе- нях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству. В раннем средневековье "варварские" короли, принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, под- носили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имеющего по сравне- нию с самими королями и свет- скими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд. Отсюда возникла поговорка, что церковь держит земли "в мертвой руке". Однако до IX-Х вв. церковь, хотя ее политический вес в обществе неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле поли- тической организацией. Она являла собой духовное сооб- щество, оказывающее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствующее формированию обще- европейской культуры и самосознания. Церковь до XI в. находилась еще не под контролем римского папского прес- тола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью. Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, прев- ращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, спо- собствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-като- лическую) и западную (римско-католическую). Хотя фор- мально раскол вытекал из расхождений по чисто религиоз- ным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа, по учению о благодати, по порядку причащения и т.д.), в основе раскола лежали прежде всего политические проти- воречия - борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью. Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под со- бой и созданную к этому времени мощную и централизован- ную церковную организацию, построенную на четком отде- лении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинении епис- копату, римской курии и верховному понтифику - папе. Большую политическую силу последнему придавали и возни- кавшие еще с VI в. различные монашеские, а позднее ду- ховнорыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утвержда- лись папством. По сути дела, в XI-XII вв. (с так назы- ваемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую мо- нархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущества в качестве самостоятель- ного политического института в западноевропейском об- ществе католическая церковь добивается в XIII в. при папе Иннокентии III (1198-1216 гг.), установившем поря- док, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского прес- тола за отмену так называемой духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политичес- кое влияние римские папы прибегали и к таким сильно- действующим средствам, как наложение интердикта, т.е. запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлу- чению от церкви "провинившегося" монарха. Так, при Ин- нокентии III были отлучены от церкви германский импера- тор, английский и французский короли. Особый политический симбиоз церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуна- лов, призванных защищать устои христианского вероуче- ния, бороться с еретиками, инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных дока- зательств (ордалии и т.п.), пытались внести рациональ- ное начало в уголовный процесс (письменное судопроиз- водство, система формальных доказательств и т.п.). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рам- ки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе (особенно на поздних его ступенях) типа поли- тико-правовой культуры. Иную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые горо- да, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI-XII в., когда начинается быстрое развитие ре- месла и торговли, зарождаются капиталистические отноше- ния. Естественно, города во всех сферах своей жизни ис- пытали влияние феодальных порядков. Так, городские об- щины основывались и развивались долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей и т.п. Первоначально го- родское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позд- нюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодо- леть сословную неполноценность. Даже сама основа го- родской жизни - производство и торговля не были свобод- ны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, тор- говые монополии и т.д.). Но тем не менее по своей сути западноевропейские го- рода (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрожде- ния, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастаю- щий экономический и политический потенциал городов, ко- ролевская власть, особенно в XI-XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую помощь. История средневековых городов - это борьба городско- го населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба осо- бенно характерна для XI-XIII вв., т.е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления ко- ролевской власти. Политическая автономия городов в фео- дальном мире достигалась разными средствами: от воору- женной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в за- висимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и ви- дов. Наибольшую степень политической автономии в сред- невековом государстве имели городские общины, приобре- тавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. От- дельным городам, особенно при слабости центральной го- сударственной власти, например в Италии, удалось приоб- рести статус самостоятельного государства-города. В та- ких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т.д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т.д., занимали важное место в международной тор- говле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда го- родские советы в этих карликовых республиках оказыва- лись в руках местной олигархии, аристократии, плутокра- тии и т.д., города, будучи проводниками античных демок- ратических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни. Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредото- ченность политической власти, главным институтом в по- литической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определя- лись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным об- щепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государс- тво, как любое другое государство, осуществляло общесо- циальные функции (поддержание мира, традиционного пра- вового порядка и т.д.). В средние века в странах Запад- ной Европы сложилась и приобрела общесоциальную цен- ность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой ев- ропейской культуры и цивилизации.
2.Основные черты средневекового права в Западной Европе Средние века - это эпоха, когда в рамках складываю- щихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот дли- тельный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху - в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) - континентальной и англосаксонской, складывают- ся их специфические и несхожие правовые институты. Исходный "строительный материал" средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оста- вались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) пра- вовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип дейс- твия. Расцвет феодализма в Европе в XI- XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возмож- ной. Правовые обычаи достаточно органично интегрировались в феодальные отношения, закрепляли все их основные ви- ды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регули- ровал личностные и поземельные связи между самими фео- далами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феода- лами (собственниками земли) и крестьянами, ее держате- лями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение кресть- ян, привязанных к земле и вынужденных работать на собс- твенника (манора). Со временем правовые обычаи записывались и включа- лись в хартии и в другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи да- же при сохранении местных различий отличались тождест- венностью многих своих институтов и подходов. И это позволяло уже средневековым юристам находить в них оп- ределенную систему. Так, в XI веке появляются первые сборники (обычно в городах) с изложением основных прин- ципов феодального права. Примером могут служить "Обычаи Барселоны" (1068 год), а также работа миланского учено- го Умберто де Орто под названием "Обычаи феодов", в ко- торой автор по существу впервые сделал попытку система- тического изложения обычного феодального права. В более поздний период появляются другие частные записи право- вых обычаев с попыткой их теоретического осмысления ("Саксонское зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези" во Франции и т.д.). Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной право- вой культуры в общеевропейском масштабе. Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными харти- ями, пожалованными городу. Городские право, несмотря на закрепление в нем некото- рых чисто феодальных институтов, но своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различ- ные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы. Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимали каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианс- кой церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложи- лись две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право полу- чило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках гре- ко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе. Большая значимость норм канонического права в запад- ноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсаль- ностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светс- кой жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву при- давала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit le- gae romanae). Источники канонического права ("старого права" - jus antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Свя- щенное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы цер- ковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в импе- раторских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Авгус- тина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных дог- матов христианства и правил церковной жизни (начиная с Никейского в 325 году). Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее назва- ние декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сбор- ник Дионисия младшего (середина VI века). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил офици- альное признание во Франкском государстве. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанс- кому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий дол- гое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталий.