Однако период "урегулирования" не был продолжитель-
ным. Уже в 1962 г., после очередного пленума ЦК КПК,
началась "кампания за социалистическое воспитание", в
ходе которой экстремистское крыло руководства КПК во
главе с Мао Цзэдуном путем раздувания культа личности и
искусственного обострения классовой борьбы стремилось
обеспечить внутренние условия для претворения в жизнь
своего "особого" курса. В 1964 г. в рамках "социалисти-
ческого воспитания" развернулась другая широкая кампа-
ния, получившая название "учиться стилю работы у НОАК".
Армия была объявлена непревзойденным образцом для пар-
тии и всего народа. Армейские порядки превозносились
как самый высокий идеал организации. Не только общест-
венно-политическая жизнь и производство, но также куль-
тура и быт должны были приближаться к казарменным по-
рядкам по формуле "весь народ - солдаты".
Наиболее деструктивная кампания тех лет ("пролетарская
культурная революция"), продолжавшаяся с 1966 по 1976
г., означала левоэкстремистский переворот, в ходе кото-
рого были подвергнуты слому конституционная система го-
сударственных органов и уставная система организаций и
комитетов КПК.
В самом начале она носила характер проработки на
страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней
были подключены отряды молодежи: хунвэйбины ("красног-
вардейцы" или "красные охранники") из числа учащихся
школ и вузов и цзаофани ("бунтари") из других слоев на-
селения. Умело направляемые лидерами "культурной рево-
люции" и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды
были брошены на погром местных и некоторых центральных
государственных, партийных органов, профсоюзных и моло-
дежных организаций, администраций учебных заведений,
научно-исследовательских институтов и пр. Вооруженной
поддержкой хунвэйбинов и цзаофаней руководили специаль-
ные "комитеты поддержки левых", создававшиеся при ко-
мандовании больших военных округов по всей стране и
имевшие подчиненные им структуры в нижестоящих военных
округах и гарнизонах. Военные составили и костяк порож-
денных "культурной революцией" новых органов власти -
так называемых ревкомов, которые первоначально заменили
собой не только местные народные правительства (СНП не
созывались), но и местные парткомы и комитеты всех об-
щественных организаций, которые практически прекратили
свое существование. Репрессии затронули многие миллионы
людей. Карательные функции в период "культурной револю-
ции" осуществляли объединенные под военным контролем
специальные органы, "комиссии по искоренению контррево-
люции", "органы (комитеты, отделы, штабы) пролетарской
диктатуры" или просто "органы диктатуры".
К концу 1968 - началу 1969 г. лидеры "культурной ре-
волюции", видимо, сочли, что проведенная глубокая чист-
ка уже укрепила их руководящее положение. Главной зада-
чей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высшего
руководства партии, что свелось к почти полному включе-
нию "пролетарского штаба" в состав политбюро ЦК КПК.
Партия воссоздавалась сверху и снизу. После центральных
органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы.
С окончанием формирования парткомов провинциального
уровня "ревкомы" стали выполнять преимущественно функ-
ции местных правительств.
Конституционное закрепление "ревкомов" в качестве
правительственных органов произошло в 1975 г. Но до
этого состоялся еще один съезд КПК (X), когда в состав
ЦК вошли и некоторые ранее ошельмованные члены политбю-
ро и другие партийные деятели высокого ранга, в том
числе и Дэн Сяопин (впоследствии его кооптировали в
состав политбюро).
Во время "культурной революции" только что начавшие
создаваться правовые основы государства были разрушены.
"Культурная революция" создала свою государственно-по-
литическую систему, которая до 1975 г. не имела даже
формального подобия конституционно-правового закрепле-
ния. Только в 1975 г. первой и единственной сессией
ВСНП четвертого созыва была принята новая Конституция
КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с
первой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно крат-
кий (всего 30 статей) документ, представляющий собой
скорее политическую декларацию, нежели правовой акт.
Новая Конституция была призвана легализовать некоторые
институты и политические установки, порожденные "куль-
турной революцией". "Ревкомам" фактически придавался
статус органов, составлявших политическую основу госу-
дарства. Формально они объявлялись лишь постоянными ор-
ганами местных СНП, но им были предоставлены равные с
собраниями полномочия, к тому же СНП на практике не со-
зывались. Конституция 1975 г. упразднила пост Председа-
теля КНР и такие институты, как Государственный комитет
обороны и Верховное государственное совещание. Ею были
значительно сужены полномочия ВСНП И ПК ВСНП, из ее
текста были исключены положения о гарантиях и правах
депутатов ВСНП, положения о его постоянных комиссиях,
упразднена прокуратура и пр. В Конституцию не вошли
прежние установления о национальном равноправии и ра-
венстве граждан перед законом, о запрещении дискримина-
ции и гнета в отношении любой национальности и пр.
Китайское государство в период строительства регули-
руемой рыночной экономики. В 1976 г., менее чем через
месяц после смерти Мао Цзэдуна, были отстранены от
власти его ближайшие сподвижники ("четверка") - ядро
левоэкстремистской группы в руководстве КПК и КНР, ко-
торую возглавила вдова Мао Цзэдуна-Цзян Цин. Возвратил-
ся на политическую арену страны Дэн Сяопин, избранный в
том же году на XI съезде КПК заместителем Председателя
ЦК КПК и ставший набирать все больший политический вес
в руководстве партии и страны. Вскоре он стал фактичес-
ким лидером партии и государства, хотя формально никог-
да не занимал поста председателя ЦК КПК или председате-
ля КНР.
В октябре 1977 г. ПК ВСНП принял постановление о
внесении изменений в Конституцию КНР. Конституция 1978
г. была ярко выраженным компромиссным документом, соче-
тавшим установки нового китайского руководства с неко-
торыми лозунгами "культурной революции". В Конституции
нашли закрепление даже политические институты "культур-
ной революции" (например, "ревкомы"), но вместе с тем
были восстановлены положения Конституции 1954 г. о зап-
рещении дискриминации и гнета в отношении любой нацио-
нальности, о гарантиях гражданских прав, о прокурату-
рах, о местных СНП ("ревкомы" стали их исполнительными
органами) и др.
Конституция КНР 1978 г. действовала немногим более
четырех лет. За этот период в нее дважды вносились су-
щественные изменения, одно из которых было связано с
упразднением "ревкомов", другое - с введением нового
института - постоянных комитетов местных СНП.
Действующая Конституция КНР была принята 4 декабря
1982 г. Из нее были устранены все формулировки и уста-
новки, порожденные "культурной революцией". В отношении
регулирования организации и деятельности государствен-
ных органов Конституция 1982 г. вернулась почти пол-
ностью на позиции первой Конституции КНР, но Председа-
тель КНР не является теперь главнокомандующим вооружен-
ными силами и не созывает Верховные государственные со-
вещания. Усилена была правотворческая компетенция Пос-
тоянного комитета ВСНП и Госсовета и пр. Вслед за Конс-
титуцией были приняты законы об организации ВСНП, Гос-
совета, местных СНП и местных народных правительств, а
также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конститу-
цию КНР дважды вносились поправки. Первый раз - в 1988
г., когда были легализованы на конституционном уровне
частные хозяйства и установлена возможность передачи
права землепользования. Целая серия разнооб-
разных поправок в Конституцию имела место в 1993 г.
Первая из них (но третья по общей нумерации) вносила
изменение в преамбулу и связывалась с вынесением на
конституционный уровень стратегической задачи "четырех
модернизаций" - промышленности, сельского хозяйства,
обороны, науки и техники. Далее конституционное закреп-
ление получало развитие "многопартийного сотрудничества
под руководством КПК". Другие поправки касались отдель-
ных статей Конституции и в основном отражали новый этап
в развитии страны - строительство рыночной экономики
при сохранении макрорегулирующей роли государства. Нап-
ример, существенным образом была изменена 15-я статья
Конституции, ранее устанавливающая ведение государством
планового хозяйства "на основе социалистической собс-
твенности" и отводившая рыночному регулированию вспомо-
гательную роль. Теперь эта статья гласит: "Государство
претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономи-
ку... усиливает хозяйственное законодательство, совер-
шенствует макрорегулирование... на основании закона
запрещает любым организациям и отдельным лицам нарушать
экономический порядок общества".
Отдельной ветвью конституционного законодательства
КНР являются принятые ВСНП основные законы Особых адми-
нистративных районов (ОАР): Сянганского (Гонконгского)
ОАР и ОАР Аомыньского (Макао), вступившие в действие в
1997 и 1999 гг., которые предоставили бывшим британской
и португальской колониям широкое самоуправление, не
сравнимое с довольно узкой административной автономией
национально-территориальных единиц. Из компетенции ОАР
изъяты только вопросы обороны и иностранных дел. Вместе
с тем за ними сохранено право регулирования въезда в
район и выезда из него (выдача виз) и даже право заклю-
чения международных соглашений неправительственного
уровня. В ОАР создаются свои суды окончательной инстан-
ции, решения которых не могут быть обжалованы в ка-
кие-либо судебные органы КНР. Действующая в ОАР система
права сохраняется в существующем виде, за исключением
актов, противоречащих Основным законам. Вместе с тем за
центром в лице Госсовета остается право назначения гла-
вы администрации каждого ОАР, но обязательно из местных
жителей и после определенной процедуры отбора кандида-
туры для назначения коллегией выборщиков.
По представлению главы администрации назначаются другие
высшие должностные лица соответствующего района. Основ-
ные законы гарантируют на 50 лет сохранение в ОАР капи-
талистического строя и образа жизни.
В КНР происходит постоянное обновление законодатель-
ства о порядке формирования и организации государствен-
ных органов. Наибольшее число новых редакций у Закона о
выборах во Всекитайское собрание народных представите-
лей и местные собрания народных представителей и Закона
об организации местных собраний народных представителей
и местных народных правительств. В эти законы были вве-
дены положения об обязательных альтернативных кандида-
турах на выборах, о праве участия в выборах граждан
КНР, проживающих за границей, если они в период выборов
в СНП находятся на территории КНР. Другие изменения ка-
сались, например, ограничения численности депутатов
ВСНП, увеличения представительства в органах власти ма-
лочисленных народов, порядка выдвижения кандидатов в
депутаты и их отзыва, проведения дополнительных выборов
и т.д.
Что касается Закона об организации местных СНП и на-
родных правительств различных ступеней, принятом в 1995
г. в четвертой редакции, то идет процесс его изменения
и совершенствования, отражающий новые реалии социаль-
но-экономического развития страны. Совершенствование
выразилось, например, во введении постов председателей
в СНП волостей, национальных волостей и поселков. Низо-
вые представительные органы получили, таким образом,
отдельных от местных администраций должностных лиц, ор-
ганизующих работу депутатов не только на сессиях СНП,
но и в межсессионные периоды. Новые социально-экономи-
ческие реалии Китая нашли отражение в некоторых статьях
о функциях местных органов народной власти. Например,
очень характерна замена в нескольких статьях Закона
пункта об обеспечении местными органами самостоятель-
ности коллективных хозяйств защитой законных прав всех
хозяйств, т. е. всех видов собственности. Налицо и тен-
денция к демократизации формирования ПК СНП, избрания
руководства местных правительств, судов и прокуратур (в
частности, предусмотрено упомянутое выше выдвижение
альтернативных кандидатур, которое в некоторых случаях
обязательно).
В большем пласте принятых в последние годы администра-
тивно-правовых актов значительна роль положений по воп-
росам государственной службы. Основным нормативным ак-
том в этой сфере является Временное положение о госу-
дарственных служащих, принятое Госсоветом КНР в 1993 г.
Положение предусмотрело набор служащих по результатам
экзаменов, четкое определение порядка их назначения и
смещения, систему периодических аттестаций, отвод от
должности (например, из-за родственных связей в аппара-
те), ротацию кадров. За Положением последовал целый ряд
актов, его конкретизирующих и развивающих.
Таким образом, КНР идет путем совершенствования го-
сударственно-правовых институтов. Совершенствуется, в
первую очередь, аппарат управления, становясь все более
квалифицированным и приспособленным к выполнению стоя-
щих перед страной задач. Демократизация институтов но-
сит весьма дозированный характер, строго в рамках уста-
новившейся политической системы, без сколько-нибудь
значительного ее реформирования. Вместе с тем Китай
постепенно отходит от прежней системы хозяйствования,
основанной на административно-командных методах.
Глава 16. Латинская Америка
Латиноамериканские государства в первые десятилетия
XX в. Вступление латиноамериканских государств в XX в.
происходило в условиях, когда их социально-экономичес-
кие и национально-этнические структуры, мало изменивши-
еся после завоевания независимости, несли в себе многие
черты прошлого. Латифундизм и клерикализм не были по-
дорваны, а процессы этнической интеграции и националь-
ной консолидации не завершились. Но развитие капитализ-
ма привело в XX в. к росту социальной и политической
мобильности населения в латиноамериканских республиках,
к утрате земельной олигархией и клерикалами монополии
на власть. К руководству государством все чаще приходят
представители национальной буржуазии, прежде всего ее
верхушки. Постепенно увеличивалась активность полити-
ческой жизни средних и беднейших слоев общества. В XX
в. в экономике и политике латиноамериканских республик
значительно возрастает роль иностранного капитала.
С начала XX в. постепенно преодолевается известный
изоляционизм, присущий латиноамериканским государствам
в XIX в. Они все более втягиваются в мировые хозяйс-
твенные связи, в общий процесс развития цивилизации. В
результате этого процесса ключевые позиции в экономике
латиноамериканских стран заняли не национальные предп-
риниматели, а иностранцы. До первой мировой войны веду-
щую роль играли здесь английские компании. После первой
мировой войны США, опираясь на сформулированную еще в
XIX в. президентом Монро доктрину: "Америка для амери-
канцев", постепенно начинают теснить своих традиционных
конкурентов. Американский капитал не только доминировал
в важнейших отраслях промышленности и торговли стран
Латинской Америки, но и приобрел здесь крупные земель-
ные владения. Господство иностранных компаний вело к
деформированному развитию национальной экономики, к ис-
кусственной поддержке латифундизма, к
консервации антидемократических государственных и пра-
вовых институтов.
Правящие круги США в начале XX в. с помощью "дипло-
матии доллара" и политики "большой дубинки" усиливали
свое политическое и военное давление на правительства
латиноамериканских республик, открыто вмешивались в их
внутренние дела. Правительство США под предлогом защиты
жизни и интересов американских граждан все чаще начина-
ет посылать морскую пехоту в различные латиноамериканс-
кие государства с целью поддержать проамериканские дик-
таторские режимы (интервенции на Кубе, в Панаме, Доми-
никанской Республике, Никарагуа, Гондурасе). С помощью
экономического давления и военной силы правительство
США неоднократно навязывало латиноамериканским респуб-
ликам договоры, которые грубо нарушали их суверенитет и
нормы международного права. США неоднократно оказывали
нажим на латиноамериканские страны с целью закрепления
за американскими компаниями льгот по аграрному, налого-
вому и горному законодательству этих стран.
Таким образом, иностранный капитал, крупная нацио-
нальная буржуазия и земельная олигархия составляли ту
основную силу, которая стояла на пути социального прог-
ресса и демократических преобразований. В XX в. за мно-
гочисленными путчами и военными переворотами скрывались
интересы не только местных олигархических кругов, но и
иностранных компаний, соперничающих между собой за вли-
яние на континенте. В Гаити, например, в 1908- 1915 гг.
правительства сменялись 7 раз и получили название "од-
нодневки". Республика была опутана французскими, гер-
манскими и американскими займами и подвергалась посто-
янному шантажу. В 1915 г. США оккупировали Гаити под
предлогом "защиты безопасности и собственности амери-
канских граждан" и с целью "помочь гаитянам создать
прочное правительство".
В Доминиканской Республике в начале XX в. шла бесп-
рерывная смена президентов-каудильо. Они были не в сос-
тоянии платить проценты по иностранным займам. В 1911
г. в республике произошло антиамериканское восстание,
вызванное раздачей американским сахарным компаниям
крупных земельных угодий. Опасаясь за судьбу американс-
ких капиталов, правительство США в 1915 г. послало в
Доминикан-
скую Республику морскую пехоту и фактически управляла
этой страной до 1924 г.
Ожесточенная борьба за власть между каудильо, за
спиной которых стояли различные олигархические и проим-
периалистические группировки, проходила и в других ла-
тиноамериканских республиках. Отдельные диктаторы в на-
чале XX в. по своей жестокости и бесцеремонности в об-
ращении с конституциями намного превзошли каудильо XIX
в. Так, X. Гомес, захвативший в 1908 г. власть в Вене-
суэле, правил до 1935 г. В стране установилась свирепая
диктатура, Гомес не считал себя связанным судебной про-
цедурой и расстреливал людей только на основе того, что
"читал их мысли".
Жестокую диктатуру установил в Гватемале Э. Кабрера,
захвативший власть еще в 1989 г. и удерживавший ее 22
года. Система доносов и подслушивании была в это время
столь развита, что Гватемалу называли страной, где
"стены имеют уши". В 1920 г. палата депутатов осмели-
лась признать диктатора "душевно больным", но он поса-
дил в тюрьму строптивых депутатов. Лишь народное восс-
тание свергло кровавого диктатора.
В начале XX в. более быстрое развитие капитализма
повлекло за собой появление ростков нового в политичес-
ких системах латиноамериканских стран. Возникают проф-
союзы, крестьянские объединения, общедемократические
движения. Подрывается монополия "исторических партий" -
консерваторов и либералов, начинается постепенный пере-
ход к многопартийной системе. Возникают новые полити-
ческие партии. В 1904 г. впервые в истории Америки на
выборах в конгресс Аргентины был избран депутат-социа-
лист. В ряде стран так называемого южного конуса по ти-
пу французских радикалов возникают радикальные или ра-
дикально-гражданские партии (Чили, Аргентина и т. д.).
Реформистски настроенные лидеры этих партий, вос-
пользовавшись коротким пребыванием у власти, предприня-
ли попытки осуществить ряд экономических и социальных
преобразований, заложить фундамент политической демок-
ратии. Так, в результате борьбы радикалов в Аргентине
во время первой мировой войны был принят закон, по ко-
торому право голоса получили все граждане, достигшие 18
лет. Такого не знало еще избирательное право передовых
государств Запада. Для того чтобы преодолеть пассив-
ность и абсентеизм избирателей, самому голосованию при-
давался обязательный характер. На выборах делалась от-
метка в паспорте голосующих. Эта мера на практике ока-
залась утопичной, но радикалы рассчитывали таким обра-
зом обеспечить участие более широких слоев населения на
выборах и укрепить свои политические позиции. В Уругвае
президент Батлье, пытаясь внести элементы демократиза-
ции в политическую жизнь, ввел тайное голосование, поз-
волившее в какой-то мере ослабить характерное для стра-
ны, как и для всей Латинской Америки, неприкрытое дав-
ление государственных властей на избирателей. Было вве-
дено также пропорциональное представительство всех пар-
тий. Впервые на американском континенте в Уругвае было
принято законодательство об отмене смертной казни.
Одновременно правительство Батлье осуществило ряд
мероприятий по развитию государственного сектора в эко-
номике страны. В 1911-1915 гг. в Уругвае были национа-
лизированы железные дороги, городской транспорт, неко-
торые банки, страховое дело, доки, предприятия по про-
изводству и продаже горючего. Правительство ввело сис-
тему протекционистских тарифов для защиты национальной
промышленности, способствовало развитию народного обра-
зования, провело декрет об отделении церкви от госу-
дарства.
Под влиянием рабочего движения в Уругвае было приня-
то самое передовое для того времени социальное и рабо-
чее законодательство (закон о 8-часовом рабочем дне, о
пенсиях по старости, о минимуме заработной платы). Этот
радикальный реформизм встретил яростное сопротивление
традиционных правящих сил, а также и иностранного капи-
тала. Именно они добились отмены указанного выше зако-
нодательства и отстранения от власти самих реформато-
ров.
Но в целом с началом XX в. в Латинской Америке уси-
лились выступления широких масс населения против авто-
ритарных режимов и продажных диктаторов.
Мексиканская Конституция 1917 г. и ее последующее
развитие. Наиболее значительным событием в политической
жизни Латинской Америки в начале XX в. явилась мекси-
канская революция 1910-1917 гг. Эта революция положила
конец одному из самых антинародных и жестоких на конти-
ненте режимов П. Диаса, узурпировавшего президентскую
власть, подчинившего себе практически все госу-
дарственные' органы. Он уничтожал своих конкурентов по
выборам и политических противников без суда и следс-
твия. В Мексике при Диасе говорили, что "желание стать
президентом - это болезнь со смертельным исходом".
Правительство Диаса распродавало национальные ресур-
сы страны. Правящая политическая группировка так назы-
ваемых сьентификос (ученых) исходила из того, что раз-
витие Мексики должно идти не путем внутренних реформ, а
в результате привлечения иностранного капитала. Законо-
дательство этого времени предоставило полную свободу
деятельности иностранным, особенно американским, компа-
ниям.
На основе Закона "О колонизации пустошей" специаль-
ные межевые компании требовали от неграмотных кресть-
ян-индейцев предъявления документов с указанием на "за-
конные основания" владения. Таким образом, межевые ком-
пании конфисковывали крестьянские земли, переходившие
затем в руки латифундистов и иностранных нефтяных ком-
паний.
В 1910 г. в Мексике вспыхнула революция, в ходе ко-
торой была свергнута диктатура Диаса. Революция, начав-
шаяся как верхушечная, как обычный протест либералов
против ненавистного авторитарного режима, по мере свое-
го развития вылилась в широкое антифеодальное и антиим-
периалистическое движение, направленное прежде всего
против североамериканской экспансии.
В 1917 г. была принята новая Конституция Мексики.
Она была разработана представителями национальной бур-
жуазии вскоре после того, как было жестоко подавлено
вооруженное крестьянское движение. Но она как продукт
революции 1910-1917 гг. отразила, хотя и в измененной
форме, ряд требований народных масс. Конституция Мекси-
ки на момент ее принятия была наиболее радикальным из
всех существовавших тогда в мире конституционных доку-
ментов.
Наиболее новаторскими были статьи Конституции, пос-
вященные основным принципам государства. Центральное
место занимала ст. 27, которая предусматривала, что
"первоначальная собственность на земли и воды принадле-
жит Государству, которое имело и имеет право передать
их частным лицам, создавая тем самым частную собствен-
ность".
В Конституции нашло свое отражение стремление мекси-
канской национальной буржуазии восстановить государ-
ственный контроль над расхищаемыми иностранцами нацио-
нальными ресурсами. Все полезные ископаемые, а также
территориальные воды объявлялись "безусловной и неот-
чуждаемой" собственностью государства. Федеральное пра-
вительство могло уступать разработку этих богатств (за
исключением нефти и некоторых других полезных ископае-
мых) в виде концессии частным лицам или обществам "в
соответствии с правилами и условиями, предусмотренными
законами" Мексики.
Устанавливалось, что только мексиканцы и мексиканс-
кие компании имеют право приобретать в собственность
землю и воду, получать концессии на шахты, на добычу
минерального топлива и т. д. Государство могло предос-
тавлять такое же право иностранцам при условии, что они
заявят в Министерство иностранных дел о своем согласии
считать их в отношении соответствующего имущества в ка-
честве мексиканцев. Таким образом, становилась несосто-
ятельной "правовая" аргументация, которую неоднократно
использовали правящие круги США для того, чтобы оправ-
дать вооруженные вмешательства в латиноамериканские
республики под предлогом "защиты жизни и собственности
американских граждан".
Мексиканская Конституция впервые в Латинской Америке
прямо предусмотрела проведение аграрной реформы. Про-
возглашалось, что в целях "более справедливого распре-
деления государственного имущества" должны осущест-
вляться "необходимые меры" для раздробления латифундий,
развития мелкой земельной собственности, образования
новых сельскохозяйственных общин. Были объявлены не-
действительными произведенные при П. Диасе конфискации
общинных индейских земель.
Общины, не имевшие достаточного количества земли,
могли наделяться ею из государственного земельного фон-
да. Специальные комиссии должны были изымать в этот
фонд присвоенную крупными латифундистами крестьянскую и
государственную землю.
Конституция предписывала в целях "справедливого
распределения общественных богатств" принятие необходи-
мых законодательных мер по раздроблению латифундий,
развитию мелкой земельной собственности, образованию
новых сельскохозяйственных общин ("эхидос").
Федеральный конгресс и законодательные органы в шта-
тах должны были в соответствии с Конституцией опре-
делить максимальную норму частного земельного владения.
Нельзя было посягать лишь на мелкую земельную собствен-
ность, таковой, по Конституции, объявлялось владение,
не превышающее 100 га орошаемой земли. В ст. 27 содер-
жалось также указание на то, что религиозные организа-
ции не могут приобретать недвижимое имущество, владеть
таковым или принимать его в залог.
На основе ст. 27 была осуществлена, хотя и растянув-
шаяся на долгие годы и во многих отношениях непоследо-
вательная, аграрная реформа, способствовавшая перерасп-
ределению земли в пользу общинного сектора, но при до-
минировании хозяйства капиталистического типа.
Отражая антимонополистические настроения пришедшей к
власти национальной буржуазии, Конституция впервые в
практике мирового конституционализма запретила (ст. 28)
монополии и "монополистическую практику ограничения
торговли". Здесь же с учетом негативной практики приме-
нения антитрестовских законов в США прямо указывалось,
что "не являются монополиями объединения рабочих, орга-
низованные для защиты их собственных интересов".
Конституция Мексики раньше, чем это имело место даже
в развитых странах Запада, признала важные социальные
права трудящихся. Специальный раздел "О труде и соци-
альном обеспечении", состоявший из одной, но детализи-
рованной статьи (ст. 123), стал основой для принятия
специального кодекса законов о труде. В этом разделе
предусматривались 8-часовой рабочий день, особые усло-
вия труда для женщин и подростков, еженедельный день
отдыха и ежегодный отпуск, послеродовой отпуск для жен-
щин и т. д. Зарплата не должна была впредь выплачивать-
ся товарами, чеками и расписками. Впервые в перечень
прав, провозглашаемых конституциями, включались право
рабочих объединяться в профсоюзы и право на забастовку,
хотя последнее и ослаблялось рядом оговорок: забастовки
не должны сопровождаться "актами насилия" или иметь
иные цели, кроме как достижение "равновесия между раз-
личными факторами производства" и т. п.
По мере дальнейших успехов мексиканского рабочего
движения ст. 123 дополнялась новыми положениями, содер-
жащими уступки в области социального обеспечения, жи-
лищного строительства и т. п. В целом эта статья модер-
низировалась и подвергалась изменениям 47 раз, т. е.
больше,
чем любая другая статья конституции. Мексиканская Конс-
титуция отчетливо отразила и некоторые другие новые
тенденции в развитии конституционализма XX в. Так, она
отступает .(и в ряде случаев более решительно, чем Вей-
марская конституция Германии 1919 г.), от традиционных
идей индивидуализма. В ней делается упор на "социальную
справедливость", на "гармонию частных и общественных
интересов", а поэтому и государство рассматривается как
основной инструмент сглаживания социальной напряженнос-
ти и конфликтов. Необходимость укрепления экономической
самостоятельности и ускорения научно-технического прог-
ресса надолго предопределила особую экономическую и со-
циальную роль государства в Мексике. Конституция по су-
ти дела отказалась от традиционного экономического ли-
берализма и предусмотрела рост вмешательства государс-
тва в различные сферы общественной жизни на основе "со-
циального партнерства". Следует отметить, что экономи-
ческая и социальная функции государства в Мексике и до
сих пор далеко не исчерпали своего прогрессивного со-
держания. Об этом свидетельствует, в частности, ряд мер
по защите национальной экономики от иностранного капи-
тала, предпринятых правительством Мексики в 30-х, а за-
тем в 70-80-х гг., а также растянувшаяся на десятилетия
аграрная реформа, и т. д.
Конституция 1917 г. приспособила к новым историчес-
ким условиям ту модель государственной организации, ко-
торая в основных своих чертах была создана еще по конс-
титуциям 1824 и 1857 гг. "Мексиканская модель государс-
тва исходит из федерализма, порожденного в свое время
глубокой экономической и политической децентрализацией
страны. В XX в. в связи с быстрым развитием капитализма
в экономической и политической жизни Мексики тенденции
к централизации власти являются доминирующими. Однако
федерализм уже традиционно вошел в государственную и
правовую практику страны.
В рамках Конституции 1917 г. федеральное устройство
получило даже дальнейшее развитие. Конституция признает
суверенитет штатов и их право на самостоятельную конс-
титуцию, но приоритет федерации в политической жизни
страны является очевидным и обеспечивается с помощью
целого ряда конституционных и неконституционных меха-
низмов, в частности, института так называемой федераль-
ной интервенции. Верховная власть в федерации организу-
ется согласно принципу разделения властей, который дав-
но укоренился в латиноамериканских республиках, хотя и
продемонстрировал неспособность достичь той цели, ради
которой он введен, т. е. предотвратить концентрацию
власти в одних руках, а следовательно, и авторитаризм.
По традиции, свойственной разделенной федеральной
власти, Конституция Мексики на первое место выдвигает
законодательную власть, скрупулезно определяя структуру
и компетенцию Федерального конгресса, организацию и
специальные полномочия палаты депутатов и сената, поря-
док разработки и утверждения законов и т. д. Последую-
щие поправки к Конституции, особенно в 1977 г., расши-
рили полномочия конгресса в сфере экономики и по конт-
ролю за внешнеполитической деятельностью правительства.
Фактически стержнем в конституционном механизме Мексики
является президент. Его особое место в системе органов
федеральной власти определяется тем, что Мексика по
форме правления - типично президентская республика. В
руках президента совмещаются функции главы государства
и главы исполнительной власти. В этом качестве прези-
дент осуществляет представительские функции, руководит
всем государственным аппаратом, возглавляет вооруженные
силы, обладает реальной политической возможностью пол-
ностью контролировать законодательный процесс.
В Конституции в расширенном виде представлен тради-
ционный набор политических и личных прав граждан вместе
со специфически мексиканским судебным порядком примене-
ния приказа о защите прав, нарушенных актами или дейс-
твиями государственных органов ("ампаро").
Конституция Мексики 1917г., как и Конституция США,
является "жесткой", т. е. предусматривает сложный поря-
док принятия поправок, но в силу особенностей дальней-
шего развития политической системы она часто подверга-
ется пересмотру. Начиная с первой реформы в июле 1921
г. и до 1984 г. Конституция претерпела 369 изменений,
которые затронули 55% ее статей. Эти изменения свиде-
тельствуют о том, что правящие круги Мексики овладели
искусством своевременно приводить в действие механизм
социальных уступок и политического маневрирования.
Конституция Мексики, несмотря на подвижность и дек-
ларативность ряда статей, способствовала формированию
относительно стабильной и вместе с тем достаточно прис-
пособленной к меняющимся условиям политической системы.
Одной из особенностей этой латиноамериканской республи-
ки является то, что уже с конца 20-х гг. армия переста-
ла оказывать непосредственное влияние на политическую
жизнь. Это в свою очередь позволило стране избежать
столь обычных для континента военных мятежей и госу-
дарственных переворотов.
Одним из основных элементов политической системы
Мексики является Институционно-революционная партия
(ИРП), учрежденная в 1929 г. правящей группировкой,
стремившейся получить широкую социальную опору. Эта
партия, с самого начала ставшая правительственной, как
видно из ее названия, рассматривает себя как наследницу
продолжающейся революции. В партии были созданы три
сектора:
аграрный, рабочий и народный, что должно было обес-
печить представительство различных классов и слоев на-
селения под эгидой партийного руководства и самого пре-
зидента.
