В XI-XII вв. в период "папской революции" складыва-
ется "новое право" (jus novum). Именно в это время за-
канчивается процесс складывания канонического права в
качестве самостоятельной правовой системы западноевро-
пейского общества. Более четким становится его юриди-
ческое содержание. Утверждается само понятие "канони-
ческое право" (jus canonicum). Главенствующим источни-
ком нового канонического права становятся папские конс-
титуции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С
папы Григория VII начинается преподавание канонического
права в университетах.
Решающую роль в переходе к новому каноническому пра-
ву сыграл составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана
("Гармония несогласующихся канонов" - Concordia discor-
dantium canonum), в котором были сведены воедино около
3800 канонических текстов. В последующем значительный
вклад в преподавание и развитие канонического права
внесли путем толкования и комментирования декрета Гра-
циана профессора канонического права (канонисты).
В XII-XIII вв. папское правотворчество получило осо-
бенно широкий размах, в связи с чем возникла необходи-
мость дальнейшей систематизации канонического права. По
указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен
сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и
объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году
при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику
на базе более поздних церковных постановлений была соз-
дана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне
XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие
акты последующих римских пап, начиная с Климентия
(Constitutiones Clementinae).
Процесс систематизации канонического права в средние
века имел своим конечным результатом составление в 1500
году обширного свода, который с 1580 года был признан в
качестве официального источника права римско-католичес-
кой церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он по-
лучил название Свода канонического права (Corpus juris
canonici). Средневековое каноническое право охватывало
широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой
жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало
организацию церковной власти (право римского папы наз-
начать на церковные должности, процедуру рассмотрения
споров между священниками и т.п.), а также отношения
церкви со светской властью, статус церковной собствен-
ности и режим владения и пользования церковными земля-
ми, источники доходов церкви и т.д.
В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к
уголовному праву, в частности предусматривался список
епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и неко-
торые другие преступления. В нем закреплялись нормы,
относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследо-
ванию и особенно к брачно-семейным отношениям.
В XVI веке Реформация подорвала позиции католической
церкви и ослабила влияние канонического права. На Три-
дентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под
лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пе-
ресмотр норм канонического права, сужена сфера церков-
ной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая офи-
циально толковала нормы канонического права, в частнос-
ти решения самого собора. Потесненное Реформацией кано-
ническое право продолжало оставаться в западноевропейс-
ком обществе в Новое время не только своеобразным юри-
дическим феноменом, но и важным духовным фактором, ока-
завшим непосредственное воздействие на правовую культу-
ру и на духовную жизнь католических стран.
Одним из наиболее значительных и уникальнейших явле-
ний в правовой жизни Западной Европы стала рецепция
римского права, т.е. его усвоение и восприятие средне-
вековым обществом. После падения западной части империи
римское право не утратило своего действия, но с образо-
ванием варварских государств сфера его применения в За-
падной Европе сузилась. Оно сохранилось прежде всего на
юге, у испано-романского и галло-романского населения.
Постепенно синтез римской и германской правовых культур
привел к тому, что римское право стало оказывать влия-
ние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и
других германских народов.
Однако со временем собственно римские источники пра-
ва выходят из употребления и забываются. Им на смену
приходит упрощенное и варваризированное римское право,
которое по приказу королей объединялось в специальные
кодексы. Наибольшую известность получил Кодекс короля
вестготов Аларика II, составленный в начале VI века.
Основным источником Кодекса был опубликованный еще в
438 году Кодекс Феодосия II, а также законодательство
других римских императоров, Институции Гая, Сентенции
Павла и т.д.
Римские тексты в Кодексе Аларика были использованы с
большими сокращениями, поэтому он получил впоследствии
название "бревиарий", что означало "сокращенный" (Bre-
viarium Alarcianum). Следует отметить, что этот весьма
популярный в ряде стран Европы памятник римского права
нередко издавался и под другими названиями (например,
Lex Romana visigothorum). С последующими изменениями и
искажениями он действовал вплоть до начала широкой ре-
цепции римского права.
Новая жизнь римского права в Западной Европе, его
второе рождение, начинается в XI-XII вв. В основе этого
бурно развивающегося процесса лежал целый ряд истори-
ческих факторов, среди которых особую роль сыграло
оживление экономической жизни,
особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения
не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто
феодального права, рассчитанного на замкнутое общество.
