В праве Вавилона выделялись две группы свободных.
Первая - авилумы ("человек", "сын человека"), вторая -
мушкенумы, лица более низкого социального статуса ("па-
дающие ниц", т.е. бившие челом", обращающиеся к царю с
просьбой о принятии на служ-
бу). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась
тем, что они не были потомками "своих" и не имели кор-
ней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком
низшей категории. Высшие царские служащие относились к
авилумам, так как наряду с большими служебными наделами
они владели общинной землей. Различия между этими соци-
альными группами особенно ярко проявились в нормах пра-
ва, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и
членов их семей.
В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой
правовой защитой. Например, кража их имущества по ЗХ
каралась как кража из дворца, а их рабы, как уже гово-
рилось, обладали некоторыми преимуществами перед рабами
частных лиц.
Для торговли зерном, приобретения так недостающих
здесь полезных ископаемых, металла, а также камня, леса
и пр. еще общины Шумера и Аккада стали посылать в дли-
тельные путешествия своих торговых агентов. Торговые
пути, шедшие через Ассирию, связывали Вавилон с Сирией,
Малой Азией, Арменией и др. Очень рано в связи с этим в
праве Месопотамии сложилось понятие тамкар - ростовщик,
кредитор, торговец, человек, связанный с торговой, рос-
товщической деятельностью дворца. По ЗХ царской властью
на тамкаров накладывались не только обязанности по от-
числению в царскую казну части своих доходов, но и дру-
гие обязанности: например, выкуп пленного воина с пос-
ледующим возмещением затрат самим воином, его общиной
или храмом.
Будучи зависимыми, тамкары между тем пользовались
широкой свободой финансово-торговой деятельности, со-
вершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы,
создавали торговые организации. Правовая практика Вави-
лона I тыс. до н.э. знает торговые объединения, бан-
ковские дома, которые вели крупные денежные операции,
скупали и продавали землю, кредитовали освоение новых
земель и т.д.
Зависимообязанным было и ремесленное производство,
развивающееся главным образом в царском хозяйстве.
Царскими надсмотрщиками контролировалось не только ре-
месленное производство, но и сбыт продукции. В Новова-
вилонском царстве практиковалось обучение рабов квали-
фицированному ремеслу. Но представители таких важнейших
ремесел, как кузнецы, плотники, пивовары, обладали той
или иной степенью самостоятельности, создавали профес-
сиональные объединения и пр. По ЗХ, например, особой
защите подлежали права отца-усыновителя, обучившего
приемного сына своему ремеслу (ст. 188).
Большей независимостью пользовались организации не-
которых "ученых" профессий, таких, например, как специ-
алисты по "изгнанию духов", предсказатели будущего,
врачи, писцы. Жречество в Вавилоне не сложилось в
оформленное сословие, в административном совете храма
были представлены как жрецы, так и царские чиновники,
должности жрецов продавались.
Государственный строй. В Месопотамии наиболее ранней
формой государственной организации были города-госу-
дарства. Сле-
дует, однако, иметь в виду условность различий между
некоторыми городскими и сельскими общинами, так как го-
рожане также занимались земледелием и пользовались все-
ми правами членов общины. Не случайно и город и село
по-аккадски имели одно название - ур.
Во главе первых месопотамских городов-государств
стоял правитель-царь, который носил название энси
("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугалъ
("большой человек", "хозяин", "господин"). В городах
созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти
общинные органы не только избирали и в некоторых случа-
ях низвергали правителей, но и определяли объем их пол-
номочий, наделяя большими или меньшими правами в воен-
ной и законодательной областях. Лугаль, видимо, и отли-
чался от энси большими военными полномочиями. Самим об-
щинным собраниям принадлежали законодательные, финансо-
вые (право установления цен, всякого рода сборов), су-
дебные функции и функции по поддержанию общественного
порядка.
Правитель города являлся главой общинного культа,
ведал ирригационным, храмовым и другим общественным
строительством, предводительствовал войском, председа-
тельствовал в совете старейшин или в народном собрании.
Усиление царской власти при Саргоне и его преемни-
ках, продолжающееся при царях III династии Ура, чему
способствовали победоносные войны этих правителей, было
закономерным явлением. Оно было продиктовано необходи-
мостью объединения общин, централизованного и рацио-
нального использования ирригационноводного хозяйства.
Отсюда возникает и новый вид правителя лугаля-гегемо-
на., власть которого выходила за рамки отдельного горо-
да и в силу этого не ограничивалась общинными органами.
Власть правителей стала приобретать наследственный ха-
рактер, а административный аппарат и сам царь - олицет-
ворять единство обширных территорий. Местные энси были
низведены до положения чиновников, царю была подчинена
храмовая администрация.
Усилению централизаторских тенденций способствовало
представление о божественном характере власти, ниспос-
ланной якобы царям небесами. Все цари династии Ура,
кроме первого, Ур-Намму, писали свои имена рядом с име-
нем Бог, в силу якобы своей избранности, наделенности
особой царственностью богами, что возвышало их над все-
ми людьми. Царственность воплощалась в особых атрибутах
царской власти - одежде, диадеме, жезле и пр.
Наибольшей степени концентрации царская власть дос-
тигла в Древневавилонском царстве, в котором складыва-
ется одна из разновидностей восточной монархии. Хамму-
рапи пользовался формально неограниченными законода-
тельными полномочиями. Он выступал главой большого уп-
равленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохра-
нившиеся до наших дней около 60 приказов Хаммурапи
царским наместникам в городах и отдельных областях, а
также военачальникам, послам: о смещении и назначении
чиновни-
ков, проведении переписи населения, строительстве кана-
лов, взыскании налогов.
Как и в других древневосточных государствах, в руках
царя сосредоточивались обширные хозяйственные функции:
руководство ирригационным хозяйством, строительство
храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграж-
дения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи
купцы были превращены в царских агентов. С широким раз-
витием ростовщичества была связана деятельность особых
царских чиновников, государственных контролеров.
Страна была разделена на области, находящиеся под
управлением царских чиновников шакканаккум, ответствен-
ных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв
ополчения, а также контролировавших назначаемых глав
общин - рабианум.
Однако власть древневавилонских царей нельзя безого-
ворочно назвать деспотической. И во времена Хаммурапи
продолжали существовать общинные органы управления, со-
веты старейшин, общинные сходки. Их полномочия были
значительно урезаны, но они сохраняли ряд администра-
тивных, финансовых и судебных функций, а также функций
по поддержанию общественного порядка (управляли общин-
ной землей, разрешали совместно с представителями царс-
кой власти спорные вопросы между общинниками и держате-
лями наделов от царя, распределяли налоги и определяли
размеры сборов и пр.).
Некоторые самые древние и важные города в Вавилонии
(Ниппур, Сиппар, Вавилон) могли иметь особый юридичес-
кий статус, поскольку рассматривались как находящиеся
под защитой местного божества. Жители этих городов мог-
ли освобождаться от налогов, трудовой повинности, воен-
ной службы.
Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной
мере сопротивление некоторых сельских общин и племен.
Судя по Законам Хаммурапи, они хорошо знали опасность
"неподавимых смут, мятежей, ведущих к гибели". В инте-
ресах политической стабильности цари вынуждены были
предоставлять ряд привилегий (освобождать от налогов и
военной службы, трудовых повинностей) не только своим
слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям
племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных
монументах - кудурру ("пограничный камень").
Отношения между центральной властью и храмами были
также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собс-
твенное крупное землевладение и значительное число за-
висимых от них лиц, стремились к экономической незави-
симости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были
подчинены в административном и хозяйственном отношении
царю, который назначал в них жрецов и администраторов,
требовал отчета о хозяйственной деятельности.
Хаммурапи назывался "богом царей, знающим мудрость",
"сердцем Вавилона", "возлюбленным богини Иштар", но не
был самим божеством и даже верховным жрецом. Царь, нап-
ример, мог войти в храм только во время празднования
Нового года, здесь ежегодно повторялся обряд коронации,
принятия им из рук бога
Мардука царской власти. Междуцарствием считались годы,
когда этого не происходило. Коронация делала правите-
ля-человека в Вавилоне способным царствовать, но не де-
лала его Богом. Царь мог быть и низведен до состояния
обычного человека, лишиться царственности в силу край-
ней опасности того дела, за которое он брался. Только в
его добрых, справедливых делах, служении и почитании
богов, поддержке храмов было его спасение. Великий,
благодаря своей власти, в сравнении с подвластными ему
народами, царь из-за своей человеческой природы, сог-
ласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным
по отношению к природе и олицетворяющим ее богам.
Судебное устройство. В старовавилонском обществе до
Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия при-
надлежало храмовым и общинным судам. В качестве судеб-
ного органа выступали советы храмов, общинные собрания
или специально выделяемая ими коллегия общинных судов.
Рано упоминаются в источниках и царские суды. Так, еще
в шумерском городе-государстве Лагаше существовал осо-
бый верховный судья - один из крупных сановников прави-
теля.
Усиление царской власти привело к ограничению судеб-
ных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные
суды попрежнему состояли из членов совета старейшин, но
руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были под-
судны царские люди, они не могли рассматривать дела,
касающиеся царского имущества. Царские суды при Хамму-
рапи были введены во всех больших городах, они рассмат-
ривали главным образом дела царских людей. Но царь не
выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инс-
танцией. Он имел право помилования в случае вынесения
смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную
волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосу-
дии. Жалобы передавались царем для решения соответству-
ющим административным или судебным органам: общинным
или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций,
всякое судебное решение было в принципе окончательным.
Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять
вызов в суд, арест и розыск преступников.
Наряду с профессиональными царскими судьями, как
свидетельствуют источники, существовали особые судебные
должности глашатаев, полицейских или судебных исполни-
телей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью
судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная
роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законнос-
ти сделок, в процедуре ордалий - "божьего суда", кото-
рый считался важным средством установления истины.
В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна
связывались с представлениями о справедливости. Богиня
справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога
Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако
вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положе-
нием. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Зако-
нов Хаммурапи предусматри-
вающая наказание для судьи, изменившего свое решение
после того, как оно было записано в специальном доку-
менте на глиняной табличке с печатью. Характерно, что
такой провинившийся судья должен был быть "поднят со
своего судейского кресла" и лишен права отправлять пра-
восудие не царем, а общинным собранием.
В нововавилонском обществе в храмовый совет, осу-
ществляющий судебные функции, включались представители
народных собраний городов, на территории которых нахо-
дились святилища.
Армия. Усилению царской власти в шумерских горо-
дах-государствах способствовало наличие у их правителей
определенной военной силы, которая первоначально состо-
яла из лиц, зависимых от храма или от его правителя
лично. Создание постоянной армии, противопоставление ее
общинному ополчению было важным свидетельством усиления
царской власти.
Превращению Саргона во властителя могучего государс-
тва в значительной мере способствовало постоянное войс-
ко, которое он создал из малоземельных земледельцев-об-
щинников, получающих дополнительный надел за свою служ-
бу из царских земель. Саргон сам утверждал, что у него
была постоянная армия, насчитывающая 5400 воинов.
При Хаммурапи происходит окончательный отрыв посто-
янной армии от общинного землевладения. Воин (редум,
баирум) получает надел царской земли, обеспечивающий не
только его, но и его семью. Воинские наделы полностью
исключались из оборота, всякая сделка относительно зем-
ли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин
сохранял право на земельный надел, на часть участка
сохранялось право его малолетнего сына (ст. 27-29). Ес-
ли воин ради избавления от службы бросал надел, он не
терял права на него в течение года при условии возвра-
щения к своим обязанностям.
В целях укрепления боеспособности, дисциплины в ар-
мии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать вои-
нов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а
также воинских начальников - декум и лубуттум, исполь-
зовавших в своих целях имущество солдата или отдавших
его внаем. Служба воина считалось "вечной". В отличие
от Вавилона в Ассирии, если воин был достаточно зажито-
чен, он мог выставить вместо себя заместителя из числа
бедняков. Он давал при этом обязательство снабжать про-
довольствием своего заместителя с условием, что его
семья будет на него работать. Эта система "заместитель-
ства" свидетельствовала о глубоко зашедшем разорении
земледельцев в Ассирии.
Профессиональные воины выполняли полицейские функции
в Вавилоне. Не потеряло между тем окончательного значе-
ния и общинное ополчение, созываемое во время крупных
военных походов. Помимо лучников и тяжеловооруженной
пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц.
Древневавилонские источники, например, сообщают о том,
что их командиры за воинские доблести вознаграждались
царем землями, освобождались от налогов и несения дру-
гих повинностей.
Глава 4. Древняя Индия
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась
более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с
центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические
раскопки дали возможность установить, что еще в III ты-
сячелетии до н.э. здесь существовали крупные города -
центры ремесленного производства, развитое земледелие,
торговля, имущественное расслоение населения.
Наука, к сожалению, располагает скудными историчес-
кими сведениями по этому периоду истории Древней Индии.
Полнее представлены исторические свидетельства по так
называемому ведическому периоду (вторая половина II ты-
сячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.),
когда углубляется социальное расслоение и складывается
государственность в долине Ганга, чему способствует
продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение
на территорию Индии с северо-запада индо-арийских пле-
мен, консолидировавшихся где-то на рубеже III-II тыся-
челетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия.
Долина Ганга к началу проникновения ариев (XIV-XIII вв.
до н.э.) была заселена этническими общностями мундов и
дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо асси-
милированы ариями, носителями более высокой материаль-
ной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к
этому периоду литературные памятники религиозного со-
держания - веды, ставшие позже священными книгами инду-
сов, а также произведения народного эпоса.
Хараппская культура долины Инда, существовавшая нес-
колько веков раньше индо-арийской, не оказала сущест-
венного воздействия на исторические судьбы народов до-
лины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из
самобытных, сохранивших до настоящего времени свои
культурные ценности цивилизаций Востока.
Наиболее многочисленные и разнообразные исторические
сведения (при их общей бедности и ограниченной научной
ценности) относятся к следующему, так называемому ма-
гадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячеле-
тия до н.э. - до I в. н.э.), периоду складывания и су-
ществования самого крупного не только в Древней Индии,
но и на всем Древнем Востоке государственного образова-
ния - империи Маурьев (IV в. до н.э. - II в. до н.э.)
Среди литературных памятников этого периода особое мес-
то занимает древнеиндийский политический трактат Артха-
шастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя
империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религи-
озно-ритуальных и правовых брахманских компиляций -
дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее извест-
ная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II
в. до н.э. - II в. н.э.).
Правовое положение отдельных групп населения. Право-
вые памятники дают яркую картину сословно-кастового де-
ления древнего общества Индии, которое приобрело здесь
наиболее законченные формы.
Процесс социального расслоения древнеиндийского общест-
ва начался в недрах разрозненных племенных общин. В ре-
зультате разложения родоплеменных отношений выдвигались
более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточи-
вали в своих руках общественные функции управления, во-
енной охраны, жреческие обязанноста,- Это привело к
развитию социального и имущественного неравенства, ра-
бовладения, к превращению племенной верхушки в родовую
аристократию. Способствовали развитию социального нера-
венства и войны, в ходе которых возникали отношения за-
висимости, подчинения между отдельными племенами и об-
щинами.
Социальное расслоение в Древней Индии привело, одна-
ко, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов),
а к возникновению особых сословных групп - вари: брах-
манов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов,
правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и
шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях,
вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении
ведической литepaтypой - Ригведе. В более поздних ведах
указывается на наследственный характер религиозной и
военно-управленческой деятельности брахманов и кшатри-
ев.
Формированию варны жреческой верхушки брахманов спо-
собствовала монополизация ими на определенном этапе ис-
торического развития отправления религиозных церемоний,
знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, во-
енная аристократия - кшатрии начала складываться в про-
цессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В
эту категорию первоначально входили только арии, но в
ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев по-
полнялась и местными вождями, главами сильных родовых
групп, на что, в частности, указывает существование в
Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е.
кшатриев по обету, а не по рождению.
Название третьей варны "вайшии" произошло от слова
"виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса
трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособле-
нию кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-прос-
толюдинов способствовали представления, что кшатрии -
полновластные распорядители богатства, приобретаемого
войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой, трехчленной дифференциации
древнеиндийского общества лежало разделение труда, та
глубокая социально действенная ступень разделения, ког-
да труд физический отделялся от умственного, материаль-
ный от духовного, производительный от управленческого.
В таком разделении труда уже были заложены основы соци-
ально-экономического неравенства, эксплуатации родовой
аристократией простого народа.
По мере консолидации высших варн - брахманов и кшат-
риев складывался особый порядок регулярных отчислений
от сельскохозяйственного продукта доли, получившей наз-
вание боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и
кшатриев. Он все время возрастал, став со временем сво-
еобразной формой государственной эксплуатации рядовых
общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой
варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных пле-
мен, но не меньшую роль играло и развитие социального
неравенства внутри самого арийского общества; разряд
шудр пополнялся представителями не только коренного на-
селения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее
членов, которые отрабатывали долги, находились в услу-
жении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов ра-
бов (а соответственно и семь источников рабства): зах-
ваченный под знаменем (военный плен), раб за содержа-
ние, рожденный в доме, купленный, подаренный, достав-
шийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хо-
зяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общеп-
ризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен,
заключенные им сделки считались недействительными (VI-
II, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом
пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других
товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство ра-
быни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54-55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия
между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находя-
щимися в услужении, в других - эти различия отсутству-
ют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно
обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении.
Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии бы-
ло одной из форм зависимости, но далеко не единствен-
ной. Здесь широко были представлены многочисленные пе-
реходные социальные формы, промежуточные социальные
состояния (от свободных, но неполноправных беднейших
слоев населения - к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые
границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудра-
ми, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных
ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняют-
ся, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах
- "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой
варной строго закрепляется наследственный круг занятий.
Изучение священных книг - привилегия.брахманов, кшатри-
ев и вайшиев, которые получают название дважды рожден-
ных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе
рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в
связи с началом изучения священных книг. Целые главы
дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения
людей, их общения друг с другом, с представителями так
называемых неприкасаемых каст', стоящих вне варн ин-
дийского общества, ритуалам