Назад |
|
|
Основное направление миграции в Россию исходит из Центральной Азии. Среди всех вынужденных мигрантов в РФ (включая выехавших из российских территорий) на долю выходцев из этого региона приходилось 43,6% в 1992 г., 40% в 1993 г., 71,6% в 1994 г., 72,5% в 1995 г., 70,8% в 1996 г., 75,6% в 1997 г. (115) Эмиграция русскоязычного населения из Центральной Азии привела к тому, что в 1997 г. в регионе проживало только 9 млн. русскоязычных (более 7 млн. русских (116), около 1 млн. украинцев и белорусов, менее 1 млн. представителей различных коренных народов России). По официальным статистическим данным Казахстана, доля русских в республике составила в этом году только 32,2% населения, а доля казахов - 50,6%. Правда, независимые эксперты утверждают, что русских насчитывается 41%, а казахов - только 39% (117). Российская диаспора насчитывала более 2 млн. человек (из них 1,2 млн. - русские - то есть чуть более 5% населения) в Узбекистане, 650 тыс. (15% населения) в Кыргызстане, 400 тыс. человек (9% населения) в Туркменистане, менее 80 тыс. в Таджикистане (в основном, в Душанбе и Ленинабадской области) (118).
В результате сложившегося разделения труда между неавтохтонами и местным населением первые являются квалифицированными рабочими, инженерами, научными работниками (в сфере естественных и точных наук), учителями и врачами. Так, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в Узбекистане (где наибольшая доля автохтонов в современных секторах экономики) разница в процентах между количеством занятых в отрасли представителей русскоязычного и коренного населения составляла: в науке, культуре и искусстве - 328%, в информационно-вычислительных службах - 250%, в управлении - 217%, в промышленности - 126%, в строительстве - 108%, в здравоохранении - 9% (119). Славяне практически не представлены в нынешней правящей верхушке Центральной Азии. Их интересы, а соответственно и интересы представляемых ими классов и слоев общества, практически не находят никакого отражения в политике, за исключением вопросов, связанных с отношениями с Россией.
Неофициально поощрявшийся выезд русского и русскоязычного населения (120) , стимулируемый политической нестабильностью, отсутствием перспектив для высококвалифицированной рабочей силы и пр., постепенно набирал инерцию. Хотя многие представители автохтонного населения получали за счет этого выгоды и преимущества (получение за бесценок жилья и движимого имущества, повышение в должности), однако одновременно нарастало недовольство мелких этнических групп (татары, дунгане, корейцы и пр.), связанных с русскоязычными, появились сбои в работе промышленных предприятий, снижался уровень подготовки в высших и средних учебных заведениях, медицинского обслуживания. В Кыргызстане в 1991 г. киргизы составляли 8% квалифицированных рабочих и 3% инженерно-технических работников. После отъезда русскоязычного населения в ряде районов вообще прекратили функционирование многие технические службы (даже телефонные станции) (121).
В отличие от Латвии и Эстонии (122) дискриминация неавтохтонов в Центральной Азии не возведена в ранг официальной политики. Если первоначально узбекские власти, например, не препятствовали проведению демонстраций, участники которых несли плакаты “Русские и татары, не уезжайте, нам нужны рабы”, то в дальнейшем власти начали постепенно понимать катастрофические последствия “утечки мозгов”. Но их действия по сдерживанию эмиграции носят скорее запретительный характер. В ряде мест вводится запрет на продажу недвижимости. Так, в 1992 г. в Туркменистане сроком на 10 лет были запрещены продажа и обмен жилья для лиц, уезжающих из страны (123) . Следует отметить и существование бытового национализма среди автохтонов. Так, по опросу 1998 г., за выезд всех неавтохтонов из Казахстана однозначно высказались 28% казахов (124).
Во всех республиках продолжает проводиться политика планомерного вытеснения представителей некоренных национальностей из сферы государственного управления, промышленности, образования, армейского руководства. На парламентских выборах в Казахстане весной 1994 г., казахи, составляющие 40% населения, получили 63% мест. В середине десятилетия в аппарате президента Казахстана около 80% должностей было занято казахами, в аппарате правительства - около 70%. На руководящие должности, в суды, прокуратору, налоговые органы сейчас назначаются и берутся практически исключительно казахи. Подавляющее большинство высших руководителей также являются казахами (125). Если в 1988 г. из этих руководителей (от заместителей глав администрации, министров и выше) неказахи составляли 49,7%, в 1992 г. - 41,5%, то в октябре 1994 г. - 25% (126) . В Комитете по миграции вообще нет представителей русскоязычного населения. Если в КП Узбекистана русских было около 40%, то в созданной на ее базе Народно-демократической партии Узбекистана, имеющей абсолютное большинство в парламенте, - около 4%. Из 12 председателей комитетов узбекского парламента не было ни одного русского (127) . В 1997 г. во всем парламенте республики насчитывалось четверо русских (128). В аппарате Президента из одиннадцати госсоветников только один был русским, а в высшем руководстве правительства - ни одного. В Кыргызстане на проходивших выборах в парламент в феврале 1995 г. русские получили 6% мест, узбеки - 9%, а киргизы - 85% (129). В республике остался всего один русский ректор (в Славянском университете).
Идет целенаправленное “выдавливание” русского языка. В Узбекистане принятый закон давал 7 лет на изучение узбекского языка, но уже с 1993 г. стали предъявляться претензии по поводу его незнания (130). В республике практически отсутствует литература, научные и общественно-политические журналы на русском языке (131) . Прямо запрещены многие российские газеты, такие как «Известия», «Независимая газета», «Комсомольская правда» и т. д. Более того, в Узбекистане русский язык не предусмотрен даже как язык межнационального общения. Делопроизводство было переведено на государственный язык. Положение осложняется тем, что узбекский переводится с кириллицы на латинский алфавит. Серьезно осложнилось положение русской школы в Узбекистане. Планы приема в вузы ориентированы на лиц, знающих узбекский язык. Республика не присоединилась к Соглашению по формированию единого образовательного пространства, подписанному в Москве в январе 1997 г.
В Казахстане русский язык, согласно Конституции 1995 г., признан «официально употребляемым» наравне с казахским, но его отказываются признавать вторым государственным или поставить этот вопрос на референдум (как этого требуют практически все русскоязычное население, предприниматели Казахстана и т. д.), хотя его знает практически все население, а казахским не владеют 40% самих казахов (132) . Интересно отметить, что учителя, преподающие на казахском языке, получают надбавку в 15-20% к зарплате (133) . В государственных учреждениях и органах местного самоуправления часты случаи увольнений по причине незнания казахского языка. Согласно Закону «О языках Республики Казахстан» от 11 июля 1997 г. казахскому языку был отдан полный приоритет, хотя ряд положений был достаточно либеральным по сравнению с предыдущими нормами. В республике снижается число русскоязычных школ, менее чем в трети государственных вузов сохранились отделения с обучением на русском языке. В престижных учебных заведениях доля неказахов среди студентов не превышает 10%. Резко сокращены объемы передач российских электронных средств массовой информации, тиражи российских газет.
В Туркменистане туркменский язык был объявлен государственным языком, но в соответствие с Законом о языке, принятым еще в 1990 г., русский признан языком межнационального общения. Ряд газет издается на русском языке, на нем продолжается преподавание в учебных заведениях, но в целом в средствах массовой информации его использование сокращается.
В Таджикистане русский язык также признан языком межнационального общения, однако сфера его применения очень сужена. Совершенно критическая ситуация сложилась с функционированием русской школы.
Только в Кыргызстане запрещена дискриминация по причине незнания государственного языка, и там полностью сохранили обучение на русском языке в школах и вузах. Долгое время газет на русском языке публиковалось не меньше, чем на киргизском, и не было проблем с российской прессой (134) . Однако к концу 90-х годов ситуация ухудшилась и здесь. Стал сокращаться объем вещания российского телевидения и радио. Из-за экономических причин сократилось количество печатной продукции на русском языке, включая учебники, научные издания, газеты и т. д. Парламент Кыргызстана к середине 1999 г. не рассмотрел внесенные еще в 1997 г. предложения А. Акаева о придании русскому языку статуса официального.
Туркменистан долгое время являлся единственной страной Центральной Азии, подписавшей с Россией соглашение по вопросам предоставления двойного гражданства (1993 г.) (135) , на чем настаивает русскоязычное население всех бывших республик СССР (в середине 1995 г. подобное соглашение было заключено с Таджикистаном). Возражения лидеров региона сводятся к трем соображениям: ”двойной гражданин” не может быть “истинным патриотом” своей страны; есть национальности, чьи национально-территориальные образования находятся за пределами бывшего СССР; можно ожидать роста сепаратистских настроений. Президент Кыргызстана А. Акаев предложил в качестве выхода предоставлять двойное гражданство только славянам, как наиболее пострадавшим от развала СССР (136) , но это не нашло отклика даже у парламента его республики. Более того, в республике практически действует запрет на двойное гражданство. С Казахстаном удалось договориться лишь о максимальном облегчении перехода из одного гражданства в другое при переезде на постоянное жительство в соседнее государство. В 1995 г. казахстанские власти предложили подписать договор о статусе граждан Казахстана, которые проживают на территории России, и граждан России, которые проживают на территории Казахстана, - с целью уйти от проблемы двойного гражданства. С 1996 г. исключена возможность регистрационного способа оформления российского гражданства в Казахстане. Теперь человек может лишь отказаться от казахстанского гражданства в целях получения российского. В Узбекистане, который официально отверг возможность существования двойного гражданства, подвергают уголовному наказанию лиц, которые его приобретают, инкриминируя мошенничество с документами (137).
Только в Кыргызстане защищаются права русскоязычных, и там в 1994 г. был принят специальный указ (с конкретными мерами) для приостановления их эмиграции. Узбекистан же, например, отказывается подписывать с Россией соглашения о беженцах и вынужденных переселенцах, о правовой помощи по гражданским и уголовным делам и т. д. Он активно выступил против принятия на саммите стран СНГ в 1993 г. “Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым, культурным и религиозным меньшинствам”, и особое неприятие вызвала статья о принятии мер для недопущения попыток ассимилировать меньшинства вопреки их воле (138). Между Туркменистаном и Россией заключен целый ряд соглашений о правовом статусе русскоязычного населения и обеспечении его прав, но туркменская сторона пока отказывается от создания смешанной комиссии по правам человека, предусмотренной Договором о дружбе и сотрудничестве между двумя странами 1992 г.
В условиях компактного проживания этнических меньшинств центральноазиатские режимы используют дискриминационные экономические методы. Так, в Казахстане все налоги на прибыль направляются в Центр (основная ее часть идет с русскоговорящего Севера), а при их распределении большая доля достается Югу. В республике применяются и другие приемы. 105 тыс. казахов, вернувшихся из Монголии и Китая, были расселены на Севере (правительство при этом полностью финансировало это размещение) (139). Одной из целей проекта по переносу столицы из Алма-Аты в Акмолу (вновь переименованную - в Астану) (140) было также проведение “казахизации” Севера. В соответствии с Указами Н. Назарбаева, подписанными в апреле-мае 1997 г. 5 областей с преимущественно казахским населением были присоединены к соседним, где в основном проживало русскоязычное население. В результате во вновь образованных областях существенно упала доля русскоязычных. В республике жестко регламентируется деятельность общественных организаций русской диаспоры, создаются препятствия для возникновения общереспубликанских объединений, стимулируется их дробление и появление разногласий между ними, взращиваются «карманные» организации, практикуются аресты наиболее активных руководителей русскоязычных общин. В первой половине 90-х годов в столице Казахстана Алма-Ате русским было запрещено проводить свои демонстрации (при этом давались разрешения на митинги казахских националистических организаций, выступавших в поддержку Чечни). Хотелось бы отметить, что в конституции Казахстана 1993 г. (в первом пункте основ конституционного строя) была зафиксирована формулировка о республике «как форме государственности самоопределившейся казахской нации», то есть неказахам было даже отказано в праве создавать это государство (141) .
Особо следует выделить и этноприватизацию в Центральной Азии, когда путем хитрых манипуляций власти стремятся к тому, чтобы собственность оказалась в руках автохтонов. Так, в Казахстане практически запрещена приватизация заводов лицами, работающими на них (а это преимущественно - славяне), а лицам, проживающим в сельской местности (а это в основном казахи), предоставляют большую долю, чем горожанам (142) .
Социологические опросы вынужденных переселенцев показывают, что основными причинами миграции в Россию (сюда отправляются не только русские и татары, но и украинцы, белорусы, евреи, немцы, корейцы и т. д.) являются: 1) разрыв связей республик Центральной Азии с Россией; 2) реализация национальной кадровой политики, когда автохтонам предоставляется полное преимущество; 3) невозможность для молодежи получить хорошее образование; 4) экономические трудности; 5) бытовой национализм (143). Естественно, основной причиной выезда из Таджикистана была гражданская война, а из Кыргызстана (в последнее время) - прежде всего экономический кризис (до 1994 г. называли также дискриминацию на работе и бытовой национализм) (144).
К середине 1994 г. среди беженцев из бывшего СССР в Россию доля выехавших из Центральной Азии составляла 46,2% (145). В Казахстане 15% русских твердо решили уехать, а еще 40% задумывались об этом (146) . Только в 1993 г. в Россию отсюда уже выехали 365 тыс. русскоязычных (147). Процесс выезда русских из Узбекистана начался еще в советский период. Только за 1986-1990 гг. 478,5 тыс. русских уехали из республики. В 1991 г. Узбекистан покинули 98 тыс. человек, в 1992 г. эта цифра снизилась, а в 1993 г. только по линии российского посольства (многие уезжают самостоятельно) выехали 100 тыс. человек (148) . По оценке Института стран СНГ, за 1991-1994 гг. из республики эмигрировали 363 тыс. человек (149). Из Кыргызстана в 1991г. выехали более 17,4 тыс. русских, в 1992 г. - 48,5 тыс., в 1993 г. - 80,9 тыс., в 1994 г. - 31,6 тыс. (150). Таджикистан накануне и в ходе войны ежемесячно покидали 7 тыс. русскоязычных, и к началу 1994 г. официальный статус беженцев в России получили 200 тыс. переселенцев из горной республики (а многие не регистрируются в органах миграционной службы) (151) . В Таджикистане остались фактически лишь те, кто не имел особых шансов устроиться в России по причине преклонного возраста и отсутствия родственников. Среди оставшихся в республике русскоязычных весьма многочисленны случаи самоубийств. Выступая на заседании Совета по внешней политике при МИД РФ, бывший министр иностранных дел А. Козырев отметил, что в 1994 г. только посольство России в Узбекистане оформило 143 тыс. российских паспортов, а в Казахстане - 76 тыс. (152) По официальным данным, только из этой республики в том году выехали 481 тыс. человек (153). По данным Министерства РФ по делам национальностей и федеративным отношениям, за годы независимости к 1997 г. выехали из Казахстана 1,2 млн. русских (а всего - более 2 млн. человек), Кыргызстана - более 400 тыс., Узбекистана - около 450 тыс., Таджикистана - свыше 350 тыс., Туркменистана - 250 тыс. К концу десятилетия поток миграции ослаб (так, из Узбекистана стали выезжать 20-25 тыс. человек в год, и примерно столько же обращалось за российским гражданством (154)), что не в малой степени связано с политикой российских властей, не препятствовавших миграции, но и не создавших никаких условий для приема переселенцев.
Помимо миграции, в районах компактного расселения русских формой протеста против дискриминационной политики руководства является рост сепаратистских настроений. На Севере Казахстана население совершенно открыто выступает за присоединение к России.
Российское правительство с самого начала практически устранилось от помощи своим соотечественникам. Так, в 1992 г. в разгар гражданской войны в Таджикистане в Россию на самолетах доставлялись беженцы-таджики. Для русских же, проживавших в Таджикистане, российские власти не выделили ни одного самолета, оставив их полностью на произвол судьбы (155). Посольства страны в Центральной Азии категорически отказываются от оказания действенной помощи русскоязычному населению, включая лиц с российским гражданством (156). Объективности ради, следует отметить сложные условия работы российских посольств в СНГ. Руководители республик в подавляющем большинстве являются выходцами из партийной номенклатуры и давними членами ЦК КПСС. Старые связи позволяют решать все спорные вопросы напрямую, минуя МИД и другие министерства. Один из инициаторов развала СССР Б. Н. Ельцин вряд ли склонен защищать права соотечественников в «ближнем зарубежье» и ставить под угрозу личные отношения из-за репрессий, пусть и абсолютно необоснованных, в отношении русскоязычного населения.
В отношении русских диаспор в политике властей Центральной Азии существуют определенные различия, что объясняется объективными причинами. Как отмечалось, отделение республик региона от России произошло практически без какого-либо их влияния на данный процесс. Республики были вынуждены начать государственное строительство, и уже став на этот путь, отнюдь не собирались становиться «клиентами» России. В условиях независимости русские диаспоры действительно могли (и могут) стать фактором расчленения самих центральноазиатских республик. В этом плане в особо сложном положении находится Казахстан, где русские проживают достаточно компактно, многие - непосредственно в районах, примыкающих к России. В шести северных районах республики, согласно переписи населения 1979 г., проживали от 12 до 25% казахов, а русские - абсолютно преобладали. Следует учитывать, что эти земли осваивались русскими с XVI века и до 1922 г. (время передачи областей Казахстану советской властью) никому не приходило в голову считать их “казахскими” - по причине практического отсутствия казахов на данных территориях. В Казахстане проживает и наибольшее число русскоязычных. Руководство Казахстана испытывает естественное беспокойство по поводу возможности распада своей страны. Российские же власти являются основным виновником дискриминации русской диаспоры, которая была фактически предана еще в 1991 г. С другой стороны, Кремль и не дистанцируется от различных российских политических сил, призывающих русскоязычное население Севера Казахстана к активизации борьбы за свои права. Подобная ситуация лишь провоцирует ужесточение отношения к русским со стороны местных властей (157), а Кремль продолжает устраняться от реального участия в судьбе своих соотечественников.
В Кыргызстане и доля русского населения меньше, и сепаратистские настроения не столь очевидны. Здесь быстро осознали необходимость сохранения диаспоры с социально-экономической и социально-культурной точек зрения. Пожалуй, именно в Кыргызстане существует наиболее либеральное отношение к русскоязычным.
После первых лет независимости руководство Узбекистана и Туркменистана поняли и отсутствие угрозы культурному и политическому пространству со стороны русской диаспоры, и важность сохранения квалифицированных специалистов. Проблемы общественных организаций русских связаны, в первую очередь, с общим сохранением авторитаризма в этих республиках, где запрещено проявление любого инакомыслия.
Турбулентное состояние таджикского общества и коллапс экономики лишает русскую диаспору каких-либо перспектив.
Таким образом, дискриминация неавтохтонов почти во всех южных республиках (особенно на начальном этапе), существенные экономические затруднения вызвали неконтролируемую миграцию русскоязычного населения в Россию. Власти последней не предприняли никаких шагов, направленных хотя бы на контролирование этого процесса, представляющего прямую угрозу безопасности России.
Дискриминация неавтохтонов в Центральной Азии и их миграция в Россию оказывают очень большое воздействие на сознание российского населения. Данный процесс с нескольких сторон угрожает безопасности страны. Адаптация мигрантов в стране проходит крайне болезненно. Выехавшие из бывших советских республик Центральной Азии русские оказываются в непривычной для себя культурологической среде, с иными нормами, ценностями, моралью, бытовыми привычками и т. д. Естественно, еще сложнее приходится переселенцам, представляющим другие этносы и конфессии, тем более, что даже Россию не обошло стороной развернувшееся на постсоветском пространстве общее движение к созданию “национального” государства и такой “национальной” идеологии, которая ближе к шовинизму, чем к цивилизованному “позитивному” национализму. Следует отметить и то, что, по мнению россиян, приток мигрантов ухудшает социально-экономическую ситуацию.
Россия, не готовая к приему миллионов людей, сталкивается со значительными затруднениями. В РФ осуществляются различные государственные и международные программы, направленные так или иначе на помощь мигрантам. Накоплен ценный опыт, позволяющий сформулировать некоторые теоретические положения и обосновать целесообразность практических действий. Однако в целом эти программы оказались, к сожалению, недостаточно эффективны.
За счет беженцев увеличивается сектор бедности в России. Два фактора определяют выталкивание последних в зону бедности. Во-первых, беженцы из “горячих точек” (таких, как Таджикистан) теряют не только все свое имущество, но и сбережения. В сходном положении оказываются и мигранты из Туркменистана, где им запрещено продавать недвижимость. Колоссальный разрыв в ценах на жилье в России и в центральноазиатских республиках, крайне завышенная цена на контейнеры для перевоза имущества приводят к тому, что вынужденные переселенцы из других республик появляются в России практически без средств к существованию. Во-вторых, подавляющее большинство мигрантов, проживающих за пределами России, являются городскими жителями, занятыми прежде в промышленности, управлении, образовании, здравоохранении и т. п. В связи с кризисом, прекращением жилищного строительства и отсутствием средств они вынуждены оседать в сельских районах и мелких городах, где не могут найти привычной работы. К концу 90-х годов даже наметилась тенденция к возврату ряда мигрантов в Кыргызстан, в котором власти наиболее лояльны к русской диаспоре.
Перспективы сохранения демократии в России напрямую связаны с социально-экономическим положением и психологическими установками базовой страты России. Средний класс является “становым хребтом” демократического общества. В массовом сознании мигрантов, в основном, выходцев из старого среднего класса СССР (среди вынужденных мигрантов старше 16 лет каждый пятый имеет высшее, а каждый третий - среднее специальное и незаконченное высшее образование (158) ) , негативные проявления российской демократии значительно перевешивают ее достижения, и многие из них выступают с резко националистических позиций (не секрет, что многие переселенцы прибывают в Россию с крайне экстремистскими настроениями в отношении своей бывшей “малой” родины). Это - особенно опасно в приграничных районах России, где доля мигрантов наиболее высока (мигранты из Центральной Азии преимущественно стали селиться в Алтайском крае, Оренбургской, Кемеровской и Оренбургской областях, то есть в регионе, непосредственно граничащим с Центральной Азией (159) ). Данные настроения могут стать катализатором негативных процессов как для отношений России со странами СНГ, так и для самого российского общества.
Весьма острой проблемой становится и возможность укрепления фундаменталистских сил. В начале 90-х годов произошло общемировое усиление воздействия религиозного «ревайвализма» как на внутриполитические процессы, так и на межгосударственные отношения. Данное явление должно рассматриваться в контексте: 1) превращения современных обществ в «массовые политические» и вовлечения в политику больших групп людей, ценности и ориентации которых по-прежнему определяются сознанием до- и раннеиндустриального типа (отсюда - обращение к религии как к наиболее простой, понятной и естественной форме социальных связей); 2) активизации субрегиональных элит в борьбе за ресурсы некогда единого экономического пространства: в условиях поликонфессионального состава населения религия выступает как идеологическая сила, объединяющая «свое» общество вне зависимости от типа экономической деятельности, социального или имущественного статуса; 3) стремления правящих групп консолидировать «свои» общества на основе их противопоставления «иноцивилизационным» образованиям.
В России естественное беспокойство вызывают перспективы укрепления как мусульманских фундаменталистов в республиках Центральной Азии, Казахстана и Азербайджана, так и их влияние на российские регионы (автономные образования Северного Кавказа и Поволжья). Помимо этого, опасения вызывает и возможность ответной реакции в самой России и других странах, укрепления в них уже христианского фундаментализма.
Россию не может не тревожить усиление связей между Саудовской Аравией и целым рядом российских регионов, активизация пакистанских и афганских фундаменталистов в Центральной Азии. В России пока нет широкого сотрудничества даже между поволжскими и северокавказскими мусульманами. Однако в последнее время стало прослеживаться укрепление взаимосвязей между Северным Кавказом, Центральной Азией и Средним Востоком. В 90-е годы России не удалось каким-либо образом воспрепятствовать их укреплению, в том числе путем ввода войск в Таджикистан или сотрудничества с Узбекистаном.
Значительную угрозу безопасности России представляют транзит, ввоз и вывоз наркотических средств. Власти страны столкнулись с проблемой наркотиков еще в XIX веке - после начала военной кампании по присоединению Средней Азии к Российской империи. Солдаты стали перенимать у местных жителей, прежде всего, узбеков и таджиков, привычку к курению конопли. Однакопроблема поставок наркотиков из этого региона в другие районы России остро не стояла, а количество наркоманов из числа неавтохтонов было весьма незначительным. Гораздо сложнее оказалась ситуация в Приморье, куда наркотики ввозились китайцами и корейцами. Во второй половине XIX века объем только конфискованных наркотиков исчислялся десятками тонн. В районе Средней Азии обострение проблемы было также связано с событиями в Китае. С 1882 г. началась миграция дунган и уйгуров из Китая в Туркестанский край, где их осело до 250 тыс. человек. Очень многие из мигрантов специализировались на выращивании и торговле опиумным маком. В начале ХХ века положение в Туркестанском крае и Дальнем Востоке осложнилось настолько, что в некоторых районах под посевами мака и конопли находилось до половины пашни. В этот период среднеазиатские наркоторговцы организовали и путь в Европу.
После Октябрьской революции дунгане и уйгуры, одними из первых поддержавшие советскую власть, заняли многие ключевые посты в новых органах власти. В 20-30-е годы поток наркотиков в Россию и Европу, по-видимому, даже увеличился. Этот канал был перекрыт только во время второй мировой войны и установления «железного занавеса». Особое внимание наркодельцы стали уделять самой Средней Азии. В результате здесь начался необычайно быстрый рост потребления наркотиков. Так, исследование МВД СССР в Туркменистане в 1967 г. показало, что в республике насчитывалось 300 тыс. наркоманов (при населении 1350 тыс. человек!). Положение усугублялось тем, что наркокланы имели мощнейшее прикрытие в советских и партийных органах власти, а милиции было категорически запрещено вести оперативную работу против функционеров любого ранга. После распада Советского Союза наркокланы, имеющие вековые традиции и поддержку наверху, резко активизировали свою деятельность (160).
В 90-е годы проблема наркомании стала одной из наиболее болезненных в России. По мнению аналитиков Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России, в 1990 г. число наркопотребителей составляло 1 млн. человек, в 1995 г. - 1,5 млн., в 1997 г. - более 2 млн. человек, а в 2000 г. может достичь 3 млн. (161). В 1999 г. больных наркоманией в России насчитывалось более 500 тыс. человек. С 1987 г. по 1997 г. смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, а среди детей и подростков - в 42 раза (162). Если в 1990 г. лишь 10% подростков в возрасте от 14 до 18 лет пробовали наркотики, то к 1996 г. - уже 60%. За десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. В 1998 г. в Москве каждое шестое зарегистрированное преступление было связано с продажей или хранением наркотиков (163).
Если еще в середине десятилетия Россия служила, в первую очередь, в качестве страны-транзита (в 1996 г. доля транзита в ввозимом героине составляла 60-70%), то к концу десятилетия страна превратилась в потребителя наркотиков (та же доля составляла всего 2-6%). Из стран Европы в Россию поступают синтетические наркотики, из стран Балтии - кокаин, гашиш, марихуана, маковая соломка и т. д., с Украины - маковая соломка, гашиш, марихуана, из Латинской Америки - кокаин, из Китая - эфедрин и опиаты, из КНДР - опиаты и амфетамины, из Индии - героин, бупренорфин и гашиш. Но основной объем наркотиков поступает в Россию непосредственно черезЦентральную Азию: по мнению ряда экспертов, до 99% (164).
Из этого региона идут и «местные» наркотики, но, в основном, Центральная Азия является транзитом для подобного товаропотока из Афганистана и Пакистана. Основная магистраль транспортировки - Афганистан - Хорог (Горно-Бадахшанская область Таджикистана) - Ош (Кыргызстан) и оттуда в Ташкент (прежде всего, в первой половине 90-х годов) и в Алма-Ату (165). По данным российских экспертов, Кыргызстан и Таджикистан являются главными поставщиками наркотиков на российский рынок. В 1997 г., по сведениям МВД России, через Кыргызстан в Россию прибыло более 300 кг наркотиков. По-видимому, данная цифра является весьма заниженной. Еще в середине 90-х годов в Кыргызстане на таджикской границе ежедневно конфисковывалось 20 кг афганского опиума, а наркодельцы оценивали ежедневные поступления афганского опиума на юг республики в 150 кг (166) . В 1996 г. в республике было изъято 1,4 кг героина, шедшего из Афганистана, в 1997 г. - 4,5 кг (167). По мнению экспертов, борьба в республике с наркоторговлей является весьма неэффективной, прежде всего, в южном Кыргызстане. Вывод российских пограничников из Кыргызстана приведет лишь к усилению транзита наркотиков через Кыргызстан, где уже сняты посты в местах, считавшихся основными маршрутами транспортировки наркотиков, расширяют посевы опиумного мака, начали создавать собственные лаборатории по производству героина и развита коррупция в правоохранительных органах.
Главным перевалочным пунктом афганских и пакистанских наркотиков является, безусловно, Таджикистан. В 1993-1996 гг. только российские пограничники на афгано-таджикской границе задержали свыше 4 т наркотиков (168) , а в 1997 г. - более 2 т (169). Только за первые три месяца 1998 г. на границе было конфисковано 60 кг героина (стоимость - более 10 млн. долларов) и 300 кг чарса - аналога марихуаны - (по ценам «черного рынка» в Душанбе - 15 млн. долларов). Проблема осложняется тем, что арестованных наркокурьеров российские пограничники передают местным властям, которые, как правило, тех освобождают (например, с августа 1997 г. по март 1998 г. были отпущены все задержанные). Многие пограничники из числа граждан Таджикистана также активно сотрудничают с наркодельцами (170), как и военнослужащие. Так, перевозку наркотиков организовали заместитель начальника Главного штаба Министерства обороны Таджикистана Н. Ким и командующий ВВС Министерства обороны Таджикистана Лисицкий (171). Более того, по ряду свидетельств, в наркоторговлю вовлечены и представители российских вооруженных сил, включая высокопоставленных офицеров. Все большее количество жителей Таджикистана участвует в этом теневом бизнесе. В республике появились районы, специализирующиеся на нем, и есть кишлаки, где с детства обучают практически всех жителей различным способам транспортировки наркотиков. Таджикские наркокурьеры отличаются особой предприимчивостью (172).
В конце 90-х годов из Кыргызстана и Таджикистана наркотики идут в Россию, прежде всего, через Казахстан. На российско-казахстанской границе сложилась особенно напряженная ситуация. Здесь в 1998 г. было задержано 80% героина, 84% гашиша, 60% опия и 53% марихуаны от общего числа обнаруженных наркотиков, поступающих из Центральной Азии (173). В Узбекистане и Туркменистане местные власти резко усилили борьбу с наркомафией, что позволило поставить более мощный заслон на пути транзита в Россию. В Туркменистане только в 1996 г. было изъято несколько тонн наркотиков. В Узбекистане за 1991-1998 гг. было конфисковано около 25 т наркотиков только на контрабандном маршруте из Афганистана и Пакистана, а всего - более 38 т. Несколько тысяч человек было привлечено к уголовной ответственности. Республика использует крайне жесткие методы борьбы с наркодельцами (вплоть до смертной казни), что также укрепляет антинаркотический барьер (174).
То, что Кыргызстан и Таджикистан становятся важными центрами наркоторговли совершенно не случайно. Во всей Центральной Азии в 90-е годы произошло серьезное расстройство экономических связей и подрыв производства, но Кыргызстан и Таджикистан по макроэкономическим показателям оказались в наихудшем положении. Очень высокая социальная цена экономических реформ в Кыргызстане и гражданская война в Таджикистане привели к тому, что большинство населения республик оказалось за чертой бедности и не смогло выбраться из нищеты. Подобное обстоятельство не могло не вызвать процесса отчуждения человека от созидательной хозяйственной жизни, его реальной и потенциальной маргинальности. Экономическое выживание, повседневное приспособление к новым условиям стали лейтмотивом индивидуальных и коллективных стратегий, существенно снизив в них ориентированного на перспективу начала в социально-экономическом поведении и усилив преобладание пассивных, приспособительных тенденций.
Возможные варианты места государств Центральной Азии в международном разделении труда могут быть описаны следующим образом:
а) нахождение государствами региона своей ниши в
мировой экономике, перешедшей на вторую стадию научно-технической революции;
б) вытеснение государств Центральной Азии в разряд развивающихся
стран без интенсивных связей с центрами мирового хозяйства;
в) криминализация внешнеэкономических связей Центральной
Азии за счет специализации на производстве и торговле наркотиками и ураном.
Экономика современной Центральной Азии переживает как минимум две группы переходных процессов. Во-первых, это внутренние изменения экономики в направлении рыночных преобразований, во-вторых, это изменение внешнеэкономической ориентации. В современных условиях в мире преобладают открытые экономики, и любые преобразования рыночного характера не могут не сопровождаться ростом значимости внешнеэкономических связей. Если развития экономики не происходит, то вместо формирования новых цивилизационных общностей переживают ренессанс старые культурные пласты, и культурные, именно они становятся ведущими в общественной жизни.
Часть населения уходит в натуральные (традиционные) формы сопротивления бедности (на селе это, например, расширение землепользования - причем не столько в целях получения продукции на продажу, сколько для продовольственного обеспечения “большой” семьи, в том числе и родственников-горожан). Но очевидно, что значительная часть активности населения направлена на получение доходов в “теневом” секторе экономики.
Дезинтеграция Советского Союза и появление независимых государств Центральной Азии имели некоторые негативные международные последствия, в частности вовлечение новых суверенных образований в трансазиатские потоки криминальной деятельности. Возрастание ее удельного веса связано с двумя группами факторов. Во-первых, обращение населения к таким формам экономической активности, как производство и сбыт наркотических средств, проистекает из долгосрочных тенденций демографического происхождения: роста народонаселения, значительно опережающего увеличение емкости рынка труда во многих развивающихся странах. В странах и регионах, где в силу исторических причин оказались ослабленными (либо не развитыми вовсе) традиции религиозных запретов, значительная часть экономически активного населения обратилась к нетрадиционным формам хозяйственной деятельности. Во-вторых, стабильный и даже растущий спрос на продукцию наркотического происхождения в промышленно развитых и переходных странах служит устойчивой питательной средой, поддерживающей на плаву криминальные сообщества, которые в Азии и Латинской Америке уже приобрели транснациональный характер. Всевозрастающий оборот наркотиков требует объединения усилий государств, являющихся реальными либо потенциальными объектами международной криминальной деятельности такого рода.
Сложность реализации межгосударственных “антикриминальных” действий вытекает из того обстоятельства, что распад Советского Союза и кризис государственности в новых суверенных образованиях Центральной Азии фактически лишили правоохранительные органы возможности жестко контролировать деятельность криминальных групп, располагающих к тому же эффективной поддержкой международных наркокартелей и наркосиндикатов. Более того, с появлением новых независимых государств Центральная Азия стала фактически важным производителем наркотиков, а заодно - и дополнительным, пока слабоконтролируемым “каналом” доставки указанных средств - через Россию и некоторые страны СНГ - в Западную Европу, Северную Америку и другие промышленно развитые регионы.
Потенциально крайне опасной для всего мирового сообщества может стать контрабанда урана из Кыргызстана и Таджикистана, учитывая, что в этих республиках уран составляет основную часть доступных ресурсов экономики. Правда, для безопасности самой России данная возможность не является особенно приоритетной.
Эффективный контроль за подобными товаропотоками, а в перспективе
- их полное прекращение, видимо, неосуществимы без усиления регулирующих
функций государства на национальном уровне и его вмешательства в криминогенные
процессы, а на уровне межгосударственных отношений - без действенного сотрудничества
с целью пресечения криминальной экономической деятельности. Вместе с тем
следует учитывать, что данную проблему невозможно решить с помощью только
политических, юридических и информационных мер. Без улучшения социально-экономической
ситуации в Центральной Азии нельзя найти эффективные пути снижения этой
угрозы. Нельзя также избавиться от ощущения, что поставки наркотиков в
Россию контролируются и направляются влиятельными внешними силами, иначе
трудно объяснить постоянное лавинообразное ухудшение ситуации.
1) Sh. Marnie, E. Whitlock. Central Asia and Economic
Integration. RFE/RL Research Report, vol. 2, № 14, 02.04.1993, p.
34.
2) Г. Ситнянский. Киргизия..., с. 9.
3) Независимая газета, 21.04.1998, с. 1.
4) А. Куртов. Потенциальный гарант стабильности...,
с. 4.
5) Московские новости, № 25, 19-26. 06. 1994.
6) S. Neil MacFarlane. Russia, the West and European
Security. - «Survival», vol. 35, № 3, Autumn 1993, pp. 7-18; Idem.
Russian Conceptions of Europe. - «Post-Soviet Affairs», vol. 10,
№ 3, July-September 1994, pp. 241-244.
7) V. V. Naumkin. Russia and the States of Central
Asia and the Transcaucasus. - Damage Limitation orCrisis? Russia and
the Outside World. Ed. By R. D. Blackwill and S. A. Karaganov. Washington,
«Brassey’s, INC», 1994, p. 203.
8) A. G. Arbatov. Russian National Interests. - Damage
Limitation or Crisis?..., p. 62-63, 66.
9) В. Заварзин. Миротворческим силам в Таджикистане
- 4 года. - Независимая газета, 15.10.1997, с. 3.
10) Независимая газета, 19.10.1996, с. 3.
11) Московские новости, № 4, 1994, с. 10.
12) Сегодня, 25.08.1994.
13) Следует, конечно, учитывать и не вполне адекватную
позицию Э. Рахмонова и российских политиков. Даже командующий коллективными
миротворческими силами в Таджикистане генерал Валерий Патрикеев обвинил
в обострении ситуации на таджикско-афганской границе в 1995 г. власти Таджикистана
и командование погранвойсками России (Сегодня, 20.04.1995).
14) Сегодня, 14.04.1995.
15) А. Корбут. Группировка погранвойск РФ в Таджикистане
сокращается. - Независимая газета, 07.02.1998, с. 5.
16) А. И. Никитин, О. Н. Хлестов, Ю. Е. Федоров, А.
В. Демуренко. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые,
политические, организационные аспекты. М., «Московский общественный
научный фонд», 1998, с. 98.
17) А. Шабуркин. Круговая оборона Содружества. - Содружество
НГ, № 10, 1998, с. 6.
18) М. Гафарлы. Киргизия отошла в сторону. - Независимая
газета, 02.03.1999, с. 5.
19) Н. Константинова. Назарбаев получает орден Андрея
Первозванного. - Независимая газета, 13.10.1998, с. 5.
20) Ф. Олегов. Российско-узбекский скандал. - Независимая
газета, 02.12.1998. с. 5.
21) Ю. С. Бондарев. Ретроспектива и перспектива сотрудничества.
- Содружество НГ, ? 3, 1999, с. 3.
22) Центральноазиатский Союз был создан в 1993 г.
по решению глав Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. В 1998 г. в эту
организацию был принят Таджикистан. По ряду данных, даже в Туркменистане,
несмотря на его нейтральный статус, изучают возможность о присоединении
к союзу (М. Гафарлы. Центральноазиатский Союз превращается в военный блок.
- Независимая газета, 20.12.1997, с. 3; Независимая газета,
28.04.1998, с. 5).
23) Сегодня, 06.08.1993.
24) Н. Плотников. Россияне уходят, но не все. - Независимая
газета, 03.06.1999, с. 5.
25) В. Панфилова. Среднеазиатский вояж Игоря Иванова.
- Независимая газета, 17.07.1999, с. 5.
26) Независимая газета, 15.10.1999, с.
5.
27) А. Корбут. Визит Игоря Сергеева в Казахстан. -
Независимая
газета, 28.10.1997, с. 3.
28) Guangcheng Xing. Security Issues in China’s Relations
with Central Asian States. - Ethnic Challengesbeyond Borders...,
p. 205-206.
29) И. Кедров. Вывод военного объекта. - Независимая
газета, 04.08.1999, с. 2.
30) С. Козлов. Астана решила подстраховаться. - Независимая
газета, 27.08.1998, с. 5.
31) В октябре 1998 г. было принято решение о взаимозачете
российского и казахстанского долга (в первую очередь, за поставленную электроэнергию).
32) С. Козлов. Астана стала в позу. - Независимая
газета, 13.07.1999, с. 1.
33) В. Георгиев. Душанбе становится стратегическим
партнером Москвы. - Независимое военное обозрение (Москва),
№ 15, 1999, с. 3.
34) В. Михайлов, Г. Смольников. Встреча в Ашхабаде.
- Независимая газета, 10.04.1999, с. 5.
35) См. интервью посла Узбекистана в России Ш. Шахамилова
- Независимая газета, 05.05.1998, с. 5.
36) А. Акаев. Дипломатия Шелкового пути. - Независимая
газета, 10.03.1999, с. 1, 3.
37) В. Третьяков. Московские лентяи. - Независимая
газета, 17.06.1998, с. 1.
38) И. Семенов. Долгосрочное планирование вместо сиюминутных
интересов. - Содружество НГ, № 6, 1998, с. 6.
39) Erlanger. In Soviet Lands, Russian Army Can Be
a Protector or an Occupier. - The New York Times, 30.11.1993; S.
LeVine. Tajikistan Swaps Soviet Roubles for Russian Ones. - The Financial
Times (London), 07.01.1994, p. 4.
40) Узбекистан также претендовал на часть золото-алмазного
фонда России, который перешел ей как правопреемнику СССР (Сегодня,
02.02.1995), но не желал при этом поделить обязательства по внешнему долгу
бывшего СССР. При этом только в 1993 г. Россия предоставила Узбекистану
кредит в размере более 500 млн. долл. (Узбекистан на пути к лидерству...,
с. 4).
41) К. Ф. Затулин, А. В. Грозин, В. Н. Хлюпин. Национальная
безопасность Казахстана. Проблемы и перспективы. М., 1998, с. 120.
42) С. Козлов. Астана добилась от Москвы всего. -
Независимая
газета, 15.05.1998, с. 5.
43) См. интервью Н. Назарбаева. - Независимая газета,
30.12.1998, с. 5.
44) М. Гафарлы. Киргизия переживает.., с. 5.
45) Ю. Бялый. Ташкент - город сложный. - Правда,
15.05.1998, с. 3.
46) М. Гафарлы. Россию вытесняют с узбекского рынка.
- Независимая газета, 23.12.1997, с. 3.
47) См. интервью С. Ниязова. - Независимая газета,
15.10.1998, с. 3.
48) М. Абдуллаева. Премьер РФ в Ташкенте готовил визит
президента. - Независимая газета, 25.12.1997, с. 3.
49) Ф. Олегов. Киргизия вступает в ВТО. - Независимая
газета, 13.11.1998, с. 5.
50) В России обсуждают феномен Казахстана..., с. 4-5.
51) С. Козлов. Казахстан вводит новые ограничения...,
с. 5.
52) С. Козлов. Астана решила подстраховаться..., с.
5.
53) А. Касаев. Россия может потерять Экибастуз. -
Независимая
газета, 04.07.1998, с. 5; С. Плетнев. Заложники политических интересов.
- Независимая газета, 27.03.1999, с. 5; С. Плетнев. Электричество
и политика. - Независимая газета, 29.06.1999, с. 5; Л. Романова.
Угольная дружба Москвы и Астаны. - НГ-Политэкономия, № 10, 1999,
с. 5.
54) Каспийский глобальный пасьянс и российские интересы.
Доклад Института стран СНГ. - Содружество НГ, № 4, 1998, с. 4.
55) Россия продолжает выделение технических кредитов
(так, в октябре 1997 г. Кыргызстан получил 45 млн. долл. - для закупки,
прежде всего, российских самолетов в течение 10 лет - И. Каминский. В Бишкеке
встретятся лидеры стран СНГ. - Независимая газета, 09.10.1997, с.
3), но их объемы, безусловно, не сопоставимы с тем, что могут выделить
другие страны.
56) Е. Пашкина. Узбекистан пересматривает отношение...,
с. 6.
57) Содружество НГ, № 6, 1998, с. 3.
58) См. интервью С. Ниязова. - Независимая газета,
15.10.1998, с. 3.
59) М. Гафарлы. Электростанции Казахстана переходят
под иностранный контроль..., с. 5.
60) Ю. Бялый. Ташкент - город сложный..., с. 3.
61) Независимая газета, 05.05.1998, с. 5.
62) С. Карелин. Интеграционные взгляды Лукашенко.
- Независимая газета, 27.01.1998, с. 5.
63) М. Герасимов. Ташкент хочет спасти Арал. - Независимая
газета, 21.11.1997, с. 3; Р. Рустамов. Арал в коме. - Содружество
НГ, № 2, 1999, с. 3.
64) А. Алексеев. Прожект из прошлого. - Независимая
газета, 09.06.1999, с. 4.
65) М. Нестерова. Большая игра в нефть. - Содружество
НГ, № 7, 1998, с. 1.
66) См. интервью С. Ниязова. - Независимая газета,
15.10.1998, с. 3; М. Гафарлы. Нефть Каспия - проблема и политики и экономики.
-
Содружество НГ, № 4, 1998, с. 1.
67) Washington Post, 18.03.1994, p. A24.
68) В. Михайлов, Г. Смольников. Газовые реки, нефтяные
берега. - Независимая газета, 19.03.1997, с. 3.
69) В. Убожкова. В Ашхабаде не стали дожидаться определения
статуса Каспия. - Независимая газета, 04.09.1997, с. 3.
70) В. Михайлов, Г. Смольников. На Каспии - новый
тендер. - Независимая газета, 30.05.1997, с. 3.
71) А. Владимиров. Ставка на иностранных инвесторов.
- Независимая газета, 17.02.1999, с. 4.
72) Подобная точность не может не вызвать восхищения.
Следует отметить, что узбекские специалисты имели хорошую школу, когда
оценивали урожаи хлопка.
73) М. Гафарлы. Рейтинг Казахстана повысился. - Независимая
газета, 23.07.1997, с. 3.
74) М. Гафарлы. Нефть Каспия..., с. 1.
75) Каспийский глобальный пасьянс..., с. 4.
76) The Rush to Alma-Ata. - «Newsweek», 07.02.1994.
77) В. Бабак. Центральная Азия: проблемы постсоветской
интеграции. - «Центральная Азия», 1997, № 3, с. 18.
78) Каспийский глобальный пасьянс..., с. 4.
79) З. Балаян. Турция разыгрывает карту. - Содружество
НГ, № 8, 1998, с. 3.
80) А. А. Арбатов, И. Ш. Амиров. Россия в мировой
системе нефтегазообеспечении. - «Минеральные ресурсы России. Экономика
и управление» (Москва), № 2, 1993, с. 19.
81) Каспийский глобальный пасьянс..., с. 4.
82) Один баррель равен 159 литрам.
83) А. Громыко. Новая «великая игра». - Независимая
газета, 20.08.1998, с. 8.
84) Ю. Федоров. Каспийская нефть и международная
безопасность. Выпуск 1. М., «Федерация мира и согласия», 1996, с. 17.
85) Р. Нарзикулов. Нефть, газ и внешняя политика России.
- Независимая газета, 29.10.1997, с. 5.
86) Ю. Федоров. Каспийская нефть и международная
безопасность..., с. 15.
87) Каспийский глобальный пасьянс..., с. 4.
88) Там же.
89) Г. Наумов. Крах нефтяной политики Баку. - Независимая
газета, 11.03.1999, с. 5.
90) Р. Рустамов. Арал в коме..., с. 3.
91) А. Александров. Кому выгоден раздел Каспия? -
Независимая
газета, 23.09.1998, с. 5.
92) С. Козлов. Президент подвел итоги переговоров.
- Независимая газета, 10.12.1997, с. 3.
93) М. Гафарлы. Ельцин и Назарбаев разделили Каспий.
- Независимая газета, 07.07.1998, с. 1-2.
94) В. Михайлов, Г. Смольников. Будет ли Волга впадать
в новый Персидский залив? - Независимая газета, 10.07.1998, с. 5.
95) С. Леонов. Природа Каспия взывает о помощи. -
Содружество НГ, № 9, 1998, с. 4.
96) А. Громыко. Новая «великая игра»...., с. 8.
97) См. интервью С. Ниязова. - Независимая газета,
15.10.1998, с. 3; М. Гафарлы. Нефть Каспия..., с. 1.
98) А. Владимиров. Ставка на иностранных инвесторов...,
с. 4.
99) М. Гафарлы. Нефть Каспия..., с. 1.
100) А. Александров. Кому выгоден раздел Каспия...,
с. 5.
101) См. интервью С. Ниязова. - Независимая газета,
04.09.1997, с. 6; В. Михайлов, Г. Смольников. Ашхабад возмущен азербайджано-российской
сделкой. - Независимая газета, 08.07.1997, с. 3.
102) Л. Велихов, Д. Волков. Пристрастие Туркменбаши
к талибам ослабевает. - Сегодня, 16.10.1996, с. 1.
103) См. интервью С. Ниязова. - Независимая газета,
04.09.1997, с. 6.
104) В. Михайлов, Г. Смольников. Ашхабад и Тегеран
укрепляют партнерские связи. - Независимая газета, 06.12.1997, с.
3.
105) В. Михайлов, Г. Смольников. «Гордиев узел» разрублен?
- Независимая газета, 26.12.1998, с. 5.
106) A. Rashid. This Way out. - «Far Eastern Economic
Review» (Hong Kong), № 38. 1997, p. 67.
107) См. интервью С. Ниязова. - Независимая газета,
15.10.1998, с. 3.
108) В. Михайлов, Г. Смольников «Транскаспий» привлекает
инвесторов. - Независимая газета, 22. 04. 1999, с. 5.
109) Л. Романова. Российский МИД встал на защиту
«Газпрома». - Независимая газета, 21.08.1999, с. 4.
110) В. Михайлов, Г. Смольников. «Транскаспий» на
старте. - Независимая газета, 26.09.1999, с. 5.
111) Г. Г. Андради, К. Родригес, Ж. Гольдемберг.
Вступая в следующее столетие. - «Бюллетень МАГАТЭ» (Вена), т. 41,
№ 1, с. 44-45.
112) А. Владимиров. Ставка на иностранных инвесторов...,
с. 4.
113) С. Козлов. Казахстан вводит новые ограничения...,
с. 5.
114) См. интервью Н. Балгимбаева - Содружество
НГ, № 6, 1998, с. 1.
115) G. Vitkovskaya. Resettlement of «Refugees»
and «Forced Migrants» in the Russian Federation. IOM, Technical Centre
for Europe and Central Asia. 1998, p. 15.
116) В 1990 г. в Центральной Азии насчитывалось 9,7
млн. русских -Gengchen Liu. Ethnic Harmony and Conflicts in Central Asia:
Origins and Policies. - Ethnic Challenges beyond Borders..., p.
79.
117) Н. Попов, А. Рубцов. Скажи мне, кто твой сосед...,
с. 3.
118) По данным Министерства иностранных дел России.
Статистика Министерства РФ по делам национальностей и федеративным отношениям
насчитывала 190 тыс. русскоязычных в Таджикистане.
119) Общая газета, № 20-21, 03-09.12.1993.
120) Уже за первые полгода 1990 г. (т.е. еще во время
существования СССР) из Таджикистана выехало 23 тыс. русскоговорящих (Известия,
05.08.1990).
121) Г. Ситнянский. Киргизия. Независимость обретена...,
с. 9.
122) Права русскоязычного населения в этих балтийских
республиках в 90-е годы были обеспечены значительно хуже, чем, например,
права албанцев в Косово до начала бомбардировок Югославии весной 1999 г.
123) Правда, 09.02.1994.
124) А. Докучаева. Проблемы «вечных друзей». - Независимая
газета, 5.08.1998, с. 5.
125) В России обсуждают феномен Казахстана..., с.
4-5.
126) «Россия и Казахстан. Стенограмма научно-практической
конференции»..., с. 98.
127) Сегодня, 02.03.1995.
128) Узбекистан на пути к лидерству..., с. 4.
129) Сегодня, 15.03.1994; 02.03.1995; Московские
новости, № 20, 15-22.05.1994.
130) Сегодня, 24.12.1993.
131) Общая газета, № 20-21, 03-09.12.1993.
132) О. Б. Наумова. Некоторые аспекты формирования
современной бытовой культуры казахов в многонациональных районах Казахстана.
- Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана.
Ч. 1. М., 1992, с. 35. 39; С. П. Поляков. Нужны ли России среднеазиатские
русские. - Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 1. М., 1993,
с. 379.
133) Московские новости, № 20, 15-22.05.1994.
134) Сегодня, 06.05.1994.
135) К 1999 г. двойными гражданами стали 40 тыс.
человек, 20 тыс. из которых уже уехали из Туркменистана (В. Михайлов. Человек
без паспорта. - Независимая газета, 19.02.1999, с. 5).
136) Правда, 31.03.1994.
137) М. Абдуллаева. Борьба с двойным гражданством.
- Независимая газета, 28.10.1998, с. 5.
138) Сегодня, 28.12.1993.
139) Московские новости, № 15-22.05.1994.
140) По данным независимого аудита, для полного благоустройства
новой столицы лишь на первом этапе потребуется 10 млрд. долл. (Б. Аубакиров.
Едут новоселы по земле целинной. - Сегодня, 25.12.1996, с. 4).
141) Россия и Казахстан. Стенограмма..., с.
22, 92.
142) N. Amrekulov. Inter-Ethnic Conflict and Resolution
in Kazakhstan. - Central Asia. Conflict, Resolution, and Change...,
p. 161-162.
143) Сегодня, 08.06.1994.
144) Там же, 06.05.1994.
145) Там же, 13.10.1994.
146) Общая газета, № 20-21, 03-09.12.1993.
147) Московские новости, № 20, 15-22-05.1994.
148) Сегодня, 08.06.1994.
149) Узбекистан на пути к лидерству..., с. 4.
150) Kyrgyz Republic. Human Development Report.
1995. Turkey, «UNDP», p. 12.
151) Национальная доктрина России: проблемы и
приоритеты. М., «РАУ Корпорация», 1994, с. 54.
152) «Дипломатический вестник» (Москва
), № 5, 1995, с. 54.
153) В России обсуждают феномен Казахстана..., с.
4-5.
154) Узбекистан на пути к лидерству..., с. 4.
155) Н. Айрапетова. Поиски стратегии. - Независимая
газета, 19.08.1998, с. 5.
156) В качестве иллюстрации можно привести пример
с допросами и арестом в Туркменистане В. Т. Мамедова, члена Совета соотечественников
при Государственной Думе РФ от Туркменистана. В декабре 1998 г. этот заместитель
председателя Русской общины Туркменистана дал интервью радиостанции «Маяк»,
которое в искаженном виде было передано С. Ниязову. В. Т. Мамедов был обвинен
в призыве к русским эмигрировать из Туркменистана, несколько раз допрошен
и арестован, хотя стенограмма его выступления свидетельствует о полной
несостоятельности обвинения. Посол РФ в Туркменистане А. В. Щелкунов не
только отказался принять В. Т. Мамедова и полностью отстранился от какого-либо
участия в инциденте, но, напротив, дал указание приостановить работу Русской
общины в Туркменистане по предоставлению российского гражданства.
157) В июне 1998 г. Н. Назарбаев заявил о бездействии
Генеральной Прокуратуры Казахстана и Министерства информации по поводу
появления статей «явно неконституционного содержания». Сразу были возбуждены
уголовные дела по поводу ряда СМИ, которые печатали «сепаратистские» материалы
(С. Козлов. Президент поручил Генпрокурору разобраться с прессой. - Независимая
газета, 17.06.1998, с. 5). Стало считаться, что даже традиционная форма
казаков нарушает казахстанское законодательство (С. Козлов. Кому входить
в храм? - Независимая газета, 30.04.1998, с. 5). В мае 1999 г. был
приостановлен выход газеты «Диапазон» (Актюбинск, тираж - 40 тыс.), которую
обвинили в разжигании русского шовинизма (С. Успенский. Запрет на два месяца.
- Независимая газета, 09.06.1999, с. 5)
158) Доклад о развитии человеческого потенциала
в Российской Федерации. 1997. М., «Интурреклама Дизайн», 1997, с. 36-37.
159) Там же, с. 37.
160) Б. Калачев, А. Баринов. Организованная, преступная...
- Сегодня, 16.10.1996, с. 7.
161) Сегодня, 19.07.1999, с. 2.
162) О. Хлобустов. В Москве растет количество наркоманов.
- Круг жизни НГ, № 6, 1999, с. 1.
163) Е. Рыбас. Активизация таджикских наркодельцов.
- Независимая газета, 11.03.1999, с. 2.
164) Сегодня, 19.07.1999, с. 2.
165) К. Баялинов. Ферганская долина ждет своего Эскобара.
- Московские новости, № 52, 30.09. - 6.11, 1994, с. 11.
166) T. Namatbaeva. Democratic Kyrgyzstan: What Lies
Ahead? - Central Asia. Conflict, Resolution, and Change..., p. 176.
167) И. Каминский. Операция транзит. - Независимая
газета, 14.02.1998, с. 5.
168) А. Чечулин. Наркотическая эпидемия. - Независимая
газета, 01.08. 1997, с. 6.
169) А. Корбут. Группировка погранвойск РФ в Таджикистане
сокращается. - Независимая газета, 07.02.1998, с. 5.
170) С. Карелин. На Пяндже ожидается горячее лето.
- Независимая газета, 9.04.1998, с. 5.
171) В. Панфилова. В Таджикистане существуют две
армии. - Независимая газета, 19.05.1998, с. 5.
172) А. Новосельская. Таджикские наркодельцы - самые
предприимчивые. - Независимая газета, 29.01.1999, с.2.
173) Сегодня, 19.07.1999, с. 2.
174) М. Абдуллаева. Тревожные тенденции. - Независимая
газета, 30.04.1998, с. 5; М. Абдуллаева. Ташкент борется с наркобизнесом.
- Независимая газета, 24.06.1998, с. 5.