Состав Законодательного собрания, с первого взгляда,
оказался благоприятным для короля:  в  нем  преобладали
так  называемые фейяны - представители крупной торговой
и промышленной буржуазии,  либеральные дворяне и другие
консервативные силы, стремившиеся не допустить дальней-
шего развития революции.  Фейянам противостояли  жирон-
дисты (лидеры - Бриссо,  Верньо,  Кондорсе), выражавшие
интересы более радикальных торгово-промышленных кругов,
а  также  якобинцы (лидеры - Дантон,  Робеспьер и др.),
представлявшие собой леворадикальную и наиболее револю-
ционно настроенную политическую группировку. Жирондисты
и якобинцы,  которые были в меньшинстве в Законодатель-
ном собрании, пользовались огромным авторитетом в      
органах самоуправления Парижа - в секциях и в генераль-
ном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клу-
бе, ставшем политическим центром революционного Парижа.
В  этой ситуации возникло и стало быстро нарастать отк-
рытое  противостояние  законодательной  и   королевской
власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной
реакции,  заручившись поддержкой монархической  Европы,
готовили заговор против Конституции.                   
   Однако окончательный приговор королевской власти,  а
соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народ-
ными массами Франции. Слухи о заговоре короля были уме-
ло  использованы  вождями  якобинцев,  выступавшими  за
дальнейшее развитие революции и оказавшими большое воз-
действие на низы Парижа.  По призыву Коммуны и Якобинс-
кого  клуба возбужденное разговорами о заговоре населе-
ние Парижа 10 августа 1792 г.  поднялось на  восстание,
которое привело к свержению королевской власти. Револю-
ция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. - 2
июня 1793 г.),  охарактеризовавшийся дальнейшим повыше-
нием политической активности масс и переходом власти  в
руки жирондистов.                                      
   Под давлением революционно настроенного народа Зако-
нодательное собрание,  где жирондисты  приобретали  все
больший  политический вес и даже сформировали временное
правительство,  отменило деление граждан на активных  и
пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учреди-
тельный конвент,  который должен был  выработать  новую
конституцию Франции.                                   
   В ночь  с  21  на 22 сентября 1792 г.  Конвент своим
декретом отменил действие Конституции 1791 г.,  упразд-
нил  королевскую власть,  положил тем самым начало рес-
публиканскому строю во Франции.  Этим же декретом подт-
верждалось,  что Конвент берет на себя подготовку новой
конституции,  что "личность и  собственность  находятся
под охраной французского народа".                      
   Состав Конвента  отражал  новую  сложную расстановку
политических сил, определившую развитие французской го-
сударственности на втором этапе революции.  Руководящие
позиции в нем заняли жирондисты (Бриссо и др.).  Они не
имели  большинства мест в Конвенте,  но их поддерживало
"болото" - значительная часть депутатов,  которые  сос-
тавляли своеобразный политический центр. Они занимали  
промежуточное положение между жирондистами и  якобинца-
ми, былое единство которых с провозглашением республики
все более сменялось политической конфронтацией.        
   Благодаря поддержке "болота" вожди жирондистов смог-
ли взять в свои руки правительственную власть,  которая
осуществлялась ими через Исполнительный комитет Конвен-
та.  Отражая прежде всего интересы умеренно-радикальных
слоев буржуазии,  а также всех тех кругов  французского
общества,  которые  устали  от революции и не желали ее
дальнейшего развития,  жирондисты  стремились  сдержать
нарастающее бунтарство народных масс. Не случайно к зи-
ме 1792 г., когда в Париже вновь усилились противоречия
в  революционном  лагере,  жирондисты были исключены из
Якобинского клуба.  Здесь укрепилось  влияние  монтань-
яров,  "истинных" якобинцев (Дантон, Робеспьер, Марат),
пользовавшихся широкой поддержкой низов Парижа.        
   По мере развития революционных событий,  которые  во
многом происходили помимо желания и воли жирондистского
правительства,  ему в Конвенте все более энергично про-
тивостояла якобинская оппозиция.                       
   Под напором якобинцев,  за которыми шли революционно
настроенные низы Парижа,  жирондисты провели ряд  ради-
кальных мер. В конце сентября был принят декрет Конвен-
та о введении во Франции нового  революционного  летос-
числения, берущего свое начало с установления Французс-
кой республики. В связи с опасностью иностранной интер-
венции  и монархических мятежей,  угрожавших самому су-
ществованию республики,  жирондистский Конвент декрети-
ровал  учреждение комитета общественной безопасности (2
октября 1792 г.),  чрезвычайного уголовного трибунала в
Париже (10 марта 1793 г.),  комитета общественного спа-
сения (6 апреля 1793 г.).                              
   Еще до созыва Конвента 25 августа 1792 г. жирондист-
ское правительство провело через Законодательное собра-
ние новый аграрный закон "Об уничтожении остатков  фео-
дального режима", отменивший выкуп крестьянами феодаль-
ных повинностей.  Фактически это  узаконило  положение,
уже  сложившееся в ходе аграрной революции.  Был принят
также декрет о разделе конфискованных земель эмигрантов
и  передаче  их  путем  бессрочной  аренды  или продажи
крестьянам. Однако большая часть этих земель           
оказалась не у крестьян, а у представителей состоятель-
ных кругов.                                            
   В декабре 1792 г.  Конвент под влиянием политических
эмоций,  накопившейся ненависти к монархическому режиму
вынес смертный приговор королю Людовику XVI. В мае 1793
г. по требованию якобинцев он декретировал установление
максимума (твердые цены) на зерно. Но основная цель жи-
рондистов  сводилась к стабилизации политического поло-
жения и укреплению сложившихся в ходе революции отноше-
ний  собственности  и новых экономических порядков.  18
марта 1793 г.  Конвент под давлением жирондистов, напу-
ганных волнениями среди бедноты,  принял закон, устано-
вивший смертную казнь для  лиц,  предлагающих  аграрный
закон, т. е. требующих уравнительного передела земли, а
также для лиц,  пропагандирующих какой-либо другой  за-
кон,  "ниспровергающий земельную,  торговую или промыш-
ленную собственность".                                 
   Остановить рост революционных настроений  в  Париже,
взять  их  под контроль жирондистскому правительству не
удалось.  Его авторитет и влияние на народные  массы  к
весне  1793 г.  быстро падали.  Резервы демократических
преобразований были жирондистами  исчерпаны.  С  другой
стороны, именно на них, располагающих властью в Конвен-
те,  падала политическая ответственность за усилившиеся
в ходе революции тяготы и лишения населения Парижа,  за
внешнеполитические промахи и поражения.                
   Положение жирондистов значительно ухудшилось в связи
с нарастающими экономическими трудностями. Политические
позиции жирондистов значительно пошатнулись после  неу-
давшегося суда над Маратом и последующим его убийством,
а также в связи с усилившимся конфликтом между их лиде-
рами и Парижской коммуной, ставшей оплотом якобинцев.  
   Падению авторитета  жирондистов  способствовало и то
обстоятельство,  что они,  отменив Конституцию 1791 г.,
не  смогли дать Франции новый республиканский конститу-
ционный документ.                                      
   Еще 11 октября 1792 г.  была создана конституционная
комиссия Конвента,  которая в своей работе проявила не-
решительность и медлительность.  Составленный одним  из
вождей  жирондистов,  известным  математиком  Кондорсе,
конституционный проект был слишком громоздким (насчиты-
вал 400 статей),  доктринерским и догматичным,  далеким
от реальной жизни.                                     
   В своих конституционных проектах,  стремясь  ограни-
чить политическое влияние Парижа,  жирондисты выступали
за расширение прав департаментов,  за ослабление  цент-
ральной власти. В проекте Кондорсе решительно отвергал-
ся принцип разделения властей,  которому была  противо-
поставлена "одна власть, власть нации".                
   Республика по жирондистскому проекту должна была ос-
новываться на принципе единства власти,  на закреплении
центрального места за представительным органом,  высту-
пающим в виде однопалатного законодательного  собрания.
Представительную  форму  правления  жирондисты пытались
дополнить и непосредственной демократией.              
   Конституционный проект жирондистов  дебатировался  в
Конвенте вплоть до 2 июня 1793 г.,  т. е. до падения их
власти,  но он так и не был утвержден. Нарастающая нап-
ряженность  в  обществе,  рост  политической активности
масс, усиление противостояния жирондистов и якобинцев в
Конвенте и за его стенами,  а также нерешительность ли-
деров жирондистов препятствовали созданию ими республи-
канского конституционного строя.                       
   В результате непоследовательной и центристской поли-
тики жирондистского Конвента,  тогдашние вожди которого
к весне 1793 г.  все более теряли революционную инициа-
тиву,  республика оказалась  на  грани  гибели.  Внутри
страны  усиливались  роялистские мятежи,  извне грозило
новое наступление армий феодально-монархической  коали-
ции.                                                   
   Якобинская диктатура.  Народное восстание 31 мая - 2
июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий ко-
митет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов
из Конвента и положило начало периоду правления якобин-
цев.  Французская революция вступила в свой завершающий
третий этап (2 июня 1793 г.  - 27 июля 1794 г.).  Госу-
дарственная власть, уже сосредоточенная к этому времени
в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой
политической группировки, настроенной на дальнейшее ре-
шительное и бескомпромиссное развитие революции.       
   За якобинцами стоял широкий блок революционно-демок-
ратических сил (мелкая буржуазия,  крестьянство,  дере-
венская и особенно городская беднота).  Ведущую роль  в
этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспь-  
ер, Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых от-
ражали прежде всего господствовавшие бунтарские и  эга-
литарные настроения масс.                              
   На якобинском этапе революции участие различных сло-
ев населения  в  политической  борьбе  достигает  своей
кульминации. Благодаря этому во Франции в это время бы-
ли выкорчеваны остатки  феодальной  системы,  проведены
радикальные политические преобразования, отведена угро-
за интервенции войск коалиции европейских держав и рес-
таврации монархии.  Революционно-демократический режим,
сложившийся при якобинцах,  обеспечил окончательную по-
беду во Франции нового общественного и государственного
строя.                                                 
   Историческая особенность данного периода  в  истории
французской  революции и государства состояла также и в
том,  что якобинцы не проявляли большой щепетильности в
выборе средств борьбы со своими политическими противни-
ками и не останавливались перед использованием  насиль-
ственных  методов расправы со сторонниками "старого ре-
жима", а заодно и со своими "врагами".                 
   Наиболее показательным примером революционной  напо-
ристости  якобинцев может служить их аграрное законода-
тельство.  Уже 3 июня 1793 г.  Конвент  по  предложению
якобинцев  предусмотрел  продажу  мелкими  участками  в
рассрочку земель,  конфискованных у дворянской  эмигра-
ции.  10 июня 1793 г.  был принят декрет,  возвращавший
крестьянским общинам захваченные дворянством  земельные
угодья и предусматривающий возможность раздела общинных
земель в том случае,  если за это выскажется одна треть
жителей.  Поделенная  земля  становилась собственностью
крестьян.                                              
   Важное значение имел Декрет от 17 июля 1793  г.  "Об
окончательном упразднении феодальных прав", где безого-
ворочно признавалось, что все бывшие сеньориальные пла-
тежи,  чиншевые и феодальные права, как постоянные, так
и временные,  "отменяются без всякого  вознаграждения".
Феодальные документы, подтверждающие сеньориальные пра-
ва на землю, подлежали сожжению. Бывшие сеньоры, а так-
же  должностные  лица,  утаивающие  такие документы или
сохраняющие выписки из них,  присуждались к 5 годам тю-
ремного заключения.  Хотя якобинцы, выступающие в прин-
ципе за сохранение существующих отношений собственно-  
сти, не удовлетворили всех требований крестьянских масс
(о конфискации дворянских земель,  об  уравнительном  и
бесплатном их разделе),  аграрное законодательство Кон-
вента для своего времени отличалось большой смелостью и
радикализмом. Оно имело далеко идущие социально-полити-
ческие последствия,  стало правовой основой для превра-
щения  крестьянства в массу мелких собственников,  сво-
бодных от пут феодализма. Для закрепления принципов но-
вого  гражданского  общества Конвент Декретом от 7 сен-
тября 1793 г. постановил, что "ни один француз не может
пользоваться  феодальными правами в какой бы то ни было
области под страхом лишения всех прав гражданства".    
   Характерно, что тесная связь якобинцев с  городскими
низами,  когда этого требовали чрезвычайные обстоятель-
ства (продовольственные трудности,  рост дороговизны  и
т. п.), неоднократно вынуждала их отступать от принципа
свободы торговли и неприкосновенности частной собствен-
ности.  В  июле 1793 г.  Конвент ввел смертную казнь за
спекуляцию предметами первой необходимости,  в сентябре
1793  г.  декретом  о максимуме устанавливались твердые
цены на продовольствие.                                
   Принятые в конце февраля - начале марта 1794 г.  так
называемые  вантозские  декреты.  Конвента предполагали
бесплатное распределение среди неимущих патриотов собс-
твенности,  конфискованной  у врагов революции.  Однако
вантозские декреты,  с энтузиазмом встреченные плебейс-
кими низами города и деревни, не были проведены в жизнь
из-за противодействия со стороны тех политических  сил,
которые считали,  что идея равенства не должна осущест-
вляться столь радикальными мерами.  В мае 1794 г.  Кон-
вент  декретировал введение системы государственных по-
собий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отме-
нено рабство в колониях и т. д.                        
   Декларация и Конституция 1793 г.  Политическая реши-
тельность и радикализм  якобинцев  проявились  в  новой
Декларации  прав человека и гражданина и в Конституции,
принятой Конвентом 24 июля 1793 г.  и одобренной подав-
ляющим большинством народа на плебисците (Конституция I
года республики). Эти документы, составленные с исполь-
зованием конституционных проектов жирондистов, испытали
на себе сильное влияние  взглядов  Ж.  Ж.  Руссо.  Так,
целью общества объявлялось "общее счастье". Основ-     
ной задачей  правительства (государства) являлось обес-
печение пользования человеком "его естественными и  не-
отъемлемыми  правами".  К числу этих прав были отнесены
равенство, свобода, безопасность, собственность.       
   Равенству якобинцы  в  силу  своих   эгалитаристских
убеждений придавали особое значение.  В Декларации под-
черкивалось, что все люди "равны по природе и перед за-
коном".                                                
   В трактовке  права  собственности  якобинцы пошли на
уступку сформировавшимся за годы революции новым буржу-
азным  кругам и отказались от выдвигавшейся ими ранее в
полемике с жирондистами идеи прогрессивного налогообло-
жения  и необходимости ограничительного толкования пра-
вомочий собственника.                                  
   Декларация 1793 г.  в ст.  16 определяла право собс-
твенности  в традиционно широком и индивидуалистическом
плане как возможность "пользоваться  и  располагать  по
усмотрению своим имуществом,  своими доходами,  плодами
своего труда и промысла".  Но в подходах к решению дру-
гих вопросов,  в частности относящихся к сфере личных и
имущественных прав граждан, якобинцы сделали значитель-
ный шаг вперед по сравнению с предшествующими конститу-
ционными документами.                                  
   По ст. 122 Конституции каждому французу гарантирова-
лись всеобщее образование, государственное обеспечение,
неограниченная свобода  печати,  право  петиций,  право
объединения  в народные общества и другие права челове-
ка.  Статья 7 Декларации 1793 г.  в число  личных  прав
граждан включила право собраний с "соблюдением спокойс-
твия",  право свободного отправления религиозных  обря-
дов.                                                   
   В якобинской  декларации  особое  внимание уделялось
гарантиям от деспотизма и произвола  со  стороны  госу-
дарственных властей.  Согласно ст. 9, "закон должен ох-
ранять общественную и индивидуальную свободу против уг-
нетения со стороны правящих". Всякое лицо, против кото-
рого совершался незаконный,  т. е. произвольный и тира-
нический акт, имело право оказывать сопротивление силой
(ст. 11).                                              
   Поскольку сопротивление  угнетению   рассматривалось
как следствие, вытекающее из прочих прав человека, Дек-
ларация 1793 г. делала революционный вывод о том, что в
случаях  нарушения правительством права народа "восста-
ние для народа и для каждой его части есть его  священ-
ное право и неотложнейшая обязанность" (ст.  35). Таким
обра-                                                  
зом, в отличие от Декларации 1789 г.,  где говорилось о
национальном суверенитете, якобинцы в своих конституци-
онных документах проводили идею народного суверенитета,
восходящую к Ж. Ж. Руссо.                              
   Конституция якобинцев  отвергла  принцип  разделения
властей,  как противоречащий,  по мнению Ж.  Ж.  Руссо,
идее суверенитета народа,  выступающего как единое  це-
лое. Она предусматривала простое и, казалось бы, демок-
ратическое по тем временам  устройство  государства.  В
противовес  проявившимся в годы революции планам регио-
нализации Франции в ст.  1 подчеркивалось,  что  "фран-
цузская республика едина и неделима".                  
   Упразднив деление  граждан  на  активных и пассивных
как несовместимое с идеей равенства,  Конституция прак-
тически узаконила всеобщее избирательное право для муж-
чин (с 21 года).  Своеобразное стремление якобинцев со-
четать  представительные  органы с непосредственной де-
мократией (влияние Ж.  Ж. Руссо) нашло свое отражение в
том,  что избираемый на один год Законодательный корпус
(Национальное собрание) по ряду важных вопросов  (граж-
данское и уголовное законодательство, общее заведование
текущими доходами и  расходами  республики,  объявление
войны и т. д.) мог лишь предлагать законы.             
   Принятый Национальным  собранием законопроект приоб-
ретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спус-
тя  после  его рассылки в департаменты в большинстве из
них одна десятая часть первичных собраний не  отклоняла
данный законопроект. Такая процедура была попыткой воп-
лотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляюще-
гося в данном случае в том, что только "народ обсуждает
и постановляет законы" (ст. 10). По ряду вопросов, сог-
ласно Конституции, Национальное собрание могло издавать
декреты, имеющие окончательную силу.                   
   Исполнительный совет являлся высшим  правительствен-
ным  органом  республики.  Он должен был состоять из 24
членов,  избираемых Национальным собранием из  кандида-
тов, выдвинутых списками от первичных и департаментских
собраний. На Исполнительный совет было возложено "руко-
водство  общим  управлением  и наблюдением за ним" (ст.
65).  Совет нес ответственность перед Национальным соб-
ранием  "в  случае  неисполнения законов и декретов,  а
также в случае  недонесения  о  злоупотреблениях"  (ст.
72).                                                   
Но предусмотренная якобинской Конституцией система  го-
сударственных  органов  на практике не была создана.  В
связи с трудными внутренними и международными условиями
Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в
силу.  Будучи убежденными, фанатичными и бескомпромисс-
ными  революционерами,  якобинцы полагали,  что оконча-
тельное подавление контрреволюции и упрочение республи-
ки  в  сложившейся  обстановке  могут быть осуществлены
лишь в результате  энергичных  действий  правительства,
путем установления режима революционной диктатуры.     
   Организация революционной власти. Основы организации
революционного правительства были определены  Конвентом
в ряде декретов,  в частности в Учредительном законе от
4 декабря 1793 г. "О революционном порядке управления".
В  этом  декрете  предусматривалось,  что "единственным
центром управления" в республике является  Национальный
конвент.  За  ним  признавалось исключительное право на
принятие и толкование декретов. Такое закрепление руко-
водящей  роли  Конвента в системе органов революционной
диктатуры было  обусловлено  самим  ходом  политической
борьбы.  После изгнания жирондистов преобладающим влия-
нием в нем пользовались якобинцы.                      
   Конвент был тесно связан с Парижской  коммуной,  на-
родными обществами,  т. е. был признанным центром рево-
люционных сил того времени,  к тому же постоянно  дейс-
твовавшим  органом,  который  оперативно  реагировал на
быстро меняющуюся политическую  ситуацию,  рассматривал
большое  количество вопросов и за сравнительно короткий
срок принял огромную массу законов (декретов).         
   Правительственную власть  в  системе   революционной
диктатуры  якобинцев  осуществлял Комитет общественного
спасения. Он выдвинулся на первое место среди комитетов
Конвента,  стал  вдохновителем  политики революционного
террора.  Роль этого комитета особенно возросла с  июля
1793 г., когда во главе его вместо Дантона, проявлявше-
го нерешительность и склонность к  компромиссам,  встал
выдвинувшийся на место лидера якобинцев М. Робеспьер. В
состав комитета вошли и его ближайшие соратники -  Сен-
Жюст, Кутон и др.                                      
   Согласно декрету Конвента от 10 октября 1793 г., Ко-
митету общественного спасения должны были подчиняться  
временный исполнительный совет, министры, генералы. Ему
же вменялось в обязанность сначала ежедневно,  а с  де-
кабря  1793  г.  ежемесячно представлять отчеты о своей
работе в Национальный конвент.                         
   Для связи Конвента и правительственных учреждений  с
местами  в  департаменты и в армию посылались комиссары
из числа депутатов Конвента, которые наделялись широки-
ми полномочиями.  Они осуществляли контроль за примене-
нием декретов революционного правительства и  в  случае
необходимости могли отстранять должностных лиц в депар-
таментах и генералов в армии.  Сложная политическая си-
туация (контрреволюционные мятежи,  измены в армии) вы-
нуждала комиссаров Конвента брать на себя иногда и  не-
посредственные административные и организационные функ-
ции - издавать обязательные  распоряжения,  командовать
воинскими частями и т. д.                              
   К задачам революционной диктатуры было приспособлено
управление на местах.  Законом 4 декабря 1794 г. из ве-
дения администрации департаментов были изъяты важнейшие
вопросы,  "относящиеся к революционным законам и  мерам
управления и общественного спасения".  По этим вопросам
дистрикты и муниципалитеты сносились непосредственно  с
революционным  правительством.  Наибольшую активность в
местном управлении проявляли муниципалитеты, из которых
были изгнаны жирондисты. В работе коммун и их секций, в
генеральных советах широкое участие принимали низы  го-
родского и сельского населения.                        
   Еще по декрету 21 марта 1793 г. для надзора за враж-
дебными республике иностранцами в каждой коммуне  и  ее
секции избирались наблюдательные и иные специальные ко-
митеты. При якобинцах функции этих комитетов значитель-
но расширились, они получили название революционных ко-
митетов.  Эти комитеты, состоявшие из наиболее активных
и  фанатично преданных революции граждан,  были созданы
по всей стране. Они превратились в инструмент революци-
онного террора и в главную опору Комитета общественного
спасения на местах.  Они не только последовательно про-
водили в своих округах политику центра,  но в свою оче-
редь сами оказывали давление на Конвент, вынуждая его в
ряде случаев выполнять требования опьяненных революцией
масс.                                                  
Важное место в системе революционной диктатуры занимали
различные народные общества и клубы,  прежде всего Яко-
бинский  клуб в Париже,  выполнявший роль своеобразного
политического штаба революции, и многочисленные его от-
деления по всей стране (свыше 40 тыс.).                
   Одной из существенных особенностей якобинской дикта-
туры было создание специальных органов, предназначенных
для борьбы с внешними врагами и внутренней контрреволю-
цией. В своей деятельности, направленной на защиту рес-
публики и завоеваний революции, они использовали методы
революционного террора.                                
   В организации разгрома войск феодально-монархической
коалиции,  вторгшихся в республиканскую Францию, решаю-
щую роль сыграла преобразованная  якобинцами  армия.  В
августе 1793 г. Конвент издал декрет о всеобщем ополче-
нии,  согласно которому осуществлялся переход от добро-
вольческого принципа к обязательному набору, т. е. соз-
данию массовой народной армии.  В ст. 1 декрета говори-
лось: "С настоящего времени впредь до изгнания врагов с
территории Республики все французы должны находиться  в
постоянной  готовности  к службе в армии.  Молодые люди
должны отправиться воевать,  женатые будут  изготовлять
оружие и перевозить продовольствие,  женщины будут шить
палатки и одежду и служить в госпиталях, дети будут щи-
пать  корпию из старого белья,  старики будут в общест-
венных местах возбуждать мужество воинов,  ненависть  к
королям и взывать к единству Республики". Батальоны но-
вобранцев,  слитые с кадровыми частями (так  называемая
амальгама армии),  привносили в армейскую среду револю-
ционный дух и укрепляли боеспособность воинских подраз-
делений.  На  командные посты,  в том числе и генераль-
ские,  выдвигались молодые,  способные и волевые  люди,
многие из которых были выходцами из народа. Революцион-
ная армия не только очистила к началу 1794 г.  террито-
рию Франции от войск коалиции, но и принимала участие в
подавлении контрреволюционных мятежей в Лионе, Вандее и
других городах.                                        
   Важную роль  в  организации борьбы с контрреволюцией
сыграл Комитет общественной безопасности. На него зако-
ном  4 декабря 1793 г.  был возложен "особый надзор" за
всем тем,  что касалось "личности и полиции". Он не был
подчинен Комитету общественного спасения и должен был  
ежемесячно представлять свои отчеты  непосредственно  в
Конвент. Наделенный правом расследования контрреволюци-
онной деятельности,  ареста и предания суду врагов рес-
публики,  этот комитет,  нередко злоупотреблявший своей
властью,  стал одним из важнейших карательных органов в
системе якобинской диктатуры.  Особую роль в проведении
карательной политики в  дистриктах  и  коммунах  играли
упомянутые выше революционные комитеты. Их функции были
существенно расширены законом 17 сентября 1973 г. о по-
дозрительных. Эти комитеты имели непосредственную связь
с Комитетом общественной безопасности,  пересылали  ему
списки  арестованных  и  изъятые у них документы.  Круг
лиц,  считавшихся подозрительными и подлежащих  аресту,
был весьма широким и неопределенным.  Это лица, которые
своим поведением,  связями, речами, сочинениями "прояв-
ляют  себя сторонниками тирании,  федерализма и врагами
свободы", члены дворянских семей, которые "не проявляли
постоянно своей преданности революции",  лица,  которым
было отказано в выдаче "свидетельств  о  благонадежнос-
ти",  и т. д. Революционные комитеты, тесно связанные с
народными обществами,  местными отделениями Якобинского
клуба, нередко проявляли политическую нетерпимость. Они
развернули энергичную деятельность по выявлению  и  ра-
зоблачению  контрреволюционеров,  не очень беспокоясь о
том, что во многих случаях они преследовали и "обезвре-
живали" ни в чем не повинных людей.                    
   В системе  органов  якобинской диктатуры чрезвычайно
активную роль играл также  Революционный  трибунал.  Он
был  создан  по  требованию якобинцев еще жирондистским
Конвентом,  но превратился в постоянно действующее ору-
дие революционного террора лишь после его реорганизации
5 сентября 1793 г.                                     
   Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители
и  их помощники назначались Конвентом.  Вся процедура в
Революционном трибунале характеризовалась упрощенностью
и быстротой,  что позволяло ему вести целенаправленную,
но в то же время и жестокую борьбу с политическими про-
тивниками  революционного  правительства  - роялистами,
жирондистами,  агентами иностранных держав.  До 10 июня
1794 г. по приговору Революционного трибунала было каз-
нено 2607 человек. Военные победы революционной армии и
упрочение республики с неизбежностью при-              
вели к  распаду былого единства и к усилению внутренних
разногласий в якобинском блоке. Социально-экономическое
законодательство, уничтожившее остатки феодализма, объ-
ективно вело к развитию капиталистических отношений,  к
появлению  "новых богачей" (нуворишей) и росту социаль-
ного неравенства,  к ухудшению  положения  городской  и
сельской бедноты.                                      
   "Карающий меч" якобинцев, руководство которыми все в
большей степени сосредоточивалось в руках Робеспьера  и
небольшой группы близких ему лиц, быстро утрачивал свою
революционную направленность.  Он превращался в  орудие
расправы  не  только  с правыми силами,  не приемлющими
максимализма якобинских вождей,  но и с лидерами левого
крыла якобинцев,  представлявших интересы низов городс-
кого и сельского населения ("бешеные",  эбертисты и  т.
д.).  Последние  требовали дальнейшего развития револю-
ции,  создания эгалитарного общества. Откровенные поли-
тические  репрессии якобинцев отпугивали многих их быв-
ших сторонников,  вели к падению их авторитета, к суже-
нию  социальной базы их власти.  Вожди якобинцев по су-
ществу уже не видели другого пути к тому,  чтобы спасти
режим и укрепить свое личное положение,  кроме как уси-
ление террора. Борьба за демократические идеалы в усло-
виях  нарастающего террора все более откровенно превра-
щалась в тривиальную борьбу за личную власть.          
   10 июня 1794 г.  Конвент  под  давлением  Робеспьера
принял декрет "О врагах народа",  имевший зловещие пос-
ледствия. Этот декрет еще более упрощал судебную проце-
дуру, но вместе с тем упразднял элементарные демократи-
ческие основы судопроизводства.                        
   Обвиняемый допрашивался только на судебном заседании
в присутствии присяжных и публики, не имел права на за-
щитника ("защитниками  невинно  оклеветанных  патриотов
закон считает присяжных патриотов;  заговорщикам же за-
щитников не полагается"). Руководством к вынесению при-
говора должна была служить лишь "совесть" присяжных.   
   За все преступления,  подлежащие ведению Революцион-
ного трибунала,  назначалась смертная казнь. Само поня-
тие "враг народа" по декрету было сформулировано широко
и неопределенно. Закон позволил якобинскому руководству
Конвента усилить террор против политических про-       
тивников режима и против "новых богачей",  но он повлек
за  собой  и  рост казней невинных и оклеветанных людей
(за 48 дней было казнено 1350 человек).                
   К лету 1794 г., когда в результате побед революцион-
ной  армии  исчезла военная опасность и новый республи-
канский строй стал политической реальностью, внутренние
противоречия,  присущие якобинскому режиму, стали более
острыми и неразрешимыми.                               
   Новую денежную  аристократию  раздражали   введенные
якобинцами ограничения предпринимательства.  Она не же-
лала более мириться с террором, с ограничениями элемен-
тарных демократических прав,  с фактическим разрушением
созданного революцией конституционного механизма.      
   Сложившееся в ходе революции многомиллионное  мелко-
собственническое крестьянство утратило свой революцион-
но-демократический настрой,  отвернулось от  якобинцев.
Как отмечалось выше, вожди якобинцев оттолкнули от себя
в конечном счете и низы городского и сельского  населе-
ния.                                                   
   В условиях, когда правящий блок быстро разваливался,
в Конвенте созрел заговор группы монтаньяров, выступив-
ших, в том числе с целью самосохранения, против беспре-
дела и вакханалии якобинского террора (Тальен, Баррас и
др.). Поскольку вожди якобинцев исчерпали резервы своей
революционной активности,  а потому не могли вновь опе-
реться на народные массы, их правление все более приоб-
ретало черты политического самоубийства. Планы заговор-
щиков, к которым примкнул ряд членов обоих правительст-
венных комитетов,  сравнительно легко осуществились  27
июля 1794 г.  (9 термидора - по республиканскому кален-
дарю).                                                 
   2. Государственный строй Франции от Первой 
республики до Первой империи 
   Термидорианский переворот и Конституция 1795 г.     
   Пришедшая к  власти  в  результате переворота группа
умеренных депутатов Конвента,  отражавших интересы рес-
публикански  настроенных  кругов французской буржуазии,
получила название термидорианцев. Для этой группировки,
как  и  для других депутатов Конвента,  участвовавших в
суде над королем и ставших  тем  самым  "цареубийцами",
реставрация  монархии  была  абсолютно неприемлема,  но
столь же нетерпимым для нее стал  режим  революционного
террора.                                               
Первое время  термидорианцы  были  вынуждены  сохранять
систему государственных органов,  созданную якобинцами.
При этом сам механизм революционной диктатуры был  пос-
тепенно разрушен,  отменено чрезвычайное социально-эко-
номическое законодательство якобинцев.                 
   Комитет общественного спасения,  где заседали теперь
участники  антиякобинского  заговора,  потерял значение
правительственного органа.  Были  упразднены  Парижская
коммуна - оплот якобинцев,  а также революционные коми-
теты, реорганизован Революционный трибунал.            
   Но и  реформированная  термидорианцами  политическая
система  ассоциировалась  с  революционными традициями.
Поэтому с особой остротой вновь стал вопрос  о  восста-
новлении конституционного строя.                       
   Формально считалось, что в силе оставалась конститу-
ция 1793 г.,  принятая якобинским Конвентом и подтверж-
денная первичными собраниями выборщиков.  Хотя якобинс-
кая Конституция так никогда и не применялась,  первона-
чально  сами термидорианцы ставили вопрос о поправках и
добавлениях,  необходимых для ее введения  в  действие.
Однако вскоре, в частности под воздействием новых рево-
люционных волнений,  правые термидорианцы  усмотрели  в
якобинской  конституции "организованную анархию" и при-
няли решение о подготовке нового конституционного доку-
мента.  Они  спешили  с конституированием новой власти,
тем более что вновь напомнила о себе политическая опас-
ность  со  стороны открытых врагов республики - роялис-
тов,  фейянов и т.  д. В августе 1795 г. Конвент принял
новую  конституцию  Франции  (известную как Конституция
III года республики).                                  
   Следуя установившейся в период  революции  традиции,
термидорианцы вынесли текст конституции на плебисцит, и
она была поддержана подавляющим большинством  первичных
собраний  выборщиков,  так  как народ рассчитывал с по-
мощью новой Конституции спасти и  укрепить  республику,
отвести  угрозу реставрации,  сохранить демократические
завоевания революции.                                  
   Отмежевываясь от крайностей революции и политическо-
го безрассудства вождей якобинцев, авторы новой Консти-
туции сохранили не только  девиз  революции:  "свобода,
равенство,  братство",  но  и ее важнейшие достижения -
республиканизм,  народный суверенитет, представительные
органы и т. д.                                         
Текст Конституции 1795  г.  отличался  напыщенностью  и
многословием (372 статьи),  но при этом она была весьма
умеренной по своему политическому содержанию.          
   Декларация прав и обязанностей человека и  граждани-
на,  которая была предпослана Конституции,  уже не была
проникнута революционным духом (отсутствовало право на-
рода на восстание,  на сопротивление угнетению и т. д.)
и делала упор на закрепление экономических, моральных и
правовых устоев общества.  Так, например, в ней подчер-
кивалось,  что собственность "лежит  в  основе  мировой
культуры, всего производства, всех средств труда и все-
го социального строя".                                 
   Конституция отменяла всеобщее избирательное право  и
восстанавливала имущественный ценз. Следуя уже испытан-
ной в 1791-1792 гг.  политической модели, новая консти-
туция  в  статье  22 заложила в основу республиканского
строя принцип разделения властей.  Однако новая органи-
зация  государственной власти отличалась громоздкостью,
доктринерством,  чисто внешним подражанием образцам ан-
тичной демократии.                                     
   В системе разделения властей законодательному корпу-
су отводилось ведущее место. Авторы конституции прояви-
ли  политическую  осторожность и отказались от создания
"всемогущего" законодательного органа  по  типу  Нацио-
нального конвента. Впервые в истории французского конс-
титуционализма законодательный корпус был создан не  на
однопалатной,  а на двухпалатной основе.  Он состоял из
Совета старейшин (250 членов,  избираемых из лиц не мо-
ложе  40  лет)  и  Совета  пятисот (из лиц не моложе 30
лет).                                                  
   Право законодательной инициативы по конституции пре-
доставлялось только Совету пятисот,  но решение послед-
него становилось законом только после одобрения  Совета
старейшин.  Отклоненный последним законопроект мог вно-
ситься  повторно  только  спустя  год.  Законодательная
власть,  таким образом, заведомо становилась источником
политической конфронтации, а следовательно, и нежизнес-
пособной.                                              
   Политическая нестабильность  и  неустойчивость  были
присущи и исполнительной власти, которая также была из-
начально обречена на малую эффективность. Она вручалась
Директории из 5 членов,  избираемых путем тайного голо-
сования законодательным корпусом.                      
Ежегодно Директория обновлялась путем переизбрания  од-
ного из ее членов. Председательствовали в ней поочеред-
но все члены в течение трех месяцев.  Для осуществления
чисто  управленческих  функций Директория назначала ми-
нистров, которые, однако, не составляли правительство. 
   Псевдодемократические государственные формы, введен-
ные Конституцией 1795 г.,  не учитывали реального соот-
ношения политических сил,  не могли обеспечить экономи-
ческой  и  правовой  стабильности.  Хотя по Конституции
1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не долж-
ны были концентрироваться в одних руках, ведущую роль в
Директории играл один из лидеров термидорианцев,  бесп-
ринципный карьерист Баррас.  Как и многие другие предс-
тавители правящей верхушки, он откровенно стремился ис-
пользовать  государственную  казну для личного обогаще-
ния.                                                   
   Откровенная коррупция,  поразившая и сами правитель-
ственные круги,  ухудшила и без того тяжелое финансовое
положение республики.  Директория не в  состоянии  была
решить те проблемы,  которые стояли перед новым сформи-
ровавшимся за  годы  революции  гражданским  обществом.
Сохранялась опасность монархической, феодальной рестав-
рации и нового революционного взрыва  масс,  вызванного
бедственным  положением  городских низов и возрождением
популярности якобинских идей.                          
   Непоследовательность, резкие повороты в политике Ди-
ректории,  то  обрушивавшей удары против якобинцев,  то
начинавшей борьбу против дворян-эмигрантов и  неприсяг-
нувших  священников,  то  облагавшей высоким подоходным
налогом финансистов и спекулянтов,  делали политическую
обстановку в Франции непредсказуемой. Ненадежность пра-
вительства Директории,  проводившей "политику качелей",
делала  весь созданный в 1795 г.  конституционный режим
все более непопулярным и неустойчивым.                 
   Переворот генерала Бонапарта и Конституция  1799  г.
Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г.
(18 брюмера VIII года республики - по новому календарю)
группой  заговорщиков,  объединившихся  вокруг генерала
Бонапарта, привел к упразднению Директории и устранению
других конституционных органов.                        
   Власть во  Французской республике перешла к коллегии
из трех консулов - генерала Бонапарта и двух бывших    
членов Директории,  участвовавших в заговоре, - Сиейеса
и Роже Дюко.  Фактически же контроль  за  политическими
событиями в стране все более оказывался в руках генера-
ла Бонапарта,  проявившего себя энергичным, прозорливым
и властолюбивым государственным деятелем.              
   Печальный финал Конституции III года республики, ко-
торая была объявлена причиной всех бедствий во Франции,
стал  своего  рода  неизбежностью.  Политика "качелей",
проводимая Директорией,  ставшая символом непрочности и
порочности правящего режима, в результате потеряла сво-
их последних сторонников.                              

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама