Эксплуатация "слуг царя",  оторванных от средств произ-
водства,  строилась  как на внеэкономическом,  так и на
экономическом принуждении,  так как  земля,  инвентарь,
тягловый скот и прочее были собственностью царя. Грани-
цы,  отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было
много) от "слуг царя",  были выражены нечетко.  Рабов в
Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в
дар,  но  иногда сажали на землю и наделяли имуществом,
требуя с них часть урожая.  Одной из форм возникновения
рабской  зависимости стала самопродажа египтян за долги
(которая,  однако, не поощрялась) и превращение в рабов
преступников.                                          
   Объединение Египта  после переходного периода смут и
раздробленности (XXII в.  до н.э.) фиванскими номами  в
границах  Среднего царства сопровождалось успешными за-
воевательными войнами  египетских  фараонов,  развитием
торговли с Сирией,  Нубией, ростом городов, расширением
сельскохозяйственного производства.  Это привело, с од-
ной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с дру-
гой - к укреплению  позиций  частного  хозяйства  вель-
мож-сановников и храмовых жрецов, органически связанно-
го с первым.  Номовая знать, имеющая кроме пожалованных
за  службу  земель ("дом номарха") наследственные земли
("дом отца моего"),  стремится превратить свои держания
в собственность,  прибегая с этой целью к помощи храмо-
вых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее нас-
ледственный характер.                                  
   Рано выявившаяся  неэффективность громоздких царских
хозяйств,  основанных на труде подневольных  земледель-
цев, способствует широкому развитию в это время надель-
но-арендной формы эксплуатации трудящегося люда.  Земля
стала отдаваться "слугам царя" в аренду,  она обрабаты-
валась ими в основном своими  орудиями  в  относительно
обособленном  хозяйстве.  При  этом  выплачивалась рен-
та-налог казне, храму, номарху или вельможе, но попреж-
нему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.   
   В Среднем  царстве выявляются и другие изменения как
в положении правящих кругов, так и низших слоев населе-
ния.  Все  более заметную роль в государстве,  наряду с
номовой аристократией и жречеством, начинает играть не-
титулованное чиновничество.                            
   Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые
недлсес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их
появление было связано с развитием частного землевладе-
лия,  товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в
XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появ-
ляется понятие "торговец",  а мерилом стоимости при от-
сутствии денег становится серебро'.                    
   Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефи-
цитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых
дел  мастера),  будучи  не столь прочно связаны с царс-
ко-храмовым хозяйством,  приобретают более высокий ста-
тус,  продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с
развитием ремесла, товарно-денежных                    
   ' 1 г серебра был равен стоимости 72 литров зерна, а
раб стоил 373 г серебра.                               
                                                       
отношений растут города, в городах возникает даже подо-
бие цехов, объединения ремесленников по специальностям.
   Об изменении правового положения состоятельных групп
населения свидетельствует и расширение  понятия  "дом",
ранее обозначающее родственно-клановую группу подвласт-
ных  патеру-вельможе   членов   семьи,   родственников,
слуг-рабов  и  пр.  Главой  дома мог выступать теперь и
неджес.                                                
   Сильные неджес вместе с низшими звеньями  жречества,
мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в го-
родах составляют средний,  переходный  слой  из  мелких
производителей  к господствующему классу.  Растет число
частных рабов,  усиливается эксплуатация зависимых зем-
ледельцев-наделыциков, несущих главные тяготы податного
обложения,  военной службы в царских войсках. Еще более
нищает  городская  беднота.  Это  приводит  к  крайнему
обострению социальных  противоречий  в  конце  Среднего
царства (усилившегося под воздействием вторжения в Еги-
пет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в сре-
де  беднейших слоев свободных египтян,  к которым впос-
ледствии присоединились рабы и даже некоторые  предста-
вители состоятельных земледельцев.                     
   События тех  дней  описаны  в красочном литературном
памятнике "Речение Ипувера",  из которого следует,  что
восставшие  захватили царя,  изгнали сановников-вельмож
из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и
храмовыми закромами,  разгромили судебную палату, унич-
тожили книги учета урожаев и пр.  "Земля перевернулась,
словно гончарный круг",  - пишет Ипувер,  предостерегая
правителей от повторения подобных событий,  приведших к
периоду  междуусобиц.  Они длились 80 лет и завершились
после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г.  до
н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.
   В результате победоносных войн Египет Нового царства
становится первой крупнейшей империей в  древнем  мире,
что  не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его
социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родо-
вой аристократии.  Яхмос оставляет на местах тех прави-
телей,  которые изъявили ему полную покорность, или за-
меняет их новыми.  Благосостояние представителей правя-
щей верхушки отныне прямо зависит от того,  какое место
они  занимают в должностной иерархии,  насколько близко
стоят к фараону и его двору.  Центр тяжести администра-
ции  и  всей  опоры фараона существенно перемещается на
нетитулованные слои  выходцев  из  чиновников,  воинов,
земледельцев  и  даже приближенных рабов.  Дети сильных
неджес могли пройти курс обучения в специальных школах,
руководимых царскими писцами,  и по окончании его полу-
чить ту или иную чиновничью должность.                 
