Глава 5. Древний Китай
История Древнего Китая обычно делится на ряд перио-
дов, обозначаемых в исторической литературе по имени
царствующих династий: период Шан (Инь) (XV-XI вв. до
н.э.), период Чжоу
(XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые
периоды:
Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - "борющихся
царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился соз-
данием централизованных империй в периоды Цинь и Хань
(III в. до н.э. - III в. н.э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем
Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в до-
лине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледе-
лию родовых групп иньских племен. В иньском Китае
вследствие разложения родоплеменных связей, прогресси-
рующего разделения труда выделяется управляющий слой
родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные,
родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соп-
леменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые,
как правило, в рабов.
Создание первоначального примитивного государствен-
ного образования в Шан (Инь) было связано с необходи-
мостью организации производства, орошения земель, пре-
дотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты
территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении
племенного вождя в обожествляемого правителя иньского
царства - вана, обладавшего значительной властью,
во-вторых, в образовании административного аппарата,
состоящего из многочисленных управителей, военачальни-
ков, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников.
В эпоху Инь утверждается верховная собственность ца-
ря-вана на землю, этому способствовали представления о
ване как о земном божестве.
Социальное и политическое развитие народов всего
бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоева-
нием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с
запада чжоусскими племенами, которые установили гос-
подство над населением всего Северного Китая, над мно-
жеством разрозненных родоплеменных коллективов, находя-
щихся на различных стадиях разложения родовых отноше-
ний. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью
организации управления огромной территорией. С этой
целью он передал завоеванные земли в наследственные
владения своим родственникам и приближенным, которые
вместе с землей получали и соответствующие титулы.
Первоначально власть титулованных владельцев уделов
сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в.
до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные ва-
на, начинают приобретать фактически полную независи-
мость. Власть вана ограничивается пределами его владе-
ния-домена. Становясь местными царьками, удельные пра-
вители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая
своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким об-
разом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с
характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то
одним, то другим местным царством позиций гегемона, к
поглощению им более мелких царств.
Долголетние непрерывные войны привели .к экономичес-
кому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и,
наконец, к осознанию необходимости мира, сближения на-
родов Китая. Выра-
жением новых настроений стали проповедники конфуцианс-
кой религии, призывающие к объединению страны "без
пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в
период Чжаньго усиливаются экономические и культурные
контакты различных районов и народов, что приводит к их
сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных ки-
тайских царств.
В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих
отношениях переломным. В это время зарождается действие
тех факторов, которые приводят к объединению царств в
единую империю, где господствующей политической идеоло-
гией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению желез-
ных орудий труда происходит резкий подъем экономики.
Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооруже-
ний, рост сельскохозяйственного и ремесленного произ-
водства способствуют развитию товарно-денежных отноше-
ний, складыванию рынка, выделению купечества. В этих
условиях происходит интенсивное разложение общинной и
утверждение частной собственности на землю, создание
крупного частного землевладения.
Все это приводит к тому, что в последние века до
н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций
в развитии общества. С одной стороны, развивается круп-
ная частная собственность на землю, основанная на экс-
плуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, ра-
бов; с другой - формируется широкий слой податного
крестьянства, непосредственно подчиненного государству.
Это были два возможных пути развития: 1) через победу
крупной частной собственности на землю - путь раздроб-
ленности, междуусобиц; 2) через упрочение государствен-
ной собственности на землю и создание единого централи-
зованного государства. Утверждается второй путь, носи-
телем которого выступает царство Цинь. В 221 году до
н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение
страны.
Основы социальных порядков, государственная машина,
созданные в циньском Китае, оказались столь приспособ-
ленными к нуждам империи, что они без всяких изменений
были перенесены в Хань. Став традиционными, они факти-
чески сохранились в императорском Китае до буржуазной
революции 1911-1913 гг.
Сословно-классовое деление в Древнем Китае. В шань-
скоиньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х
вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классово-
му обществу Китае складывающиеся сословие-классовые
границы проходили между тремя социальными слоями: а)
привилегированной правящей родовой аристократией, сос-
тоящей из верховного правителя, его родственников и
приближенных, местных правителей с их родственниками и
приближенными, а также из глав родовых и большесемейных
(клановых) объединений; б) свободными крестьянами-об-
щинниками; в) бесправными рабами, которые находились в
услужении у представителей знати.
Правящая знать жила за счет эксплуатации не только
рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их приба-
вочного продукта.
Этому соответствовала система "общественных полей", при
которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща
общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде
ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а
также на государственные и общественные нужды.
В связи с дальнейшим развитием государственного ап-
парата, усложнением управленческих функций в чжоусском
Китае формируется еще одно привилегированное сословие -
чиновников различных рангов, существующих за счет той
же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с опре-
деленных общин, территорий.
Разложение общинной собственности на землю, присвое-
ние общинной земли (особенно "общественных полей")
знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до
н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского
частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению
числа безземельных и малоземельных крестьян, которые
становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на
частновладельческих и государственных землях.
Вместе с исчезновением "общественных полей" рен-
та-налог в форме отработок на "общественных полях" была
заменена налогом продуктами соответственно количеству
земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с
количества обрабатываемой земли, закрепленной за от-
дельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 го-
ду до н.э.
Несмотря на качественный перелом в экономике в это
время, процесс образования классов в Древнем Китае шел
медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не
была однородной ни с классовой, ни с сословной точек
зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или
в значительной мере собственности на землю и на другие
средства производства; арендаторы-издольщики из свобод-
ных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наем-
ные работники.
Эксплуататорский социальный слой был также неодноро-
ден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированно-
го чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев
и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более од-
нородный в классовом отношении, слой непривилегирован-
ных свободных мелких производителей, собственников
средств производства - крестьян и ремесленников. Они
находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.
Различия между тремя вышеуказанными общественными
слоями находили выражение и в праве. "Благородные" про-
тивопоставлялись законом и традицией как "подлым"
(бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам),
так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремес-
ленникам).
Рост крупного землевладения, сопровождаемого массо-
вым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал
основы традиционной системы эксплуатации податного
крестьянства. Катастрофическое сокращение числа нало-
гоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ
ограждать их от разорения. В 119 году
до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о
конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростов-
щиков) частных земель и рабов. Им вводится большой на-
лог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка
ограничить рост крупного землевладения была предпринята
императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался
провести перераспределение земельного фонда. Вся земля
была объявлена императорской собственностью, запреща-
лась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под
давлением крупных собственников ровно через три года.
Реформы и в дальнейшем способствовали установлению
определенного равновесия государственного и частного
землевладения.
Государственный строй. Деспотические черты правления
стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не
существовало строгого порядка престолонаследия - насле-
довали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол
стал передаваться старшему сыну. В это время складывал-
ся и административный аппарат, в котором чиновники из
поколения в поколение занимали одни и те же должности,
передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окон-
чательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", ко-
торый "управляется Небом", его называют "отцом и ма-
терью" своих подданных. Ван - первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана.
Дворцовая система управления замыкала на дворце всю де-
ятельность по обслуживанию самого вана и по управлению
государственными делами. Близко к вану стоял цзай - уп-
равитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками
был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми
ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр.
Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники),
обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универ-
сальную и особо доверительную работу по выполнению его
различных административных и военных поручений. Ряд
должностей был связан с функциями контроля над госу-
дарственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды,
пастбища, например, были объектом забот особых чиновни-
ков, подчиненных "надзирателю земель".
По образцу двора вана строилось управление и в авто-
номных уделах. Администрация в уделах возглавлялась
удельными правителями - чжухоу, они опирались на совет-
ников и помощников. Правителей уделов собирал ван для
обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о спра-
ведливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из
подчинения вана, стали заключать на своих съездах
"клятвенные договоры" между собой, ставшие основной
формой их взаимоотношений.
В циньско-ханьском Китае складываются централизован-
ные деспотические империи. Победу централизации в Древ-
нем Китае можно объяснить рядом причин, в частности эт-
нической, духовной, культурной общностью населения Ки-
тая. Не последнюю роль сыграло
и осознание наиболее дальновидными представителями пра-
вящих слоев Китая необходимости объединения, прекраще-
ния междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стрем-
ления выразились в распространении в эпоху Чжаньго иде-
ологии легистов'.
"Власть - это то, чем располагает лишь правитель", -
писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государствен-
ный деятель Циньской империи. Деятельность легистов,
отстаивающих в качестве главных интересы правителя, го-
сударства, казны, была ответом на развитие частной зе-
мельной собственности, угрожавшей традиционной системе
эксплуатации податного крестьянства.
Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые
привели к централизации царства Цинь и его последующему
усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На
основании этих реформ была разрешена свободная куп-
ля-продажа земли, введен налог на землю, который взи-
мался с каждого землевладельца в зависимости от разме-
ров его земельного владения. С налогом на землю было
введено четкое административно-территориальное деление,
а также круговая порука в десяти-, пятидворках, приз-
ванных на основе взаимной слежки охранять порядок на
своих территориях. В целях предотвращения длительных
распрей семейных кланов была запрещена кровная месть.
Введены единые мера и вес и др.
Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный
удар главному противнику централизации - потомственной
титулованной аристократии. По новому положению о рангах
знатности они присваивались не в связи с аристократи-
ческим происхождением, а за заслуги перед правителем. В
конце III в. до н.э. в империи Хань была создана систе-
ма 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чинов-
ники занимали должности и получали жалованье. Последнее
означало выплату от 10 тыс. даней2 зерна в год облада-
телю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга.
Власть монарха в циньска-ханьском Китае обожествля-
лась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах
Циньской империи обширные территории, принял титул им-
ператора (ди). Император выступал в качестве символа,
олицетворения "связывающего единства" страны. Важное
место в государственном аппарате занимали органы, кото-
рые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными
поддерживать миф о божественном происхождении "сына Не-
ба". В руках китайского деспота сосредоточивалась пол-
нота военной и законодательной власти. Он был высшим
судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрок-
ратического аппарата, назначал всех высших чиновников
центрального и местного аппаратов.
' Легисты (законники) - сторонники сильного бюрокра-
тического государства,
строгих, обязательных для всех законов, лежащих в
основе государственного
управления. ' 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жа-
лования выплачивалась деньгами.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ве-
домств:
финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского
хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой
стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совеща-
ния к императору, на которых обсуждались важные вопросы
государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других
древневосточных государств этот аппарат отличался и
многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в
свою очередь определяло социальную значимость, престиж
чиновничества.
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством
сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во
главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэнсян),
выполнявший обязанности первого министра, главного по-
мощника правителя (вначале их было два - "левый" и
"правый"). Он разрабатывал финансовую политику, опреде-
лял суммы налоговых и других поступлений в доход казны,
государственные расходы и пр.
Со временем вместе с усложнением функций государс-
твенного аппарата стала больше разграничиваться дея-
тельность отдельных ведомств, но это был длительный и
незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим ар-
мией, например, считался сам император, но положение
канцлера как первого помощника и главы административно-
го аппарата делало его ответственным за все военные
приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вмес-
те с ведомством императорского двора, которое выполняло
и некоторые функции организатора общественных работ.
Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской
империи, когда содержание императора и придворных стало
требовать много денег и за правителем была закреплена
часть налоговых поступлений, идущих на его личные нуж-
ды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства
императорского двора, располагавших значительным шта-
том, делились в соответствии с характером налога и его
назначением. Ведомству императорского двора шли налоги
в основном от эксплуатации водных сооружений и горных
разработок. В этом ведомстве существовала должность
особого чиновника [душуйя), руководящего строительством
и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взи-
мания налогов за пользование оросительными сооружениями
для личных нужд правителя свидетельствует о том, что
верховная собственность на воду сосредоточивалась в ру-
ках императора.
Особая роль отводилась военному ведомству, возглав-
ляемому тайвэем, к ведению которого относились комплек-
тование армии, назначение военных чинов и пр. О его
важной роли свидетельствовало, в частности, то, что
тайвэй наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным
цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привиле-
гированную категорию чиновников - "трех гунов".
В империи существовало особое ведомство обрядов, ру-
ководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал дол-
жен был служить социальному сплочению, воспитанию насе-
ления в духе
признания незыблемости и святости существующих поряд-
ков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор
за созданной в 124 году до н.э. императорской академи-
ей, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем са-
мым выступал в роли "министра образования".
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором.
Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные
представители императора стояли на страже существующих
порядков как в центре, так и на местах. Они были "гла-
зами и ушами" императора в каждом округе, контролирова-
ли работу всех его должностных лиц, следили за их бла-
гонадежностью, расследовали по прямому поручению импе-
ратора заговоры и другие государственные преступления.
Глава ведомства сельского хозяйства был своеобразным
верховным казначеем, ответственным за поступления в го-
сударственную казну налогов, откупных платежей за тру-
довые повинности, доходов от государственных монополий
на соль и железо. Он контролировал также расходы на со-
держание чиновничества и армии.
Местное управление. Государственные формы эксплуата-
ции податного крестьянства требовали установления чет-
кого административно-территориального деления. Еще в
Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые
элементы территориального деления. Здесь были введены
округа, являющиеся налоговыми и военными единицами.
Уездная территориальная администрация в Китае начала
складываться еще в начале VII в. до н.э., в период су-
ществования удельной системы. В каждый уезд направлялся
чиновник, ответственный перед правителем царства или
крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в
ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти
центра на местах.
Циньско-ханьский Китай делился на области или окру-
га, те - на уезды, уезды - на волости, а волости - на
общины - низшие административно-территориальные едини-
цы. На местах действовала сложная система управления,
основанная на соподчинении гражданских и военных чинов.
Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, ко-
торые делили свою власть с представителями военного ве-
домства, в их подчинении были расквартированные там ар-
мейские подразделения. Только в пограничных областях
гражданские и военные функции сосредоточивались в руках
губернатора.
Община, несмотря на разрушение общинного землевладе-
ния, продолжала играть роль относительно обособленной
единицы. Руководство общиной осуществляли староста и
"отцы-старейшины". Низший административный персонал,
начиная с волостных старейшин, не входил в состав чи-
новничества. Его представители, как и другие общинники,
выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но
пользовались большой властью, вплоть до мобилизации об-
щинников-крестьян для защиты общинной территории. Во
главе городского самоуправления стоял совет старейшин
{санълао).
Бюрократический контроль распространялся и на органы
местного самоуправления. Система взаимной слежки, от-
ветственности действовала на всех уровнях: от сельской
общины, построенной на круговой поруке, до высших чи-
новников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую
работу подчиненных им чиновников.
Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае,
что определялось частыми войнами и крестьянскими восс-
таниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значи-
тельных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали не-
посредственное влияние на становление китайского госу-
дарства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полуп-
рофессионалы, входившие в армейские группы и размещен-
ные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям вы-
делялись земельные угодья, составлявшие их хозяйствен-
ную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в
распоряжении вана. Должности командующих группой армий
передавались по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали на-
ряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин
от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную
подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и
месяц в году служить в ополчении по месту жительства.
На охрану государственных границ без указания сроков
службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновни-
ки, преступники, потерявшие свободу за долги заложники,
бродячие торговцы и только в последнюю очередь свобод-
ные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находя-
щаяся на содержании казны. Она состояла из телохраните-
лей императора, частей, охранявших столицу. На эти час-
ти, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20
тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так,
поимка бандитов и разбойников была обязанностью военно-
го ведомства. Начальник императорской гвардии, телохра-
нитель вана, занимал важное место при дворе.
Суд. Наличие специального судебного ведомства в им-
перии Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей
свидетельствует об определенном выделении судебных
функций из общеадминистративных, которое, однако, про-
водилось непоследовательно и касалось, видимо, только
уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и
начальником тюрем в округе.
Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго
следило за применением уголовных законов. Все дела о
наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки,
особенно дела, связанные с превышением власти чиновни-
ками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все ад-
министративные органы обладали судебной властью. Пресе-
чение злоупотреблений чиновников возлагалось также на
представителя верховного цензора в провинциях. Низшим
судом по гражданским делам была уездная администрация.
Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось
губернатору провинции,который в случае его сложности мог
адресовать дело в центр, начальнику судебного или дру-
гого ведомства. В качестве последней инстанции выступал
сам император, который мог непосредственно разбирать
судебные дела.