Римское же право содержало в себе точные и готовые фор-
мулы закрепления абстрактной частной собственности и
торгового оборота. Не случайно центром зарождения римс-
кого права стали города-республики Северной Италии, ко-
торые переживали в XI в. экономический подъем и предс-
тавляли собой в то время наиболее развитый в хозяйс-
твенном отношении регион Европы.
Однако рецепция римского права была вызвана не толь-
ко экономическим фактором, но и социальными и духовными
потребностями общества, которое остро нуждалось в пра-
вовом порядке, правовой стабильности, а соответственно
и в распространении юридического образования и мышле-
ния. Рецепцию римского права поддержала католическая
церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать
каноническое право и притязания пап на мировое господс-
тво.
Рецепцию римского права в конечном счете санкциони-
ровала и королевская власть, стремившаяся к централиза-
ции, а следовательно, и к юридизации всей общественной
и государственной жизни. Именно римское право в это
время проявило себя как наиболее разработанное, универ-
сальное и рациональное право, содержащее регуляторы,
необходимые для общества в целом и для основных его
групп.
Римское право как никакой другой фактор эпохи сред-
невековья способствовало преодолению государственных и
иных территориальных границ, созданию единого стержня
европейской правовой культуры, юридической науки и об-
разования.
Важную роль в "открытии" римского права для средне-
векового общества сыграли университеты Северной Италии
(в Равенне, Падуе, Болонье и в других городах). После
обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниано-
вых Дигест (копии VI или VII вв.), получившей впоследс-
твии название Флорентийской рукописи, в университетах
начинается систематическое изучение и преподавание
римского права.
Особую известность приобрел юридический факультет
Болонского университета, который к XIII в. насчитывал
около 10 тыс. студентов практически из всех стран За-
падной Европы. Его основателем был один из крупнейших
средневековых знатоков римского права Ирнерий
(1055-1130 гг.). Созданная им школа римского права,
имевшая общеевропейское значение, получила название
школы глоссаторов. Само название школы установилось по-
тому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами,
делали свои пояснения, уточнения и т.п. по тексту юсти-
ниановых памятников римского права в виде глосс, т.е.
записей (комментариев) на полях или между строчек руко-
писи. Для учебных целей профессор комментировал (глос-
сировал) классические документы слово за словом, строч-
ка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, клас-
сифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые
глоссы пред-
ставляли собой суммированное изложение комментируемого
отрывка (так называемые брокардики), другие содержали
широкие правила, выводимые из изучаемого текста (право-
вые максимы).
Глоссаторы составляли учебники права, включавшие
краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборни-
ки спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а
также казусов специально подобранных для пояснения ис-
точников. Они писали и самостоятельные труды по отдель-
ным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огром-
ную работу по восстановлению и обработке классического
римского права, по разъяснению устаревших или ставших к
тому времени малопонятными текстов и терминов, по внут-
реннему упорядочению правовых памятников (прежде всего
Дигест).
Аналитически сопоставляя содержащийся в кодификации
Юстиниана конкретный материал по тому или иному право-
вому вопросу, глоссаторы преодолевали казуистический
характер, присущий классическому римскому праву, вводи-
ли в него широкие обобщения, создавали новую системати-
ку. Так, посредством суммирования суждений римских
юристов по отдельным видам договоров профессора-глосса-
торы выработали общее понятие договора. Они четко раз-
личали личные и вещные права, создали единую концепцию
вещного права в отличие от классических юристов, описы-
вавших отдельные виды прав на вещи, более последова-
тельно выделяли особенно важный для системы феодального
землевладения институт владения и т.д. По существу
именно с глоссаторов начинается развитие юридической
науки в собственном смысле слова.
Хотя деятельность глоссаторов отличалась академизмом
и не оказала непосредственного воздействия на практику
феодальных судов, в дальнейшем по мере распространения
римского права глоссы приобретали все больший автори-
тет, практически равный самому глоссируемому тексту. Со
временем установилось правило: "То, что не признает
глосса, не признает суд".
У Ирнерия, положившего начало систематическому изу-
чению Дигест, было большое число последователей и уче-
ников, среди которых наибольшую известность получили
Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу
видных глоссаторов XII-XIII вв. относятся также Роге-
дио, Бургундио, Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность
глоссаторов подготовила почву для изучения и преподава-
ния римского права и за пределами Италии, в том числе в
Оксфордском университете в Англии (Вакарий).
Последним выдающимся представителем глоссаторов был
Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином
сборнике глоссы своих предшественников и современников,
сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институций Юсти-
ниана. Этот сборник, который насчитывал 96940 глосс,
получил название glossa ordinaria ("расположенная в по-
рядке") или glossa magistralis ("учительская"). Он пре-
восходил по своей масштабности и тщательности обработки
материала, по четкости плана и устранению противоречий
и т.д. все предшествующие работы глоссаторов. Этот
сборник, который
впоследствии стали называть "Большая глосса" или даже
просто "Глосса", в течение нескольких веков рассматри-
вался как образцовое и наиболее авторитетное руководс-
тво по римскому праву.
С "Большой глоссы" Аккурция школа глоссаторов прек-
ратила свое существование, уступив в последующем место
постглоссаторам - новому поколению итальянских профес-
соров римского права. Наиболее известными среди них бы-
ли Синус де Пистойя (1270- 1339 гг.), Бартол де Сассо-
феррато (1313-1357 гг.), Балдус де Убалдис (1347-1400
гг.). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартол,
по имени которого саму школу нередко называли бартолис-
тами. Становление этой школы было связано с новым эко-
номическим и культурным подъемом в Италии и в ряде дру-
гих стран Западной Европы, который породил острую пот-
ребность в преодолении феодального правового партикуля-
ризма, в распространении вневременного и абстрактного
права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и
предшествующей деятельности глоссаторов стало римское
право, которое рассматривалось как "писаный разум".
Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому
римскому праву. Они занимались главным образом толкова-
нием правовых понятий и отдельных отрывков из кодифика-
ции Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с
целью выведения так называемого общего мнения ученых
(communis opinio doctorum). Такая обработка римского
права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, спо-
собствовала превращению его в теоретическую базу форми-
рующихся национальных правовых систем (даже в Англии,
которая не знала рецепции римского права как таковой).
В своих комментариях постглоссаторы нередко отступа-
ли от первоначальных конструкций римского права, но
провели большую работу по его согласованию с нормами
средневекового канонического, городского и обычного
права. Именно в системной обработке римского права,
осуществленной постглоссаторами, оно вышло за рамки
простого "права ученых" и было воспринято судебной
практикой в большинстве стран Западной Европы.
Глава 15. Государство франков
На огромной территории Римской империи было рассеяно
множество варварских племен: готы, франки, бургунды,
аламанны, англосаксы и пр.
Римляне все чаще использовали германцев в качестве
наемных солдат и поселяли их на своих границах. В V в.
высшие звания римских магистратов стали носить вожди
варварских племен, возглавлявшие союзные Риму армии,
которые заключили соглашение о переходе под власть Ри-
ма.
Упадок императорской власти, все возрастающая непопу-
лярность римского правления создавали благоприятные ус-
ловия королям-союзникам Рима для расширения полномочий,
для удовлетворения их политических претензий. Они часто
со ссылкой на императорское поручение присваивали всю
полноту власти, взимали налоги с местного населения и
пр.
Вестготы, например, поселенные Римом в качестве сво-
их федератов в 412 году в Аквитании (Южная Франция),
впоследствии расширили территорию своего Тулузского ко-
ролевства за счет территориальных завоеваний, признан-
ных в 475 году римским императором. В 507 году это ко-
ролевство было покорено франками. В 476 году власть в
Западной Римской империи была захвачена одним из вар-
варских военачальников Одоакром. Он был убит в 493 году
основателем королевства остготов Теодорихом I, устано-
вившим свое единоличное правление во всей Италии. Это
королевство пало в 555 году. Возникали и поглощались в
результате кровавых войн, междуусобиц и другие "племен-
ные государства" варваров.
Но особую роль в Западной Европе суждено было сыг-
рать салическим (приморским) франкам, входившим в союз
германских племен, сложившийся в III в. на северо-вос-
точной границе Галлии, провинции Римской империи.
Салические франки, во главе со своим вождем Хлодви-
гом (481- 511 гг.), в результате победоносных войн в
Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Ри-
мом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510
году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же,
утвердившись как представитель римского императора,
становится властителем земель, повелителем единого, уже
не племенного, а территориального королевства. Он при-
обретает право диктовать собственные законы, взимать
налоги с местного населения и пр.
Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Вос-
точной Римской империи (Византии). Только в VIII в. ти-
тул римского императора был присвоен франкскому королю
Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима и римской хрис-
тианской церкви Галлия вопреки географической раздроб-
ленности сохраняла на протяжении веков своеобразное
единство, превратившись в ходе длительного эволюционно-
го процесса в ту Франконию, которая стала прародитель-
ницей будущей Франции и Германии, а также территориаль-
ной первоосновой развития западной христианской цивили-
зации.
Формирование феодального общества и государства
франков. Завоевательные войны франков ускорили процесс
создания Франкского государства. Глубинные же причины
становления франкской государственности коренились в
разложении франкской свободной общины, в ее классовом
расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.
Государство франков по своей форме было раннефео-
дальной монархией. Оно возникло в переходном от общин-
ного к феодально-
му обществе, которое миновало в своем развитии стадию
рабовладения. Это общество характеризуется многоуклад-
ностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных,
общинных, феодальных отношений), незавершенностью про-
цесса создания основных классов феодального общества. В
силу этого раннефеодальное государство несет на себе
значительный отпечаток старой общинной организации, уч-
реждений племенной демократии.
Государство франков прошло в своем развитии два ос-
новных пержзда (с конца V до VII в. и с VIII по середи-
ну IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризу-
ется не только сменой правящих династий (на смену Меро-
вингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа
глубокой социально-экономической и политической перест-
ройки франкского общества, в ходе которой постепенно
складывалось собственно феодальное государство в форме
сеньориальной монархии.
Во втором периоде в основном завершается создание
крупной феодальной земельной собственности, двух основ-
ных классов феодального общества: замкнутого, иерархи-
чески соподчиненного, связанного вассально-ленными уза-
ми класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого
им зависимого крестьянства - с другой. На смену относи-
тельной централизации раннефеодального государства при-
ходит феодальная раздробленность.
В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родо-
вые связи, отношения эксплуатации среди самих франков
не были развиты, немногочисленной была и франкская слу-
жилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в хо-
де военных походов Хлодвига.
Наиболее ярко социально-классовые различия в раннек-
лассовом обществе франков, как свидетельствует Саличес-
кая правда, правовой памятник франков, относящийся к V
в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, одна-
ко, не получил широкого распространения. Раб в отличие
от свободного общинника-франка считался вещью. Его кра-
жа приравнивалась к краже животного. Брак раба со сво-
бодным влек за собой потерю последним свободы.
Салическая правда указывает также на наличие у фран-
ков других социальных групп: служилая знать, свободные
франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между
ними были не столько экономическими, сколько социаль-
но-правовыми. Они были связаны главным образом с проис-
хождением и правовым статусом лица или той социальной
группы, к которой это лицо принадлежало. Важным факто-
ром, влияющим на правовые различия франков, стала при-
надлежность к королевской службе, королевской дружине,
к складывающемуся государственному аппарату. Эти разли-
чия наиболее ярко выражались в системе денежных возме-
щении, которые служили охране жизни, имущественных и
иных прав отдельных лиц.
Наряду с рабами существовала особая категория лиц -
полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной
вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял
собой непол ноправного жителя общины франков, находяще-
гося в личной и материальной зависимости от своего гос-
подина. Литы могли вступать в договорные отношения,
отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных
походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог
быть освобожден своим господином, у которого, однако,
оставалось его имущество. За преступление литу полага-
лось, как правило, то же наказание, что и рабу, напри-
мер смертная казнь за похищение свободного человека.
Право франков свидетельствует и о начавшемся иму-
щественном расслоении франкского общества. В Салической
правде говорится о господской челяди или дворовых слу-
гах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже зо-
лотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйс-
тво.
Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о
достаточной прочности общинных порядков, об общинной
собственности на поля, луга, леса, пустоши, о парных
правах общинников-крестьян на общинный земельный надел.
Само понятие частной собственности на землю в Саличес-
кой правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение
аллода, предусматривая право передачи надела по нас-
ледству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци-
ально-классовых различий у франков и было непосредс-
твенно связано с превращением аллода в первоначальную
форму частной феодальной земельной собственности. Аллод
- отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение
свободных франков - сложился в процессе разложения об-
щинной собственности на землю. Он лежал в основе воз-
никновения, с одной стороны, вотчинного землевладения
феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от
них крестьян.
Процессы феодализации у франков получают мощный им-
пульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в
руки франкских королей, служилой аристократии, коро-
левских дружинников переходит значительная часть гал-
ло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать,
связанная в той или иной мере вассальной зависимостью
от короля, захватившего право распоряжения завоеванной
землей, становится крупным собственником земель, скота,
рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской
аристократии, которая переходит на службу к франкским
королям.
Столкновение общинных порядков франков и позднеримс-
ких частнособственнических порядков галло-римлян, сосу-
ществование и взаимодействие столь различных по харак-
теру общественных укладов и ускорило создание новых,фе-
одальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной
Галлии начинает складываться феодальная вотчина с ха-
рактерным для нее разделением земли на господскую (до-
мен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядовых
свободных" в период завоевания Галлии происходило и в
силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников
за счет присвоения общинной земли.
Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии не по-
лучили столь бурного развития, как на севере. В это
время размеры франкской колонизации здесь были незначи-
тельны, сохранялись обширные поместья галло-римской
знати, продолжал широко использоваться труд рабов и ко-
лонов, но глубокие социальные перемены происходили и
здесь, главным образом за счет повсеместного роста
крупного церковного землевладения.
V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом
мощного идеологического наступления христианской церк-
ви. Служители десятков вновь возникающих монастырей,
храмов выступали с проповедями о человеческом братстве,
о помощи бедным и страждущим, о других нравственных
ценностях.
Население Галлии под духовным воздействием священ-
нослужителей, возглавляемых епископами, стало восприни-
мать все больше христианские догматы, идею искупления,
полагаясь на заступничество святых отцов ради обретения
прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных
войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в
условиях доминирования религиозного сознания внимание
людей естественно концентрировалось на таких вопросах,
как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх
перед чистилищем и адом церковь стала использовать в
своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет
и правителей, и простых людей многочисленные пожертво-
вания, в том числе и земельные. Рост церковного землев-
ладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.
Возрастающая идеологическая и экономическая роль
церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее
властных притязаниях. Однако церковь в это время не бы-
ла еще политическим образованием, не имела единой орга-
низации, представляя собой некое духовное сообщество
людей, руководимое епископами, из которых по традиции
важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследс-
твии звание папы римского.
В деятельность церкви в качестве "христовых намест-
ников" на земле все больше вторгались и короли, которые
в целях укрепления своей крайне нестабильной власти
назначали епископов из своих приближенных, созывали
церковные соборы, председательствовали на них, выступая
иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созван-
ном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято
решение, что ни один мирянин не может быть введен в
церковный сан без королевского разрешения. Последующим
решением Орлеанского церковного собора в 549 году было
окончательно закреплено право королей контролировать
назначение епископов.
Это было время все более тесного переплетения светс-
кой и религиозной власти, когда епископы и другие рели-
гиозные деятели заседали в правительственных органах, а
гражданская администрация на местах осуществлялась
епархиальными управлениями.
При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных
функций стало неотъемленной частью пути к почету, прой-
дя который
приближенные короля становились местными правителями -
графами и епископами одновременно; нередки были случаи,
когда епископы управляли городами и окружающими их
сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати
с земель, подлежащих налогообложению, контролировали
рыночную торговлю и пр.
Сами же епископы, владея большими церковными хозяйс-
твами, стали занимать все более высокое место в склады-
вающейся феодальной иерархии, чему способствовали и не-
запрещенные браки священников с мирянами, представите-
лями феодальной верхушки.
Бурным ростом феодальных отношений характеризуются
VIIIX вв. В это время во франкском обществе происходит
аграрный переворот, приведший к повсеместному утвержде-
нию крупной феодальной земельной собственности, к утра-
те общинником земли и свободы, к росту частной власти
феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда
исторических факторов. Начавшийся с VI-VII вв. рост
крупного землевладения, сопровождавшийся распрями зем-
левладельцев, выявил всю непрочность королевства Меро-
вингов, в котором то тут, то там возникали внутренние
границы в результате выхода из повиновения местной зна-
ти или сопротивления населения взиманию налогов. К тому
же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально
занимали территорию между Луарой и Рейном.
Одной из попыток решить проблему укрепления госу-
дарственного единства в условиях повсеместного непови-
новения центральным властям стал церковный собор "пре-
латов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году.
Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуро-
вейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленни-
ков", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление
властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых мес-
тах", но одновременно ограничивал и право гражданских
судей и сборщиков налогов на церковных землях, заклады-
вая таким образом законодательную основу их иммунитета.
Епископы к тому же по решению собора должны были впредь
избираться "духовенством и народом" при сохранении за
королем лишь права одобрять результаты выборов.
К ослаблению власти франкских королей привело прежде
всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе
новых пожалований, предоставления новых прав землевла-
дельцам, установления новых сеньориально-вассальных
связей могло произойти в это время усиление королевской
власти и восстановление единства франкского государс-
тва. Такую политику и стали проводить Каролинги, факти-
чески правившие страной еще до перехода к ним королевс-
кой короны в 751 году.
Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715-
741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней
смуты в стране, с конфискаций земель своих политических
противников, с частичной секуляризации церковных зе-
мель. Он воспользовался при этом правом королей на за-
мещение высших церковных должностей. За счет созданного
таким образом земельного фонда стали
раздаваться новой знати земельные пожалования в пожиз-
ненное условное держание - бенефиции (от лат. benefici-
um - благодеяние, милость) при несении той или иной
службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот,
кто мог служить королю и приводить с собой войско. От-
каз от службы или измена королю влекли за собой потерю
пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми
людьми, которые несли в его пользу барщину или платили
оброк. Использование такой же формы пожалований Другими
крупными землевладельцами привело к складыванию отноше-
ний сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими
феодалами.
Расширению феодального землевладения в VIII в. спо-
собствовали новые захватнические войны, сопровождавшая
их новая волна франкской колонизации. Причем если во
франкской колонизации VI-VII вв. принимала участие в
основном верхушка франкского общества, то к колонизации
VII-IX вв., происходившей в значительно больших разме-
рах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет ко-
торых и пополнялся в это время конным рыцарством класс
феодалов.
С середины VIII в. начинается период, предшествующий
завершению процесса расслоения франкского общества на
класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от
них крестьян, широкое распространение получают отноше-
ния покровительства, господства и подчинения, возникаю-
щие на основе особых договоров коммендации, прекария,
самозакабаления. На развитие отношений покровительства
большое влияние оказал римский институт - клиентеллы,
патроната. Отношения покровительства и патроната у
франков были вызваны к жизни крушением старых родовых
связей, невозможностью экономической самостоятельности
мелкокрестьянского хозяйства, разоряемого войнами, гра-
бежами феодалов. Покровительство влекло за собой уста-
новление личной и имущественной зависимости крестьян от
землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали
им право собственности на свои земельные участки, полу-
чая их обратно на условиях выполнения определенных по-
винностей, уплаты оброка и пр.
В процессах установления власти крупных землевла-
дельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль
играла христианская церковь, ставшая сама крупным зе-
мельным собственником. Оплотом господствующего положе-
ния церкви были монастыри, а светской знати - укреплен-
ные замки, которые становились вотчинными центрами,
местом сбора ренты с крестьян, символом могущества
сеньоров.
Договоры коммендации (покровительства) возникли
прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монасты-
рями. Они не всегда были непосредственно связаны с по-
терей свободы и прав собственности на земельный участок
коммендируемого, как это имело место в случае договора
самозакабаления. Но раз попав под такое покровительст-
во, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную
свободу и через несколько поколений в большинстве своем
становились крепостными.
Договор прекария был непосредственно связан с передачей
земли. Он влек за собой возникновение условного держа-
ния земли, передаваемой во временное пользование, соп-
ровождался возникновением тех или иных обязанностей
прекариста в пользу крупного землевладельца (работать
на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице
прекаристов создавался переходный слой от свободных об-
щинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существова-
ли три формы прекария: precaria data ("прекарий дан-
ный") - своеобразная форма аренды земли, на основании
которой безземельный или малоземельный крестьянин полу-
чал участок земли во временное пользование. По договору
precaria remuniratoria ("прекарий возмещенный") прека-
рист первоначально отдавал свой участок земли землевла-
дельцу и получал его обратно во владение. Этот вид пре-
кария возникал, как правило, вследствие залога земли в
обеспечение долга. По договору precaria oblata ("прека-
рий подаренный") прекарист (чаще всего под прямым нажи-
мом землевладельца), уже попавший в экономическую зави-
симость, отдавал свой участок господину, а затем полу-
чал от него свой и дополнительный участок земли, но уже
в качестве держания.
Владелец прекария обладал правом судебной защиты
против третьих лиц, но только не в отношении землевла-
дельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем
в любую минуту. По мере того как число подвластных маг-
нату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он при-
обретал над ними все большую власть.
Государство всемерно содействовало укреплению этой
власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось
кому-либо принимать под покровительство людей, оставив-
ших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные
связи, или отношения зависимости, охватывают всех сво-
бодных. В 808 году им было предписано идти на войну со
своим сеньором либо с графом.
Поздние "варварские правды" свидетельствуют и о дру-
гих изменениях в социальной структуре варварских об-
ществ, происходящих в связи с развитием новых феодаль-
ных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах (VIII
в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб,
посаженный на землю, был известен и римскому праву, ко-
торое лишало его хозяйственной самостоятельности, права
заключать договоры, подписывать документы и пр.
Вестготы в V-VI вв. восприняли из Рима эти запреты.
Но остготы начали отходить от, них. По ст. 121 Остготс-
кой правды, например, "если кто давал в долг деньги ко-
лону или рабу, без ведома господина, то он мог вернуть
долг из пекулия", то есть из имущества, которым он вла-
дел.
Возникла новая феодальная форма колоната, отличающа-
яся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб
или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин.
Согласно Аламаннской правде (22, 3)' колон ведет самос-
тоятельно хозяйство, но
' Первой цифрой в "варварских правдах" обозначается
титул, второй - статья.
должен платить подати натурой церкви или отрабатывать
барщину 3 дня в неделю.
Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ос-
лаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со
свободными. Если по римскому праву свободная женщина за
связь с рабом обращалась в рабство, а по Салической
правде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская
правда давала такой женщине право возражать против
"рабской работы служанки" (18,2).
И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добиваются
права передавать бенефиции по наследству. На смену бе-
нефицию приходит феод'. Крупные феодалы превращаются в
суверенов, обладающих политической властью в своих вла-
дениях.
Государственный строй. В процессах становления и
развития государственного аппарата франков можно выя-
вить три главных направления. Первое направление, осо-
бенно характерное для начального этапа (V-VII вв.),
проявилось в перерождении органов племенной демократии
франков в органы новой, публичной власти, в собственно
государственные органы. Второе - определялось развитием
органов вотчинного управления, третье - было связано с
постепенным превращением государственной власти франк-
ских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с
формированием сеньориальной монархии, что выявилось в
полной мере на завершающем этапе развития франкского
общества (VIII-IX вв.).
Завоевание Галлии послужило мощным импульсом созда-
ния нового государственного аппарата у франков, ибо оно
потребовало организации управления завоеванных облас-
тей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем,
утвердившим свое исключительное положение единоличного
правителя. Из простого военачальника он превращается в
монарха, добиваясь этого положения всеми средствами:
вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других
племенных вождей. Одной из важнейших политических акций
Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за
счет поддержки галло-римского клира, было принятие
христианства.
С принятием христианства Хлодвигом церковь становит-
ся мощным фактором укрепления королевской власти. Имен-
но церковь дала в руки франкских королей такое оправда-
ние захватническим войнам, как ссылка на "истинную ве-
ру", объединение в вере многих народов под эгидой еди-
ного короля как верховного, не только светского, но и
духовного главы своих народов.
Постепенный переход галльской элиты в христианскую
веру становится также важным историческим фактором объ-
единения Галлии, развития особой региональной феодаль-
но-христианской, западноевропейской (романо-германской)
цивилизации.
Социально-экономические, религиозно-идеологические,
этнографические и др. изменения в галльском обществе
оказали непо-
Наследственное- в отличие от бенефиция, феодальное земельное владение, пожалованное сеньором своему васса- лу за службу.
сродственное влияние и на процессы складывания и разви-
тия специфических черт государственного аппарата франк-
ской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство вар-
варских государств Западной Европы. Уже в V в. у фран-
ков на место старой родовой общины окончательно прихо-
дит община территориальная (марка), а вместе с ней и
территориальное деление на округа (паги), сотни. Сали-
ческая правда говорит уже о существовании должностных
лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем
она свидетельствует о значительной роли органов общин-
ного управления. Общеплеменного народного собрания в
это время у франков уже не было. Оно было заменено
смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"),
затем (при Каролингах) в мае ("майские поля""):
Но на местах продолжали существовать сотенные собра-
ния ("малюс"), выполняющие судебные функции под предсе-
дательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами,
знатоками права ("выносящими приговор"), были предста-
вителями общины.