   Наряду с неджес в это время появляется и особая  ка-
тегория египетского населения,  близкая к нему по поло-
жению,  обозначаемая термином "немху".  В эту категорию
включались земледельцы,  имеющие свое хозяйство, ремес-
ленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фара-
оновской администрации могли быть повыше-              
ны или понижены в своем социально-правовом  статусе,  в
зависимости от потребностей и нужд государства.        
   Связано это было с созданием по мере централизации в
Среднем царстве системы общегосударственного  перерасп-
ределения  рабочей  силы.  В  Новом царстве,  в связи с
дальнейшим ростом многочисленного имперского,  иерархи-
чески  соподчиненного слоя чиновничества,  армии и пр.,
эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключа-
лась  в следующем.  В Египте систематически проводились
переписи, учитывающие население в целях определения на-
логов, комплектования армии по возрастным категориям:  
   отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные катего-
рии в определенной мере были  связаны  со  своеобразным
сословным делением населения,  непосредственно занятого
в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновни-
ков,  мастеров и "простых людей". Своеобразие этого де-
ления заключалось в том,  что численный и  персональный
состав  трех  первых  сословных групп определялся госу-
дарством в каждом конкретном случае с учетом  его  пот-
ребностей в чиновниках,  мастерах и пр. Происходило это
в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той
или иной государственной хозяйственной единицы, царско-
го некрополя, ремесленных мастерских.                  
   "Наряд" на постоянную квалифицированную работу, нап-
ример архитектора, ювелира, художника, относил "просто-
го человека" к категории мастеров, что давало ему право
на  должностное владение землей и неотчуждаемую частную
собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в
разряд "простых людей", он не был бесправным человеком.
Работая в том или ином хозяйственном  подразделении  по
указанию царской администрации, он не мог покинуть его.
Все то, что производилось им в урочное время, считалось
собственностью фараона,  даже его собственная гробница.
То,  что производилось им во внеурочное время, было его
собственностью.                                        
   Чиновники, мастера  противопоставлялись "простым лю-
дям",  положение которых мало чем отличалось от положе-
ния рабов, их только нельзя было купить или продать как
рабов. Эта система распределения рабочей силы мало зат-
рагивала основную массу надельных земледельцев, за счет
которых и содержалась эта  огромная  армия  чиновников,
военных и мастеров.  Периодический учет и распределение
на работу основного  резерва  рабочей  силы  в  Древнем
Египте  были прямым следствием неразвитости рынка,  то-
варно-денежных отношений,  полного поглощения государс-
твом египетского общества.                             
   Государственный строй.  Древнеегипетское государство
было централизованным почти на всех этапах своего  раз-
вития, за исключением непродолжительных периодов распа-
да.  Объединение Египта в конце IV тысячелетия до  н.э.
под  началом единого царя ускорило создание здесь цент-
рализованного бюрократического аппарата, который на ре-
гиональном уровне был организован по древним традицион-
ным номам и представлен правителями-номархами, хра-    
мовыми жрецами,  вельможами и царскими чиновниками раз-
личных рангов.                                         
   С помощью этого аппарата, систематически одариваемо-
го центральной властью, происходило дальнейшее укрепле-
ние могущества фараона,  который начиная с III династии
не просто обожествлялся,  но считался равным богам. Ло-
гическим  следствием  изменений  в  египетской теологии
становится скрупулезная разработка  ритуала  поклонения
богу-фараону,  строительство гигантских пирамид на мес-
тах их захоронений.  Геродот, посетив Египет в середине
V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жречес-
ких сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе)  писал,
что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40
лет (20 лет на заготовку материалов и 20  лет  на  само
строительство).  Привлекались к сооружению пирамиды все
египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек). 
   Наибольшего могущества власть фараонов  достигает  в
Новом царстве, когда окончательно утверждается основан-
ная на военной силе  и  многочисленном  бюрократическом
аппарате имперская власть центра, полностью подчинивше-
го себе управление обширной территорией.               
   Приказы фараона неукоснительно соблюдались,  он  был
главным  за" энодателем и судьей,  назначал всех высших
чиновников.  Считалось,  что от  фараона-бога  зависели
урожай,  справедливость  в  государстве  и его безопас-
ность. Всякий социальный протест против царя - преступ-
ление против религии.  Фараону, как носителю высшей го-
сударственной власти,  принадлежало верховное право  на
земельный  фонд.  Он  мог жаловать землю вместе с госу-
дарственными рабами знати,  чиновникам,  жрецам, масте-
рам. Жаловал он и титулы.                              
   Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по
наследству (по крайней мере во времена царствования той
или иной династии).  Но династии,  как известно,  часто
менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в пе-
риод смут,  три-четыре года,  что находило оправдание в
египетской теологии, в представлениях египтян о власти.
