В качестве своеобразной политической оппозиции коро- левской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парла- мент, который к этому времени превратился в оплот фео- дальной знати и неоднократно использовал свое право ре- монстрации и отклонял королевские акты. Королевским ор- донансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстра- ция не допускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Прак- тически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять ко- ролевское законодательство. Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия бы- ла объявлена божественной, а власть короля стала расс- матриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Оконча- тельно утверждаются представления о суверенитете и не- ограниченной власти короля. Все чаще государство начи- нает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людови- ку XIV: "Государство - это я!". Представление о том, что абсолютизм зиждется на бо- жественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотиз- мом. Королевские прерогативы не выходили за рамки за- конного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства". Вообще французский абсолютизм основывался на концеп- ции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущест- во, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы коро- ля в сфере законодательства. При абсолютизме законода- тельная власть принадлежит только ему одному по принци- пу: "один король, один закон". У короля было право наз- начения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял эконо- мическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть. Создание централизованного аппарата управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложни- лись. Однако сами феодальные методы управления препятс- твовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но за- тем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовыва- лись или упразднялись. В XVI в. появляются должности государственных секре- тарей, один из которых, особенно в случаях, когда ко- роль был несовершеннолетним, выполнял фактически функ- ции первого министра. Формально такая должность отсутс- твовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Лю- довике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в госу- дарстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние. Старые государственные должности ликвидируются (напри- мер, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вто- рым лицом в государственном управлении. Потребность в специализированной центральной адми- нистрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли го- сударственных секретарей, которым поручаются определен- ные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников. Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бю- рократизации. В XVIII в. вводится должность заместите- лей государственных секретарей, при них создаются зна- чительные по размерам бюро, которые в свою очередь де- лятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников. Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контро- лер финансов. Этот пост приобрел огромное значение на- чиная с Кольбера (1665 год), который не только состав- лял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Гене- ральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро. Неоднократной перестройке подвергалась и система ко- ролевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда вхо- дили герцоги и другие пэры Франции, министры, государс- твенные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначае- мые государственные советники (главным образом из дво- рян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие госу- дарственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), об- суждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглаша- лись государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет де- пеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Со- вет по вопросам финансов разрабатывал финансовую поли- тику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну. Управление на местах отличалось особой сложностью и за- путанностью. Некоторые должности (например бальи) сох- ранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое уп- равление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определе- ны, что порождало многочисленные жалобы и споры. Осо- бенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой фео- дальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централиза- ции, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции. В начале XVI в. в качестве органа, проводившего по- литику центра на местах, были губернаторы. Они назнача- лись и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независи- мыми от центрального управления, что противоречило об- щему направлению королевской политики. Поэтому посте- пенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военно- го управления. Для укрепления своих позиций в провинциях короли на- чиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Ге- неральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой по- ловине XVII в. полномочия последних были несколько ог- раничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена. В 1653 году система интендантов была вновь восста- новлена, и они стали назначаться в специальные финансо- вые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осу- ществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, су- доходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хо- зяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспече- нием их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вме- шиваться в любой судебный процесс, проводить расследо- вание от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства. Централизация коснулась и городского управления. Му- ниципальные советники (эшвены) и мэры перестали изби- раться, а на- значались королевской администрацией (обычно за соот- ветствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и су- дебные функции возлагались на крестьянские общины и об- щинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок. Государственные финансы. Главным источником поступ- ления денежных средств в казну были налоги, важнейшим из которых оставалась талъя. Большое значение имела также капитация - подушная подать, введенная первона- чально Людовиком XIV для покрытия военных расходов. Все налоги распределялись между представителями третьего сословия, тогда как высшие сословия, имевшие громадные доходы, были полностью от них освобождены. Важным источником поступлений в королевскую казну были также и косвенные налоги, число которых постоянно росло. Особенно тяжелым для населения был налог на соль (габель). В казну поступали также сборы от торговых пошлин, доходы от королевских монополий (почтовая, та- бачная и др.). Широко практиковались государственные займы. Несмотря на возросшие доходы, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом, что было вызвано не только большими расходами на постоянную армию и разбух- ший бюрократический аппарат. Огромные средства шли на содержание самого короля и его семьи, на проведение ко- ролевских охот, пышных приемов, балов и иных увеселе- ний. Судебная система. Несмотря на усиливающуюся центра- лизацию судебной системы, она также оставалась архаич- ной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществле- ния. Иногда короли выкупали сеньориальное право суда, как, например в 1674 году в сеньориях, примыкающих к Парижу. Самостоятельную систему представляли собой цер- ковные суды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Существовали и специ- ализированные трибуналы: коммерческие, банковские, ад- миралтейские и др. Крайне запутанной была и система королевских судов. Низшие суды в превотствах к середине XVIII в. были лик- видированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552 году пре- дусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Армия и полиция. В период абсолютизма завершилось создание централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также ре- гулярного королевского флота. При Людовике XIV была проведена важная военная реформа, суть которой состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения (матросов - из прибрежных провинций). Солдаты вербова- лись из низших слоев третьего сословия, нередко из дек- лассированных элементов, из "лишних людей", быстрый рост числа которых в связи с процессом первоначального накопления капитала создавал взрывоопасную обстановку. Поскольку условия солдатской службы были крайне тяжелы- ми, вербовщики часто прибегали к обманам и хитростям. В армии процветала палочная дисциплина. Солдаты воспиты- вались в духе безусловного выполнения приказов офице- ров, что позволяло использовать воинские части для по- давления восстаний крестьян и движений городской бедно- ты. Высшие командные посты в армии были отведены исклю- чительно представителям титулованной знати. При замеще- нии офицерских постов нередко возникали острые противо- речия между потомственным и служилым дворянством. В 1781 году родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских долж- ностей. Такой порядок комплектования офицерства отрица- тельным образом сказывался на боевой подготовке армии, был причиной некомпетентности значительной части ко- мандного состава. При абсолютизме создается разветвленная полиция: в провинциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта поли- ции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряже- нии находились специализированные полицейские подразде- ления, конная полицейская гвардия, судебная полиция, проводившая предварительное расследование. Особое внимание уделялось укреплению полицейской службы в Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские груп- пы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, домами терпи- мости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был ус- тановлен негласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими сво- бодомыслие.
Глава 17. Средневековое государство в Германии Германия как самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных гер- цогств - Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Бава- рию и отвоеванную у Франции Литарингию, а также присое- диненные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию. города Северной Италии. Богемию, Австрию и др. После короткого периода относительного единства в Х-XII вв. в Германии начался закономерный процесс фео- дальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется це- лым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных сла- вянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации. Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "импера- торы римлян". получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианс- ком мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между го- сударством и церковью, в том числе ее центром в Риме. Поскольку основной тенденцией развития Германии ос- тавалась тенденция к децентрализации, периодизация раз- вития феодального государства Германии представляет из- вестную сложность. Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превраща- лись в самостоятельные государства, лишь формально свя- занные между собой императорской властью. Что же каса- ется Германского феодального государства в целом (т.е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа: 1. Становление и развитие относительно централизо- ванного раннефеодального государства в Германии в рам- ках империи (XXII вв.). 2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII - начало XIX в.) и развитие автономных германских кня- жеств - государств. После образования самостоятельных княжеств и юриди- ческого оформления олигархии крупнейших князей-курфюрс- тов (XIIIXIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не предс- тавляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сослов- но-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь толь- ко в пределах локальных территорий, государствкняжеств. В XIV-XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII-XVIII вв. абсолют- ные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона "Священная Римская империя" пала. 1. Становление и развитие раннефеодального государства
Особенности сословной структуры. Развитие феодализма происходило в различных германских герцогствах доста- точно неравномерно. Устойчивые пережитки родоплеменного строя сохранялись, например, в Саксонии, которая рев- ностно охраняла свою автономию, старинные племенные обычаи населения. В XI-XII вв. в Германии сформировались основные классы - сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации военно-рыцарского сословия. Его верхушка складывалась из разнородных эле- ментов родовой и служилой аристократии. К первой при- надлежали герцоги - племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия сос- тояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточив- ших в своих руках важнейшие светские и церковные долж- ности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали также фогты - королевские чинов- ники, осуществлявшие судебные функции в церковных вот- чинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI-XII вв. эти верхушечные слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинте- ресованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупнейшие церковные магнаты - "князья церкви". Окон- чательно особое сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в. Среднее и мелкое рыцарство образовалось не только из мелкопоместных дворян, но и из верхушки свободного крестьянства. По военной реформе Генриха I (919-936 гг.) всякий свободный, способный сражаться на коне, за- числялся в военное сословие. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы, которые выделились из нес- вободных слуг короля и феодалов, исполняющих некоторые административные функции. Образуя слои имперских служа- щих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из них получают свободу и земли, сливаясь с различными слоями рыцарства. В XII в. еще сохранялось деление на "благородных" и "неблагородных" рыцарей, но в 1186 году был издан указ о запрещении вступать в ры- цари сыновьям крестьян и священников. Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. "Саксонское зерцало" (20-е гг. XIII в.) упоминает семь военных "щитов" (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и "неблагородные" свободные, получившие название "шеффенское сословие". Из них подбирались судьи в общинных судах - шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию "благород- ных". Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории - свободное и несвободное. Категория юриди- чески свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерца- лу", складывалась из крестьян- чиншевиков и арендаторов. Чиншевики - это держатели господской земли с выплатой определенной денежной по- винности (чинша). Они подразделялись на две группы: од- на из них могла передавать земельное держание по нас- ледству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев. Большая же часть крестьян находилась в зависимом по- ложении не только фактически, но и юридически. Эту ка- тегорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крепостные. Многообразие форм зависимости, в том числе переходных, свидетельствует о незавершенности в данный период процесса феодализации и закрепощения крестьянства. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стира- лись. В пограничных областях Германии, на границах между герцогствами с Х в. началось строительство многочислен- ных крепостей - бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI-XII вв. в результате разви- тия городов стало складываться особое сословие свобод- ных людей - горожан. Взаимоотношения городов с импера- торской и местной сеньориальной властью отличались в Германии особой пестротой. Союз императорской власти и городов здесь практически не сложился. Раннефеодальная монархия. В первой трети Х-XII вв. Германия представляла собой относительно единое госу- дарство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских коро- лей способствовали утверждению раннефеодальной монар- хии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относи- тельным. В этот период произошло значительное территориальное расширение германского государства. В результате присо- единения части Италии, Бургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла об- ширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи". Временному усилению королевской власти способствова- ла деятельность Оттона I (936-973 гг.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное зем- левладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название "оттоновских привилегий". Оттон I ограничил права герцогов в отноше- нии церкви, частично передал герцогские функции еписко- пам, создал в областях независимые, обладающие иммуни- тетом, епископские территории за счет передачи под уп- равление епископов герцогских земель или их частей. Ду- ховные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечи- валось тем, что у прелатов отсутствовали наследственные права на земли, а также практикой королевской инвести- туры (представление духовного сана светской властью), "Епископальная система" Оттона I позволила ему произ- вольно назначать епископов, замещать епископские кафед- ры, пользоваться частью доходов с церковных земель. Эти доходы составляли материальную основу относи- тельно сильной королевской власти, равно как и доходы от других исключительно королевских прав (регалий), главной из которых было право на осуществление высшего суда. Германский король "творил справедливость", изда- вал имперские законы и даже церковные каноны. Епископальная политика Оттона I нашла свое логичес- кое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт дол- жен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесе- ние вассальной присяги императору. С Оттона I германс- кие императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контро- лировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающее- ся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними. Центральный аппарат в Германии в Х-XII вв. сохранял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления, свойственной эпохе Каролингов. Избираемый феодалами им- ператор постоянно разъезжал со своим двором по империи, поддерживая свою власть в различных ее частях. Высшие слуги дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важней- шие государственные функции. Их должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей - герцога Саксонского, архи- епископов Майнцского, Трирского и других, бесконтрольно управлявших германскими землями в периоды длительного отсутствия императоров. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг), рассматривающий важнейшие государственные дела. Решения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей. С XII в. начинается постепенный процесс разложения системы королевской администрации на местах. Прежние королевские чиновники - графы - превращаются в наследс- твенных ленников. Они создают собственный аппарат уп- равления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Таким образом, начиная с XII в. деятельность центрального и местного аппарата Германии все меньше за- висела от воли и желания императора и все больше опре- делялась политическими интересами и привилегиями кня- зей. Особый аппарат был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер, являвшийся одним из высших ду- ховных князей Германии. Кроме него существовали импера- торские посланцы с административными и военными полно- мочиями, пфальцграфы - заведующие императорским иму- ществом, префекты городов. Военные силы империи подразделялись на имперские и княжеские. Королевское (императорское) войско состояло из воинских контингентов, поставляемых его вассалами, хотя первое время император мог опираться также на ми- нистериалов, управляющих его поместьями и обязанных служить императору "конно и оружно". Число воинов, ко- торых были обязаны приводить светские и духовные князья, устанавливалось императором, однако условия участия в военных походах определялись феодальным обы- чаем и решениями феодальных съездов. В итальянских кам- паниях участие всех вассалов в походе было обязатель- ным, но на деле не всегда соблюдалось. Верховным главнокомандующим был император. Командо- вание контингентами поручалось князьям, которые осу- ществляли его через графов и сотников. До XII в. в слу- чае нападения на страну в ополчение могли призываться крестьяне. Судебная система Германии была унаследована от каро- лингской монархии. По мере складывания княжеского уп- равления судебная власть императора постепенно ограни- чивалась в пользу светских и духовных князей, а судеб- ная система приобретала все более сложный и многосту- пенчатый характер. Феодалы, которые первоначально имели право судить лишь своих крепостных, распространили свою юрисдикцию на все население принадлежавших им владений. Для свободных существовали сословные суды, действовав- шие на основе принципа "суда равных": княжеские, графс- кие, шеффенские и т.п. В зависимых городах суд находил- ся в руках представителя сеньора, а в освободившихся создавались городские суды, действовавшие на основе норм городского права. Свои суды имели и церковные кор- порации.
2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII-XIV вв. Гер- мания окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных регионов. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Важной особенностью сословной структуры, выросшей в Германии непосредствен- но из "щитов" вассально-ленной иерархии, были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия или чины, а в княжест- вах - земские сословия. К первым относились имперские князья, имперские рыцари и предс- тавители имперских городов, а ко вторым - дворяне и ду- ховенство княжеств и горожане княжеских городов. В связи с дальнейшим расширением и усилением полити- ческой роли сословия князей среди них выделилась немно- гочисленная группа светских и духовных аристократов, которые и раньше оказывал", решающее влияние на выборы королей, - так называемые курфюрсты (князья-избирате- ли). Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезает среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другая перешла в ряды низшего дворянства. В свою очередь, низшее дворянство - основная масса рыцарства - утрачивает былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, значительная часть его разоряется. Происходит и дифференциация духовенства, которое от- четливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низ- шее (сельские и городские священники). Высшее духовенс- тво Германии было многочисленнее, богаче и могуществен- нее, чем в других западноевропейских странах, и входило в состав князей, в том числе и курфюрстов. Низшее духо- венство находилось в значительно худшем положении и по условиям своей жизни приближалось к трудящемуся населе- нию. Социальное расслоение в германских городах привело к образованию трех различных групп. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. Бургомистры имперских горо- дов, избиравшиеся из патрициата, представляли город в рейхстаге. В оппозиции к патрициату стояли две другие группы: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане). В Германии XIV в. выделилось три района с различным положением крестьянского населения. В Саксонии расп- ространилась практика отпуска крестьян на волю без зем- ли и предоставления им наделоз в аренду. На юге и юго-западе Германии барщина была в основном заменена денежной рентой. Наконец, на колонизированных восточных землях крестьяне получили значительные земельные наде- лы, экономическую самостоятельность и личную свободу. Феодалам выплачивались умеренные фиксированные платежи. Однако со второй половины XIV в. здесь усиливается тяг- ловое бремя, происходит захват общинных земель, что, как и в других странах (например, в Англии), было свя- зано с поиском феодалами дополнительных доходов в усло- виях развития рынка. Именно на восточных землях начала складываться та форма землевладения, которая явилась предшественником прусского юнкерского поместья. Огромное влияние на дальнейшее социально-экономичес- кое и политическое развитие империи оказали Реформа- ция', крестьян-
' Реформация - религиозное по форме, буржуазное дви- жение под лозунгом реформы католической церкви. ская война 1525-1527 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Реформация еще больше разъединила Германию по признаку вероисповедания на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Тридцатилетняя война - феодальная реакция на Реформацию и выступление крестьянства привела к сильному ослаблению городов и буржуазии, восстановлению крепостного права в самых жестких формах, дальнейшему усилению княжеской верхуш- ки. Все это способствовало закреплению германской разд- робленности. Изменения в государственном строе. Политическое раз- витие Германии. Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находил- ся в руках или под контролем курфюрстов. Его деятель- ность на местах была в значительной степени парализова- на реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов. После окончательного установления верховенства римс- ких пап над церковью император утратил положение главы церкви и перестал наделять епископов и аббатов церков- ными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. ду- ховную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог при- сутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру - наделял каноника земель- ным владением с соответствующими вассальными обязаннос- тями. Избрание императора стало производиться узкой колле- гией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии. Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязанностями королевской власти поддерживать "мир" и осуществлять правосудие. Однако эта прерогатива императора осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утра- чиваемой регалией. Император практически лишился воз- можности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли васса- лов императора, германское право требовало передачи та- ких земель другим вассалам (принцип "принудительного пожалования леном"). Попытки Фридриха Барбароссы возоб- новить императорские регалии - права на доходы от ис- пользования дорог и рек, от портов, таможен и монетных дворов, а также ввести подушевой и земельный налоги окончились безрезультатно. Императорская власть не смогла создать систему цент- ральных имперских учреждений и "вырастить" королевскую бюрократию, сколько-нибудь сравнимых с судебно-финансо- во-административным аппаратом в Англии и Франции. Импе- рия фактически не имела столицы, казначейства, профес- сиональной канцелярии, профессионального центрального суда. После гибели династии Штауфенив в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные зем- ли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 135G года императорский титул поочередно присваивался предс- тавителям многих династий, пока в 1438 году окончатель- но не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство им- перии, но не имел реальной власти. Он исполнял в основ- ном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юриди- чески санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., издан- ной германским императором и чешским королем Карлом IV. "Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архие- пископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Зо- лотая булла" подробно регламентировала процедуру выбо- ров императора курфюрстами. При равенстве голосов реша- ющий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он по- давал голос последним, был председателем коллегии кур- фюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфуртена-Майне. Архиепископ Майнцский мог испраши- вать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государствен- ного управления. Ежегодно в течение одного месяца дол- жен был проходить съезд коллегии для обсуждения госу- дарственных дел. Коллегия имела право суда над импера- тором и его смещения. "Золотая булла" признала полную политическую самос- тоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, уста- новила неделимость курфюршеств, переход их по наследс- тву. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими рега- лии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Васса- лам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой бул- лы". Курфюршества были объединены только общим подданс- твом императору и не обладали лишь правом самостоятель- но объявлять войну и заключать мир с иностранными госу- дарствами (эта прерогатива сохранялась за императором). Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый им- ператор при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в. С XIV XV ни. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. "имперс- кий день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно офор- милась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегии: кол- легии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителен имперских городов. Ха- рактер представительства этих имперских сословий, или чинов. отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянс- тва, а также бюргерства неимперских городов. Духовенс- тво не образовало отдельной коллегии и заседало в пер- вой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три кол- легии заседали отдельно. Вместе собирались иногда толь- ко палаты курфюрстов и князей. Таким образом, рейхстаг выступал не столько как ор- ган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: кур- фюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представи- тельствовали по должности.