С момента своего создания и до настоящего времени
ИРП неизменно находится у власти, чему способствовало
ее срастание с государственным аппаратом. До недавнего
времени фактически сложившаяся однопартийная система
препятствовала участию политической оппозиции в госу-
дарственных органах. К середине 70-х гг. XX в. накопи-
лось значительное недовольство населения однопартийной
системой и монополией ИРП на государственную власть. В
1977 г. конституционная реформа несколько демократизи-
ровала политическую систему Мексики, так как ввела из-
бирательные квоты, что гарантировало оппозиционным пар-
тиям небольшое количество мест в конгрессе. Но реформа
не подорвала политической гегемонии ИРП, являющейся, по
сути дела, президентской партией. Она не оправдала так-
же расчеты руководства ИРП на создание "управляемой оп-
позиции" и на стабилизацию "мексиканской модели" госу-
дарства и политической системы.
Латиноамериканские государства в середине XX в. Уже
с 30-х гг. зависимое и деформированное развитие капита-
лизма, усилившее социальные контрасты, привело к мед-
ленным, но неизбежным изменениям в латиноамериканском
обществе и в его политической системе.
Латифундизм, авторитаризм, незавершенность процесса
этнической интеграции, сохранение традиционного уклада
жизни коренного населения и другие тому подобные факто-
ры самым тесным образом переплелись с социальным рефор-
мизмом, с использованием новейших достижений НТР, с
быстрой урбанизацией, с ломкой старых поведенческих
стереотипов и политического сознания. В XX в. значи-
тельно возросла социальная мобильность и политическая
активность масс, их стремление к самостоятельному учас-
тию в политической жизни, причем в самых разнообразных
формах. Все возрастающую роль начинает играть в жизни
латиноамериканских государств внешний фактор. Широкая
экспансия иностранного капитала имела своим результатом
и политическую экспансию, стремление правящих кругов
ведущих держав использовать страны субконтинента в сво-
их глобальных военно-стратегических целях.
В 30-е гг. нацистская Германия предприняла попытку
подчинить себе с помощью "пятой колонны" (профашистски
настроенных эмигрантов и т. д.) ряд южноамериканских
республик (Бразилия, Боливия и др.). Под влиянием евро-
пейского фашизма в некоторых странах южного конуса
(Бразилия, Аргентина, Чили и др.) сложились и свои
"корпора-тивистские", "институционалистские" организа-
ции, партии тоталитарного типа, а также и сами воен-
но-фашистские диктатуры. Так, Доминиканская партия, ор-
ганизованная сверху диктатором Трухильо по тоталитарно-
му типу, автоматически включила в себя всех государс-
твенных служащих.
Особенно в 30-40-х гг. XX в. образцам европейского
фашизма и "корпоративизма" следовала Конституция Брази-
лии 1937 г., в которой профашистски настроенный дикта-
тор Варгес декларировал создание так называемого нового
государства. После разгрома нацизма во второй мировой
войне позиции фашистских и неофашистских партий ослаб-
ли, они утратили массовую социальную базу, но сохранили
свое влияние в ряде латиноамериканских стран, нередко
сливаясь с террористическими группировками. В 30-е гг.
активную борьбу с европейским фашизмом за влияние на
латиноамериканские страны повели также правящие круги
США. Североамериканский капитал в рамках политики "доб-
рого соседа" президента Ф. Рузвельта существенно потес-
нил своих конкурентов, закрепил свое доминирующее поло-
жение на субконтиненте. Зависимость латиноамериканских
государств от северного соседа еще более возросла после
второй мировой войны, когда стратегически важный суб-
континент стал ареной "холодной войны" и конфронтации
двух "сверхдержав" (США и СССР).
В послевоенные годы правящим кругам США удалось втя-
нуть правительства латиноамериканских стран в борьбу с
"красной опасностью" и развернуть широкую антикоммунис-
тическую кампанию, а тем самым подчинить их своим воен-
но-политическим планам. В 1947 г. в Рио-де-Жанейро США
добились от латиноамериканских государств подписания
Пакта об обороне Западного полушария. В 1948 г. на базе
созданного еще в начале века Панамериканского союза бы-
ла учреждена Организация американских государств (ОАГ).
Принятая в том же году ОАГ Декларация о защите де-
мократии, а также Каракасская доктрина 1954 г. стали в
50-60-х гг. своего рода программными документами ОАГ.
Они должны были стать заслоном от "подрывного" движения
на континенте и от "проникновения коммунизма". Посколь-
ку прямые интервенции США в латиноамериканских респуб-
ликах становились все более уязвимыми в глазах общест-
венного мнения, то теперь защита американских интересов
осуществлялась под флагом ОАГ с использованием так на-
зываемых межамериканских вооруженных сил (вооруженная
интервенция в 1954 г. в Гватемале, в 1964 г. - в Пана-
ме, в 1965 г. - в Доминиканской Республике и т. д.).