Согласно этим представлениям божественности фараона бы-
ло недостаточно,  чтобы родить нового  фараона-бога.  В
единственного  родившегося ребенка вместе с семенем от-
ца-бога должен войти бог,  божественное царственное на-
чало.  В  противном случае все другие дети фараона были
бы ипостасью бога-творца,  а при множестве жен и налож-
ниц у фараонов их было бы чересчур много'.             
   Царственное богосыновство  как  уникальное  качество
правящего монарха не  передавалось  непосредственно  по
наследству.  Оно  могло быть передано,  "войти" в любую
женщину, которая, даже                                 
 
   Египетские фараоны обычно имели главную жену,  егип-
тянку,  которой  по  традиции становились их родные или
единокровные сестры,  и несколько второстепенных жен  и
наложниц.  Дети  от всех этих жен могли претендовать на
престол,  но принцип первородства был при этом традици-
онно решающим.                                         
                                                       
никогда не видя царя,  способна была произвести  нового
бога-фараона.                                          
   Эти представления  и служили признанию нового ненас-
ледственного фараона, легитимации власти новой правящей
династии, которые, как свидетельствует длительная исто-
рия Древнего Египта, могли основываться и одним из мно-
гочисленных номархов или главных жрецов храмов.        
   При всей широте полномочий фараона его власть нельзя
рассматривать как  личную,  произвольную.  Политическая
стабильность единого государства Египта,  неприкосовен-
ность трона зависели от того,  насколько успешно фараон
служил интересам господствующих социальных слоев,  осо-
бенно военной и  жреческой  верхушки.  Власть  фараонов
сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедли-
вости {маат),  следование которым считалось особой зас-
лугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.),
например,  в своих надписях  указывал,  что  он  всегда
"соблюдал закон",  т.е. установленный в Египте правопо-
рядок.                                                 
   В главе 125 "Книги мертвых",  обширном произведении,
составленном  в  эпоху  Нового  царства на основе более
ранних жреческих записей (которые  клались  в  гробницу
при погребении царей и сановников в качестве своего ро-
да путеводителя для мертвеца на том свете), одна из за-
поведей-клятв гласила:  "Я не чинил людям зла, я не на-
нес ущерб скоту.  Я не совершал греха в месте истины, я
не творил дурного". "Речение Ипувера", как и другое ли-
тературное произведение древности  "Пророчество  Нефер-
ти", содержит предостережение в адрес правителей, нера-
дение и ошибки в управлении которых  могут  привести  к
краху государства,  его гибели,  "когда Нил иссыхает, а
женщины не рожают".                                    
   Все эти тексты свидетельствуют о двойственном предс-
тавлении  египтян о носителях власти.  Фараон не только
Бог,  но и человек,  который умирает как все, впадает в
грехи, приходит к "Суду вечности", обремененный хороши-
ми или дурными делами, и может быть осужден.           
   Природа фараона-человека слабая,  смертная,  подвер-
женная страданиям, всяческим напастям, только соединив-
шись с природой божественной,  оказывается способной  к
выполнению  исключительной  сверхъестественной роли,  в
которой египтяне видели залог их благополучия не только
на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом
свете можно по-иному взглянуть и на само понятие  "вос-
точная деспотия", и на массовое участие египтян в стро-
ительстве пирамид,  которое стимулировалось, видимо, не
одним насилием, приказом.                              
   Двойственность представлений  египтян о власти отра-
жалась и в особенностях управленческого аппарата  древ-
неегипетского  государства,  который,  несмотря на свою
многочисленность,  был слабо дифференцирован. Почти все
чиновники  Египта  были  одновременно связаны с хозяйс-
твенной, военной, судебной и религиозной деятельностью.
Причем если со временем прямая связь царских чиновников
с деятельностью тех или иных хозяйственных подраз-     
делений возрастала,  то их роль в религиозной сфере па-
дала.  В Новом царстве религиозные функции сосредоточи-
ваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в
ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается
роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного
управления.                                            
   На всех  этапах развития Египта особая роль в управ-
лении государством принадлежала царскому двору.  О раз-
витии  функций  государственного  аппарата могут свиде-
тельствовать изменения полномочий первого помощника фа-
раона  - джати.  Джати сначала жрец города - резиденции
правителя.  Он вместе с тем начальник  царского  двора,
ведающий придворным церемониалом,  канцелярией фараона;
Полномочия джати со временем выходят за рамки  управле-
ния царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве
джати осуществляет контроль за всем управлением в стра-
не,  в центре и на местах, распоряжается земельным фон-
дом,  всей системой водоснабжения. В его руках - высшая
военная  власть.  Он контролирует набор войска,  строи-
тельство пограничных крепостей,  командует флотом и пр.
