Деятельность племенных органов способствовала организа-
ции коллективных работ,  расширению связей между семей-
но-клановыми группами (в частности, межобщинному обмену
продуктами),  урегулированию межклановых конфликтов,  а
также отношений с другими племенами.  Первоначально эти
органы решали лишь те вопросы, которые выходили за пре-
делы интересов отдельных семейно-клановых групп.       
   Так, распределительные (редистрибутивные)  отношения
долгое время были вне ведения племенных советов и регу-
лировались родовыми,  а не племенными обычаями. Но пос-
тепенно по мере развития производящей экономики, услож-
нения внутриплеменной организации центр тяжести  в  ро-
доплеменном  самоуправлении смещается на племенной уро-
вень, что неизбежно подрывает значимость и устойчивость
общинной  демократии.  Все большее значение приобретают
также племенные нормы (обычаи,  обряды и т.д.), регули-
ровавшие  взаимоотношения  между родовыми общинами,  но
неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.   
   Важным этапом в предыстории государства и права ста-
ло,  наряду с образованием сложных надобщинных структур
и соответствовавших им механизмов социально-нормативной
регуляции,  формирование  принципиально новых основ уп-
равления обществом,  являющимся по своей сути предгосу-
дарственным.                                           
   Новый тип  управленческой  деятельности  определялся
потребностями общественной жизни,  усложнением  хозяйс-
твенной  деятельности  и  всей  системы социокультурных
связей людей.  Необходимость организовывать и контроли-
ровать общественные работы, хранить и распределять про-
довольственные и иные  ресурсы,  поддерживать  обменные
отношения с соседними группами привела к выделению спе-
циального слоя организаторов производства,  которые об-
ладали  необходимыми навыками и умениями и использовали
при этом целую  систему  мифологических  и  религиозных
символов.                                              
   Наряду с  другими  видами  общественного  разделения
труда (отделение скотоводства  от  земледелия  и  т.д.)
происходит выделение управленческой деятельности, кото-
рая постепенно превращается в профессиональную.  Разде-
ление  людей на две неравные по численности группы (уп-
равляющих и управляемых) приобретает  огромное  общест-
венное значение, является последней ступенью в создании
государства.  Управленческие посты дают их  обладателям
большие  материальные  выгоды,  позволяют им навязывать
свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая вер-
хушка  не желала расставаться с властью и привилегиями,
стремилась закрепить ее за своими  семьями  и  кланами.
Организационная  деятельность  приобретала политический
характер, а административно-общинная знать превращалась
в государственную. Нередко общинная верхушка, используя
свой традиционный авторитет и систему  религиозно-мифо-
логических обоснований,  стремилась консолидироваться в
замкнутую, закрытую для большинства соплеменников груп-
пу сословного или кастового характера.                 
Меняется в формирующемся протогосударстве  и  положение
вождя, который все больше опирается на административную
иерархию,  усиливая тем самым свою власть.  Таким обра-
зом, протогосударство возникает не как внешняя по отно-
шению к родоплеменной системе сила,  а как логическое и
естественное продолжение общинных структур.  Оно скреп-
лялось общими интересами и потребностями семейно-клано-
вых групп, но отличалось от предшествующих систем соци-
ального управления созданием  сложной  административной
иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть
которого приобрела авторитарный и сакральный характер. 
   В литературе нередко называется ряд  факторов,  спо-
собствующих  возникновению первичных надобщинных струк-
тур и протогосударства.  К числу этих  факторов  обычно
относят экологическую среду (теплый климат, плодородные
почвы,  водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень про-
изводства,  дающий сравнительно большой избыточный про-
дукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным
фактором являются завоевания и войны.  Последние не мо-
гут повлиять на внутренние процессы  эволюции  общинных
связей, но они ведут к созданию мощных военно-организа-
ционных структур, способствующих ускоренному формирова-
нию протогосударств.                                   
   Немаловажен тот факт,  что нередко генезис государс-
тва протекал в особо привлекательных по природным усло-
виям регионах,  в пределах которых возникало сразу нес-
колько протогосударств. Такие изначальные государствен-
ные  образования получили название первичных протогосу-
дарств. Между этими протогосударствами возникали острые
противоречия,  которые приводили к военным столкновени-
ям.                                                    
   В конечном счете победу одерживало государство,  чья
военная  организация оказывалась более сильной и эффек-
тивной.  Это могла быть военная демократия.  Однако  ее
значение  и  распространенность  в  течение длительного
времени преувеличивались в литературе (начиная с  работ
известного американского этнографа XIX в.  Л. Моргана).
Значительно более распространенными  были  государства,
выступавшие в виде военно-иерархических структур.      
   В ходе  войн  и  естественного роста возникали также
так называемые вторичные государства, которые объединя-
ли  несколько  небольших  первичных протогосударств или
включали иногда огромные территории как с родоплеменны-
ми,  так и с уже сложившимися государственными структу-
рами. Эти государства, имевшие достаточно сложные орга-
низационно-управленческие структуры и выполнявшие самые
различные административные функции,  имели  доклассовый
характер.                                              
   Следует особо подчеркнуть,  что протогосударства как
ранние и простейшие государственные образования сформи-
ровались в эпоху, когда общество еще не знало классово-
го деления.  Оно возникает на более высоких ступенях не
 без активного воздействия самой государственной власти. 
Таким образом,  современные исторические, этнографичес-
кие и иные данные убедительно свидетельствуют, что ран-
ние государственные образования возникают  не  на  базе
классового  господства,  как  долгое время было принято
считать в нашей литературе,  а складываются спонтанно в
ходе  естественного  развития самого общинного строя из
сложных надобщинных структур.  Один из наиболее  харак-
терных признаков протогосударства - образование сложных
организационно-управленческих систем, постепенно стано-
вящихся  замкнутыми  и  отрывающимися от породившего их
общества.                                              
   Образование протогосударств - это своеобразный  про-
рыв человечества из предыстории в цивилизацию.  На раз-
личных континентах и у разных народов в  силу  неравно-
мерностей  самого  исторического  процесса такой прорыв
происходил в разное время, растянулся на века и даже на
тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сло-
жились на Востоке еще в IV-III тысячелетии до н.э. Нес-
колько  позднее переход к государственности и к цивили-
зации происходит в Средиземноморском бассейне, в антич-
ном  мире.  У большинства народов Европы падение перво-
бытнообщинных порядков и становление  государственности
завершается лишь в средние века.  В Африке, Полинезии и
в некоторых других регионах  земного  шара  догосударс-
твенные   семейно-клановые   отношения  просуществовали
вплоть до XIX-XX вв.  и уступили свои позиции не в  ре-
зультате  естественного развития,  а в ходе европейской
колонизации.                                           
   Как свидетельствует материал последующих глав,  нес-
мотря на некоторые общие вехи в предыстории государства
и права,  происхождение и развитие государств  (первич-
ных,  вторичных и т.д.) у разных народов имеет свои не-
повторимые черты и особенности.                        
                                                       
Раздел I. Государство и право стран 
Древнего Востока
   Глава 1.  Особенности развития государства и права в
странах Древнего Востока                               
   Понятие Восток в исторической науке используется  не
столько как географическое,  сколько как историко-куль-
турное, цивилизационное. Здесь впервые в истории разви-
тия  человеческого  общества  сложились те социальные и
политические институты, государство, право, мировые ре-
лигии,  которые и породили со времени возникновения ан-
тичных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячеле-
тии до н . э. дихотомию Восток - Запад.                
   Принципиальные различия восточного и западного циви-
лизационных путей развития заключались в  том,  что  на
Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность
играла господствующую роль,  частнособственнические от-
ношения,  отношения  частного  товарного  производства,
ориентированного на рынок,  не  занимали  значительного
места.                                                 
   Это в  свою очередь сказалось на застойном характере
восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке
условий для развития тех политических и правовых инсти-
тутов, которые были призваны обслуживать нужды нарожда-
ющегося гражданского общества:  демократическое общест-
венное самоуправление с правами и обязанностями каждого
полноправного гражданина, члена полиса-республики, пра-
вовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.   
   Восток в древности был представлен многими странами,
рядом  крупнейших  региональных  цивилизаций (индо-буд-
дийской,  ассирийско-вавилонской,  конфуцианско-китайс-
кой), но вышеуказанные особенности (отсутствие господс-
твующей роли частной собственности,  застойный характер
развития)  были главными определяющими чертами их типо-
логического сходства в отличие от  динамично  развиваю-
щихся античных стран,  а затем и стран Западной Европы,
преемника античной цивилизации.                        
   Одной из основных социальных форм, играющих решающую
роль в эволюции древневосточных обществ,  была сельская
община, сохранившая во многом черты патриархально-родо-
вой организации. В значительной мере она определяла ха-
рактер политической власти в этих обществах, роль и ре-
гулирующе-контрольные  функции  древневосточного  госу-
дарства, особенности правовых" систем.                 
В Древнем Китае,  например,  основой социальной жизни в
течение длительного времени были патронимии (цзун), ко-
торые  объединяли  несколько  сотен (до тысячи и более)
семей, принадлежащих к одной родственной группе. Струк-
тура  замкнутых сельских общин с натуральным характером
производства,  с сочетанием ремесла и земледелия в рам-
ках  каждой  общины,  слабым развитием товарно-денежных
отношений составляла основу социальной жизни и в  Древ-
ней Индии.                                             
   Крепость общинных,  родоплеменных,  большесемейных и
других связей тормозила процессы  классообразования,  в
частности  развитие  здесь  рабовладения,  но не смогла
сдержать социального и имущественного расслоения в  об-
ществе.                                                
   Самые ранние  государственные  формы (протогосударс-
тва) стали складываться в древневосточных  цивилизациях
(в Древнем Египте,  Древней Индии, Древней Месопотамии,
Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н .  э.)  в
ходе разложения общинно-родовой организации.  Они скла-
дывались по мере усиления разделения труда,  усложнения
управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц,
выполняющих эти функции,  в сословие знати,  которое не
участвовало в производстве,  стояло над рядовыми общин-
никами.  Самодовлеющая сельская община, упрочению пози-
ций  которой способствовали коллективные усилия ее чле-
нов по созданию ирригационных сооружений, оказывала ог-
ромное  влияние на замедление процессов классообразова-
ния, формы земельной собственности и способы эксплуата-
ции в древневосточных обществах. Здесь непосредственным
владельцем-собственником земли была сама община. Вместе
с  тем  и  государство  выступало в качестве верховного
собственника земли,  властно-собственнические права ко-
торого  реализовывались  в  получении с общинников рен-
ты-налога.                                             
   По мере выделения надобщинных управленческих  струк-
тур стали складываться и собственно царско-храмовые хо-
зяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения
общинных земель.  Владеть участками царско-храмовых зе-
мель могли лишь люди,  выполняющие ту или иную  работу,
несущие службу на правителя или храм.  Здесь рано начал
использоваться труд рабов,  различных категорий  подне-
вольных лиц.                                           
   Строй многоукладной  хозяйственной  жизни  определял
исключительно пестрый социальный состав древневосточных
обществ, который можно дифференцировать в границах трех
основных социально-классовых образований:  1) различные
категории лиц, лишенных средств производства, зависимые
подневольные работники, к которым относились и рабы; 2)
свободные  мелкие производители - общинники-крестьяне и
ремесленники,  живущие своим трудом;  3) господствующий
социальный  слой,  куда  входили  придворная и служилая
аристократия,  командный  состав  армии,  состоятельная
верхушка земледельческих общин и пр.                   
   На Востоке  отсутствовала четкость социально-классо-
вых границ,  например, существовали различные категории
зависимого населения,  занимающие промежуточные позиции
между свободными                                       
и рабами,  или некие переходные категории свободных (от
мелких землевладельцев к господствующему слою,  в част-
ности  к  мелкому купечеству и чиновничеству).  Сослов-
но-правовой статус индивида в обществе, как правило, не
совпадал, расходился с его социальноэкономическим поло-
жением.                                                
   Стойкая многоукладность,  историческая   преемствен-
ность социальных,  политических, правовых форм и инсти-
тутов,  господствующей религиозной идеологии дают осно-
вания определить в качестве главной отличительной черты
древневосточных обществ - их традиционность.  Это подт-
верждает то обстоятельство,  что освященные незыблемыми
идейно-религиозными   установками   основы   социальной
структуры, государственности и права таких крупных изу-
чаемых нами древневосточных обществ,  как Древняя Индия
и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон,  как
относительно централизованные  государства,  прекратили
свое существование еще до н.э.), пережили века.        
   Общие закономерности развития древневосточных много-
укладных обществ не могут перечеркнуть конкретных  осо-
бенностей каждого из них,  связанных как с доминирующим
положением того или иного уклада и  различными  формами
их взаимодействия,  так и с особенностями их социальных
и политических институтов, со специфическими чертами их
культурно-цивилизационного развития,  особенностями бы-
та, миропонимания людей, их способов религиозной ориен-
тации.                                                 
   В Древнем Вавилоне,  например, крупное царско-храмо-
вое хозяйство сосуществовало с относительно  обособлен-
ным  общинночастным  хозяйством,  основой  которого был
труд свободных общинников-крестьян,  уплачивающих  рен-
ту-налог государству.  В царско-храмовых хозяйствах ис-
пользовался труд рабов и лиц,  находящихся  в  той  или
иной  степени зависимости,  ряды которых пополнялись за
счет свободных земледельцев,  потерявших свой  общинный
участок.  Наличие сильного царско-храмового хозяйства с
относительно развитым ремеслом,  широко ведущего торго-
вые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло нало-
говую эксплуатацию общинников-крестьян.                
   В Древнем Египте общинно-частный сектор  еще  во  II
тысячелетии до н .  э. был поглощен основанным на рабс-
кой и полурабской эксплуатации царско-храмовым  хозяйс-
твом.                                                  
   Специфические черты  древнеиндийского  общества были
связаны с жестким сословным делением на  четыре  варны.
(брахманов,  кшатриев,  вайшиев и шудр), с присущей ему
особой общинной организацией, отличающейся высокой сте-
пенью замкнутости и автономности.  Отношения рабовладе-
ния здесь  тесно  переплетались  с  сословно-варновыми,
кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших
каст,  почти полное бесправие тех,  кто  находился  вне
варн индийского общества, создавали возможности для по-
лурабских форм эксплуатации различных категорий зависи-
мого люда.                                             
   В Древнем  Китае рано сложилась система эксплуатации
управленческой знатью общинников-крестьян путем  взима-
ния ренты-                                             
налога, вначале в форме отработок на  общественных  по-
лях,  а затем путем присвоения правящей верхушкой части
урожая с крестьянского надела.                         
   В настоящее время,  по единодушному мнению всех оте-
чественных синологов,  на протяжении длительной истории
китайского традиционного общества (со  второй  половины
II тысячелетия до н.э.  до второй половины XIX в. н.э.)
имел место лишь один коренной  качественный  перелом  в
развитии  производительных  сил  и общественного произ-
водства - в V-IV вв.  до н.э. Этот период сопровождался
разрушением  общинной  земельной собственности,  ростом
крупного   частного   землевладения,   распространением
арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных
крестьян-издольщиков,  сидящих как на частновладельчес-
ких, так и на государственных землях.                  
   В последние века до н.э. в Китае завершается в цент-
рализованных циньско-ханьских империях (III в.  до н.э.
-  III в.  н.э.) формирование традиционной системы экс-
плуатации государством податных мелких крестьян-землев-
ладельцев  путем  взимания рентыналога,  исчисляемого с
количества обрабатываемой земли.  Эта система  сохрани-
лась здесь вплоть до начала XX в.                      
   Специфические черты политической организации древне-
восточных обществ. Еще от "отца истории" Геродота (V в.
до  н.э.),  который  писал о египетских царях-деспотах,
насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь на-
род  возводить колоссальные усыпальницы для них,  берет
начало концепция "восточной деспотии". Утверждение, что
и древним, и средневековым обществам Востока органичес-
ки присуща одна деспотическая форма государства, прочно
держалось на протяжении XVIII-XX вв., вплоть до послед-
него времени. Понятие "восточная деспотия" характеризо-
валось рядом признаков. Это - монархическая форма прав-
ления с неограниченной  властью  наследственного,  обо-
жествляемого монарха,  выступающего единоличным законо-
дателем и высшим судьей;  централизованное государство,
с жестким тоталитарным режимом,  с всеохватывающим над-
зором за бесправными подданными разветвленного,  подчи-
ненного  деспоту  административного аппарата.  При этом
перечеркивалось действительное многообразие  политичес-
ких структур древневосточных цивилизаций,  их последую-
щей эволюции.                                          
   Формализованное понятие "восточная деспотия",  обла-
дающее  вышеперечисленными признаками,  с определенными
основаниями можно отнести  к  централизованной  империи
Древнего  Китая  и  царствам Древнего Египта.  В Китае,
например,  император обожествлялся,  существовал особый
культ императора - "сына неба".  Высшая законодательная
власть была одним из важных признаков его широких  пол-
номочий. Рано сложился здесь и централизованный многос-
тупенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим
правителем. Все имперские чиновники, независимо от ран-
гов и занимаемых постов,  были поставлены  под  строгий
контроль центральных властей.                          
Но во многих древневосточных государствах  власть  вер-
ховных  правителей ограничивалась советом знати или на-
родным собранием, или самоуправляющимися большесемейны-
ми городскими общинами и пр.                           
   Древневосточным обществам были известны также и рес-
публиканские государственные формы,  в  которых  значи-
тельную  роль играли традиции примитивной племенной де-
мократии,  например республики в городах-государствах -
Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные
государства и полным набором вышеперечисленных формаль-
ных характеристик "восточной деспотии".                
   Правители Древней  Индии,  например,  не располагали
неограниченными законодательными полномочиями.  Даже  в
крупном,  относительно централизованном государстве Ма-
урьев (IV-II вв. до н.э.) большое значение имели колле-
гиальные органы государственной власти, такие как сове-
щательный орган при царе - раджасабха и совет  сановни-
ков - мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особеннос-
тей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных
республиканских  государственных  образований  -  ган и
сангх.                                                 
   В своем политическом развитии страны Древнего Восто-
ка  прошли  в целом общий путь - от небольших племенных
образований,  номовых  городов-государств  к  гегемони-
ям-царствам,  а  затем  к относительно централизованным
империям,  как правило,  полиэтническим, создаваемым за
счет завоевания и аннексий своих соседей.              
   Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была
правилом, а централизованное государство - исключением.
В Месопотамии царскую власть можно считать наследствен-
ной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей
правителя  решающее слово принадлежало жрецам-оракулам.
Не был царь и высшей судебной инстанцией.  Здесь, как и
в Индии,  почти на всех этапах развития сохранялось оп-
ределенное самоуправление общин. Органы общинного само-
управления несли главную тяжесть забот о благосостоянии
общины,  о своевременной выплате ренты-налога в казну и
об организации общественных работ.                     
   Вместе с тем нельзя отрицать,  что в древневосточных
цивилизациях в религиозном массовом сознании  существо-
вало  особое мистическое отношение к власти,  царствен-
ности, правителю.                                      
   Признание высшего, божественного авторитета, органи-
чески вытекающего из сущего миропорядка, а следователь-
но,  и неограниченных деспотических полномочий правите-
ля,  было основополагающим элементом восточной духовной
культуры,  религиозной идеологии, определяющим в значи-
тельной  мере различные стороны жизнедеятельности древ-
невосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следу-
ет  различать  понятие  "восточная деспотия" в культур-
но-цивилизационном, социально-историческом и формально-
юридическом смыслах.                                   
   Выступая как и всякое другое государство орудием со-
циально-классового господства, древневосточное монархи-
ческое государ-                                        
ство было призвано вместе с тем выполнять функции, свя-
занные  с  координацией  разрозненного общинного произ-
водства,  с обеспечением насущных условий его развития.
При  отсутствии  или слабом развитии рыночных отношений
государство с его  административно-командным  аппаратом
выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и
обеспечивало исключительное место и значение  управляю-
щей верхушки в восточном обществе.                     
   Но не  меньшее  значение имела деятельность властных
структyp,  государства по поддержанию  религиозно-куль-
турного единства древневосточных обществ,  обеспечивае-
мого на основе сохранения их самобытных,  фундаменталь-
ных  ценностей.  Значение целенаправленной консервации,
укрепления религиозной идеологии в древневосточных  об-
ществах  также  определялось  в  значительной мере сла-
бостью экономических связей,  почти полным  отсутствием
рыночных  отношений при натуральном характере общинного
производства.  Религиозная идеология,  играющая  важную
роль  в  поддержании единства того или иного восточного
общества,  строилась на основе различных  морально-эти-
ческих,  религиозных  ценностей,  но неизменно отводила
особое место "связующему единству" - правителю.        
   Так, например,  еще в древнем царстве (III тысячеле-
тие  до  н.э.)  египетским  фараонам стал присваиваться
священный титул "сына бога Солнца", вырабатывается осо-
бо торжественный ритуал их погребения. Как символ вели-
чия фараонов строились знаменитые пирамиды, которые по-
давляли воображение людей, внушали им священный страх и
почтение перед троном.  В Древнем  Египте  значительный
сектор  хозяйственной  деятельности государственных чи-
новников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной
службой  вокруг гробниц фараонов.  "Ты Ра (бог Солнца),
твой обрал - его образ,  ты  небожитель"  говорилось  о
юном  Тутанхамоне в одном из древних египетских папиру-
сов.  Египетский царь - хранитель жи'зни на земле,  без
него невозможна жизнь и в загробном мире.  Отдавая силы
на возведение величественных гробниц фараонов, египтяне
заботились и о собственном посмертном существовании.   
   Особое значение  имела идеологическая функция в дес-
потическом Китае. Здесь государство на протяжении веков
формировало  унифицированное мировоззрение,  прославляя
правителя-деспота, поддерживало миф о божественном про-
исхождении императора - "сына неба".                   
   И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на
их исторические особенности,  цари также неизменно воз-
величивались. Их имена ставились рядом с именами богов.
В Вавилоне царь предстает человеком, который, однако, в
силу  своей  избранности  богами  наделен  божественной
царственностью, возвышающей его над людьми.            
   В массовом сознании правители наделялись  всесильны-
ми,  деспотическими  полномочиями  не только в силу бо-
жественного характера своей власти - царственности,  но
и  в  силу  отводимой им единоличной роли в поддержании
безопасности, правосудия, со-                          
циальной справедливости в обществе. Устойчивость патри-
архально-общинных  отношений,  на базе которых развива-
лись ранние государственные деспотические режимы,  фор-
мировала  в общественном сознании образ правителя-отца,
защитника слабых и обездоленных.  Например, конфуцианс-
тво  -  господствующая идеология Древнего Китая - прямо
переносило строй большой патриархальной  семьи  на  все
китайское общество, во главе которого стоял император. 
   Индусская политико-религиозная концепция богоугодно-
го царя (девараджи) предписывала ему выполнение  особой
дхармы  (обязанностей).  Одна из главных обязанностей -
охрана подданных.  "Все, что ни делает царь, - правиль-
но. Таков признанный закон", - написано в Нараде, одном
из религиозно-правовых трактатов Древней  Индии.  "Ведь
ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь
на могуществе и милости ко всем живущим".  Царю  вверя-
лось  также  осуществление правосудия с помощью опытных
брахманов.  Он,  опекун всех малолетних и вдов,  должен
был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями,  голо-
дом.  Важной функцией царей,  согласно древнему полити-
ческому трактату Индии - Артхашастре,  была организация
общественных работ,  строительство ирригационных соору-
жений.                                                 
   Эти представления о благих деяниях правителей должны
были поддерживаться их общесоциально-значимой  деятель-
ностью,  которая была особенно присуща, например, Древ-
нему Вавилону (это и.практика царских  приказов  "миша-
рум",  освобождающих бедняков от долгов, и нормы права,
ограничивающие долговое рабство трехгодичным сроком,  и
установленные  проценты  ростовщического  займа и пр.).
Характерно также, что усиление деспотических черт древ-
невосточного  государства  происходит  часто в процессе
борьбы не с народом,  а со знатью, с аристократическими
и жреческими кругами,  сепаратизмом.  Усиление властных
полномочий восточных правителей часто сопровождалось не
столько произволом,  сколько активным правотворчеством,
созданием писаных правовых судебников, кодексов (Судеб-
ник Хаммурапи в XVIII в. до н.э. в                     
   Вавилоне и др.).                                    
   Стремление к  поддержанию  правопорядка  было свойс-
твенно восточным монархиям,  как правило,  в периоды их
расцвета и подъема.                                    
   Вместе с  государством  в  древневосточных обществах
складывалось и право, которое в странах Древнего Восто-
ка имело ряд общих черт.  В частности, оно открыто зак-
репляло социальное неравенство,  что проявлялось прежде
всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от
того,  мог ли раб иметь семью или владеть  в  интересах
хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал
в качестве вещи и  таковой  рассматривался  действующим
правом.   Древневосточное  законодательство  закрепляло
также сословное неравенство свободных.  Оно в  той  или
иной  форме присутствовало во всех древневосточных пра-
вовых системтах                                       
Право Древнего  Востока неразрывно связано с религией и
религиозной моралью.  Правовая норма здесь,  за  редким
исключением,  имела религиозное обоснование. Правонару-
шение - это одновременное нарушение нормы религии и мо-
рали.                                                  
   Основным источником права древневосточных государств
на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь
продуктом  общинного творчества,  в течение длительного
времени не записывались,  а сохранялись в устной тради-
ции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов,
обладающих священным авторитетом,  хранителей  обычаев,
можно  найти  почти во всех памятниках древневосточного
права,  в чем сказался его традиционный характер. Нормы
права  опирались  на  установившиеся образцы поведения,
сложившиеся в прошлом,  ориентировались на них. Обычай,
наполняемый новым социальным содержанием,  санкциониро-
ванный государством, оставался главным источником права
и  тогда,  когда появились письменные судебники,  брах-
манские компиляции и пр.                               
   Первые памятники права в основном закрепляли  наибо-
лее  распространенные  обычаи,  установившуюся судебную
практику.  С этим связаны их  неполнота,  неразработан-
ность ряда институтов и норм,  их казуистический харак-
тер,  ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной
форме,  а в виде конкретного случая.  В правовых систе-
мах,  которые формировались в медленно эволюционирующих
древневосточных обществах, нашли отражение нормы старо-
го родового строя,  например, предусматривающие коллек-
тивную  ответственность членов семьи или даже всех чле-
нов соседской общины за проступки, совершенные одним из
них,  кровную месть,  самосуд, талион. На примере таких
универсальных обычаев,  как кровная месть и  талион,  в
которых нашел отражение принцип равного воздаяния родо-
вого строя (око за око,  зуб  за  зуб),  по  памятникам
древневосточного права можно проследить, как эти старые
обычаи наполнялись новым  содержанием.  Появление  иму-
щественных, сословных, профессиональных и других разли-
чий привело к прямому извращению в нормах древневосточ-
ного права идеи первобытнообщинного строя о равном воз-
даянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена кро-
ви знатного,  богатого выше цены крови бедного, незнат-
ного.                                                  
   Общие традиционные черты древневосточного права  оп-
ределялись в значительной мере длительным существовани-
ем в странах Древнего Востока  таких  социальных  форм,
как община,  большая патриархальная семья. Во всех нор-
мах древневосточного брачно-семейного и наследственного
права прослеживаются, например, такие традиционные чер-
ты,  как подчиненное, приниженное положение женщин, де-
тей в патриархальной семье,  неравенство наследственных
прав женщин с мужчинами и пр.                          
   В древневосточном праве нельзя обнаружить  представ-
ления об отраслях права, о четких отличиях преступлений
от частных правонарушений.  На первый взгляд,  правовые
документы  Древнего  Востока изложены не только бессис-
темно,  но и без какой бы то ни было внутренней логики.
Но внутренняя логика изложения норм                    
в этих правовых памятниках присутствует.  Она определя-
ется или религиозными концепциями о тяжести, греховнос-
ти того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне
и  в  Древнем Китае или религиозной концепцией мирозда-
ния, сословно-варнового деления в Древней Индии.       
   Говоря об  общих  элементах  правовых  систем  стран
Древнего Востока, нельзя не видеть и специфических черт
их правовых принципов,  институтов и норм,  связанных с
особенностями духовной культуры,  религии, той или иной
системы ценностей.                                     
   Так, в Древнем Египте, стране "поголовного рабства",
в  условиях засилия административно-командного царского
аппарата,  с его гипертрофированными контрольно-регули-
рующими функциями, не было создано условий даже для об-
щих представлений о правоспособности,  правовом статусе
личности.                                              
   В древнем конфуцианском Китае и религия, и право из-
начально отвергали идею равенства  людей,  исходили  из
признания  различий между членами китайского общества в
зависимости от пола,  возраста,  места в системе  родс-
твенных отношений и социальной иерархии. Здесь исключа-
лось создание предпосылок не только для развития  граж-
данского общества,  частной собственности, субъективных
прав и свобод,  но и частного права как  такового.  Ки-
тайское традиционное право - это прежде всего уголовное
право,  включающее нормы брачно-семейного, гражданского
права,  нарушение которых влекло за собой уголовное на-
казание.                                               
   В отличие от Китая,  где теология как таковая не иг-
рала существенной роли (конфуцианство лишь условно мож-
но назвать религией, это скорее этико-политическое уче-
ние), индийская цивилизация имеет ярко выраженный рели-
гиозный характер.  Все стороны жизни в  древнеиндийском
обществе  регулировались  строжайше разработанными эти-
ко-кастовыми нормами,  традиционными правилами  поведе-
ния,  различными  для  разных  социальных групп и ашрам
(стадия жизни человека),  выполнение которых  приносило
религиозную заслугу,  нарушение же вело к религиозной и
социальной деградации.  В древнеиндийском обществе осо-
бую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выпол-
няющий функции воспитания людей в духе неукоснительного
следования дхарме,  правилам поведения религиозного ин-
дуса,  кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объяс-
няется  как специфика источников права в Древней Индии,
среди которых особое место занимали брахманские  поучи-
тельные произведения - дхармашастры,  так и другие осо-
бенности традиционного права индусов, пережившего века.
   Глава 2. Древний Египет                             
   Государство Древнего Египта сложилось в  северо-вос-
точной части Африки, в долине, расположенной по нижнему
течению реки Нила.  Все сельскохозяйственное производс-
тво Египта было связано                                
с ежегодными разливами Нила,  с очень ранним строитель-
ством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал
впервые использоваться  труд  рабов-военнопленных.  Ес-
тественные  границы Египта служили защите страны от на-
бегов извне, созданию этнически однородного населения -
древних египтян.                                       
   Интенсивно развивающееся  поливное  земледелие  спо-
собствует социальному расслоению,  выделению  управлен-
ческой  верхушки  во  главе с первосвященниками-жрецами
уже в первой половине IV тысячелетия до н. э. Во второй
половине  этого  тысячелетия  складываются первые госу-
дарственные образования -  номы,  возникшие  вследствие
объединения вокруг храмов сельских общин для совместно-
го ведения ирригационных работ.  Территориальное распо-
ложение  древних  номов,  вытянутых вдоль единой водной
магистрали,  очень рано приводит к их  объединению  под
властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном)
Египте единых царей с признаками  деспотической  власти
над остальными номами.  Цари Верхнего Египта к концу IV
тысячелетия до н.э.  завоевывают весь Египет. Предопре-
делял  раннюю централизацию древнеегипетского государс-
тва и сам характер хозяйства,  связанный  с  постоянной
зависимостью населения от периодических разливов Нила и
необходимостью руководства из центра трудом многих  лю-
дей по преодолению их последствий.                     
   История Древнего Египта делится на ряд периодов: пе-
риод Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или пери-
од  царствования первых трех династий египетских фарао-
нов;  период  Древнего,  или  Старого,  царства  (около
2800-2250  гг.  до  н.э.),  в  который включается время
царствования III-IV династии;  период Среднего  царства
(около  2250-1700  гг.  до  н.э.)  - время царствования
XI-XII династий; период Нового царства (около 1575-1087
гг.  до  н.э.)  -  время царствования XVIII-XX династий
египетских фараонов.  Периоды между Древним,  Средним и
Новым  царствами были временем хозяйственного и полити-
ческого упадка Египта. Египет Нового царства - первая в
истории мировая империя,  огромное разноплеменное госу-
дарство, созданное путем завоеваний соседних народов. В
его состав вошли Нубия,  Ливия, Палестина, Сирия и дру-
гие богатые естественными ресурсами  области.  В  конце
Нового царства Египет приходит в упадок, становится до-
бычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, вклю-
чивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.    
   Социальная структура.  Для  Древнего Египта была ха-
рактерна  крайняя  замедленность  эволюции   социальной
структуры,  определяющим  фактором  которой  было почти
безраздельное господство в  экономике  государственного
царско-храмового хозяйства.  В условиях всеобщей вовле-
ченности населения в государственное хозяйство  разница
в  правовом положении отдельных слоев трудового люда не
считалась столь существенной, как в других странах Вос-
тока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее упот-
ребляемым среди которых был термин,  обозначающий прос-
толюдина,  - мерет. Это понятие не имело четко выражен-
ного правового со-                                     
держания, как и спорное понятие "слуга царя" - полусво-
бодный,  зависимый  работник,  просуществовавшее во все
периоды уникальной и длительной истории Египта.        
   Основной хозяйственной  и  общественной  ячейкой   в
Древнем Египте на ранних этапах его развития была сель-
ская община. Закономерный процесс внутриобщинного соци-
ального и имущественного расслоения был связан с интен-
сификацией сельскохозяйственного производства, с ростом
прибавочного продукта, который начинает присваивать об-
щинная верхушка,  сосредоточившая в своих руках руково-
дящие функции по созданию,  содержанию в порядке и рас-
ширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследс-
твии перешли к централизованному государству.          
   Процессы социального   расслоения  древнеегипетского
общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до
н.э.  когда формируется господствующий социальный слой,
в который входили родоплеменная  номовая  аристократия,
жрецы,  зажиточные  общинники-крестьяне.  Этот слой все
больше отделяется от основной массы свободных  общинни-
ков-крестьян,  с  которых  взимается  государством рен-
та-налог.  Они же привлекаются к принудительному  труду
по строительству каналов,  дамб,  дорог и пр.  С первых
династий Древнему Египту были  известны  проводимые  по
всей стране периодические переписи "людей, скота, золо-
та", на основе которых и устанавливались налоги.       
   Раннее создание единого государства с централизован-
ным в руках фараона земельным фондом,  к которому пере-
ходят функции управления сложной  ирригационной  систе-
мой,  развитие крупного царско-храмового хозяйства спо-
собствует фактическому исчезновению общины как самосто-
ятельной единицы, связанной коллективным землепользова-
нием.  Она прекращает существование вместе с исчезнове-
нием  свободных земледельцев,  независимых от государс-
твенной власти и неподконтрольных  ей.  Неким  подобием
общин остаются постоянные сельские поселения, главы ко-
торых отвечают  за  уплату  налогов,  за  бесперебойное
функционирование ирригационных сооружений, принудитель-
ные работы и пр.  Вместе с тем укрепляет свои  экономи-
ческие и политические позиции правящая верхушка, попол-
няющаяся в основном за счет местной номовой  аристокра-
тии,  чиновничества,  складывающегося централизованного
административного аппарата и жречества.  Ее экономичес-
кая мощь растет,  в частности, за счет рано сложившейся
системы царских пожалований земель и рабов.  От времени
Древнего царства сохранились царские указы,  устанавли-
вающие права и привилегии храмов и храмовых  поселений,
свидетельства о царских пожалованиях земельных участков
аристократии и храмам.                                 
   В царских хозяйствах и хозяйствах светской и  духов-
ной  знати трудились различные категории зависимых под-
невольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военноплен-
ные или соплеменники, доведенные до рабского состояния,
"слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму рабо-
ты под надзором царских надсмотрщиков.  Они владели не-
большим личным имуществом и получали скудное пропитание
из царских складов.                                    

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама