Компетенция рейхстага не была точно определена. Им- ператор испрашивал его согласие по военным, международ- ным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом за- конодательной инициативы: указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхста- га, как правило, не обладали обязательной силой и носи- ли скорее характер имперских рекомендаций. В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных по- пыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обес- покоенность некоторой части феодальной знати ослаблени- ем центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение част- ных войн), учредил имперский верховный суд по делам им- перских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предос- тавлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела пос- тоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сооб- разно с силами страны. С XV в. основой имперской и княжеских армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага про- извольная вербовка солдат в имперскую армию без согла- сия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной по- литической раздробленности. Попытки введения общеим- перского налога на содержание армии императора и созда- ния военных округов для формирования имперского войска были заблокированы князьями. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрокра- тии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что цент- ральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедератив- ной форме государственного единства. Эволюция территориальных единиц империи и местной власти. Еще Фридрих I Барбаросса к концу XII в. практи- чески "создал" имперское сословие князей, пытаясь через вассальную пирамиду обеспечить стабильность и мир в германских землях. Оставаясь формально вассалами импе- ратора, светские и церковные князья стали осуществлять безраздельную власть на переданных им землях. Решающую же роль в юридическом оформлении политической власти князей на местах сыграла деятельность Фридриха II. В поисках поддержки в борьбе с папством он значительно расширил пра ва духовных и светских феодалов. "Закон в пользу духовных князей" 1220 года гарантировал непри- косновенность церковного имущества, полноту их террито- риальной юрисдикции, право на.пошлины, чеканку монеты. Владения духовной знати стали практически неприкосно- венными для императорской власти. Аналогичные привиле- гии получили по "Закону в пользу сеньоров" 1232 года и светские вассалы императора. В королевских городах зап- рещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кро- ме того, в специальном эдикте о городских коммунах (1232 год) запрещалось их образование без согласия фео- дального сеньора. Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к сере- дине XIII в. сделали территориальных князей самостоя- тельными носителями политической власти в Германии. От классической феодальной раздробленности процесс распада на территориальные княжества отличался следующими осо- бенностями. Это было дробление государства не на вотчи- ны, сеньории с их вассально-иерархической зависимостью и иммунитетами, а на обособленные территориальные обра- зования с полной политической властью князей. Княжества оформились в независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления (княжеский двор, совет, чиновники и т.п.). Подчинение князей импе- ратору определялось лишь слабыми вассально-ленными свя- зями, поскольку вассальные обязанности князей сводились к участию в коронационном походе на Италию, явке в ку- рию и выставлению в случае войны определенного контин- гента воинов. Именно отдельные "княжеские" государства развиваются в Германии но образцу централизованных западноевропейских монархии. В них были созданы профессиональные прави- тельственные и судебные учреждения. Княжеские террито- рии нередко делились на графства, которыми управляли министериалы, назначаемые князем (герцогом): многими городами также управляли назначенные князем должностные лица. В крупных княжествах были учреждены канцелярии с нотариусами, которые разрабатывали проекты нормативных актов и регистрировали сделки. Позднее крупные террито- рии были разделены на несколько десятков административ- ных единии. которые управлялись одним административным и одним судебным чиновником, которые, в свою очередь. опирались на назначаемых чиновников и судей более мел- ких округов. Существовала также разветвленная система налогообложения подданных княжеств. Высшая судебная власть, переданная князьям на их территориях, стала важнейшим, наиболее эффективным инс- трументом укрепления их самостоятельности, экономичес- кой и политической власти в целом. Кроме того, слияние духовной и светской власти в руках "князей церкви" обеспечивало идеологическое прикрытие их растущих пре- рогатив и, с другой стороны, обеспечило церкви особую силу на территории Германской империи. В условиях слабости центральной власти в Германии получила значительное развитие и политическая автономия отдельных корпораций - городов, их союзов, религиозных объединений и т.п. Особыми политическими правами поль- зовались объединение северогерманских городов - Ганза (XIV-XVI вв.). Союз рейнских городов (1254 год), Швабс- кий союз (XVI в.), а также военно-религиозный Тевтонс- кий орден (XII-XVI вв.). Наибольшим объемом прав обладали в империи так назы- ваемые имперские и вольные города. Имперские города - непосредственные вассалы императора - получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка моне- ты, войско). Их обязанности по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города (Любен, Бремен, Гам- бург, Аугсбург, Нюренберг и др.) имели постоянное представительство в рейхстаге. Что касается семи воль- ных городов Германии, к которым относились наиболее старые епископские города (Майнц, Кельн, Трир, Вормс и т.д.), то они получили привилегии как от германского императора, так и от владеющих ими духовных князей. Эти города были освобождены от налога и поставки войска и являлись центрами епархии, церковно-светского управле- ния епархией и княжеством. В XII-XV вв. эти города пользовались самоуправлением, в них избирались бурго- мистры и члены городского совета, которые решали мест- ные вопросы, уголовные и гражданские дела. Духовные князья сохраняли юридический контроль над этими города- ми посредством назначения главных чиновников города - бургграфа, префекта, руководивших осуществлением право- судия. Имперские и вольные города Германии нередко объединя- лись в союзы, которые проводили свою собственную поли- тику, не всегда совпадающую как с интересами централь- ной, так и княжеской власти. В XIV в. отдельные княжества-государства трансформи- руются в сословно-представителъные монархии, отличающи- еся известным многообразием форм. В большинстве госу- дарств сформировалось три замкнутых курии - духовенс- тва, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Ландтаги нес- колько ограничивали власть князей внутри княжества и по структуре больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большинстве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, их согласие обязательно испрашивалось при решении финансо- вых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог полу- чить нужное решение при помощи двух сословий, свободных от уплаты налогов, но принимавших участие в расходова- нии этих средств, - высшего духовенства и рыцарства. В XVI-XVIII вв. после религиозных войн количество самостоятельных государственных образований в Германии еще больше возросло (их стало более 300), утверждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий Запада (как и сос- ловно-представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализо- ванной, а в пределах отдельных княжеских владений. Кро- ме того, его утверждение - не результат временного рав- новесия сил феодалов и буржуазии. Напротив, княжеский абсолютизм представляет собой торжество феодально-кон- сервативных сил над буржуазным движением и подчинение слабой немецкой буржуазии князьям. Не случайно абсолютизм утвердился ранее всего в Ба- варии (в первой трети XVII в.), которая отличалась эко- номической отсталостью. Княжеский абсолютизм не сыграл никакой позитивной роли, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности Германии. Пруссия и Австрия. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между ко- торыми уже начиналось соперничество за политическое верховенство в империи. Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого зало- жили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 году, когда бранденбургский курфюрст добился титу- ла короля Пруссии. Глава государства - король Пруссии - входил в им- перскую коллегию курфюрстов. Высшим органом государс- твенного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первона- чально три директории: финансовая, военных дел и коро- левских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением созданной в 1655 году постоянной армии. Прусская армия была одной из самых больших в Европе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной. Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значи- тельная часть полномочий Тайного совета переходит к ге- неральному военному комиссариату. Происходит слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом-королем. На местах земские советни- ки (ландраты), назначавшиеся королем по рекомендации дворянских собраний, подпадают под жесткий контроль центральной власти и наделяются широкими военно-поли- цейскими полномочиями. Ликвидируется городское самоуп- равление. Городские советы были заменены коллегиями ма- гистратов, назначавшихся королем. На весь государствен- ный аппарат были распространены воинские звания, воен- ная субординация и дисциплина. По своему политическому режиму Прусская монархия мо- жет быть охарактеризована как военно-полицейское госу- дарство. В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только го- сударственной, но и частной жизни подданных. Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональ- ной страной. В Австрии господствовало католическое ве- роисповедание. С XV в. короли Австрии становились гер- манскими императорами и Австрия считалась их домениаль- ным владением. Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим орга- ном власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, кото- рая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.). Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 году с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет. Во главе провинций Австрийской монархии стояли на- местники. Они избирались местными сословно-представи- тельными учреждениями и утверждались королем. В госу- дарствах, входивших в состав Австрии, имелись сеймы - сословные собрания. В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При ко- ролеве Марии Терезии (1740-1780 гг.) важнейшие полномо- чия сосредоточиваются в руках королевских чиновников, выборные органы становятся под контроль правительства. Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии про- водилась политика так называемого просвещенного абсолю- тизма. Были предприняты определенные буржуазные преоб- разования, рекламируемые как плод содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта поли- тика являлась попыткой приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существенных интересов дворянства и устоев крепостничества.
Глава 18. Средневековое государство в Англии Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов пле- менами германского и скандинавского происхождения. Римское завоевание оставило о себе практически только архитектурные и лингвистические памятники (названия местечек, городов). После ухода римлян в V в. н.э. на- селявшие Англию кельтские племена подверглись вторжению германских племен англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население на окраины острова (Шотландия, Уэльс, Корнуэлл). В VII в. англосаксы приняли христиан- ство и образовали семь раннефеодальных королевств (Уэс- секс, Сассекс, Кент, Мерсию и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса образовали англосаксонское госу- дарство - Англию. В начале XI в. английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвраще- ния англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника (1042 год). В 1066 г. правитель Нормандии герцог Вильгельм, имея благословение римского папы и французского короля, вы- садился с войском на остров и, разгромив англосаксонс- кое ополчение, стал английским королем. Нормандское за- воевание оказало большое влияние на дальнейшую историю английского государства, которое развивалось в основном аналогично средневековым государствам континента. Вмес- те с тем отличительной чертой его эволюции начиная с XI в. стала ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал ко- ролевской власти. В качестве главных этапов развития английского фео- дального государства можно выделить: 1) период англосаксонской раннефеодальной монархиг в IX- XI вв.; 2) период централизованной сеньориальной монархии (XIXII вв.) и гражданских войн за ограничение королевс- кой власти (XII в.); 3) период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV в.); 4) период абсолютной монархии (конец XV - середина XVII в.).
1. Англосаксонская раннефеодальная монархия Становление феодального общества. Формирование фео- дального общества у германских племен в Британии проис- ходило за- медленными темпами, что в определенной степени связано с консервациои племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций. В правдах VI-VII вв. среди населения выделяются родоплеменная знать (эрлы). свободные общинники (кэрлы), полусвобод- ные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был ис- кать себе покровителя (глафорда) и не имел права ухо- дить от него без его позволения. В памятниках VII-IX вв. особо упоминаются дружинники-таны. в число которых входили как эрлы, так и кэрлы. обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхожде- ния в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера (5 гайд). Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, полу- чив от господина или короля участок земли. По свиде- тельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленни- ков. Одновременно продолжается развитие отношений гос- подства и подчинения. В Х в. всем, не способным отве- чать за себя в суде, было предписано найти себе глафор- да (принудительная коммендация). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был об- ратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объяв- лена неприкосновенной как для зрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства - за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек). К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны бы- ли исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу коро- ля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т.п. Пос- тепенно таны образуют военное сословие. Из обедневших кэрлов образовались многочисленные ка- тегории зависимого крестьянства - как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд по- лучал все его имущество. Значительное распространение по-прежнему имел рабс- кий труд завоеванного населения. Церковь осуждала про- извол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным. Английское духовенство во главе с архиепископом Кен- терберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение ве- лось на местном языке. Представители духовенства участ- вовали в разрешении светских дел в местных и королевс- ком собраниях. Английская церковь была крупным землевладельцем - ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей. В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление фео- дального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права"). Англосаксонское государство. Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский пери- од, сохраняются отношение к королю как к военному пред- водителю и принцип выборов при замещении престола. Пос- тепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со сторо- ны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые "датские деньги", и взи- мался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а ко- ролевские приближенные - должностными лицами государс- тва. Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свиде- тельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могу- щественные таны часто назначались королевскими предста- вителями - управляющими в административных округах. Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так на- зываемых королевских танов, получивших личное приглаше- ние короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте за- седала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона. Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление вита- нагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социаль- ной политики - в частности в распределение земель. Местное управление в Англии в значительной мере ос- новывалось на принципах самоуправления. Законы англо- саксонского короля Этельстана (X в.) и его последовате- лей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглав- ляемая сотником, управлялась общим собранием, собирав- шимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной зада- чей которых было поддержание правопорядка и уплата на- логов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все пра- вонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укреп- ленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собра- ния деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значитель- ной степени автономно друг от друга. Во главе графства стоял, как правило, элдормен, наз- начаемый королем с согласия витанагемота из представи- телей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными сила- ми. Постепенно в управлении сотней и графством возрас- тает роль личного представителя короля - герефы. Герефа - королевский министериал - назначался коро- лем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные по- лицейские и судебные полномочия, контролируя своевре- менное поступление в казну налогов и судебных штрафов. Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бю- рократического управления через должностных лиц адми- нистративных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.
2. Нормандское завоевание и его последствия. Особенности сеньориальной монархии Нормандское завоевание Англии повлекло за собой уг- лубление феодализации английского общества. Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор - совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Бо- лее половины судов сотни превратились в манориальные суды - частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и анг- лийские политические традиции, проводил по- литику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти. Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а ос- тальная распределялась между нормандскими и англосак- сонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держании. Завоеватели принесли с собой и строгое "лесное право", давшее возможность объ- явить королевскими заповедниками значительные лесные массивы и строго наказывать за нарушение их границ. Бо- лее того, король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладель- цев принесения ему присяги верности. Такая присяга сде- лала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой. Принцип "вассал моего вассала - не мой вассал", характерный для континента, в Англии не утвердился. Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладель- цы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвас- салов), состоящих из массы средних и мелких землевла- дельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы. Таким образом, феодалы в Англии не приобрели той са- мостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользо- вались на континенте. Право верховной собственности ко- роля на землю, дававшее ему возможность перераспреде- лять участки земли и вмешиваться в отношения землевла- дельцев, послужило утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов. В целях налоговой политики и выявления социального состава населения страны в 1086 году была проведена пе- репись земель и жителей, результаты которой известны под названием "Книга страшного суда". По данным перепи- си, большая часть крестьян была закрепощена и выступала в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли от лорда (вилланов). Однако в "области датского права" (Восточная Англия) и в некоторых других местнос- тях сохранилась прослойка свободного крестьянства и близких к ним по положению сокменов, на которых расп- ространялась лишь судебная власть лорда манора. Свободное крестьянское население в XI-XII вв. нахо- дилось под воздействием противоречивых факторов. С од- ной стороны, королевская власть способствовала закрепо- щению низших категорий свободного крестьянства, превра- щению их в вилланов. С другой - развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьян- ских держателей, которых королевская власть рассматри- вала в качестве политических союзников в борьбе с сепа- ратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко за- щищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания (freehold) (рыцарского, городского, крестьянского) способст- вовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горо- жанами, мелким рыцарством. Сближала эти слои и опреде- ленная общность их экономических интересов. Относительное единство государства, связи с Норман- дией и Францией способствовали развитию торговли. В ус- ловиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на юге континента или в Германии, и вынуждены были все чаще покупать королевс- кие хартии, в которых содержались лишь некоторые торго- вые привилегии. Централизация государственной власти. Реформы Генри- ха II. Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государс- твенного единства, несмотря на углубляющуюся феодализа- цию общества. Однако до конца XII в. централизация обеспечивалась в основном за счет сеньориальных, част- ных прав англо-нормандских королей и зависела от их способности выступать авторитетным главой феодально-ие- рархической системы и местной церкви. Судебные и фис- кальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вас- салам и основывались на присяге верности. Они регламен- тировались в значительной мере феодальным обычаем, хотя уже начали перерастать его рамки. Соответственно, они могли быть в любое время оспоре- ны недовольными вассалами. Свидетельством этому являют- ся непрекращающиеся в XI-XII вв. мятежи баронов, обви- няющих корону в злоупотреблениях своими сеньориальными правами. С момента нормандского завоевания и в течение всего XII в. короли вынуждены были постоянно подтверж- дать свою приверженность исконным обычаям и вольностям англосаксов, а баронам и церкви даровать "хартии воль- ностей". Эти хартии содержали положения о мире, об ис- коренении "дурных" и поддержке старинных, "справедли- вых" обычаев, об обязательствах короны соблюдать приви- легии и вольности феодалов, церкви и городов. Однако с середины XII в. попытки связать королевскую власть рам- ками феодального обычая и собственной присяги стали на- талкиваться на усиление публичных начал в государствен- ном управлении. До второй половины XII в. в Англии не было професси- ональных административно-судебных органов. Центр управ- ления - королевский двор (курия) - постоянно перемещал- ся и подолгу отсутствовал в Англии, поскольку король чаще жил в Нормандии. В своем расширенном составе коро- левская курия представляла собой собрание непосредс- твенных вассалов и приближенных короля. Во время от- сутствия короля Англией фактически правил главный юсти- циарий - духовное лицо, знаток канонического и римского права. Его помощником был канцлер, руководивший секре- тариатом. Центральная власть была представлена на мес- тах "разъездными" посланцами и шерифами из местных маг- натов, которые нередко выходили из-под контроля центра. Руководство ими сводилось в основном к направлению им исполнительных приказов (writ) из канцелярии короля с указанием исправить те или иные нарушения, о которых стало известно короне. Большинство судебных дел решалось местными (сотенными, графскими) собраниями и манориальными судами, применявшими архаи- ческие процедуры типа ордалий и судебного поединка. Ко- ролевское правосудие имело, таким образом, исключитель- ный характер и могло быть даровано лишь в случае отказа в правосудии в местных судах или особого обращения за "королевской милостью". Известен случай, когда один ба- рон, непосредственный вассал короны, потратил почти пять лет и огромную по тем временам сумму денег в поис- ках короля для принесения ему жалобы по гражданскому делу. Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и про- фессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154-1189). Рефор- мы Генриха II, которые способствовали созданию общего- сударственной бюрократической системы управления и су- да, не связанных с сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям: 1) приведение в систему и придание более четкой структуры королевской юстиции (усовершенствование форм процесса, создание конкурирующей с традиционными и средневековыми судами системы королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов); 2) реформирование армии на основе сочетания принци- пов ополченческой системы и наемничества; 3) установление новых видов налогового обложения на- селения. Укрепление судебных, военных и финансовых полномочий короны было оформлено целой серией королевских указов - Великой, Кларендонской (1166 год), Нортгемптонской (1176 год) ассизами, ассизой "О вооружении" (1181 год) и др. При перестройке Генрихом II судебно-административной системы были использованы применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские и церков- ные установления. Типичная для раннего средневековья практика разъездного управления приняла в Англии более постоянный и упорядоченный характер. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных су- дов - выездных сессий королевских судей. Если в 1166 году были назначены только два судьи для объезда графств, то в 1176 году были организованы шесть объезд- ных округов и число разъездных судей увеличилось до двух-трех десятков. Назначение разъездных судей произ- водилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайны- ми полномочиями (не только судебными, но и администра- тивными, финансовыми). В ходе судебного объезда разби- рались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников. Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась специальная процедура для расследования дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая проце- дура была дарована всем свободным как "привилегия" и "благодеяние", применяемые только в королевских судах. Для начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской канцелярии - приказ о праве (writ of rignt), без которого не мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах. Пос- ле этого расследование должно было проводиться разъезд- ными судьями или шерифами с помощью присяжных - двенад- цати полноправных граждан сотни, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядок расследования создавал возможность для более объектив- ного решения дел по сравнению с ордалиями и судебным поединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся сис- тема королевских приказов приводила к ограничению юрис- дикции манориальных курий по искам о праве собственнос- ти на землю. Что же касается правонарушений, то даже виллан мог обратиться в королевский суд с уголовным ис- ком. Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки. Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом II был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авто- ритет и расширил юрисдикцию королевских судов. В связи с введением усовершенствованных судебных процедур с середины XII в. происходит упорядочение структуры и компетенции высшего органа центрального уп- равления - королевской курии. В процессе специализации функции и выделения в составе курии ряда отдельных ве- домств окончательно сформировались канцелярия во главе с канцлером, центральный ("личный") суд короля и казна- чейство. В составе "личного" королевского суда, куда с 1175 года назначаются постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию в Вест- минстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах. Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании "общего права" Англии. Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевс- кой власти с английской церковью, между светским и цер- ковным правосудием. После нормандского завоевания цер- ковные и светские суды были разделены, причем церковные суды стали рассматривать все духовные и часть светских дел (браки, завещания и т.п.). Однако королевская власть сохраняла контроль над церковью. Нормандские ко- роли сами назначали епископов, издавали церковные пос- тановления для Англии и Нормандии, получали доходы с вакантных епископств. Однако по мере усиления папской власти и католического центра в Риме английская корона стала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, и вопрос о "свободах церкви" в Англии стал одним из пово- дов для будущих драматических конфликтов между церков- ной и светской властью. При Генрихе I в Нормандии был заключен конкордат с па- пой, согласно которому, как и позднее в Германии, ду- ховная инвеститура каноников перешла к папе, а светская осталась у короля. Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции. По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все споры по поводу церковных назначений должны были решаться в королевском суде. Королевская юрисдикция устанавливалась и в отно- шении расследований о церковной собственности, по искам о долгах, при вынесении и исполнении приговоров в отно- шении клириков, обвиненных в тяжких преступлениях. Без согласия короля никто из его вассалов и чиновников не мог быть отлучен от церкви. Были подтверждены принципы светской инвеституры короля и возможность его вмеша- тельства в выборы церковью высших духовных иерархов. Однако под сильным давлением папы и местного духовенс- тва король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций. После нормандского завоевания структура местного уп- равления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской админист- рации в графствах стали шерифы, в сотнях - их помощни- ки, бейлифы. Шериф обладал высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства, был основ- ным исполнителем приказов королевской канцелярии. Свои административно-судебные функции шерифы осу- ществляли в тесном взаимодействии с собраниями графств и сотен, созывая их и председательствуя на сессиях. Эти учреждения сохранялись в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и все бо- лее превращались в орудие центрального правительства на местах. Несмотря на изъятие из их судебной компетенции большинства гражданских исков, их роль несколько воз- росла в связи с назначением лиц, участвовавших в расс- ледованиях по уголовным делам (обвинительных присяж- ных). Участие населения в королевском судопроизводстве стало характерной чертой английской системы местного управления. Военная реформа Генриха II состояла в распростране- нии воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный - феодал, крестьянин, городской житель - должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско тем не менее содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличе- ны. Прежде всего была узаконена замена личной воинской повинности уплатой "щитовых денег", которые стали взи- мать не только с феодалов, но даже с несвободных. Эта мера открывала возможность для короля содержать наемное рыцарское ополчение. Помимо практики взимания "щитовых денег" с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог на движимое имущество.