Ему принадлежат и высшие судебные функции.  Он рассмат-
ривает жалобы,  поступающие к фараону, ежедневно докла-
дывает  ему  о  наиболее важных событиях в государстве,
непосредственно следит за выполнением полученных от фа-
раона указаний.                                        
   Должность джати  обычно  исполнял  один из царевичей
или иных близких родственников фараона;  при  некоторых
династиях,  например V и VI, - какой-либо из высокопос-
тавленных сановников-вельмож из  знатных  фамилий,  что
было свидетельством ослабления центральной власти в это
время.                                                 
   Под непосредственным контролем джати находились гла-
вы специализированных управлений:  "начальник дома ору-
жия",  руководивший военным ведомством,  отвечавший  за
вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей
и пр., "заведующий тем, что дает небо, производит земля
и  приносит  Нил" - хранитель государственных амбаров и
складов, "начальник работ", отвечавший за крупное стро-
ительство и пр.                                        
   Слабая дифференциация отдельных звеньев управленчес-
кого аппарата,  их неразрывная связь  с  религиозно-хо-
зяйственной  деятельностью  в Древнем Египте определили
существование здесь особых групп  лиц,  получивших  при
XVIII династии название "послушных призыву".  Каждая из
этих групп не была однородной  ни  с  сословной,  ни  с
классовой точек зрения. В одну из этих групп могли вхо-
дить лишь крупные сановники, придворные фараона, в дру-
гую  -  вместе со свободными и рабы,  в третью - только
рабы.  Эти группы лиц занимали определенное место  и  в
производстве,  и  в управлении древнеегипетским общест-
вом.                                                   
   "Послушные призыву" - это те, кто мог непосредствен-
но  выслушать и должен был выполнить приказ своего гос-
подина. Одно и то же лицо могло иметь "послушных призы-
ву" и состоять в группе "послушных призыву" своего гос-
подина, начальника высшего ранга.                      
В системе  органов управления особую роль играла группа
"больших послушных призыву царя" - придворных,  крупных
вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя.
Часть своих управленческих функций  представители  этой
группы могли передавать своим "послушным призыву".  Они
зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из
них  особое  должностное  земельное владение.  "Большие
послушные призыву царя" возглавляли все высшие  ведомс-
тва в государстве, в которых служили их "послушные при-
зыву".                                                 
   Так, например, особо многочисленную группу составля-
ли  работники  "белых  домов",  центров по переработке,
хранению и распределению продуктов сельского  хозяйства
и ремесла,  дома "царских сокровищ" - своеобразного на-
логового ведомства.  Древние надписи говорят о "началь-
нике послушных призыву дома его величества", ведавшего,
видимо,  дворцовым хозяйством,  о "начальнике послушных
призыву,  сопровождающих его величество", о "начальнике
послушных призыву местоприбывания царя", т.е. собствен-
но дворцовых слуг и пр.                                
   Особую группу  "послушных  призыву богов" составляли
работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших
египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась осо-
быми начальниками.  Весь этот сложный  комплекс  служб,
хозяйственных  подразделений так или иначе был связан с
тремя главными отраслями управления,  с тремя  главными
ведомствами (военным, налоговым и ведомством обществен-
ных работ),  выражались ли эти работы  в  строительстве
ирригационных сооружений или царских гробниц.          
   Местное управление.  Древнее царство - это объедине-
ние небольших сельских общин,  во главе которых  стояли
общинные старосты и общинные советы - джаджаты.  Общин-
ные советы в Древнем царстве, состоящие из представите-
лей  зажиточного крестьянства,  были органами судебной,
хозяйственной и административной власти на местах.  Они
регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состо-
янием сети искусственного орошения, за развитием земле-
делия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют
свое значение,  а общинные старосты превращаются в  чи-
новников централизованного государственного аппарата.  
   Номархи -  представители небольших государств,  соз-
данных на базе старых общин, а затем отдельных областей
централизованного государства, со временем также теряют
свою самостоятельность.  Еще в Среднем царстве номархи,
обладающие  различным  объемом полномочий в зависимости
от своего богатства,  силы и влияния при  дворе,  могли
возглавлять местное ополчение,  выступать жрецами мест-
ных богов и руководителями храмовых хозяйств.  В  Новом
царстве номовая администрация целиком подчиняется цент-
ру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновни-
ка, при котором были секретарь-писец и административная
палата.                                                
   Центральной фигурой  разветвленного   административ-
но-командного  аппарата в Древнем Египте на всех этапах
его развития была                                      
фигура писца-канцеляриста.  Их  готовили  в специальных
школах,  они ведали многочисленными приходно-расходными
книгами,  два раза в год составляли кадастр всех земель
в стране, переписывали население, его имущество и пр.  
   Страна делилась не только на области,  но и  на  два
больших округа - Южный и Северный Египет,  во главе ко-
торых стояли царские наместники. Такое административное
деление,  соответствующее  древнему  делению  Египта на
Верхнее и Нижнее царства,  определяло и  особые  титулы
фараона,  сохранившиеся  и в поздней истории страны,  -
"владыка двух стран", "царь Нижнего и Верхнего Египта".
   Армия. В Древнем царстве не существовало  регулярной
армии.  Армия  создавалась из ополченцев по всей стране
на случай проведения  военных  операций,  преследующих,
как правило,  грабительские цели захвата рабов,  скота,
другого имущества. Участие в таких военных походах было
прибыльным  делом,  так  как воины принимали непосредс-
твенное участие в дележе военной добычи,  большая часть
которой  отдавалась  фараону.  В мирное время ополченцы
занимались своим хозяйством.  Во главе военных  отрядов
выступал  или сам фараон,  или назначенный им сановник.
Кадрового офицерства не было.                          
   В период раздробленности военная сила из  ополченцев
находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Сред-
нем царстве организация военного дела  была  достаточно
высокой,  ею непосредственно занимался джати, следивший
за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В
это же время появляется кадровое офицерство,  пополняю-
щее специальные формирования "спутников царя", выполня-
ющих  особо  важные  военные поручения фараона.  Рано в
Египте стала формироваться и  царская  гвардия,  личная
охрана царя.                                           
   В XVIII в.  до н.э. гиксосы в ходе завоевания Египта
приводят с собой лошадей.  С этого времени в египетской
армии  наряду с пехотой появляется конница и боевые ко-
лесницы.                                               
   В Новом царстве после разгрома гиксосов  в  связи  с
активизацией  военной политики создается постоянная бо-
еспособная  армия  из  земледельцев-египтян,  мелких  и
средних горожан,  которые были на полном содержании фа-
раона.                                                 
   Расширение границ государства за счет соседних  тер-
риторий  потребовало  строительства пограничных крепос-
тей,  опорных охранных пунктов,  флота,  а вместе с тем
увеличения регулярной армии,  создаваемой в ходе перио-
дически проводимой переписи населения и переписи  воен-
ных наборов из юношей-новобранцев [неферу}.  Помимо но-
вобранцев в армии начали входить  и  отряды  наемников,
завербованных среди нубийцев и др.                     
   Растет число  офицеров,  повышается  их роль в госу-
дарстве и социальный престиж.  Воины за особые  заслуги
награждаются земельными наделами и пр. Командный состав
армии в связи с общей военизацией государственного  ап-
парата наделяется функциями гражданских чиновников, ру-
ководит сооружением ороситель-                         
ных каналов.  Воинским начальникам экспедиционных отря-
дов еще в Древнем Египте передавались функции  управле-
ния  захваченными  территориями.  Непрекращающийся рост
числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ос-
лабляет египетскую армию,  а вместе с тем и военное мо-
гущество империи.                                      
   Армия сначала выполняла  полицейские  функции,  а  в
эпоху Нового царства эти функции стали выполнять специ-
альные полицейские отряды, призванные нести охрану сто-
лицы, каналов, зернохранилищ, храмов.                  
   Суд. Суд на всех этапах исторического развития Древ-
него Египта не был отделен от администрации.  В Древнем
царстве  функции  местного суда сосредоточиваются в ос-
новном в общинных органах самоуправления,  которые раз-
решают споры о земле и воде, регулируют семейные и нас-
ледственные отношения.  В номах царскими судьями высту-
пали  номархи,  носившие титулы "жрецов богини истины".
Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников -
царских судей осуществлял сам фараон или джати, который
мог пересмотреть решение любого суда,  возбудить судеб-
ное преследование против должностных лиц.  Джати непос-
редственно подчинялся "начальник шести великих  домов",
возглавлявший судебное ведомство и отвечающий за судоп-
роизводство по всей стране.  В Новом царстве джати под-
чинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фа-
раон мог назначить чрезвычайную  судебную  коллегию  из

его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связан-
ных с государственными преступниками, заговорами против
него.  Определенные судебные функции имели и храмы. Ре-
шение жреца-оракула,  имевшего огромный религиозный ав-
торитет,  не могло быть оспорено царским чиновником.  В
Египте были своеобразные тюрьмы,  представляющие  собой
административные и хозяйственные поселения преступников
и специально привлеченных к работе в них  "царских  лю-
дей".  Их  деятельность осуществлялась в тесной связи с
"ведомством поставщика людей" - царского бюро, занятого
распределением  различных категорий бесправного населе-
ния:  преступников, рабов-иноземцев и других - на тяже-
лые принудительные работы.                            
 
   Глава 3. Древние государства Месопотамии          
   Еще в IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья,
между Тигром и Евфратом начало развиваться  земледелие,
связанное с проведением ирригационных работ.           
   Первые города-государства  стали  возникать  здесь в
конце IV - начале III тысячелетия до н.э. на месте пос-
тоянных  поселений земледельцев,  разросшихся общин или
группы общин, в центре которых были храмовые комплексы,
посвященные  тому  или  иному божеству.  При этом жрецы
храма во главе с верховным жрецом выполняли  простейшие
функции управления.                                    
Рост сельскохозяйственного и ремесленного  производства
способствовал  укреплению месопотамских городов,  росту
их населения. Во второй трети III тысячелетия до н.э. в
городах-протогосударствах Урук,  Киш, Ур, Лагаш населе-
ние достигало нескольких тысяч человек. Здесь четко на-
метились социальные различия,  выделилась родовая арис-
тократия,  обладающая большими участками земли. Во мно-
гих  крупных  хозяйствах  родовой аристократии стал все
шире применяться рабский труд.                         
   В III тысячелетии до н.э. складывается и царско-хра-
мовое  хозяйство  за  счет отделения храмовых земель от
общинных.  Общинные земледельцы отныне не участвуют как
ранее  в  обработке храмовых земель,  а уплачивает рен-
ту-налог в храмовую казну,  земли же храмов обрабатыва-
ются  различными  категориями зависимого люда,  рабами.
Это,  однако, не освобождает общинников от общественных
работ,  строительства дорог, ирригационных сооружений и
пр. Вместе с усложнением управленческих функций в горо-
дах растет административный аппарат,  состоящий из лиц,
занимающихся учетом земель,  храмовым хозяйством, куль-
том, общественными работами. Вырастая из органов общин-
ного управления,  этот аппарат выполняет новую социаль-
ную  роль.  Он становится аппаратом города-государства,
осуществляющим многообразные управленческие функции  по
отношению к другим общинам-селениям.                   
   Возникновение городов-государств вместе с набирающи-
ми силу  процессами  социального  расслоения  затронули
прежде  всего  две  племенные группы,  населяющие южное
Двуречье: шумеров и аккадян. К концу III тысячелетия до
н.э.  населявшие  Двуречье  различные  племенные группы
окончательно слились,  но сохранились названия основных
его  частей - Шумера на юге и Аккада на севере.  Первым
центром шумерской цивилизации был Урук.  Самым  древним
из  городов  аккадян-семитов  был Аккад.  Жители Урука,
например, поклонялись богу неба Ану, храм в честь кото-
рого был не только административным центром, но и цент-
ром ремесла,  рано развивавшейся торговли, общественным
складом для страховых нужд и пр.                       
   На социально-экономическое  и  политическое развитие
Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что
городагосударства  возникали  здесь как близко располо-
женные локальные центры, окруженные полуоседлым и коче-
вым людом,  инокультурными племенами. От постоянных пе-
реселений и набегов соседних племен зависело не  только
политическое значение того или иного города,  но и само
его существование.                                     
   Раннединастийный период шумерской истории был эпохой
ожесточенной  борьбы соседних городов-государств за по-
литическую гегемонию,  а их правителей - за упрочение и
расширение своей власти за счет покорения соседей.     
   В XXVIII_XXVII  вв.  до н.э.  возвышается город Киш,
правители которого первыми приняли титул лугаля ("боль-
шой человек" "господин").  Затем успех перешел к Уруку,
имя его правите-                                       
ля Гильгамеша,  подчинившего Лагаш, Ниппур и пр., впос-
ледствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерско-
го эпоса.                                              
   В XXV в. верховенство перешло к правителям - лугалям
Ура, религиозным и культурным центром которого был Нип-
пур,  а затем на рубеже XXV-XXIV вв. - к правителям Ла-
гаша,  среди которых особую известность  приобрели  Лу-
гальянда и его противник Уруингина.  Если первый, стре-
мясь к укреплению своей власти, к централизации страны,
вызвал  резкое  недовольство  населения,  вылившееся  в
восстание против разрушения старых  общинных  порядков,
злоупотреблении властью,  то второй вошел в историю как
реформатор,  стремившийся облегчить положение бедняков,
уменьшить поборы с разоряющегося населения и пр.       
   Последующее недолгое  возвышение  правителя Уммы Лу-
гальзагеси сменяется в конце XXIV в. до н.э. гегемонией
семитского Аккада во главе с Саргоном Аккадским,  став-
шим правителем большого государства, включавшего многие
бывшие города-государства.                             
   Аккад, расположенный на берегу Евфрата,  при Саргоне
стал центром первого политического объединения северной
и южной частей Двуречья. Создав обширную централизован-
ную аккадскошумерскую державу, Саргон принял тилул "ца-
ря Шумера и Аккада", "царя четырех стран света".       
   Последовавшие затем нашествия горных племен,  не за-
тухающая борьба отдельных месопотамских городов за  ге-
гемонию приводили к смене политических центров,  к воз-
никновению новых правящих династий и царств,  среди ко-
торых  следует отметить новошумерскую династию Ура (III
династия Ура),  объединившую Двуречье в границах обшир-
ного шумерского государства в XXII - XX вв. до н.э.    
   Правители III династии Ура управляли своими владени-
ями с помощью  хорошо  организованной  профессиональной
армии, создавали царские суды, первые судебники (Судеб-
ник Ур-Намму) и пр.  Это относительно  централизованное
государство-гегемония,  единство  которого  скреплялось
главным образом военной силой его правителей, раздирав-
шееся внутренними усобицами,  прекратило свое существо-
вание под ударами эламитов в 2007 г. до н.э.           
   Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влия-
нию в регионе стало с конца XIX в.  до н.э. Древневави-
лонское царство,  трехсотлетнее существование  которого
(1894-1595 гг.  до н.э.) составило особую эпоху в исто-
рии Двуречья.  Вавилон, достигший своего социально-эко-
номического и политического расцвета при царе Хаммурапи
(1792-1750 гг.  до н.э.),  объединивший на новых  адми-
нистративно-территориальных   организационных   основах
(путем создания административных  областей  и  округов,
управляемых  царскими  сановниками) огромные территории
от Персидского залива до Сирии,  предстает  в  качестве
государства-империи,  идеологической базой которой стал
культ единого бога, "царя над богами" - Мардука.       
   Вавилон неоднократно  подвергался  нашествию  горных
племен, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он
пережива-                                              
ет новый  временный  подъем  в  эпоху  Нововавилонского
царства в VII-VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. факти-
чески прекращает свое существование.                   
   Картина развития месопотамского общества была бы не-
полной без упоминания о другой крупнейшей древневосточ-
ной державе - Ассирии,  судьба которой тесно переплета-
лась в древности с Вавилоном.                          
   Место Ассирии в истории древнего мира,  политическое
значение среднеассирийского царства (XV-XI вв. до н.э.)
определялось  его важной ролью в экономике всей Ближней
Азии,  благодаря крайне выгодному географическому поло-
жению на торговых,  караванных путях, связывающих госу-
дарства этого региона.                                 
   Большое число социальных,  экономических, политичес-
ких структур,  религия,  равно как и письменность, были
заимствованы Ассирией у Вавилона.  А правовые институты
Вавилона, представленные знаменитыми Законами царя Хам-
мурапи (XVIII в. до н.э.), и Ассирии - Законами Средне-
ассирийского царства (XII в.  до н.э.)', дают благодат-
ную возможность выявить целый ряд особых  черт  вавило-
но-ассирийской  региональной цивилизации древности,  ее
государства и права.                                   
   Правовой статус основных групп населения. Социальная
структура   месопотамского  общества  отличалась  слож-
ностью, которая была связана с многоукладным характером
экономики,  с  незавершенностью  процессов  образования
классов, с ранним и относительно высоким уровнем разви-
тия  товарно-денежных отношений,  развивавшихся главным
образом в царско-храмовом хозяйстве и не затронувших  в
значительной мере общинного производства.              
   Наиболее четкие  социальные  границы  проводились  в
праве между рабовладельцами и рабами.  Самые первые за-
конодательные  источники (например Законы Ур-Намму) со-
держат статьи о вознаграждении за возвращение  "челове-
ку"  (господину)  его  беглого  раба (2 сикли серебра).
Между тем рабский труд не преобладал ни в одной из  от-
раслей производства Месопотамии.  Он был одним из типов
принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуа-
тируемую  часть  населения  входили другие подневольные
лица, лишенные собственности на средства производства. 
   Не было здесь и античных понятий "свобода" или  про-
тивопоставления  "свободный - раб",  которое заменялось
противопоставлением "господин - раб". "Господин" высту-
пал  в  качестве полноправного члена месопотамского об-
щества,  обладателя подвластных  ему  рабов,  зависимых
членов семьи,  вещей, за нанесение вреда которым возме-
щение (компенсация) полагалось лично  ему.  Характерно,
что  такие содержащиеся в самых ранних законах правона-
рушения,  как посягательство на чужую жену и чужого ра-
ба,  были тесно связаны.  Существовало и такое понятие,
как "отпущен-                                          
   ' Законы царя Хаммурапи - далее ЗХ,  Среднеассирийс-
кие законы - далее САЗ.                                
                                                       
ный", т.е. освобожденный от тех или иных обязанностей и
связанной с ними личной зависимостью человек.          
   Граница социально-экономических  различий четко про-
ходила между господствующей верхушкой,  не  принимавшей
участия  в производительном труде,  состоящей из высших
царских и храмовых чиновников во главе с  самим  царем,
купцов,  ростовщиков  и пр.,  а также общинников-земле-
дельцев,  ведущих самостоятельное мелкое хозяйство,  не
эксплуатирующих,  как правило, чужого труда. Они и сос-
тавляли самую значительную по количеству и роли  в  об-
щественном  производстве часть населения.  Производимый
свободными крестьянами прибавочный продукт путем взима-
ния  налогов и принудительной трудовой повинности прис-
ваивался правящей эксплуататорской верхушкой.          
   Имущественное расслоение  общины,  разорение  мелких
производителей-крестьян  способствовали широкому разви-
тию аренды земли,  личного найма. Разорившиеся общинни-
ки-земледельцы  поглощались  царским и храмовым хозяйс-
твом, пополняя ряды рабов и зависимых арендаторов.     
   Право Месопотамии закрепляло  широкую  палитру  форм
личной зависимости.  Например, зависимость раба от гос-
подина отличалась от зависимости незамужней  дочери  от
отца,  имевшего право продать ее в рабство, или сына от
отца,  который в Вавилоне,  например,  не только не мог
продать  сына  в  рабство,  но и беспричинно лишить его
наследства.                                            
   Распространенной формой личной  зависимости  была  и
долговая кабала, которая при определенных условиях при-
водила человека в рабство,  например,  в случаях, когда
сын должника передавался храму, или при продаже за гра-
ницу.                                                  
   Но должник,  отрабатывающий свой долг кредитору,  не
был рабом.  Об этом свидетельствуют те статьи ЗХ, кото-
рые ограничивают срок отработки долга тремя годами,  по
их  истечении  должник  освобождался  из дома кредитора
(ЗХ,  117).  Смерть от дурного обращения заложенного за
долги  сына  должника  в доме кредитора влекла за собой
смерть сына кредитора (ЗХ,  116).  Не мог безоговорочно
распоряжаться человеком,  отданным в залог,  и кредитор
по САЗ.  Он не имел права продать в жены отданную ему в
залог девушку без разрешения ее отца, не мог подвергать
телесному наказанию заложенного человека.  Лишь при не-
уплате  долга,  когда должник переходил в собственность
кредитора, он мог безнаказанно избивать его и даже про-
давать в рабство за пределы Ассирии.                   
   В САЗ нашел отражение своеобразный институт "оживле-
ния",  заключающийся в принятии обеспеченной семьей "на
прокорм" члена голодающей семьи,  обычно девушки.  При-
нявшая девушку семья пользовалась ее трудом, распоряжа-
лась  ее  судьбой,  "продавала" замуж и пр.  Фактически
"оживление" превратилось в распространенную форму  про-
дажи детей свободными родителями.                      
   Регулирующие, контрольные рычаги государства сдержи-
вали развитие частнособственнических отношений, а вмес-
те с тем и раз-                                        
витие рабовладения. Стремление поддержать статус основ-
ного населения,  свободного общинника нашло отражение в
самых  ранних  правовых  актах  государств Месопотамии,
например в законах из Эшнуны (начало II тысячелетия  до
н.э.),  которые  в  целях ограничения богатеющего собс-
твенника, в стремлении не дать ему в обиду разорившего-
ся  строго определяли цену наемного труда,  размер рос-
товщического процента и пр.  О защите традиционных прав
и имущества свободных вавилонян, особенно когда они на-
ходились под угрозой,  свидетельствует и  широко  расп-
ространенная практика издания царских указов (мишарум),
например об освобождении бедняков от долгов.           
   Характерно, что право здесь оговаривает  не  столько
бесправие  раба  (это  была  норма  для иноплеменника),
сколько те или иные ограничения его прав. Дворцовый раб
или раб мушкенума по ЗХ могли взять,  например,  в жены
свободную женщину, дети от которой признавались свобод-
ными (ст. 175). Дети, рожденные от свободного и рабыни,
были также свободны, даже если они не были признаны от-
цом.  Рабыня,  родившая детей свободному, не могла быть
продана "за серебро" (ст.  171).  Свободные  дети  раба
наследовали половину его имущества,  другая шла хозяину
(ст. 176).                                             
   В Нововавилонском же царстве нашли отражение  специ-
фические  формы рабской зависимости,  связанные с прог-
рессом товарно-денежных отношений.  Раб в это время все
чаще  стал выступать в качестве земледельца-арендатора,
наделенного хозяйственной самостоятельностью. Некоторые
рабы  имели  право  не  только вести свое хозяйство как
свободные,  иметь семью,  но и владеть землями, домами,
иногда значительным движимым имуществом, брать и давать
ссуды другим рабам и свободным,  продавать  и  покупать
рабов и нанимать для работы рабов и свободных.  За ними
признавалось,  в отличие  от  старовавилонских  времен,
право  выступать в суде в качестве истцов,  ответчиков,
свидетелей.  Однако,  несмотря на это,  раб оставался в
жесткой зависимости от своего господина, обязанным вып-
лачивать ему своеобразный ежемесячный оброк.           
   В соответствии со строгой системой социальных ролей,
отводимых в традиционном обществе каждому человеку, не-
равенство разделяло и  свободных  жителей  Месопотамии.
Эта  система определяла не только правовой статус инди-
вида,  отмеченный,  как правило,  тем или иным  внешним
знаком,  но и правила его поведения, манеру одеваться и
пр. Выход за рамки своей социальной роли и даже присво-
ение  чужого знака влекли за собой наказание.  Так,  по
САЗ жестоко каралась блудница, покрывшая голову как по-
рядочная  женщина;  по ЗХ - цирюльник,  сбривший с раба
его знак рабства, и пр.                                

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама