Назад |
|
|
Север в целом поддерживает притязания Турции в Центральной Азии, видя в ней альтернативу теократическому Ирану (140) . Подобная позиция крайне противоречива: Север, поддерживая ислам в ”светских формах”, не осознает, что в условиях Центральной Азии данные формы будут приобретать другое значение и звучание. Лучше понимается (в Западной Европе) то обстоятельство, что связи Турции с Центральной Азией могут повлечь экономические и политические трудности (реэкспорт в Европу центральноазиатских сырьевых товаров через Турцию и под маркой “турецких”; военно-политическая вовлеченность Севера в развитие региональных событий, если Турция, член НАТО, начнет в них вмешиваться, и т. д.). Не кажется привлекательной Северу и идея союза исламских стран (даже под лидерством Турции). Но в целом для Севера Турция - приемлемая альтернатива Ирану, а для консервативных политиков - и альтернатива России.
Достаточно откровенно по последнему вопросу высказываются и представители Японии. При предоставлении кредита Экспортно-импортным банком Японии на реализацию Кокдумалакского нефтегазоконденсатного проекта в Узбекистане было заявлено, что крайне важно помогать самообеспечению центральноазиатских республик, зависимых от России (141) . В 1998 г. С. Ниязову во время визита в США был предоставлен специальный грант в размере 750 тыс. долл. для исследования возможностей прокладки нефте- и газопроводов из Туркменистана в Турцию через Кавказ. Председатель правления Экспортно-импортного банка Дж. Хармон заявил, что кредиты на строительство коридора для транспортировки нефти с востока на запад будут выдаваться без ограничений (называлась цифра в 6 млрд. долл.), если будет обойдена территория России и Ирана (142). Весной 1998 г. С. Сестанович, специальный советник госсекретаря США по новым независимым государствам, заявил, что «евразийский транспортный коридор... укрепит суверенитет и независимость новых стран» Центральной Азии.
Представители “либерального крыла” Севера не возражают против тесных связей России с Центральной Азией и, более того, выступают за их развитие, полагая, что вовлеченность России в проблемы южного и юго-западного фланга СНГ снизит ее активность на западном и северо-западном направлении, «ослабив» давление на Украину, Прибалтику и всю Восточную Европу.
В экономической сфере развитые страны наибольший интерес проявляют в добыче и переработке нефти и газа, редких и драгоценных металлов. Они скупают стратегические предприятия, топливные месторождения, урановые и золотоносные рудники. Так, в Казахстане под контролем иностранных компаний (в подавляющем большинстве из стран Севера) к концу 1997 г. оказалось более 80% крупных промышленных предприятий. Из 55 энергетических и горнодобывающих предприятий, которые были приватизированы, подавляющее большинство оказалось в тех же руках. Помимо этого, многие крупные электростанции были отданы под залог Японии, США и Франции (143). Существует определенное «разделение труда» между государствами Севера. Так, Германия наиболее активна в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане; США и Италия (144) - в Казахстане; Великобритания - в Казахстане и Туркменистане. Естественно, что развитые страны стремятся к защите своих капиталовложений. Не случайно этот пункт почти всегда фигурирует в списке соглашений, подписанных в ходе переговоров на высшем уровне между центральноазиатскими и развитыми странами. Вместе с тем ряд центральноазиатских государств (в первую очередь, Казахстан) легко разрывает контракты и отказывается выплачивать какие-либо неустойки в случае недовольства действиями западными компаниями. Так, после того, как бельгийская компания «Трактебель», взявшая в 1997 г. в концессию всю газотранспортную систему и газохранилища Казахстана, стала пытаться разорвать казахстано-узбекское соглашение об аренде Узбекистаном газового комплекса «Полторацкое» (по мнению бельгийских экспертов, соглашение приносит огромные убытки Казахстану), налоговая полиция мгновенно арестовала все счета фирмы (145). Случаются и отказы поставлять товары после их оплаты. Например, английская фирма, произведшая еще в 1995 г. полную предоплату в размере 10 млн. долл., не получила ни 5 тыс. т катодной меди ни своих денег, а Верховный Суд Казахстана признал незаконными правила Международной торговой палаты на территории республики (арбитражный суд в Париже признал полную правоту английской компании) (146).
Существенная часть экономической помощи Севера идет на финансирование структурных преобразований и поддержку платежных балансов. Лидером по абсолютным масштабам привлеченного экономического содействия в первой половине 90-х годов выступал Узбекистан, получивший к марту 1994 г. кредитов на сумму 1200 млн. долл. (147), и готовый за 1995 г. освоить только по государственной линии до 1,5 млрд. долл. (148) , а по относительным - Кыргызстан (в результате за три года общая сумма его внешней задолженности составила 0,5 млрд. долл. (149) ; а стабильность местной валюты вела к падению экспорта). К началу 1998 г., по словам С. Сестановича, только США оказали центральноазиатским странам экономическую помощь в размере 1,3 млрд. долл.
В инвестиционном плане наиболее привлекательным оказался Казахстан. В 1997 г. суммарные долгосрочные обязательства зарубежных фирм по уже заключенным контрактам оценивались в 60 млрд. долл., а прямые иностранные инвестиции к этому времени превысили 6,5 млрд. долл. (150) (на долю США приходилось более половины этой суммы), причем среди всех бывших социалистических стран Казахстан занимал второе (после Венгрии) место по этому показателю на душу населения (151) . Объемы прямых иностранных инвестиций в Узбекистан в абсолютных цифрах примерно такие же - 6,2 млрд. долл. к концу 1997 г. (инвестиции американских компаний составили 600 млн. долл., японских - 500 млн.) (152).
Для Западной Европы в целом характерно большее внимание к проблемам сдерживания фундаментализма, тогда как Соединенные Штаты, для которых данная проблема более абстрактна, делают упор на правах человека. Правда, ближайший союзник США - Великобритания - достаточно позитивно реагирует на распространение экстремистских и радикальных исламских идей. Так, основные серверы фанатичных мусульманских организаций в Интернете находятся именно в Великобритании. Именно здесь сосредоточено и большинство организаций подобного толка. Исламские экстремисты настолько свободно чувствуют себя в Великобритании, что сюда постепенно перебираются представители и других организаций. Мусульманские радикалы поддерживают весьма тесные отношения с британскими спецслужбами (153), которые, по-видимому, полностью осведомлены об их подрывной деятельности в Центральной Азии, России и на Среднем Востоке.
Что касается подхода США к правам человека, то, к сожалению, демонстрируются откровенно двойные стандарты, усиливая впечатление, что данный вопрос используется лишь как инструмент политики. Так, США негативно прореагировали на сохранение С. Ниязовым своих полномочий в 1994 г. на новый пятилетний срок без проведения выборов, а представитель государственного департамента выразил сожаление по поводу “отхода от демократии” (154) . В то же время после роспуска парламента в Казахстане в 1995 г. Б. Клинтон направил Н. Назарбаеву личное послание, в котором поддержал действия президента Казахстана (155) . Напротив, выборы в Казахстане в январе 1999 г. были расценены в США как «недемократические», и их представители даже не прибыли на новую инаугурацию Н. Назарбаева. Если в середине 90-х годов Вашингтон никак не реагировал на сообщения о нарушениях прав человека в Казахстане, то в 1999 г. в Конгрессе США прошли специальные слушания о внутриполитической ситуации в Казахстане и было решено рассмотреть вопрос о приостановке всех американских инвестиций в казахстанскую экономику, если в республике будет осуществляться наступление на гражданские свободы (156). Подобные двойные стандарты и зигзаги можно объяснить лишь одним: риторика о правах человека, по-видимому, нужна Вашингтону исключительно как средство давления на республики Центральной Азии и метод политики. В середине 90-х годов США были недовольны растущим ирано-туркменским сближением и, напротив, рассчитывали на всестороннее укрепление отношений с Казахстаном. Активное сотрудничество последнего с Китаем, курс на поддержание дружественных отношений с Россией (Н. Назарбаев является одним из немногих лидеров СНГ, не выступающим с антироссийскими заявлениями в Вашингтоне), отказ идти навстречу пожеланиям американской стороны (157), очевидно, и вызвал и столь повышенный интерес США к вопросу о соблюдении прав человека в Казахстане. Соединенные Штаты постоянно то вспоминают, то забывают про данную проблему в Узбекистане, причем, естественно, все это совпадает с уровнем двусторонних отношений (в 1995-1997 гг. их уровень был достаточно высок, и США не поднимали этот вопрос, а вот возникшая напряженность в 1998 г. вновь сделала проблему весьма актуальной для Соединенных Штатов).
В Соединенных Штатах в последнее время несколько усиливаются настроения изоляционизма, тем более в отношении регионов, не являющихся жизненно важными для США. В целом в первой половине 90-х годов линия США в Центральной Азии характеризовалась следующими особенностями и задачами: поддержание политической стабильности в регионе; противодействие попыткам роста исламского фундаментализма; стремление не допустить усиления влияния Ирана (в первую очередь) и Китая; благожелательное отношение к устремлениям Турции; согласие с вхождением региона в зону влияния России (наряду с постоянными упреками в адрес последней в проведении “имперской политики”); поддержка собственных нефтяных компаний; желание вывода ядерных средств с территории Центральной Азии и сворачивание военно-промышленного комплекса (прежде всего - в Казахстане); готовность оказать содействие в переходе к рыночной экономике; приглушенное осуждение правящих режимов в отсутствии реальных политических и экономических реформ, нарушении прав человека и развитии наркобизнеса.
К концу десятилетия акценты во внешней политике несколько сместились. В большинстве крупных нефтяных проектов, особенно связанных с эксплуатацией каспийских ресурсов, американские компании получили контрольный пакет акций. Задача защиты этих позиций стала выходить на первый план. Для США регион является важнейшим потенциальным резервом на будущее, особенно если произойдут осложнения в отношениях со странами Персидского залива (собственные нефтяные запасы США будут исчерпаны в первом десятилетии следующего века). По всей видимости, в течение долгого времени американские компании не будут всерьез разрабатывать ресурсы региона, которые являются, в первую очередь, вариантом страховки.
Явное охлаждение российско-американских
отношений укрепило позиции американских ястребов, желающих полностью вытеснить
Россию из Центральной Азии и Закавказья. В мае 1999 г. министр иностранных
дел России И. Иванов заявил, что российское руководство обратило внимание:
именно в Вашингтоне звучат нелестные отзывы о России со стороны руководителей
СНГ и именно в Вашингтоне было подписано соглашение о создании новой структуры
- ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) (158).
В 1997 г. заместитель государственного секретаря Тэлботт даже объявил Центральную
Азию зоной стратегических интересов США. Произошли резкие сдвиги даже в
военно-политической сфере. В сентябре 1997 г. в Казахстане и Узбекистане
произошли учения Центральноазиатского миротворческого батальона (800 человек),
созданного под эгидой ООН по решению глав Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
От США, главного спонсора самых крупных учений в регионе за десятилетие,
в маневрах приняло участие 500 человек (от России - 40 военнослужащих)
(159).
В феврале 1998 г. Вашингтон дал принципиальное согласие на финансирование
новых учений (160). Более 5 лет США поставляют военную
технику Узбекистану, в американских военных вузах проходят обучения офицеры
узбекской армии. Военная финансовая помощь Вашингтона Узбекистану составила
750 тыс. долл. в 1997 г. и 1 млн. долл. в 1998 г. (161)В
прессе появились сообщения о том, что США получат военную базу в Узбекистане.
Правда, С. Сестанович опроверг эту информацию. Кыргызстану Пентагон помогает
в формировании киргизстанской части Центральноазиатского миротворческого
батальона. В ходе визита руководителя Центрального командования вооруженных
сил США Э. Зинни в Бишкек в мае 1999 г. были обсуждены перспективы обучения
военнослужащих киргизской армии в США. Аналогичные переговоры ведутся с
туркменскими властями. Пентагон обещает финансировать все расходы по подобному
обучению (162). После решения о выводе российских пограничников
с киргизско-китайской границы Соединенные Штаты сразу предложили свои услуги
по развитию и становлению киргизской пограничной охраны и выразили готовность
выделить сотни миллионов долларов на материальное обеспечение границы (163).
США (и Германия) способствуют созданию военно-морского флота Казахстана.
Эти страны подарили республике несколько военных судов береговой охраны
(164).
Военно-политические связи США в Центральной Азии направлены не только против
России, но и против Китая и Ирана (что, по-видимому, даже важнее для стратегов
из Пентагона).
1) Чисто схематично,
в 1991-1992 гг. центральноазиатские страны рассчитывали сначала на Турцию,
потом - на Иран и Саудовскую Аравию, впоследствии - на Китай и вновь на
Россию. С 1993 г. в Узбекистане, например, исчезают ссылки на “турецкий”
или “китайский” путь.
2) Guangcheng Xing.
China and Central Asia: Towards a New Relationship. - Ethnic Challenges
Beyond Borders..., p. 46.
3) М. Л. Титаренко.
Россия
и Восточная Азия. М., 1994, с. 117.
4) Xingjiang Gaikuang
(Facts about Xingjiang). Xinjiang People’s Press, 1993, p. 1.
5) В. П. Ошепков.
Россия
и Китай в зеркале региональной геополитики. М., «Научная книга», 1998,
с. 58.
6) А. Чудодеев. Талибы
экспортируют фундаментализм в Китай. - Сегодня, 03.09.1998, с. 1.
7) Xinhua News
Agency, 12 September 1995.
8) С. Успенский.
Астана уступает нажиму Китая. - Независимая газета, 20.05.1999,
с. 5.
9) «Дипломатический
вестник», 1997, ? 5, с. 18.
10) «Beijing
Review», vol. 35, № 25, 1992, pp. 4-5.
11) Guangcheng Xing.
China and Central Asia..., p. 44.
12) Gengchen Liu.
Ethnic Harmony and Conflicts in Central Asia: Origins and Policies. - Ethnic
Challenges Beyond Borders..., p. 90.
13) Gengchen Liu.
Sino-Central Asian Trade and Economic Relations: Progress, Problems and
Prospects. - Ethnic Challenges Beyond Borders..., p. 180-187.
14) А. Алышбаева.
Внешнеэкономическая политика Киргизстана. - “Евразийское сообщество”,
№ 1, 1995, с. 13.
15) From Plan
to Market. World Development. Report 1996..., p. 216.
16) Ibid.; Gengchen
Liu. Sino-Central Asian Trade..., pp. 181-183.
17) С. Козлов. Акмола
и Пекин стали ближе друг другу. - Независимая газета, 21.05.1998,
с. 5.
18) Gengchen Liu.
Sino-Central Asian Trade..., p. 183. Правда, существуют и другие цифры:
350 совместных предприятий (China Daily, 12.09.1995).
19) А. Алышбаева.
Внешнеэкономическая политика Кыргызстана..., с. 13.
20) К. К. Каландаров.
На южных рубежах содружества станет спокойнее. - Независимая газета,
13.05.1997, с. 2.
21) С. Козлов. Акмола
и Пекин ..., с. 5.
22) И. П. Азовский.
Центральноазиатские
республики в поисках решения транспортной проблемы. М., Московский
общественный научный фонд, 1999, с. 16-30.
23) В советских
атласах КНР не имела общей границы с Пакистаном.
24) См. интервью
министра иностранных дел Казахстана К. Токаева - Деловой мир (Москва),
23.08.1994.
25) На данном этапе
экономическая прибыль от использования Каракорумского шоссе будет невысокой.
26) И. П. Азовский.
Центральноазиатские
республики..., с. 78-79; С. Петров. Алма-Ата делает ставку на Пекин.
- Независимая газета, 15.10.1997, с. 3.
27) Финансовые
Известия, 22.08.1996.
28) И. П. Азовский.
Центральноазиатские
республики..., с. 81.
29) А. Н. Джабиев.
Экономика Туркменистана..., с. 43.
30) Деловой мир,
26.08.1995.
31) Российская
газета, 23.08.1994.
32) Независимая
газета, 01.07.1998, с. 5.
33) А. Алексеев.
Прожект из прошлого..., с. 4.
34) Территория Казахстана
составляет 2717300 кв. км, а пахотная земля составляет 12,7% территории
(Доклад о развитии человека за 1996 г. Программа развития ООН. Нью
Йорк, «Оксфорд Юниверсити пресс, Инк», 1996, с. 204).
35) Казахстан:
реалии и перспективы независимого развития. Отв. ред. - Е. М. Кожокин.
М., 1995, с. 125.
36) К. Ф. Затулин,
А. В. Грозин, В. Н. Хлюпин. Национальная безопасность..., с. 17.
37) См., например,
Islam Makes a Comeback. - «Asia Weekly» (Hong Kong), 04.10.1991,
p. 32; The News (Karachi), 21.04.1992.
38) Известия,
02.10.1992.
39) The Times
of India, 23.06.1992.
40) Известия,
19.03.1993.
41) Сегодня,
20.08.1994.
42) Г. Жукова. Протест
Ташкента Исламабаду. - Независимая газета, 19.02.1998, с. 5.
43) Независимая
газета, 17.03.1999, с. 5.
44) Чеченским террористам
активно содействовали и граждане самого Пакистана (В. Торин. Механика кавказской
пружины. - НГ-Регионы, 19.05.1998, с. 9).
45) А. Правов. В
Пакистане проживают около 2 тыс. «нелегальных арабов». - Сегодня,
13.05.1996.
46) А. Тамилин.
Военный диктатор решился на жесткие меры. - Независимая газета,
16.10.1999, с. 6.
47) Крупные военные
поражения России всегда вызывали серьезнейшие внутриполитические последствия.
Одним из результатов крымской войны была отмена крепостного права. Поражение
в русско-японской войне привело к первой революции 1905-1907 гг. Неудачи
на Восточном фронте в первой мировой войне имели следствием Октябрьскую
революцию. Можно предположить, что афганская авантюра была одним из главнейших
факторов, вызвавших развал Советского Союза.
48) New York
Times, 01.05.1990.
49) Практически
все талибы являются пуштунами-суннитами. Подавляющее большинство талибов
- бывшие моджахеды и их дети, а руководство состоит в основном из духовных
лиц, бывших полевых командиров джихада. Высшее руководство состоит из шести
мулл, находящихся в Кандагаре. В движении существует полное единоначалие,
приказы не обсуждаются (М. Шевченко. Военно-студенческий орден. - Независимая
газета, 08.07.1997).
50) Интересно отметить,
что в сентябре 1995 г. после захвата талибами Герата в Кабуле было сожжено
пакистанское посольство в знак протеста против поддержки Пакистаном «Талибана».
51) ИТАР-ТАСС. “Пульс
планеты”, 27.09.1996, с. “СВ”-4.
52) Там же, 02.09.1996,
с. “СВ”-6-7.
53) Там же, 11.09.1996,
с. “СВ”-3.
54) Сегодня,
28.09.1996, с. 1.
55) Там же, 01.10.1996,
с. 1.
56) Там же, 02.10.1996,
с. 1.
57) Там же, 05.10.1996,
с 1.
58) Так, заместитель
руководства пресс-службы талибов А.Хаким пообещал, что Талибан будет проводить
в отношении России тот же курс, что и правительство Б. Раббани (ИТАР-ТАСС.
«Пульс планеты», 3.10.1996, «СВ»-4).
59) Известия,
08.10.1996, с. 3.
60) Там же, 05.10.1996,
с. 3.
61) ИТАР-ТАСС. «Пульс
планеты», 07.10.1996, с. “СВ”-3.
62) Об этом говорили
и многие российские дипломаты в неофициальных беседах. Некоторые из них
напрямую связывали резкое расширение военных операций талибов с тем обстоятельством,
что в августе 1996 г. существенно обострились американо-афганские отношения
и правительство Б. Раббани открыто обвинило США в действиях, направленных
против Кабула, и резко критиковало США за ужесточение санкций против Ирака
и Ливии.
63) Российская
газета, 12.10.1996, с. 3.
64) Там же, 10.10.1996,
с. 7.
65) М. Герасимов.
Кто станет главным миротворцем? - Независимая газета, 05.11.1997,
с. 3.
66) А. Правов. Масуд
готовится к штурму Кабула. - Независимая газета, 23.09.1998, с.
6.
67) Back to war
in Afghanistan. - «The Economist» (London), № 8130, 31.07.-06.08.1999,
p. 53.
68) Г. Крюков. Бои
в Афганистане продолжаются. - Независимая газета, 18.08.1998, с.
6.
69) А. Никулин.
Талибы продолжают наступать - Независимая газета, 26.08. 1998, с.
6.
70) А. Никулин.
СНГ укрепляет южные рубежи - Независимая газета, 21.08. 1998, с.
1.
71) Н. Плотников.
Пакистан и США ведут талибов к победе. - Независимая газета, 07.08.1998.
с. 6.
72) А. Никулин.
Исламисты на границе СНГ. - Независимая газета, 13.08.1998, с. 6.
73) Д. Николаев.
Незатухающий вулкан. - Независимая газета, 30.04.1999, с. 5.
74) Н. Плотников.
Предложение о посредничестве отвергнуто. - Независимая газета, 21.08.1999,
с. 2.
75) Независимая
газета, 20.11.1998, с. 6.
76) М. Гафарлы.
Угроза безопасности центральноазиатских республик и России. - Независимая
газета, 05.02.1999, с.5.
77) М. Смирнова,
А. Умнов. Москва пошла на контакт с талибами. - Независимая газета,
30.05.1997, с. 1.
78) Независимая
газета, 20.11.1998, с. 6.
79) А. Никулин.
Исламисты на границе СНГ..., с. 6.
80) И. П. Азовский.
Центральноазиатские
республики..., с. 28, 37-38.
81) А. Владимиров.
Еще один транспортный маршрут. - Независимая газета, 16.07.1998,
с. 4.
82) Туркменское
правительство предлагает «Газпрому» 10% акций, но российская организация
требует 15% (М. Гафарлы. Газопровод мира и стабильности. - Содружество
НГ, № 2, 1998, с. 2).
83) Деловой
мир, 29.02. - 5.12.1996; Нейтральный Туркменистан (Ашхабад),
13.08.1997.
84) В Казахстане
активно обсуждали возможность строительства 800-километрового нефтепровода
из Западного Казахстана до Чарджоу (М. Кубеков. Проблема экспорта казахстанской
нефти. - «Центральная Азия», 1997, № 3, с. 35.
85) М. Гафарлы.
Угроза безопасности центральноазиатских республик..., с. 5.
86) А. Тамилин.
Военный диктатор решился на жесткие меры..., с. 6.
87) South China
Morning Post (Hong Kong), 02.09.1998.
88) При посредничестве
Пакистана захваченные граждане Ирана и тела убитых были переданы Ирану
в октябре (Н. Плотников. Пакистану победа нужна больше, чем талибам. -
Независимая
газета, 22.10.1998, с. 6).
89) Независимая
газета, 15.09.1998, с. 6.
90) Сегодня,
16.10.1996, с. 1.
91) М. Герасимов.
Кто станет главным миротворцем. - Независимая газета, 05.11.1997,
с. 3.
92) Спецпредставитель
Генерального секретаря ООН Лахдар Брахими заявил по поводу второго раунда
переговоров, прошедших в Ашхабаде в марте: «Это - не первый шаг к миру.
Это - шаг перед первым шагом» (Независимая газета, 27.03.1999, с.
6).
93) В 1994 г. авиация
Дустума даже неоднократно бомбила лагеря таджикских беженцев у афганского
города Кундуз (Сегодня, 18.05.1994).
94) С. Козлов. В
Алма-Ате обеспокоены. - Независимая газета, 28.05.1997, с. 3.
95) М. Гафарлы.
Ташкент и Ашхабад принимают меры. - Независимая газета, 10.10.1997,
с. 3.
96) В. Георгиев.
Экспансия талибов ущемит интересы РФ. - Независимая газета, 28.08.1998,
с. 5.
97) С. Саркисян.
Ахмад Шах Масуд отбил атаку талибов. - Независимая газета, 14.11.1998,
с. 6.
98) Д. Николаев.
Незатухающий вулкан..., с. 5.
99) Сегодня,
20.07.1999, с. 3.
100) М. Абдуллаева.
ОТО поддерживает террористов.., с. 5.
101) M. Шакиров.
“Героин наших дней”. - Новая газета, № 29, 12-18.08.1996, с. 5.
102) А. Куртов.
Потенциальный гарант стабильности. Содружество НГ, № 2, 1999, с.
4.
103) ИТАР-ТАСС.
«Пульс планеты», 04.10.1996, с. “СВ”-5.
104) Доклад Института
стран СНГ. Внутритаджикский конфликт: основная точка напряжения «южной
дуги нестабильности». - Содружество НГ, № 1, 1997, с. 5.
105) Российская
газета, 12.10.1996, с. 3.
106) Независимая
газета, 30.04.1998, с.5.
107) Там же, 9.04.1998,
с. 5.
108) Д. Николаев.
Незатухающий вулкан. - Независимая газета, 30.04.1999, с. 5.
109) Г. Крюков.
Бои в Афганистане..., с. 6.
110) П. Полковников.
Вторжение талибов не исключено. - Содружество НГ, № 8, 21.09.1998,
с. 2.
111) Известия,
05.10.1996, с. 3.
112) Российская
газета, 10.10.1996, с. 7.
113) Независимая
газета, 13.08.1998, с. 6.
114) См. Z. Brzezinski.
Geostrategy for Eurasia.
115) И. П. Азовский.
Центральноазиатские
республики..., с. 61-68, 71, 83-86.
116) В. Михайлов,
Г. Смольников. Ашхабад и Тегеран укрепляют партнерские связи...., с. 3.
117) М. Гафарлы.
Первый газопровод в южном направлении. - Независимая газета, 27.01.1998,
с. 5.
118) В. Михайлов,
Г. Смольников. Заключены важные соглашения. - Независимая газета,
15.10.1997, с. 3.
119) С. Козлов.
Последний бросок на юг. - Независимая газета, 16.04.1999, с. 5.
120) И. П. Азовский.
Центральноазиатские
республики..., с. 36, 38-46.
121) Там же, с.
22-28.
122) М. Гафарлы.
Электростанции Казахстана переходят под иностранный контроль..., с. 5.
123) K. Alimov.
Uzbekistan’s Foreign Policy: In Search of a Strategy. - Central Asia.
Conflict, Resolution, and Change..., p. 188-189.
124) M. R. Djalili.
In Search of New Friends. Iran and Central Asia. - «World Affairs»
(New Delhi), № 1, 1997, p. 109-110.
125) И. Ротарь,
М. Шевченко. Ташкент бросает вызов Тегерану. - Независимая газета,
04.03.1999, с. 5.
126) Правда,
19.01.1993.
127) З. Балаян.
Турция раскрывает карту..., с. 3.
128) A. Kortunov
and A. Shoumikhin. Russia and Central Asia: Evolution of Mutual Perceptions,
Policies, And Interdependence. - Ethnic Challenges Beyond Borders....,
p. 25.
129) Н. Попов,
А. Рубцов. Скажи мне, кто твой сосед.... с. 3.
130) Х. Й. Шпангер.
Геостратегия Турции: между воображаемым и реальным. - Каспийская нефть
и международная безопасность. Выпуск 2. М., «Федерация мира и согласия»,
1996, с. 94.
131) В 1997 г.
М. Солих вернулся вновь в Турцию из Германии, но был опять выслан перед
приездом И. Каримова, который в ноябре 1997 г. нанес свой третий официальный
визит в Турцию (М. Абдуллаева. Каримов возвратился в Ташкент. - Независимая
газета, 25.11.1997, с. 3).
132) Г. Старченков.
Блеск и нищета..., с. 8.
133) М. Абдуллаева.
Каримов возвратился..., с.3.
134) В. Михайлов,
Г. Смольников. Турецкая доминанта Ашхабада. - Независимая газета,
14.11.1998, с. 5.
135) А. Громыко.
Новая «великая игра»..., с. 8.
136) В. Михайлов,
Г. Смольников. «Транскаспий» проложат американцы. - Независимая газета,
20.04.1999, с. 5.
137) Президент
Туркменистана С. Ниязов отказался подписать декларацию, заключив вместо
нее туркмено-турецкое соглашение, согласно которому Анкара дала гарантии
по закупкам 16 млрд. куб. м газа в год и предоставлению инфраструктуры
для транзита через территорию Турции того же объема газа (Е. Тесемникова,
Н. Броладзе. «Анкарская декларация» принята. - Независимая газета,
30.10.1998, с. 1; В. Михайлов, Г. Смольников. «Транскаспий» - конкурент
«Голубого потока». - Независимая газета, 04.11.1998, с. 5).
138) А. Куртов.
Турция и тюркоязычные государства Центральной Азии: любовь по расчету?
- Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или Евразию?
М., 1997, с. 28.
139) Демократическая
левая партия во главе с Б. Эджевитом получила 133 места, а Партия националистического
движения - 130 (из 550 мест в парламенте), и Б. Эджевит (именно его правительство
приняло решение об оккупации Северного Кипра в 1974 г.) стал новым премьер-министром
Турции.
140) Так, ЕС, выделяя
в 1992 г. 70 млн. ЭКЮ для экономической помощи странам региона, подчеркнул,
что Турция будет здесь играть роль моста (Правда, 19.01.1993).
141) Сегодня,
15.04.1995.
142) М. Нестерова.
Большая игра в нефть..., с. 1.
143) М. Гафарлы.
Электростанции Казахстана..., с. 5.
144) Италия, например,
занимает третье место по инвестициям в Казахстан и самым активным образом
участвует в освоении нефтегазовых месторождений. Так, итальянский концерн
ЭНИ собирается вложить 2 млрд. долл. только в Карачаганское месторождение
(С. Старцев. «Золотой человек» в Риме. - Независимая газета, 26.09.1998,
с. 5). Итальяно-казахстанский торговый оборот за 1995-1997 гг. вырос более,
чем в 2,5 раза и составил почти полмиллиарда долл. (Г. Алимов. Нурсултан
Назарбаев завоевывает Рим. - Известия, 25.09.1998, с. 3).
145) С. Козлов.
Иностранный инвестор обвиняет премьер-министра. - Независимая газета,
21.02.1998, с. 5.
146) П. Константинов.
Казахстан пугает инвесторов. - Независимая газета, 16.10.1999, с.
5.
147) Сегодня,
05.03.1994. После российско-японского потепления в середине десятилетия,
представители Японии, правда, перестали делать подобные откровенные заявления.
148) Сегодня,
02.02.1995.
149) Г. Старченков.
Киргизия..., с. 27.
150) Существуют
и другие оценки. По данным премьер-министра Казахстана Н. Балгимбаева,
инвестиции к концу 1997 г. составили 10,5 млрд. долл. (Содружество НГ,
№ 6, 1998, с. 3).
151) М. Гафарлы.
Рейтинг Казахстана повысился..., с. 5.
152) М. Гафарлы.
Россию вытесняют с узбекского рынка.., с. 3.
153) А. Игнатенко.
Зеленый Internetционал. - НГ-Религии, 07.04.1999, с. 4.
154) Сегодня,
18.01.1994.
155) Там же, 16.03.1995.
156) С. Козлов.
Назарбаев видит СМИ управляемыми. - Независимая газета, 28.05.1999,
с. 5.
157) Так, в ответ
на заявление, что Центральная Азия является зоной стратегических интересов
США, министр иностранных дел Казахстана К. Токаев заявил, что «Казахстан
не хотел бы входить в чьи-либо сферы влияния», и отметил, что присутствие
США в регионе важно, хотя основные приоритеты внешней политики республики
- развитие связей с Россией, Китаем и странами региона (Независимая
газета, 18.09.1997, с. 3).
158) В. Михайлов,
Г. Смольников. Ниязов поддерживает СНГ. - Независимая газета, 07.05.1999,
с. 5.
159) А. Корбут.
Американский десант в Средней Азии. - Независимая газета, 13.09.1997,
с. 1.
160) А. Корбут.
Новые учения в Центральной Азии. - Независимая газета, 02.04.1998,
с. 5.
161) А. Корбут.
Ташкент продолжает отдаляться от Москвы. - Независимая газета, 11.11.1997,
с. 3.
162) М. Гафарлы.
США укрепляют военные связи. - Независимая газета, 29.05.1999, с.
5.
163) Н. Плотников.
Уйти из стран СНГ не трудно. - Независимая газета, 21.01, 1999.
С. 5.
164) В. Мухин.
Казахстан укрепляет военное присутствие на Каспии. - Независимая газета,
19.05.1998, с. 5.