Опубликовано: Лунев С.И. Вызовы безопасности южных границ России. М.: МОНФ, 1999.


Разрешения автора и издательства на интернет-публикацию получены

Назад
Оглавление
Скачать книгу

  Межгосударственные отношения в Центральной Азии

   На роль лидера Центральной Азии, бесспорно, претендует Узбекистан. Следует принимать во внимание его экономический потенциал и численность населения. Уже в первой половине 90-х годов республика экономически поддерживала своих соседей. Так, по соглашению с Казахстаном цена поставляемого газа была на 20% ниже мировой (79), по соглашению с Кыргызстаном - еще ниже. Узбекистан подписал и заведомо невыгодное соглашение с Таджикистаном о торгово-экономическом сотрудничестве на 1995 г., согласно которому государственные поставки из Узбекистана превышают почти на 80 млн.  долл. встречные поставки, а государственный долг Таджикистана (200 млн. долл.) переоформлен в крайне льготный государственный кредит (80) . Наличие автохтонов-инженеров и квалифицированных рабочих (по существу только эта республика может в какой-то степени заполнить местными кадрами ниши, которые освобождаются по мере отъезда русскоязычного населения; следует учитывать, что из автохтонов Центральной Азии узбеки - единственная национальность, которая начала получать европейское образование еще в Казанском университете в конце XIX в., то есть намного раньше, чем остальные) (81), существование больших колоний узбеков на территории всех стран региона (82)  (в Кыргызстане и Таджикистане узбеки составляют 25% населения республики) и политическая стабильность также дают Узбекистану право на эту роль. Его претензии обосновываются и религиозно-культурными факторами.

   Казахстан же в силу своей наименьшей исламизации, отсутствия исторических культурных центров на своей территории, меньшей глубокой традиции, незнания 40% казахами родного языка, а также того обстоятельства, что выезд русских и русскоязычных отбрасывает республику назад, вряд ли сможет добиться признания своего идейно-политического лидерства, несмотря на все дипломатические усилия своего руководства.

   В настоящий момент Узбекистан выполняет роль сдерживания роста напряженности в регионе. Так, широко известна его роль в поражении “исламско-демократической” коалиции в Таджикистане. Сейчас узбекский режим является основным щитом против распространения фундаментализма, что не может не приветствоваться основными мировыми державами. Однако в потенции возможно желание Узбекистана насильно закрепить свое лидирующее положение, что может вызывать негативную реакцию и соседей, и мирового сообщества. При этом соседние страны обладают мощнейшим рычагом давления на Узбекистан, который крайне зависим от водных ресурсов, а основные реки, протекающие по его территории, начинаются в Таджикистане, Кыргызстане и Афганистане.

   C распадом Советского Союза на постсоветском пространстве возникли государства, дальнейшее развитие которых определяется разнонаправленными векторами. Если в России к власти пришел крайне разнородный блок некоммунистических (или антикоммунистических) сил, то у власти в странах Центральной Азии (за исключением Кыргызстана) осталась, как отмечалось, традиционная коммунистическая элита. Уже здесь лежал опасный конфликтный потенциал. Но на начальном этапе правительство независимой России достаточно индифферентно относилось к процессам, развертывавшимся в центральноазиатском регионе, более того, оно пыталось дистанцироваться от центральноазиатских событий. В дальнейшем страны региона осознали опасность возможного конфликта с Россией (к тому же, только Казахстан имеет с последней общую границу), и отмечавшиеся националистические принципы, которыми были вынуждены оперировать старые элиты, начали вести к росту напряженности между самими центральноазиатскими странами.

   Так, в середине 90-х годов резко ухудшились отношения между Узбекистаном, с одной стороны, и Туркменистаном и Таджикистаном, с другой. Истоки конфликта лежат, во-первых, в стремлении Узбекистана подчинить своему влиянию соседние страны, выступив их интегратором. Во-вторых, он стремится контролировать их внешние связи (в том числе с Россией); в-третьих, - воспрепятствовать распространению мусульманского фундаментализма из западноазиатских стран.

   Однако эта политика встречает заметное противодействие. Что касается Таджикистана, то, не отказываясь от узбекской поддержки (Узбекистан и во второй половине 90-х годов предоставлял соседней республике значительные займы и соглашался на отсрочки платежей и реструктуризацию задолженности), он связывает сохранение государственности и восстановление разрушенной гражданской войной экономики, в первую очередь, с помощью России. В данной ситуации Узбекистан прибегает к давлению на Таджикистан, требуя больших уступок на переговорах с оппозицией, ограничивая доставку грузов в Таджикистан по узбекским железным дорогам, вводя дополнительные пошлины на провоз грузов через границу на автомобильном транспорте, регулярно перекрывая поставки газа, завышая цены на поставляемую электроэнергию (они в 5 раз превышали мировые). Многие эксперты полагают, что Ташкент инициирует движение за автономизацию (или прямое отделение) наиболее развитой Ленинабадской области Таджикистана (83) . Волнения в Ленинабадской области нередко связывают именно с деятельностью узбекских властей. Во время событий ноября 1998 г. официальные представители Душанбе неоднократно подчеркивали, что отряды М. Худойбердыева пришли с территории Узбекистана, где существуют базы подготовки таджикских боевиков-оппозиционеров. Э. Рахмонов неоднократно заявлял о «непримиримой агрессии со стороны Узбекистана» и «прямом вмешательстве во внутренние дела со стороны соседнего Узбекистана» (84). Вместе с тем существуют сомнения в подобной версии. Можно было бы проигнорировать официальные заявления узбекской стороны в ходе этих событий о поддержке Э. Рахмонова, но трудно тогда понять действия Ташкента, который согласился на переброску правительственных войск Таджикистана для подавления мятежа через свою территорию. По всей видимости, М. Худойбердыев, сторонник восстановления Советского Союза, слишком непредсказуем для Ташкента (85). Кратковременное потепление узбекско-таджикских отношений, произошедшее после визита премьер-министра Таджикистана У. Султанова в Ташкент в феврале 1998 г. (первый визит на высоком уровне за 5 лет), вновь сменилось напряженностью в двусторонних отношениях после событий ноября 1998 г. Узбекское руководство официально заявило, что боевики, обосновавшиеся на юге Кыргызстана летом 1999 г., получают указания и поддержку со своих баз, расположенных на территории Таджикистана, и непосредственно связаны с высшими лидерами ОТО (86). В свою очередь, Душанбе обвинил Ташкент в бомбардировке таджикской территории во время событий в Кыргызстане (возможно, узбекские летчики просто промахнулись, поскольку они сбрасывали бомбы по ошибке и на киргизские села) (87).

   Не так беззащитны и соседи Узбекистана. Таджикистан уже начал создавать сложности с транзитом товаров в Ферганскую долину (ее узбекская часть разъединена с остальными районами Узбекистана Кураминским хребтом (высота - до 3768 м, а единственный железнодорожный путь проходит через Ленинабадскую область). Учитывая нехватку воды в Центральной Азии, Таджикистан и Кыргызстан при обсуждении новых проектов доставки воды стали требовать от Узбекистана значительно больших средств.

   Туркменистан по структуре экономики (большие запасы углеводородного сырья), этническим причинам (треть туркмен проживает в Иране) и географическим факторам (наиболее простой и короткий доступ на мировой рынок через Иран) сравнительно мало связан с другими центральноазиатскими странами и ориентируется ныне преимущественно на развитые и западноазиатские страны. Кроме того, с завершением строительства железной дороги Теджен - Серахс - Мешхед Туркменистан получил возможность влиять на внешнеторговые связи стран региона.

   Нередко президенты Узбекистана и Туркменистана обменивались достаточно жесткими обвинениями. В сентябре 1995 г. Туркменистан обвинил Узбекистан в чрезмерном использовании вод р. Амударьи, что ведет к нарушению системы водопользования в Туркменистане и обострению экологической ситуации в районе Аральского моря.  Туркменистан потребовал перераспределения этих вод, что могло привести к серьезным экономическим последствиям для Узбекистана.

   Одно время конфликты Узбекистан - Таджикистан и Узбекистан - Туркменистан развивались параллельно, не пересекаясь. С осени 1995 г. президент Туркменистана выступил в поддержку Таджикистана, пообещав предоставить материальную помощь и построить железную дорогу, которая избавит от необходимости транспортировки через Узбекистан. Другими словами, конфликт начал интенсифицироваться. На рубеже 1995-1996 гг. он перешел в латентное состояние. К осени 1998 г. произошло потепление узбекско-туркменских отношений. Было принято соглашение о разделении поровну поливной воды Амударьи. Нашел разрешение запутанный вопрос об использовании узбекскими нефтяниками Кокдумалакского месторождения нефти, на треть расположенного на территории Туркменистана. Визит И. Каримова в Ашхабад в октябре 1998 г. прошел в очень теплой обстановке (88) . Вместе с тем можно ожидать, что сколько-нибудь непродуманные действия Ташкента могут привести в любой момент к новой вспышке конфликта.

   Узбекско-киргизские отношения развивались достаточно ровно, без каких-либо видимых вспышек напряженности. Но, по-видимому, Киргизстан может поддержать Казахстан в его борьбе с Узбекистаном за лидерство в регионе, учитывая, что киргизы традиционно ориентируются на казахов. Более того, Бишкек занимает весьма твердую позицию по вопросу распределения водных ресурсов.

   Сам Казахстан во второй половине 90-х годов не шел на открытый конфликт по политическим вопросам, но инициировал настоящие «торговые войны» в регионе. При этом следует отметить здесь определенное отличие от первой половины десятилетия.

   В тот период нарастали экономические противоречия, прежде всего, между Казахстаном и Узбекистаном, что отражало их борьбу за экономическое лидерство в регионе и различия в темпах и направленности экономических реформ. Казахстан пытался оградить свою территорию и экономику от Узбекистана для проведения экономических реформ и повышения уровня жизни в союзе с Россией, а Узбекистан стремился добиться полностью открытой границы в целях  использования экономических ресурсов Казахстана без изменения своей собственной внутренней экономической политики. Алма-Ата ввела строгий таможенный контроль на границе с Узбекистаном, согласовывала  таможенную политику с Россией, чьи таможенники и пограничники были привлечены для охраны таможенных границ Казахстана, препятствовала бесконтрольному вывозу с его территории товаров в Узбекистан. Власти последнего, которые, по мнению Алма-Аты, поощряли подобную контрабанду, открыто упрекали своего соседа и требовали полного открытия границ.

   Во второй половине десятилетия казахстанские власти стали «закрываться» уже не только от Узбекистана. С января 1997 г. Казахстан в одностороннем порядке ввел НДС с товаров, импортируемых из стран СНГ, что привело к резкому сокращению их импорта (89). Напротив, в целях увеличения объема своего экспорта Узбекистан с ноября 1997 г. отменил все экспортные пошлины для узбекских товаров (в том числе акцизный налог и НДС), предназначенных для вывоза в страны СНГ. В ответ Казахстан за короткий срок принял четыре постановления, ужесточавших режим на казахстано-узбекской границе (по мнению казахстанских властей, контрабанда из Узбекистана в несколько раз превышает цифры официальной торговли), что привело к публичной пикировке между лидерами двух стран на встрече глав государств Центральноазиатского Союза в Ташкенте весной 1998 г. (90) В дальнейшем Казахстан еще сильнее ужесточил режим границы. В феврале 1999 г. правительство республики приняло решение об обложении специальными таможенными пошлинами товаров из Узбекистана, Кыргызстана и России, причем узбекский экспорт был обложен 200% пошлинами. В ответ Узбекистан запретил вывоз из страны лома и отходов цветных металлов, основными потребителями которых являются Казахстан и Кыргызстан. В мае казахстанское правительство продлило режим ограничения ввоза товаров из трех республик СНГ, заявляя, что  новая финансовая политика страны предусматривает полную защиту местного товаропроизводителя. Все это привело к очень резкому сокращению торгового оборота Казахстана со своими соседями (при том, что уже в 1998 г. казахстано-узбекский  товарооборот составил менее половины объема торговли в 1996 г.).

   «Торговая война» сопровождалась «транспортной». Принимая во внимание долг Узбекистана и Кыргызстана казахстанским железным дорогам (9,5 млн. долл.) и нежелание соседей расплачиваться в конвертируемой валюте (Узбекистан предлагал погасить долг поставками строительных материалов и дизельного топлива, а Кыргызстан - электроэнергией), с мая 1999 г. Астана прекратила движение пассажирских поездов из соседних республик по территории Казахстана до тех пор, пока долг не будет погашен (Узбекистан также требует от Казахстана расплачиваться за поставляемый газ в конвертируемой валюте и отключает его подачу в случае неплатежей) (91).

   Подобные войны в Центральной Азии естественны и неизбежны. Длительное существование единого экономического пространства региона противоречит, как отмечалось, современному статусу независимости республик, а резкое ухудшение социально-экономического положения населения вынуждает власти использовать любые методы для улучшения ситуации.

   К сожалению, нельзя, по-видимому, избежать и серьезных политических трений. За 90-е годы республики Центральной Азии стали сильно различаться по самым разнообразным параметрам, включая политические, социально-экономические и культурно-цивилизационные. Отличаются и динамика  и вектора развития. В этих условиях нерешенность массы вопросов (этнические, пограничные, водные, транспортные и т. д.), связанных с советским наследием и чрезмерно быстрым распадом СССР, неизбежно провоцирует конфликты, особенно в условиях нестабильности системы межгосударственных отношений в Центральной Азии, чье становление только началось.

   На функционирование этой системы и на развитие двусторонних отношений между отдельными странами значительное воздействие оказывают несовпадающие национальные и культурно-идеологи­ческие интересы государств  региона. Происходит столкновение различных типов национальных инте­ресов стран, что предопределяет базовые, глубин­ные причины их расхождений. Так, коэкзистенциальные интересы Узбекистана, направленные на обеспечение республике значительной роли в международной среде, существенно противоречили экзистенциаль­ным интересам ее соседей, а также задачам по обеспечению безо­пасности и достижению полного суверенитета. Особенно наглядно это проявилось на примере Таджикистана. В принципе объективные претензии Узбекистана на лидерство не подкреплены экономическими и военными возможностями на данном этапе.

   Некоторая культурно-идеологическая близость государств должна была бы способс­твовать существованию исключительно тесных взаимосвязей между ними. Однако динамика культурологического развития показывает, что в потенции именно по данному вопросу возможны очень серьезные противоречия, особенно в случае эндогенных изменений. Особенно настораживает анклавное усиление роли ислама, причем водораздел проходит внутри стран (в Узбекистане - между Ферганской долиной и другими территориями, в Кыргызстане - между северной и южной частями и т. д.), что чревато самыми тяжелыми последствиями. С цивилизационной точки зрения в особенно трудном положении оказывается Казахстан, не столько в религиозном плане, сколько в культурологическо-идентификационном. Если население северной части республики однозначно ориентируется на Россию, то в южной существует полная неопределенность.

   Функциональные ин­тересы стран Центральной Азии по обеспечению нормального внутреннего развития до сих пор еще не нашли адекватного выражения во внешней политике. Вместе с тем именно в этой сфере существуют возможности сгладить противоречия.

   Важное значение для сис­темы взаимоотношений в Центральной Азии имеют внешние факторы. Пока они не являлись источником напряженности в регионе, не играли основопола­гающую роль для характера и направленности развития внутрире­гиональных отношений и не влияли на них сколько-нибудь серьезно. Однако ситуация может измениться в недалеком будущем.

   Особое значение для региона могло бы играть развитие сотрудничества с Россией. В принципе центральноазиатские страны были весьма заинтересованы в укреплении отношений. Уже отмечалась роль России в экономической сфере. Для Казахстана Россия - потенциальная защита от такого соседа, как Китай (92) . На позициях центральноазиатской республики не могли не сказаться и цивилизационные соображения. Казахстан был первым государством СНГ, с которым Россия подписала Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (май 1992 г.). Кыргызстан неизменно подчеркивал значимость России. Символично, например, что назначенный в 1998 г. премьер-министром Ж. Ибраимов свой первый зарубежный визит нанес в Москву. В середине 90-х годов власти Узбекистана также были готовы к всестороннему развитию связей с Россией. Хотя Ташкент и провозгласил приоритет экономики над политикой, для него было крайне важно сотрудничество с Россией в деле недопущения распространения исламского экстремизма. Колоссальное значение для Таджикистана имели военно-политические связи с Россией.

   Многие слои общества в странах региона ориентировались на северного соседа в культурологической сфере. Практически все неавтохтоны (не только русские) воспринимают Россию как свой центр. На нее ориентируются и представители местных этносов, получившие образование в России, имеющие славянских родственников или воспитанные в духе русской культуры. Между прочем, этот последний слой - наиболее принципиальный противник исламского фундаментализма, хорошо осознающий, что ему не будет места в своей стране в случае исламизации режимов. В Центральной Азии хорошо помнят уроки истории. Так, в 1917 г. эмир Алимхан объявил всех автохтонов, выступавших против догматов ислама, «неверными». Были уничтожены тысячи ученых, писателей, просветителей. В 1918 г. в Бухаре практически не осталось местных интеллигентов (93) . Есть и гораздо более свежие примеры: многие интеллигенты были уничтожены исламистами в Таджикистане в ходе гражданской войны.

   Центральная Азия была “обречена” на тесное сотрудничество с Россией с объективной точки зрения. Центральноазиатские страны, естественно, пытались несколько дистанцироваться от России, болезненно воспринимали многие ее шаги как рецидивы имперской политики, негативно воспринимали усиление ее влияния, но отчетливо осознавали, что именно она в наибольшей степени гарантирует политическую стабильность. Об этом заявляли даже представители таджикской непримиримой оппозиции, находившиеся в Афганистане, а на Памире широко отмечали столетие присоединения Горного Бадахшана к Российской империи. Именно Россия являлась гарантом незыблемости внешних границ стран СНГ. Как отмечает профессор Пенсильванского университета А. З. Рубинштейн, «все центральноазиатское руководство... разделяет приверженность к сохранению тесных связей с Россией» (94).

   Постепенно начало расставаться со своими иллюзиями о роли России автохтонное население. Так, по данным Института стратегических и межрегиональных исследований при аппарате президента Узбекистана, уже в середине 90-х годов 62% жителей республики жалели о распаде СССР, а 70,5% считали, что в тот период жизнь была намного легче (95). Социологическое исследование, проведенное в Казахстане в 1998 г., показало, что о распаде СССР жалели 79% населения (только 11% - одобряли), и только 36% полагали, что независимость республики - «благо» (39% считали, что - «зло») (96) . При возможности выбора жизни до 1991 г. и конца 90-х годов 67% выбрали советский период (23% - нынешний). Россия намного опередила другие страны в популярности: 55% респондентов заявили, что именно с ней надо развивать отношения в первую очередь (на втором месте оказались центральноазиатские страны - 22%); первое место Россия получила и в ответах на вопрос, кто бескорыстно помогает Казахстану (25%). Более того, 23% опрошенных высказались за объединение с Россией, а 16% - за восстановление СССР (97).

   Все эти факторы привели к тому, что уже с конца 1993 г. власти региона начали существенно менять свою политику в отношении России: заключались многосторонние и двусторонние соглашения, предусматривавшие восстановление нарушенных связей, поддерживалось финансирование центральноазиатских стран Россией, сдерживалась эмиграция русского и русскоязычного населения. Однако неопределенность самой политики России, потеря управляемости экономикой на постсоветском пространстве, инерция национализма и пр. придавали этой политике достаточно противоречивый и непоследовательный характер.
 


Примечания

1) По: Народонаселение мира. 1998 год. Нью-Йорк, «NFPA», 1999, с. 86.
2) Там же.
3) A. Akimov. Population Dynamics in Central Asia and Adjacent Countries from 1960 to 2020. - Ethnic Challenges Beyond Borders..., p. 140.
4) Рассчитано по: International Financial Statistics. Supplement on Countries of the Former SovietUnion. International Monetary Fund. 1993. Washington, 1993. Следует отметить, что существуют различные оценки конкретного подушевого дохода: по данным исследовательского бюро журнала «Экономист» (Лондон), соответствующие цифры составляли для Казахстана 4541 долл., Туркменистана - 3022 долл., Кыргызстана - 2757 долл., Узбекистана - 2376 долл. и Таджикистана - 2023 долл. (Economist Intelligence Unit. Country Report. Georgia, Armenia, Azerbaijan, Central AsianRepublics. 1993, 3-rd Quarter, App. C, pp. 90-91); МБРР оценивал этот параметр намного ниже  (от 2470 долл. в Казахстане до 1050 долл. в Таджикистане (1993 World Population Data Sheet of the Population. Reference Bureau, Inc». Wash., 1993), но порядок расположения стран был везде одинаков.
5) А. В. Акимов. Поиск места в мировом хозяйстве. - Центральная Азия: пути интеграции в мировое сообщество. М., 1995, с. 91.
6) G. Dietl. Quest for Influence in Central Asia: India and Pakistan. - «International Studies» (New Delhi), vol. 34, № 2, 1997, p. 113.
7) Аргументы и факты, № 50, 16-22.12.1989.
8) А. Куртов. Потенциальный гарант стабильности. Содружество НГ, ? 2, 1999, с. 4.
9) Рассчитано по: International Financial Statistics. Supplement on Countries of the Former SovietUnion. International Monetary Fund. 1993. Washington, 1993.
10) Доклад о развитии человека за 1996 г. Нью-Йорк, «Оксфорд Юниверсити пресс», 1996, с. 135-136.
11) Human development Report. 1997. New York, «Oxford University Press», 1997, p. 147.
12) С. Жуков. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан в социально-экономических структурах современного мира. - «Мировая экономика и международные отношения» (Москва), 1997, № 3б, с. 47.
13) Г. Старченков. Киргизия. Жизнь без “старшего брата”. - “Азия и Африка сегодня” (Москва),№ 2, 1995, с. 28.
14) С. К. Олимова, М. А. Олимов. Независимый Таджикистан: трудный путь перемен. - “Восток” (Москва), № 1, 1995, с. 141.
15) Сегодня, 15.04.1995.
16) С. Жуков. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан..., с. 48.
17) Г. Старченков. Блеск и нищета суверенного Узбекистана. - “Азия и Африка сегодня”, № 6, 1995, с. 10.
18) Россия и Казахстан. Стенограмма научно-практической конференции. М., Российский центр стратегических и международных исследований, 1995, с. 58.
19) С. Разов. В новой Центральной Азии. - «Международная жизнь» (Москва), 1997, № 3, с. 36.
20) «БИКИ» (Москва), 05.01.1999.
21) См. From Plan to Market..., p. 208; интервью С. Ниязова - Независимая газета, 04.09.1997, с. 6; С. Мурадов.  Нет худа без добра. - Независимая газета, 26.01.1998, с. 5; В. Михайлов, Г. Смольников. Опора на внутренние силы. - Независимая газета, 25.11.1998, с. 5; В. Михайлов, Г. Смольников. Туркменистанцев - пять миллионов. - Независимая газета, 03.03.1999, с. 5; В. Михайлов, Г. Смольников. «Министр-долгожитель» станет послом. - Независимая газета, 27.04.1999, с. 5.
22) Узбекистан на пути к лидерству в Средней Азии. Доклад Института стран СНГ. - Содружество НГ, № 5, 1998, с. 4; Е. Пашкина. Узбекистан пересматривает отношение к российской экономике. - НГ-Политэкономия, № 10, 1998, с. 6; И. Ротарь. Диктатура или ислам. - Содружество НГ, № 6, 1998; М. Гафарлы. Развернулась борьба за золото Центральной Азии. - Независимая газета, 11.04.1998, с. 5; М. Гасанов. Сокращается внешнеторговый оборот Узбекистана. - Независимая газета, 02.12.1998, с. 5; А. Куртов. Потенциальный гарант стабильности..., с. 4; И. Лунев. Не хлебом единым. - Независимая газета, 21.04.1999, с. 5.
23) Независимая газета, 26.12.1998, с. 5.
24) Так, в ноябре 1997 г. в двух третях областей республики не было света вообще  (М. Гафарлы. Электростанции Казахстана переходят под иностранный контроль. - Независимая газета, 08.04.1998, с. 5).
25) From Plan to Market..., p. 208; Б. Аубакиров. Президент Казахстана Назарбаев обвиняет свою команду. - Сегодня, 19.09.1996. с. 8; М. Гафарлы. Развернулась борьба за золото Центральной Азии.... с. 5.
26) См. интервью А. Акаева - Независимая газета, 21.04.1998, с. 1 и Содружество НГ, № 9, 1998, с. 3; From Plan to Market..., p. 208, 220; Ж. Згибнева. Обретение надежды. - Содружество НГ, № 6, 1998, с. 3; Р. М. Кубодиени. Место Интеллигента пока вакантно. - Независимая газета, 28.05.1999, с. 7; М. Гафарлы. Правительство Киргизии в отставке. - Независимая газета, 26.12.1998, с. 5; М. Гафарлы. Киргизия переживает далеко не лучшие времена. - Независимая газета, 03.02.1999, с. 5.
27) О. Маклай. Россия и государства Центральной Азии. - “Азия и Африка сегодня”, № 4, 1995, с. 3-7.
28) Ж. Згибнева. Обретение надежды..., с. 3.
29) В. Михайлов, Г. Смольников. Опора на внутренние силы..., с. 5.
30) К. Олимова, М. А. Олимов. Независимый Таджикистан..., с. 143.
31) Л. Глазовская. Национальная идея в туркменском преломлении. Штрихи к политическому портрету Сапармурата Ниязова (Туркменбаши). - «Азия и Африка сегодня», № 10, 1996.
32) А. Н. Джабиев. Экономика Туркменистана: пути и направления развития. - «Центральная Азия» (Лулео), 1997, № 3, с. 44.
33) Сегодня, 11.01.1994.
34) Переход из Коммунистической партии Узбекистана в НДПУ в 1991 г. происходил автоматически и носил характер государственной акции: необходимо было лишь написать заявление о переходе из одной партии в другую (Т. Жуков. Президент Каримов стал беспартийным. - Независимая газета, 06.07.1996, с. 3).
35) А. Куртов. Потенциальный гарант стабильности..., с. 4.
36) М. Абдуллаева. Выборы в Узбекистане не за горами. - Независимая газета, 11.09.1999, с. 5.
37) С. Козлов. Оппозиция готовится дать бой партии власти. - Независимая газета, 18.03.1999, с. 5.
38) Демократическая партия, как и ПИВ, была вновь легализована в августе 1999 г., и ее возглавил известный бывший полевой командир М. Искандаров (В. Магда. Избран новый лидер демпартии. Независимая газета, 08.10.1999, с. 5).
39) В. Панфилова. Рахмонов избран новым генсеком. - Независимая газета, 23.04.1998, с. 5
40) С. Козлов. Нурсултан Назарбаев: «Мой народ выстрадал свободу». - Независимая газета, 02.10.1998, с. 1, 5.
41) А. Кажегельдину было отказано в регистрации в качестве кандидата в президенты. За Н. Назарбаева проголосовало 79% от участвовавших в выборах (88% списочного состава). Почти 13% получил занявший второе место представитель Коммунистической партии (наибольшее количество голосов за него было подано в русскоязычных областях) (Независимая газета, 20.01, 1999, с. 5).
42) А. Малашенко. Погода на послезавтра. - Содружество НГ, № 5, 1999, с. 3.
43) Интересно отметить, что легитимность руководителей других республик также во многом определяется их происхождением. Так, А. Акаев - прямой потомок одного из последних киргизских правителей хана Шабдана, а С. Ниязов - выходец из племени теке, в прошлом всегда “поставлявшего” правителей Туркмении (Московские новости, № 15, 10-17.04.1994, с. 8-9).
44) Независимая газета, 01.07.1999, с. 5.
45) Ж. Згибнева. Обретение надежды..., с. 3.
46) Доклад Института стран СНГ. «Внутритаджикский конфликт: основная точка напряжения «южной дуги нестабильности». - Содружество НГ, № 1, 1997, с. 5.
47) Э. Рахмонов. Таджики вчера и сегодня. - Независимая газета, 07.09.1996, с.11.
48) S. Gretsky. Civil War in Tajikistan: Causes, Developments, and Prospects for Peace. - Central Asia:Conflict, Resolution, and Change..., p. 233.
49) Ходжент находится на расстоянии 100 км от Ташкента.
50) Впоследствии Э. Рахмонов согласился на последнее предложение и победил на выборах президента в ноябре 1994 г.
51) А. Сусаров. Что противопоставить борьбе кланов? - Сегодня, 06.09.1996, с. 9.
52) М. Ланцман. Ситуация в Таджикистане вновь обостряется. - Сегодня, 16.05.1996, с. 7; С. Амир. Худжанд в ожидании новых потрясений. - Сегодня, 24.05.1996, с. 8.
53) В. Панфилова. Очередной демарш Худойбердыева. - Независимая газета, 05.11.1998, с. 1, 5.
54) D. Kaushik. India and Central Asia: Past and Present Realities and Future Hopes. - «Contemporary Central Asia» ( (New Delhi), 1997, № 1, p. 69.
55) Сегодня, 14.05.1994.
56) С. Карелин. Узбекистан ждет помощи от России. - Независимая газета, 03.07.1998, с. 5.
57) Сегодня, 01.06.1994.
58) Г. Ситнянский. Киргизия. Независимость обретена. Что дальше? - “Азия и Африка сегодня”, № 6, 1995, с. 11.
59) Интересно отметить, что известный чеченский террорист Салман Радуев именно в начале 90-х годов обучался в Намангане (И. Ротарь. Диктатура или ислам..., с. 2).
60) Независимая газета, 21.08.1999, с. 5.
61) В августе 1999 г. ее деятельность в Таджикистане была вновь легализована.
62) Комсомольская правда (Москва), 24.06.1993.
63) Известия, 19.03.1993.
64) С. Карелин. Узбекистан ждет помощи от России..., с. 5.
65) М. Абдуллаева. Состоялись показательные процессы». - Независимая газета, 28.05.1998, с. 5.
66) И. Ротарь. Диктатура или ислам..., с. 2.
67) И. Ротарь. Аресты «ваххабитов» в Киргизии. - Независимая газета, 04.07.1998, с. 5.
68) И. Ротарь. Непростое средство. - Независимая газета, 07.07.1999, с. 5.
69) М. Гафарлы. Сбываются пессимистические прогнозы. - Независимая газета, 15.05.1998, с. 5.
70) И. Ротарь. Ташкент потерял надежду на поддержку Кремля. - Независимая газета, 26.02.1999, с. 5.
71) Н. Пулина, Е. Тесемникова. Правозащитники обвинили Ташкент. - Независимая газета, 07.04.1999, с. 5.
72) В. Панфилова. В Таджикистане появились беженцы из Узбекистана. - Независимая газета, 26.05.1999, с. 5.
73) Н. Пулина, Е. Тесемникова. Бишкек не справляется с террористами. - Независимая газета, 27.08.1999, с. 5.
74) И. Ротарь. Исламский радикализм на просторах СНГ. - Содружество НГ, № 8, 1999, с. 6.
75) Можно согласиться с мнением посла Узбекистана в России Ш. Шоисламова: «Невозможно в одночасье одним указом внедрить в общество демократию и свободный рынок» (Новая газета,№ 32, 30.08-05.09.1999, с. 10).
76) Более подробно см. Г. К. Широков, С. И. Лунев. Россия, Китай и Индия..., с. 70-86.
77) М. Абдуллаева. Ислам Каримов объявил войну «воинам ислама». - Независимая газета, 16.05.1998, с. 5.
78) А. Малашенко. Мусульмане и государства от Каспия до Иссык-Куля. - Содружество НГ, № 6, 1998, с. 3; А. Малашенко. Погода на послезавтра..., с. 3.
79)  Московские новости, № 3, 16-23.01.1994.
80) Сегодня, 12.01.1995.
81) Это особенно существенно для той же Ферганской долины, где весьма значительное число узбеков проживает в Ленинабадской области Таджикистана (около 1 млн. человек) и Ошской области Кыргызстана (500 тыс. человек).
82) Узбеки, проживающие на территории сопредельных государств, подвергаются определенной дискриминации. Так, здесь их доля в руководящих органах власти разного уровня весьма невелика.
83) Так, видный специалист по Среднему Востоку и Центральной Азии А. Умнов полагает, что Ташкент согласился бы с фактической дезинтеграцией Таджикистана, но этому препятствует наличие российских войск на территории последнего (А. Умнов. Причины демарша Ташкента. - Независимая газета, 11.02.1999, с. 5).
84) В. Панфилова. Противоречия имеют глубокие корни. - Независимая газета, 25.11.1998, с. 5.
85) Ф. Олегов, И. Ротарь. Есть ли в Ходженте «третья сила»? - Независимая газета, 06.11.1998, с. 1; И. Ротарь. Мятеж Худойбердыева провалился. - Независимая газета, 10.11.1998, с. 5.
86) М. Абдуллаева. ОТО поддерживает террористов? - Независимая газета, 23.09.1999, с. 5.
87) Н. Пулина, Е. Тесемникова. В Киргизии объявлена мобилизация. - Независимая газета, 31.08.1999, с. 5.
88) В. Михайлов, Г. Смольников. Туркмено-узбекское «потепление». - Независимая газета, 20.10.1998, с. 5.
89) В России обсуждают феномен Казахстана. - Содружество НГ, № 2, 1998, с. 4-5.
90) М. Абдуллаева. Таджикистан присоединился к тройке. - Независимая газета, 02.04.1998, с. 5.
91) С. Козлов. Казахстан вводит новые ограничения на импорт. -  Независимая газета, 06.02.1999, с. 5; М. Гафарлы. Новая волна дезинтеграции. -  Независимая газета, 19.02.1999, с. 5; С. Козлов. Центральноазиатский союз дал трещину. - Независимая газета, 07.05.1999, с. 5.
92) Народная казахская пословица гласит: «Кара кытай каптасы, сары орыс экендей болар» («Черный китаец нагрянет, рыжий русский отцом покажется»).
93) Р. М. Кубодиени. Место Интеллигента пока вакантно..., с. 7.
94) A. Z. Rubinstein. Russia: In Search of a New Role. - «World Affairs» (New Delhi), ? 2, 1997, p. 66-67.
95) Сегодня, 16. 02.1995.
96) Следует особенно отметить, что по этому пункту крайне резко разошлись позиции различных национальностей. Среди казахов доля, считающих независимость Казахстана «благом», составила 58%, среди русских - 21%, среди представителей других национальностей - 26%.
97) Н. Попов, А. Рубцов. Скажи мне, кто твой сосед, и я скажу тебе, кто ты. - Содружество НГ, № 5, 1998, с. 3.

Реклама