3. Сословно-представительная монархия
Особенности сословной структуры. В XIII в. соотноше-
ние социальных и политических сил в стране продолжало
изменяться в пользу усиления начал централизации и кон-
центрации всей власти в руках монарха.
В качестве непосредственных вассалов короля бароны
несли многочисленные финансовые и личные обязательства
перед сюзереном, в случае злостного невыполнения кото-
рых могла последовать конфискация их земель.
В течение XIII в. были существенно ограничены и им-
мунитетные права крупных феодалов. Глостерский статут
1278 года провозгласил проверку иммунитетных привилегий
английских феодалов судебным путем. В целом же дворянс-
кий титул в Англии не сопровождался какими-либо подат-
ными и судебными привилегиями. Феодалы уплачивали нало-
ги формально наравне с другими свободными и были под-
судны одним и тем же судам. Однако политический вес
английского высшего дворянства был значителен: оно яв-
лялось непременным участником работы высших совещатель-
ных и некоторых других органов при короле. В XIII в.
крупные феодалы Англии постоянно вели между собой и с
королем ожесточенную борьбу за землю и источники дохо-
дов, за политическое влияние в стране.
В результате субинфеодации и дробления крупных баро-
ний количество средних и мелких феодалов увеличивается,
составив к концу XIII в. не менее 3/4 господствующего
класса Англии. Эти слои феодалов особенно нуждались в
усилении государственной централизации, сплачивались
вокруг короля.
Развитие товарно-денежных отношений заметно сказа-
лось на положении крестьянства. Усиливается расслоение
крестьянства, растет численность лично свободной
крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фриголь-
деры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с
низшими слоями феодалов.
Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оста-
валось бесправным. Исключение вилланов из всех привиле-
гий "общего права", формально гарантированных всем сво-
бодным, получало название принципа "исключения вилланс-
тва". Собственником всего имущества, принадлежащего
виллану, признавался его лорд. Вместе с тем юридическая
теория и законодательство XIII в. признали за вилланами
право на уголовный иск в королевском суде даже против
своего господина. Этот факт отражал объективные процес-
сы развития феодализма и определенные интересы коро-
левской
власти, заинтересованной в общегосударственном обложе-
нии вилланов наряду со свободным населением (в выплате
всех поборов местного значения, тальи, налога с движи-
мого имущества). С конца XIV в. вилланы постепенно вы-
купают личную свободу, исчезает барщина, основной фор-
мой феодальной ренты становится денежная.
Среди горожан, как и среди других слоев населения, в
XIII-XIV вв. усиливается социальная дифференциация, ко-
торая шла параллельно с консолидацией городского сосло-
вия в масштабе всей страны. Города Англии, за исключе-
нием Лондона, были невелики. Городские корпорации, как
и город в целом, не получили здесь такой самостоятель-
ности, как на европейском континенте.
Таким образом, процессы государственной централиза-
ции в Англии (XIII в.) были ускорены наличием все воз-
растающей прослойки свободного крестьянства, сближением
в экономическом и правовом отношении рыцарства, горожан
и зажиточного крестьянства и, напротив, усилением раз-
личий между верхушкой феодалов и остальными их слоями.
Общие экономические и политические интересы рыцарства и
всей фригольдерской массы способствовали установлению
их политического союза. Возрастание же экономической и
политической роли этих слоев обеспечило им последующее
политическое признание и участие в образовавшемся пар-
ламенте.
Великая хартия вольностей. К началу XIII в. в Англии
складываются объективные предпосылки для перехода к но-
вой форме феодального государства - монархии с сослов-
ным представительством. Однако укрепившая свои позиции
королевская власть не проявляла готовности привлекать к
решению вопросов государственной жизни представителей
господствующих сословий. Напротив, при преемниках Ген-
риха II, терпевших неудачи во внешней политике, возрас-
тают крайние проявления монархической власти, усилива-
ется административный и финансовый произвол короля и
его чиновников. В связи с этим признание права сословий
участвовать в решении важных политических и финансовых
вопросов происходило в Англии в ходе острых социаль-
но-политических конфликтов. Они приняли форму движения
за ограничение злоупотреблений центральной власти. Это
движение возглавляли бароны, к которым периодически
присоединялись рыцарство и масса фригольдеров, недо-
вольных чрезмерными поборами и вымогательством коро-
левских чиновников. Социальный характер антикоролевских
выступлений являлся особенностью политических конфлик-
тов XIII в. по сравнению с баронскими мятежами XI-XII
вв. Не случайно эти мощные выступления в XIII в. сопро-
вождались принятием документов, получивших большое ис-
торическое значение.
Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 го-
да, закончившийся принятием Великой хартии вольностей,
и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к
возникновению парламента.
Великая хартия вольностей 1215 года была принята в
результате выступления баронов при участии рыцарства и
горожан про-
ТИВ короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии
этот документ считается первым конституционным актом.
Однако историческое значение Хартии может быть оценено
лишь с учетом реальных условий развития Англии в конце
XII - начале XIII вв. Закрепляя требования и интересы
разнородных и даже противоборствующих, но временно объ-
единившихся сил, Хартия является противоречивым доку-
ментом, не выходит за пределы феодального соглашения
между королем и верхушкой оппозиции.
Большинство статей Хартии касается вассально-ленных
отношений короля и баронов и стремится ограничить про-
извол короля в использовании его сеньориальных прав,
связанных с земельными владениями. Эти статьи регламен-
тируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания дол-
га и т.п. (ст. 2-11 и др.). Так, ст. 2 Хартии ставила
определение суммы рельефа с вассалов короля в зависи-
мость от размера землевладения, переходившего по нас-
ледству. Ленный опекун по ст. 4 должен был получать в
свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни
людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным
феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о
заповедных королевских лесах и реках (ст. 44, 47, 48).
Вместе с тем среди чисто "баронских" статей Хартии
выделяются такие, которые имели общеполитический харак-
тер. Наиболее откровенно политические претензии баронс-
тва выражены в ст. 61. В ней прослеживается стремление
к созданию баронской олигархии путем учреждения комите-
та из 25 баронов с контрольными функциями в отношении
короля. Несмотря на целый ряд оговорок (о процедуре
контроля, ссылки на "общину всей земли"), эта статья
прямо санкционировала возможность баронской войны про-
тив центральной власти. Статьи 12 и 14 предусматривали
создание совета королевства, ограничивающего власть ко-
роля по одному из важных финансовых вопросов - взиманию
"щитовых денег". Соответственно определялся и состав
этого "общего" совета (ст. 14) только из непосредствен-
ных вассалов короля. Характерно, что этот совет должен
был решать вопрос и о взимании феодального вспомощест-
вования с г. Лондона. Остальные виды налогов и сборов,
в том числе наиболее тяжелый побор с городов - талью,
король мог попрежнему взимать единолично. Статьи 21 и
34 были направлены на ослабление судебных прерогатив
короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и
баронов суду "равных", изымая их из-под действия коро-
левских судов с участием присяжных. Статья 34 запрещала
применение одного из видов судебных приказов (приказа о
немедленном восстановлении истца в правах или явке от-
ветчика в королевский суд), тем самым ограничивая вме-
шательство короля в споры крупных феодалов с их васса-
лами по поводу свободных держании. Это мотивировалось в
Хартии заботой о сохранении у "свободных людей" их су-
дебных курий. Однако термин "свободный человек" здесь
явно употребляется в целях маскировки чисто баронского
требования. Ведь в условиях Англии XIII в. обладателями
судебной курии могли быть только немногие крупные имму-
нисты.
Гораздо более скромное место занимают статьи, отражаю-
щие интересы других участников конфликта. Интересы- ры-
царства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60,
где говорится о несении за рыцарский лен только поло-
женной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся
взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к
отношениям баронов с их вассалами.
Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и
купцов. Статья 13 подтверждает за городами древние
вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам сво-
бодное и безопасное передвижение и торговлю без взима-
ния с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавли-
вает единство мер и весов, важное для развития торгов-
ли.
Большое значение имела многочисленная группа статей,
направленных на упорядочение деятельности королевского
судебноадминистративного аппарата. Данная группа статей
(ст. 18-20, 38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и зак-
репляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и
правовые институты, ограничивает произвол королевских
чиновников в центре и на местах. Так, по ст. 38 чинов-
никам нельзя было привлекать кого-либо к ответственнос-
ти только по устному заявлению и без свидетелей, заслу-
живающих доверия. В ст. 45 король обещал не назначать
на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц,
не знающих законов страны и не желающих их добровольно
исполнять. Хартия также запрещала в ст. 40 взыскивать
произвольные и непропорциональные судебные пошлины.
Особую известность получила ст. 39 Хартии. Она запреща-
ла арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объяв-
ление вне закона, изгнание или "обездоливание какимлибо
образом" свободных людей иначе, как по законному приго-
вору равных и по закону страны. В XIV в. ст. 39 Хартии
неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом
как гарантирующая неприкосновенность личности всех сво-
бодных.
Таким образом, Великая хартия отразила соотношение
социально-политических сил в Англии начала XIII в., и
прежде всего компромисс короля и баронов. Политические
статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стреми-
лись сохранить часть своих иммунитетов и привилегий,
поставив осуществление отдельных прерогатив центральной
власти под свой контроль или ограничив их использование
в отношении феодальной верхушки.
Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперс-
пективность баронских претензий и необратимость процес-
са государственной централизации Англии. Через несколь-
ко месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземель-
ный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюде-
ния Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверж-
дали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако из
нее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и
61-я.
Из политических институтов, предусмотренных "баронс-
кими" статьями Хартии, более или менее утвердился Боль-
шой совет королевства, имевший совещательные функции и
состоявший из круп-
ных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто
именовался "парламентом". Однако такой "парламент" не
был ни сословным, ни представительным учреждением.
Образование парламента и расширение его компетенции.
Более сложным и важным по своим политическим результа-
там был конфликт в 1258-1267 гг. В 1258 году на Совете
в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись
недовольством широких слоев свободного населения коро-
левской политикой, заставили короля принять так называ-
емые Оксфордские провизии. В них предусматривалась пе-
редача всей исполнительной власти в стране Совету 15
баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения
важных вопросов три раза в год или чаще должен был со-
бираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 чле-
нов. Таким образом, это была новая попытка установления
баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году.
Последовавшие затем в 1259 году Вестминстерские прови-
зии предусматривали некоторые гарантии мелким землевла-
дельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требо-
вания рыцарства об участии в центральном управлении
страной удовлетворены не были. В этих условиях часть
баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более
прочного союза с рыцарством, откололась от олигархичес-
кой группы и объединилась с рыцарством я городами в са-
мостоятельный лагерь, выступающий против короля и его
сторонников.
Раскол в стане оппозиции дал возможность королю от-
казаться от соблюдения Оксфордских провизии. В ходе на-
чавшейся в 1263 году гражданской войны силам де Монфора
удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264
году де Монфор стал верховным правителем государства и
реализовал требование рыцарства об участии в государс-
твенном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны
был созыв первого в истории Англии сословно-представи-
тельного учреждения - парламента (1265 год). В него на-
ряду с баронами и духовными феодалами были приглашены
представители от рыцарей и наиболее значительных горо-
дов.
К концу XIII в. королевская власть окончательно
осознала необходимость компромисса, политического сог-
лашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в
целях установления политической и социальной стабиль-
ности. Следствием такого соглашения явилось завершение
формирования органа сословного представительства. В
1295 году был созван "образцовый" парламент, состав ко-
торого послужил моделью для последующих парламентов
Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных
светских и духовных феодалов в него вошли по два предс-
тавителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя
от городов.
Создание парламента повлекло за собой изменение фор-
мы феодального государства, возникновение монархии с
сословным представительством. Соотношение социально-по-
литических сил в самом парламенте и вне его определило
особенности как структуры, так и компетенции английско-
го средневекового парламента. До
середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а
затем разделились на две палаты. При этом рыцари от
графств стали заседать вместе с представителями городов
в одной палате (палата общин) и отделились от крупней-
ших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лор-
дов). Английское духовенство не являлось особым элемен-
том сословного представительства. Высшее духовенство
заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.
Первоначально при выборах в парламент не существовало
избирательного ценза. Статут 1430 года установил, что в
собраниях графств, избиравших представителей в парла-
мент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не ме-
нее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможности парламента влиять на поли-
тику королевской власти были незначительны. Его функции
сводились к определению размеров налогов на движимость
и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда,
в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию
вольностей, в результате чего появился Статут "о нераз-
решенности налогов". В нем говорилось, что обложение
налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без
общего согласия духовенства и светских магнатов, рыца-
рей, горожан и других свободных людей королевства. Од-
нако в Статуте содержались оговорки, допускавшие воз-
можность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел
три важнейших полномочия: право на участие в издании
законов, право решать вопросы о поборах с населения в
пользу королевской казны и право осуществлять контроль
над высшими должностными лицами и выступать в некоторых
случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло
из практики подачи коллективных парламентских петиций
королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете на-
рушения старых законов или об издании новых. Король мог
удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Од-
нако в течение XIV в. было установлено, что ни один за-
кон не должен быть принят без согласия короля и палат
парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайс-
тва парламента должны облекаться в форму законопроек-
тов, которые получили название "биллей". Так оформилось
понятие закона (статута) как акта, исходящего от коро-
ля, палаты лордов и палаты общин.
В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция
парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года про-
возгласил без каких-либо оговорок недопустимость взима-
ния без согласия парламента прямых налогов, а статуты
1362 года и 1371 года распространили это положение на
косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать наз-
начение предоставляемых им субсидий и добиваться конт-
роля над их расходованием.
Стремясь подчинить своему контролю государственное
управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел
процедуру им-
пичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин пе-
ред палатой лордов как высшим судом страны обвинения
против того или иного королевского должностного лица в
злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утверди-
лось право парламента прямо объявлять преступными те
или иные злоупотребления. При этом издавался специаль-
ный акт, утверждаемый королем и получивший'название
"билля об опале".
На протяжении XIII в. происходит также развитие но-
вого исполнительного органа - Королевского совета. Он
стал представлять собой узкую группу ближайших советни-
ков короля, в руках которой сконцентрировалась высшая
исполнительная и судебная власть. В эту группу входили
обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные
к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских
слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил
свои функции, которые отошли к парламенту.
Развитие системы местного управления и правосудия. В
период сословно-представительной монархии роль старых
судов и собраний графств в местном управлении была све-
дена к минимуму, а их функции перешли к новым должност-
ным лицам и новым видам разъездных судов, компетенция
которых неуклонно расширялась.
Собрания графств в конце XIII-XV вв. созывались
главным образом для избрания представителей в парламент
и местных должностных лиц. Они могли рассматривать спо-
ры по искам, суммы которых не превышали 40 шиллингов.
В XIII в. главой королевской администрации продолжал
оставаться шериф, а в сотне - его помощник, бейлиф.
Кроме них представителями королевской администрации на
местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в мест-
ных собраниях. Коронеры осуществляли расследование в
случае насильственной смерти, констебли были наделены
полицейскими функциями. Огромная власть шерифа со вре-
менем стала вызывать недоверие короны, опасавшейся "фе-
одализации" этой должности, превращения ее в наследс-
твенную. Не случайно после междоусобных войн в XIII в.
должность шерифа стала краткосрочной и подвергалась
контролю со стороны казначейства. Статья 24 Великой
хартии вольностей 1215 года запретила шерифам разбирать
иски короны, и с этого времени должность шерифа стала
постепенно утрачивать свое значение, по крайней мере, в
области правосудия.
С конца XIII в. окончательно утверждается практика
назначения из местных землевладельцев в графствах так
называемых охранителей мира, или мировых судей. Перво-
начально они обладали полицейскими и судебными полномо-
чиями, но с течением времени стали выполнять наиболее
важные функции местного управления вместо шерифов. По
статуту 1390 года в каждое графство назначалось восемь
мировых судей. Мировые судьи контролировали цены на
продукты питания, следили за единством мер и весов, вы-
возом шерсти, осуществляли надзор за проведением в
жизнь законов о рабочих (1349 и 1351 гг.), о еретиках
(1414 год) и даже устанавлива-
ли размеры заработной платы (статут 1427 года). Иму-
щественный ценз для занятия этой должности составлял 20
фунтов стерлингор годового дохода.
В судебную компетенцию мировых судей входило разби-
рательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких
преступлений. Разбирательства проводились на сессиях
мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти соб-
рания получили название судов "четвертных сессий".
В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов
различных рангов, усиливается их специализация. Вместе
с тем судебные и административные функции многих учреж-
дений еще не разделились. Высшими судами "общего права"
в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи,
Суд общих тяжб и Суд казначейства.
Суд казначейства, который первым стал записывать
свои слушания (еще в 20-х гг. XII в.), был в основном
специализирован на рассмотрении финансовых споров, и
прежде всего споров, касающихся долгов казны и короны.
Суд общих тяжб, или "общая скамья", рассматривал
большинство частных гражданских исков и стал основным
судом общего права. Все дебаты в суде записывались и
размножались для ознакомления заинтересованных сторон и
с XIV в. регулярно публиковались. Этот суд был также
местом практики для всех студентов, изучающих право.
Суд общих тяжб осуществлял также надзор за местными
и материальными судами. По приказу из канцелярии жалобы
могли быть перенесены в этот суд из любого другого низ-
шего суда, а благодаря специальным судебным приказам
Суд общих тяжб мог исправлять судебные ошибки других
судов.
Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд
королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в
присутствии короля и его ближайших советников. Он стал
высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех
других судов, включая "общие тяжбы", но со временем был
специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным
делам.
С развитием гражданского оборота из общей системы
высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера,
который решал вопросы "по справедливости". С деятель-
ностью этого суда было связано возникновение новых форм
процесса и норм права (права справедливости).
Более разветвленной и разнообразной стала в XIII-XIV
вв. система королевского разъездного судопроизводства.
Поскольку процедура общих судебных объездов была
громоздкой и дорогостоящей, в XIII в. была установлена
периодичность общих объездов не чаще одного раза в семь
лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и
уступили место более специализированным разъездным ко-
миссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (по
рассмотрению споров о преимуще-
ствениом праве владения леном), комиссию по делам о мя-
тежах и комиссию по общей проверке тюрем.
Значительную роль в отправлении правосудия приобре-
тают большое и малое жюри присяжных заседателей. Боль-
шое, или обвинительное, жюри оформилось в связи с про-
цедурой опроса разъездными судами обвинительных присяж-
ных. Оно стало органом предания суду. Всего в жюри было
23 члена. Единого мнения 12 членов жюри было достаточно
для утверждения обвинительного акта против подозревае-
мого.
Малое жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей,
стало составной частью английского суда. Члены этого
жюри участвовали в рассмотрении дела по существу и вы-
носили вердикт, требовавший единогласия присяжных. По
закону 1239 года для присяжных был установлен ценз в 40
шиллингов годового дохода.
Юрисдикция манориальных судов в XIII в. продолжала
неуклонно ограничиваться. Лишь немногие крупнейшие фео-
далы сохранили право суда по делам, подсудным короне.
Статуты 1260- 1280 гг. запретили магнатам оказывать
давление на свободных держателей с целью их явки в ку-
рии, выступать в качестве апелляционной инстанции. Ше-
рифам было разрешено нарушать иммунитеты лордов для
изъятия захваченного ими скота, а также во всех случа-
ях, если лорд или его подручный хотя бы один раз не вы-
полнили королевский приказ. Взаимоотношения светских и
церковных судов по-прежнему отличались значительной
напряженностью и сложностью в вопросах разграничения
компетенции. В результате многочисленных коллизий был
установлен принцип, согласно которому подсудность обоих
видов судов определялась по характеру наказаний: только
светские суды могли налагать светские наказания, напри-
мер, взимать штрафы. Королевская власть постоянно пыта-
лась ограничить компетенцию церковных судов, однако,
как известно, эти попытки были наименее удачными. В
конце концов корона ограничилась использованием тради-
ционного средства - изданием судебного приказа "о зап-
рещении", который издавался в каждом конкретном случае,
когда церковные суды, по мнению короны, а точнее, чи-
новников королевской курии, выходили за рамки своей
компетенции.