Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами раз- личных рангов и наименований. Нередко эти функции воз- лагались на руководителей местных мусульманских религи- озных общин - старшин (шейхов). Судебные функции в халифате были отделены от адми- нистративных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией ду- ховенства. Высшую судебную власть на практике осущест- вляла коллегия наиболее авторитетных богословов, кото- рые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за ис- полнением судебных решений, осуществляли надзор за мес- тами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, за- ведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного тол- кования. Судебные решения и приговоры кади, как прави- ло, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства. Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей хали- фов считалось завоевание территории, населенной нему- сульманами, путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в "священной войне" и отряды "неверных" (немусульман). На первом этапе завоеваний арабская армия представ- ляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия ста- ла состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII - VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. На- емничество в это время почти не практиковалось. Огромная, состоящая из разнородных частей, средневе- ковая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое центра- лизованное государство. Начиная с IX в. в государствен- ном строе халифата происходят значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение светс- кой власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного пра- вителя от реальных рычагов власти и управления. К нача- лу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руково- дившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наем- ная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влия- ние усиливается настолько, что гвардейские военачальни- ки расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. По- являются целые династии эмиров, в лучшем случае призна- вавших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превраща- ются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободи- тельных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оста- ваясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически конт- ролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными коче- выми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Глава 27. Средневековое государство Китая Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархаль- но-родовых и рабовладельческих отношений, неравномер- ность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать на- чало средневековой истории традиционного Китая. Как указывалось выше, еще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога. При периодизации истории государства в средневековом Китае необходимо учитывать периодические смены царству- ющих династий и становления крупных империй. Государс- тво непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах. Распад Ханьской империи в III в. в результате кон- центрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внут- ренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государс- твенного единства было связано с процессами централиза- ции в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Этому способствовали реформы, основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государствен- ной собственностью, а самостоятельные крестьяне - по- датными держателями государственных наделов. Они под- разделялись на податных первого разряда - мужчин и жен- щин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование" (70 му' земли для мужчин и 30 му для женщин) и "подат- ные наделы" (соответственно 50 му и 30 му), урожай с которых целиком передавался государству в качестве на- лога и платы за землю; и податных второго разряда - всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его ника- ких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности. Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облага- лись налогами и повинностями и должны были обрабаты- ваться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего). 1 му - 1/16 га земли. Новый вариант надельной системы (система "равных по- лей") был введен в 485 году в Северном Китае при динас- тии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была расп- ространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, по- садку тутовых деревьев. Большая часть земельного участ- ка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначав- шаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во вре- менное пользование и отбиралась государством у кресть- янина после превышения им податного возраста или в слу- чае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству. Надельная система означала не только укрепление тра- диционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прик- репления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответствен- ностью перед государственной казной. Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Например, система "равных полей" давала право земельному собственнику, эксплуатирующему труд зависимых работников, получать наделы и на них. Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было, например, продать в случае переезда семьи, с целью со- вершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали рос- ту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впос- ледствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собствен- ников. Вместе с тем в Танской империи система "равных полей" способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельнос- ти в городах, определенной стабилизации политической обстановки. Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратиз- ма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением долж- ностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных ог- ромными военными полномочиями для борьбы с непрекращаю- щимися набегами кочевников и пр. Губернаторы преврати- лись со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью. Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с новым "злом скопления земель", массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резер- вов казенных земель, предназначенных для раздачи сель- скому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам свое- го землевладения, при этом не учитывались ни возраст, ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновремен- но были сняты запреты с продажи, отменены переделы зем- ли, что создавало новые возможности для роста основан- ного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения. Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственни- ческой эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству. Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе кото- рых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьян- ских хозяйств, традиционная система их эксплуатации. Определенное равновесие государственного и крупного частного землевладения было достигнуто, например, с ут- верждением, после периода смут и мощных крестьянских восстаний конца IX - начала Х в., династии Сун (X-XIII вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского сановника Вам Анъши в XI в., когда были приняты новые законы, направленные на восстановление и развитие крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой систе- мы на основе введения земельного кадастра. Предусматри- вались меры по улучшению условий крестьянского земледе- лия, строительству ирригационных сооружений и пр. Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности импера- торской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилие чиновничьей элиты. В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань. Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую бюрократическую организацию, прис- пособленную для выкачивания налогов с податного кресть- янства. Интересно отметить, что именно в это время рез- ко возросла в Китае численность рабов, оброчных неволь- ников. Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское гос- подство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стреми- лась поддерживать равновесие государственного и частно- го землевладения. В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые уста- новили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции 1911-1913гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем. Сословно-классовая структура. Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных соци- альных слоев, сословий,^ групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъ- ективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности оп- ределялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принад- лежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями. Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись зако- ном и традицией, которые закрепляли объем прав и обя- занностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр. Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословие-классовые группы: "благород- ных", "добрых" и "подлых" людей. Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц - светскую и ду- ховную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных на- казаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладель- цами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствова- ния династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родствен- ников" императора, обладающих высокими титулами, ранга- ми, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений. В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладель- цев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благо- родных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика по- купки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за со- вершенное преступление путем зачета ранга и пр. В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии - чиновничеству. Образованная сословная группа - шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных кресть- ян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слои лиц, непос- редственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический го- сударственный аппарат, вторую - огромная армия кандида- тов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной влас- ти Китая. Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки об- разование и сдавших экзамены. Фактически получить обра- зование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей". Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу ко- торых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней'), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохраня- лись вместе с делением на высших, средних и низших чи- новников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной ве- личины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их воз- награждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов. Представители второй непривилегированной сослов- но-классовой группы относились к простонародью, "мелко- му люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремеслен- ники, на которых и лежало основное бремя налоговых вып- лат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основ- ная масса крестьян фактически превратилась в арендато- ров государственных земель. К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные - го- сударственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к рос- ту числа безземельных и малоземельных крестьян-аренда- торов, нередко прикрепляемых к земле.
' Дань - 103,5 литра зерна. Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII в и.ч лиц, находившихся в зависимости от "сильных до- мов". Они использовались в качестве вооруженной силы. иолукреиостных арендаторов. батраков, домашней прислу- ги. Арендаторы частных земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяи- на. Их били палками, сажали в частные тюрьмы. а иногда ч безнаказанно убивали. Они не имели нрава обращаться в суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали им со- действие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не от- работавших сроков. указанных в контракте. Лишь в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хо- зяевами зависимых от них работников. Государственный строй. В средневековом Китае получи- ли дальнейшее развитие черты восточной деспотии, кото- рые ярко проявились еще в древнем Китае. Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функ- ций отдельных органов управления: общеадминистративных, надзорно-контрольных, судебных и военно-командных. Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством. В зависимости от усиления централизации или под воз- действием децентрализаторских тенденций изменялось и соотношение полномочий центральных и местных органов власти, как это имело место, например, в VIII в. в танском Китае, когда военные губернаторы фактически превратились в бесконтрольных местных правителей. Фундамент процветания централизованной империи в Ки- тае заложили императоры династии Тан (618-907 гг.). когда за счет земельной реформы, дававшей систематичес- кие поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестким контролем государства. Во главе сложной, но достаточно стройной системы го- сударственного управления в Танской империи стоял импе- ратор, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значи- тельное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов. канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ве- дал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (наз- начении), обрядов, налогов (доходов), военного, судеб- ного (наказаний) и общественных работ. Эта классическая конфуцианско-танская модель высших органов управления существовала в Китае столетиями, по- лучив особенно разностороннее воплощение в минском Ки- тае, после ликвидации монгольского господства (1368-1644 гг.). Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную ч судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья по- лучали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государс- твенном управлении. Одновременно развивался и усложнял- ся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-конт- рольного органа, и пяти комиссариатов, высших воен- но-командных органов. С XV в. стало усиливаться политическое влияние евну- хов, которых правители привлекали на должности госу- дарственных чиновников, стремясь тем самым предотвра- тить развитие сепаратизма, создание чиновниками-вельмо- жами своих собственных династий. Евнухи-чиновники наде- лялись императорами полномочиями, выходящими за рамки дворцовых дел, что привело со временем к созданию двух центров власти - дворцового ("внутреннего") и ведомс- твенного ("внешнего"). Их противоречия могли использо- ваться императорами в своих целях до тех пор, пока один из них не достигал такого могущества, при котором импе- ратор устранялся или становился марионеткой новоявлен- ного диктатора-евнуха или главного советника. Деятельность шести центральных ведомств в минском Китае сначала координировалась Большим секретариатом, во главе которого стояли два советника, чиновники 1-го ранга. Секретариат существовал до 1380 года. Угроза концентрации власти в руках главного советника привела к передаче его функций непосредственно в руки императо- ра. Центральные органы управления в соответствии со сво- ими главными задачами и в это время делились на ведомс- тва: чинов (назначений), доходов (налогов), обрядов, военное, судебное (наказаний) и общественных работ. Ве- домство чинов отвечало за назначение, перемещение, сме- щение всех гражданских чиновников и служащих управлен- ческого аппарата. Престиж чиновничьей должности в сред- невековом Китае был столь велик, что именно это ведомс- тво и его глава считались главными среди других. Ве- домство доходов вело учет населения и сельскохозяйс- твенных земель. Оно определяло размеры налоговых пос- туплений, отвечало за сбор налогов. Каждый отдел этого ведомства осуществлял свою деятельность в пределах од- ной из 13 провинций. Ведомство обрядов занималось церемониями и обрядами, направленными на возвеличивание императорской власти, а также религиозными жертвоприношениями. Оно состояло из отделов церемоний, жертвоприношений, приемов и предпи- саний, издаваемых в целях унификации культово-обрядовой деятельности, что было нацелено в конечном счете на то же укрепление власти императора. К ведению военного ведомства относилось назначение, перемещение и увольнение всех военных чиновников, снаб- жение армии и почтовая служба. Судебное ведомство, или ведомство наказанuй, состоящее но образцу ведомства доходов из 13 тсрриториальных отделов, контролировало правосудие по всей империи. Его деятельность пересекалась с деятель- ностью цензората и реви.чпопио-следственного столичного суда. Автономное положение, независимое or основной адми- нистративной иерархии как в центре, так и в провинциях, занимали цензорские, надзорные органы различных катего- рий. Цензорит возглавляли два главных цензора - чинов- ники 1-го ранга. В его аппарат входило более ста инс- пектирующих цензоров, разделенных на группы no провин- циям. Ни один из органов минского государственного ап- парата не располагал столь большими полномочиями, как цензорат, держащий под своим наблюдением всех чиновни- ков и их деятельность, имеющий право не только выявлять их злоупотребления, ошибки, но и непосредственно исп- равлять их, применять карательные санкции. Местное управление. Империя Таи была разделена на десять провинций (дао), которые в свою очередь подраз- делялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все адми- нистративные единицы различались по размерам сумм упла- чиваемых налогов и соответственно делились на катего- рии, что отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, назначаемых из центра и контролиро- вавшихся им. Административно-территориальное деление в минском Китае строилось на тех же принципах, но деятельность военно-бюрократического аппарата, его органов (связан- ных отношениями взаимной ответственности перед импера- тором, соподчинения, контроля) на местном уровне, как и на уровне общеимперском, была значительно усложнена, в том числе и за счет усиления военных функций, что яви- лось прямой реакцией на недавнее иноземное господство. Местное управление в минском Китае строилось так, чтобы исключить сепаратизм, сосредоточение власти в руках од- ного человека, чтобы деятельность местных органов не только систематически проверялась, но и перепроверя- лась. В провинции действовала триада управленческих орга- нов: административных, военных и надзорно-контрольных, во главе которых стояли уполномоченные, чиновники высоких рангов. Для координации деятельности этих управлений, а также для контроля за ними сначала из центра в разные части страны направлялись специальные имперские уполно- моченные, которых называли "посланцы мира". С XV в. они приобрели звание "великих координаторов'', которые наз- начались императором в провинции, а также в зоны особой стратегической важности на длительные сроки. Раз в год "великий координатор" должен был посещать столицу для отчета и решения текущих дел. В это же время стал скла- дываться институт "верховных командиров", которые коор- динировали деятельность ряда "великих координаторов" и, главное, ряда провинциальных военных управлений, если возникала опасность, связанная с внешним вторжением или мятежом. Административное управление в каждой провинции возлага- лось на днух уполномоченных - "левого" и "правого", ко- торые имели штат помощников. В их обязанности входили: учет людей и земель, сбор на.чогов, наблюдение за стро- ительными работами и распределением воды. В особом положении среди трех управленческих провин- циальных служб находилось надзорное управление, приз- ванное контролировать весь местный управленческий аппа- рат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чи- новников. Ему. как ч другим управлениям, принадлежали и самостоятельные судебные функции. Это управление конт- ролировало разрешение судебных дел в других управлени- ях, выполняло роль апелляционного суда. На местах действовало большое число чиновников, не- посредственно представлявших имперские органы. Так, в каждую из провинций на один год посылался специальный представитель имперского цензората, от которого требо- валось надзирать за всеми местными службами, принимать от населения жалобы, приостанавливать или исправлять те или иные действия местного управленческого органа, нап- равлять императору доклады о деятельности местных чи- новников, давать советы местным властям и "великим ко- ординаторам". Из столицы посылались цензоры и с более узкой сферой деятельности, например военной, которые должны были следить за рекрутским набором, преследовать дезертиров, а если начиналась военная кампания, следить за военными операциями, посылать императору соответс- твующие отчеты. На всем протяжении средневековой истории Китая в ни- зовых территориальных единицах сохранялись органы само- управления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидво- рок, созданной для сбора налогов, несения трудовых по- винностей и пр. В состав минской империи включались удельные кня- жества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора. Они не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия. Им шла определенная часть местных налогов. На особом положении в империи были некоторые самоуп- равляющиеся провинции, населенные представителями дру- гих народов. Местные вожди этих территорий, расположен- ных вдоль югозападных границ Китая, оставались правите- лями после утверждения их китайским императором. Они включались тем самым в особую группу местных чиновни- ков, которым по образцу китайских чиновников присваива- лись ранги, но не выплачивалось жалованье от императо- ра. Суд. В средневековом Китае судебные дела рассматри- вались как в собственно судебных органах, так и в орга- нах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархи- ческая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось в уездных управах -ямыннх, где вершил суд уездный началь- ник. В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следствен- ному судье по уголовным делам. который но своему чинов- ничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Де- ла. связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительст- венпые органы: "управа административных дел", осущест- влявшая контроль за правильным исполнением администра- тивных дел: "управа по военным делам", где расследова- лись дела военных; "управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения. Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно нап- равлялось в тот или другой столичный судебно-следствен- ный орган. В эпоху Мин это были Ведомство наказаний (син бу), Храм большой истины (далиса), Центральный ре- визионно-следственный уголовный суд, в который поступа- ли дела особой сложности. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а также смягчать наказание. Армия. Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитичес- ких факторов. В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военно- обязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью. С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к ус- лугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшу- юся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепко- го централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государс- тва. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена. В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав ко- торых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до са- мой смерти. Во все времена регулярные войска опирались на под- держку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно дейс- твовали во время крестьянских волнений. Минские импера- торы широко прибегали к вспомогательным военным форми- рованиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах. Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соеди- нения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений перио- дически отбирались и специально готовились особые войс- ка, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охра- нять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписы- ваемые к каждому принцу. В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимы- ми находившимися в столице главными военными комиссари- атами. Начальники главных военных комиссариатов, осу- ществлявшие контроль над военно-территориальными окру- гами, входили в правительство. Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже ге- нералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов. Местные командующие войсками в минском Китае контро- лировались специальными чиновниками, назначаемыми на определенный срок из центра. В XV в. была создана долж- ность "главного военного координатора", осуществлявшего контроль над всеми местными тактическими военными служ- бами.
Глава 28. Средневековое государство Японии Образование феодального общества и государства в Японии. В III в. в Японии начался процесс разложения перво- бытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегиро- ванной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменни- ков, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуата- ции, способствовавшие укреплению социальноэкономических и политических позиций родовой знати, не получили, од- нако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитив- ных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов. Не последнюю роль играло и особое влияние высокораз- витой китайской цивилизации, с ее традиционной социаль- но-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государс- тва. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следу- ет отметить, что из двух китайских религий (конфуцианс- тва и буддизма) влияние конфуцианства было поверхност- ным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравне- нию с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко вре- мени его проникновения не сформировалось достаточно об- разованного слоя религиозных идеологов, способных внед- рить его философские догматы в массы. С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны. На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии боль- шое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появ- ляется первый законодательный документ, первая деклара- ция царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственно- го управления.