В состав СС (Службу безопасности) входили "общие от-
ряды", включающие руководство нацистской партии, предс-
тавителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхуш-
ку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "спе-
циальные отряды", созданные для выполнения особых задач
фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гит-
лера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих
разнообразную деятельность по подавлению противников
фашистского режима.
Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фа-
шистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиа-
лов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. чело-
век. В одном только Освенциме, построенном в 1939 г.,
было истреблено около 4 млн. человек из многих стран.
Гитлеровцы применяли газовые камеры и другие техничес-
кие средства, дающие им возможность безграничного унич-
тожения людей. Они использовали геноцид, освященный их
оккультной верой в свое расовое и духовное превосходс-
тво над людьми, как средство достижения своих полити-
ческих целей, достижения мирового господства.
В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная госу-
дарственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была
объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безо-
пасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией
порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандарме-
рию, а также со специальной службой порядка (СД) нахо-
дились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.
В 1939 г. было создано Главное управление имперской
безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюре-
ру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом
планировал осуществление террористических акций как в
своей стране, так и на оккупированных территориях. Так,
летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постанов-
ление об уничтожении "бесполезных для военных целей"
душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его
было создано Имперское общество лечебных и попечитель-
ских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс.
немцев. Перед нападением на СССР войсковые соединения
СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий),
проведено вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, вве-
денным в зону действующей армии, была отведена главная
роль в "расово-идеологической войне на уничтожение"
СССР.
Значительным изменениям подверглась и судебная сис-
тема Германии. В своей деятельности фашистские судьи
исходили из принципа полного отрицания личных прав не-
мецких граждан. Обвинение в государственной измене сле-
довало за любой вид оппозиционной режиму деятельности.
Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933
г. были созданы особые суды для расправы с противниками
фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма
исключительного суда, так называемый Народный трибунал
по вопросам государственной измены, в котором не требо-
валось даже обязательного предварительного следствия.
Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитни-
ков обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действо-
вали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках,
например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно вы-
носили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед
поражением Германии военно-полевые суды были заменены
военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры.
Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирс-
тве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.
Государственное регулирование экономики в фашистской
Германии. Агрессивные цели установления мирового гос-
подства требовали сосредоточения всех материальных ре-
сурсов страны, что могло быть достигнуто только путем
непосредственного вмешательства фашистского государства
в экономику. Интересы господствующих группировок фа-
шистской партии и магнатов немецкой промышленности в
осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г.
был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на
который возлагалась обязанность определять общие нап-
равления развития экономики Германии. Это был первый
шаг
к установлению тоталитарной формы правления в сфере
экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середи-
ны 40-х гг.
Закон "О подготовке органического построения народ-
ного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший на-
цистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промыш-
ленности (как и в других сферах экономики), предписывал
образование хозяйственных объединений, которые станови-
лись единственными представителями соответствующих от-
раслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены
на "имперские группы", число которых сначала было 12, а
затем сократилось до 6: промышленности, банков, торгов-
ли, страхования, энергетики, ремесленного производства.
Параллельно создавалась территориальная структура уп-
равления хозяйством - окружные группы промышленности в
хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные
промышленные группы возглавлялись "фюрерами" - предста-
вителями монополистического капитала, которые были на-
делены широкими полномочиями. Общее руководство промыш-
ленностью осуществлялось сначала Министерством имперс-
кого хозяйства.
С 1935 года началась массированная милитаризация не-
мецкой экономики, что выражалось не только в росте про-
изводства вооружения, но и в подчинении многих промыш-
ленных отраслей, прежде всего химической, авиационной,
металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку
первоочередной задачей в деятельности хозяйственных
групп стала подготовка к войне, в их руководство вводи-
лись и представители военного министерства. В 1935 г.
на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был
учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство -
Управление генерального уполномоченного по военной эко-
номике.
В 1936 году было создано ведомство по выполнению че-
тырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на
военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Центра-
лизованное планирование затрагивало распределение ре-
сурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и об-
разование новых предприятий, устраняло конкуренцию.
Уже в годы войны было создано имперское Министерство
вооружения и боеприпасов, которое формировало примени-
тельно к своим целям новые промышленные объедине-
ния, существующие параллельно с имперскими. Новое ми-
нистерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей
милитаризации государственного аппарата постепенно пог-
лотило большую часть функций Министерства хозяйства,
Министерства труда и др. Расширение военного производс-
тва проходило за счет колоссального роста государствен-
ного долга, увеличения налогов, сокращения народного
потребления.
Милитаризация промышленности, всестороннее вмеша-
тельство государства в экономику привели к пересмотру
ряда институтов гражданского права и попыткам создания
нового, "народного" гражданского кодекса на основе гит-
леровского понимания индивидуальной свободы, которая
"должна быть ограничена, если она противоречит свободе
нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с
этим подвергалось понятие "субъективные права", которые
они хотели или вообще отменить, или заменить понятием
"субъективные права члена НСРПГ". Предлагалось убрать
из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его
понятием "партийный статус лица".
Основополагающим принципом проекта нового гражданс-
кого кодекса, работа над которым была начата в 1938 г.,
стала формула: "право - это то, что полезно народу и
рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия
"собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая
его форма, как "общество с ограниченной ответствен-
ностью", непременным условием деятельности акционерного
общества становилось его партийное руководство и пар-
тийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных об-
ществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что
правление акционерного общества "должно руководство-
ваться сознанием ответственности перед общим благом на-
рода и рейха".
Целям подготовки и ведения войны была подчинена и
политика нацистов по отношению к рабочим - политика то-
тального контроля над ними. Сразу же после захвата
власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали
"Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, официально
объявленной организации рабочих, примыкавшей к Нацио-
нал-социалистской партии, к которой перешли кассы, га-
зеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены
и предпринимательские союзы, а предпринима-
тели объявлялись "вождями" предприятий. На основании
Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других
нормативных актов им предоставлялось право определения
условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль
"беспристрастного посредника" между предпринимателями и
рабочими отводилась фашистскому Министерстиу труда. Для
отдельных экономических районов это министерство назна-
чало из крупных предпринимателей "опекунов труда".
В 1934 году был введен порядок принудительного набо-
ра рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если
этого требовали задачи "особого государственно-полити-
ческого значения". А в 1938 г. местным органам власти
было предоставлено право привлекать в принудительном
порядке население к любым видам работ в свободное от
основной работы время. В условиях "тотальной мобилиза-
ции" 1943 г. по распоряжению генерального уполномочен-
ного по мобилизации рабочей силы принудительный труд
был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от
17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные
предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для
военной экономики и снабжения населения.
Армия. Нацистская верхушка поставила своей целью
создание самой сильной армии в мире. В 1935 г. в Герма-
нии была введена всеобщая воинская повинность для муж-
чин от 18 до 45 лет. Срок службы был определен сначала
в 1 год, затем в 2 года. Версальский договор был поп-
ран, а вместе с тем сняты все препоны для роста вермах-
та, солдаты которого воспитывались в духе неприкрытого
антикоммунизма, презрения к другим народам, поклонения
силе.
Еще в 1934 г. вместе с полномочиями президента к
Гитлеру перешли полномочия главнокомандующего Германс-
кой империи, которые непосредственно осуществлял воен-
ный министр (министр рейхсвера, а с 1935 г. - министр
вермахта). Гитлер ввел клятву верности каждого солдата
и офицера вермахта в личной верности ему и готовности
пожертвовать собой ради безусловного ее соблюдения. В
1934 г. эта клятва была введена для всех государствен-
ных служащих. Военно-политическому управлению минис-
терства принадлежали командно-координационные функции в
отношении штабов различных войск: сухопутных, воздуш-
ных, морских.
В целях дальнейшей концентрации военной власти в своих
руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное министерс-
тво как промежуточную инстанцию между ним и армией,
превратив его из военно-политического управления в свой
личный штаб верховного командования вооруженных сил
(ОКВ), центральным органом которого стал штаб оператив-
ного руководства.
Верховному главнокомандующему непосредственно подчи-
нялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и
военно-морских сил со своими генеральными штабами. Осо-
бую роль в системе военных органов играл Генеральный
штаб сухопутных войск (ОКХ), численно превосходящий
ОКВ, что объяснялось огромным значением именно сухопут-
ных войск во второй мировой войне. После первого круп-
ного поражения гитлеровских войск под Москвой в ноябре
1941 г. Гитлер взял на себя командование сухопутными
войсками с их генеральным штабом. С 1939 г. вновь соз-
данный Совет министров по вопросам обороны империи стал
назначать во все военные округа "уполномоченных по на-
циональной обороне", которые должны были для успешного
решения задач "обороны" координировать работу всех во-
енных и гражданских учреждений.
Гитлер создал также мощный разведывательный аппарат
секретной службы рейха, главным объектом деятельности
которого сразу же после прихода нацистов к власти стал
Советский Союз. Разведывательные центры, работавшие
против СССР, были организованы при германском посольст-
ве в Москве, при Кенигсбергском университете, крупных
монополиях и др. В 1941 г. был сформирован особый штаб
руководства разведывательной и диверсионной работой в
СССР. В его ведении находилось 60 школ, в которых про-
водилась подготовка агентуры для разведывательной и ди-
версионной деятельности. Общее руководство военной раз-
ведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью на-
ходилось в руках Управления разведкой (абвер). Разведы-
вательную и подрывную деятельность против СССР вел и
Отдел иностранных армий Востока, созданный при гене-
ральном штабе сухопутных сил.
Гитлеровская армия с момента своего создания стала
важным элементом аппарата подавления противников фашиз-
ма. Еще в 1936 г. на основании специального приказа
Гитлера "О применении армией оружия" было разрешено
использовать ее для подавления "внутренних беспоряд-
ков". Войска СС осуществляли политику террора, устанав-
ливали фашистский "новый порядок" путем массовых
убийств, казней на оккупированных территориях в тесном
взаимодействии с действующей армией.
В марте 1938 г. к Германии было присоединено незави-
симое государство Австрия. Следующей жертвой фашистской
агрессии стала Чехословакия. В результате Мюнхенского
соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Англией,
Францией с фашистской Германией, Чехословакия лишилась
значительной части своей территории, присоединенной к
рейху. Это был разгром независимого государства без во-
енных действий, за которым последовала в 1939 г. и во-
енная оккупация страны. В сентябре 1939 г. гитлеровцами
была захвачена Польша. В июле 1940 г. немецкие войска
заняли Париж, затем последовали новые победы агрессора.
К моменту нападения на СССР Германия контролировала
обширные территории Центральной и Восточной, большую
часть Западной и Северной Европы. В ее руках находилось
побережье Балтийского моря, значительная часть Франции.
Мощная военно-экономическая база оккупированных госу-
дарств была поставлена на службу гитлеровской Германии,
целью которой была провозглашена "защита цивилизации от
угрозы большевизма", а фактически - уничтожение СССР.
Против Советского государства фашистская Германия
вместе со своими союзниками и сателлитами выставила
5-миллионную армию (немецких, итальянских, румынских и
других войск), на вооружении которой было 3500 танков,
4900 самолетов и пр.
В ходе второй мировой войны, в которой участвовало
61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11
млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали
инвалидами. Главную же тяжесть войны вынес на своих
плечах Советский Союз, который в течение 4 лет вел Ве-
ликую Отечественную войну, стоившую (по неуточненным
данным) 30 млн. жизней его граждан. Советскому Союзу
принадлежит решающая роль в разгроме фашистской военной
машины, а вместе с ней одного из самых реакционных и
агрессивных, претендующих на мировое господство госу-
дарств в человеческой истории.
3. Федеративная Республика Германия
Потсдамские соглашения и создание военно-контрольно-
го управления оккупированной Германией. После безогово-
рочной капитуляции и полной оккупации союзники по четы-
рехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли дек-
ларацию о поражении Германии, которая стала юридической
основой их законодательной и административной деятель-
ности и создания военно-контрольного механизма управле-
ния оккупированными территориями.
Важнейшие соглашения по "германскому вопросу" были
приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии,
проходившей в Потсдаме в июле-августе 1946 г. Здесь бы-
ла впервые обнародована программа полного уничтожения
германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, де-
картелизация, денацификация и демократизация были приз-
наны в качестве основных принципов политики союзников
по отношению к Германии, закрепленных в документе: "По-
литические и экономические принципы, которыми необходи-
мо руководствоваться при обращении с Германией в начале
контрольного периода". Эти принципы были конкретизиро-
ваны в требованиях уничтожения "в практически кратчай-
ший срок" фашизма вместе с национал-социалистскими ор-
ганизациями, установления в Германии демократических
свобод, разрешения и всемерного поощрения деятельности
демократических партий и профсоюзов, постепенного вве-
дения выборности немецких органов управления от район-
ных до земельных. Речь, таким образом, шла о постепен-
ном свободном самоопределении немцев в рамках единого
государства.
Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма
были проведены первые выборы местных органов и ландта-
гов земель, в которых приняли участие Социалистическая
единая партия Германии, Христианско-демократический со-
юз, Либерально-демократическая и Социал-демократическая
партия Германии.
Контроль за реализацией Потсдамских соглашений дол-
жен был осуществлять Союзный контрольный Совет (СКС),
состоящий из глав военных администраций союзников, ре-
шения в котором должны были приниматься на основе кон-
сенсуса. Каждый член СКС имел право вето, которым и
вос-
пользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о
создании центральных немецких департаментов.
Вся будущая подготовительная работа для СКС возлага-
лась на Совет министров иностранных дел союзников
(СМИД). Явным диссонансом при декларировании в это вре-
мя принципов единства Германии стала формула "Восточная
и Западная зоны", возникшая в ходе общей дискуссии на
Потсдамской конференции по поводу репараций. По этой
формуле, с разных идейных позиций и стали проводиться в
жизнь "экономические и политические принципы при обра-
щении с Германией", принятые в Потсдаме.
Уже в июне 1946 г. на Парижской сессии СМИД госсек-
ретарь США объявил о намерении объединить свою зону с
британской и создать "Бизонию". Решение вопроса о соз-
дании единого государства Германии тем самым было пос-
тавлено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с
мертвой точки многочисленные предложения СССР на Мос-
ковской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др. Бизо-
ния, по мере укрепления ее экономического единства,
стала все больше приобретать черты отдельного государс-
тва со своими органами управления, Верховным судом,
Центральным банком и пр.
Своеобразным парламентом этого политического объеди-
нения стал созданный в мае 1947 г. из представителей
ландтагов земель Бизоний Экономический совет, которому
были приданы законодательные полномочия в тех сферах,
которые не были зарезервированы за оккупационными влас-
тями. Роль немецкого правительства, созданного из 5 би-
зональных управлений, выполнял Директорат. В 1948 г.
Экономический совет был увеличен вдвое, получив допол-
нительные функции главным образом в налоговой сфере.
Директорат стал называться Исполнительным советом. Воп-
рос об общегерманском управлении, таким образом, сни-
мался с повестки дня на длительное время. Некоторые ус-
тупки Франции по Руру сняли все препятствия для ее при-
соединения к Бизоний и создания единой, западной окку-
пационной зоны - Тризонии, границы которой и определили
будущие границы ФРГ.
Проведение в жизнь Потсдамских соглашений по Герма-
нии. Принятые в Потсдаме соглашения должны были опреде-
лить деятельность не только оккупационных властей, но и
вновь создаваемых немецких органов управления.
Союзническое управление германской экономикой сводилось
первое время к введению системы строгого контроля за
производством и распределением с целью обеспечения нем-
цев продуктами первой необходимости и репарационных
поставок в счет возмещения ущерба странам, пострадавшим
от войны. Более того, необходимо было ломать весь хо-
зяйственный порядок в целях уничтожения военно-промыш-
ленного потенциала Германии.
Пункт 12 Потсдамских соглашений, касаясь изменений в
отношениях собственности и управления в промышленности
Германии, гласил: "В практически кратчайший срок гер-
манская экономика должна быть децентрализована с целью
уничтожения существующей германской концентрации эконо-
мической силы, представленной особенно в форме карте-
лей, синдикатов, трестов и других монополистических
соглашений...". Речь шла, таким образом, о раздроблении
немецких компаний на ряд мелких.
Во исполнение Потсдамских решений в 1946 г. был раз-
работан план "по репарациям и уровню послевоенной Гер-
манской экономики", предусматривающий демонтаж промыш-
ленных предприятий и введение ограничений и запретов на
выпуск многих видов продукции. Совокупный объем промыш-
ленного производства не должен был превышать 65% от
уровня 1931 г. Полностью запрещалось производство любых
видов вооружения, тяжелых грузовиков, авиастроение и
пр., вводилось квотирование в сталеплавильную, стан-
костроительную, электрохимическую и другие отрасли про-
мышленности.
Декартелизация встретила на своем пути с самого на-
чала ряд трудностей, связанных прежде всего с разным
толкованием ее в отдельных зонах. Стороны в СКС так и
не смогли выработать общих критериев понятия "монопо-
листическое объединение". Демонтаж крупных немецких
предприятий угрожал полным срывом репарационных поста-
вок, приводил к разрушению производства, превращая 2/3
его оборудования в металлолом. Декартелизация в связи с
этим стала проводиться по принципу денацификации. Этому
способствовало то, что значительная часть крупных не-
мецких промышленников была арестована за соучастие в
преступлениях рейха, а их имущество секвестировано. За
исключением той его части, которая шла на репарационные
поставки, оно передавалось в распоряжение земель.
Очень скоро встретились значительные трудности и на пу-
ти политики денацификации, проводившейся в основном по
американскому плану - "выявить, выделить и изолировать
из политической и общественной жизни активных нацистов
и их пособников". Эта политика во всех оккупационных
зонах была направлена главным образом против 6 млн.
членов НСРПГ и ее организаций. Преступными организация-
ми безоговорочно были признаны руководящий корпус
НСРПГ, гестапо, СА, СС.
После Нюрнбергского процесса по делу главных немец-
ких преступников в 1945-1946 гг. в проведение политики
денацификации были подключены и немцы. Был принят ряд
законов, на основании которых вводилась система местных
немецких комиссий (шпрухкаммер) по денацификации и пр.
Действуя вместе с трибуналами союзников, они были приз-
ваны выявлять нацистов, классифицируя немцев по степени
их причастности к "Третьему рейху" на 5 категорий:
"главные виновники", "обремененные виной", "менее
обремененные", "попутчики" и "незатронутые".
Денацификация, несмотря на значительное число за-
действованных в ней организаций и учреждений, все боль-
ше превращалась в бюрократический фарс, ибо 95% выяв-
ленных лиц, связанных с нацизмом, не пострадали, про-
должая впоследствии занимать видные должности в минис-
терствах, судах, университетах, банках, бизнесе. Осо-
бенно неэффективна была система шпрухкаммер, которые
обеляли многих сотрудничавших с фашистами лиц на том
основании, что они были связаны с ними не по политичес-
ким, а по материальным соображениям.
Самым действенным итогом этой политики стало согла-
сованное решение Московской сессии СМИД, утвержденное
законом СКС в марте 1947 г., о ликвидации прусского го-
сударства как центра и вдохновителя германского "мили-
таризма и реакции". Это был скорее символический акт,
так как Пруссия как государство фактически прекратила
свое существование еще в 1945 г.
Действенная, а не мнимая денацификация, освобождение
немцев от националистических, расовых идей, от нацио-
нал-социалистских мифов об их "избранности", от экспан-
сионистских устремлений требовала времени. Она происхо-
дила по мере изменения всего духовного климата страны,
демократизации ее общественной и государствен-
ной жизни, чему способствовали как союзники, так и де-
мократически настроенные слои западногерманского об-
щества.
Курс на создание западногерманского "социального го-
сударства". Разрушение крупного экономического потенци-
ала в ходе декартелизации в англо-американской зоне за-
кончилось к 1950 г., в советской зоне еще раньше. Оно
имело и определенные позитивные последствия, выразивши-
еся не только в структурной перестройке промышленности,
в обновлении технологии производства, но и в принципи-
альном изменении всей государственной хозяйственной по-
литики, направленной отныне не на милитаризацию, а на
восстановление и рост промышленного производства в мир-
ных целях.
С началом "холодной войны" в 1946-1947 гг. в запад-
ных зонах стала все активнее проводиться политика оздо-
ровления германской экономики во имя обеспечения "безо-
пасности вместе с немцами". Самим немцам предстояло и
восстановить экономику, и определять стратегическое
направление ее будущего развития.
Одной из первоочередных задач в послевоенной Герма-
нии стала реформа разрушенной финансовой системы стра-
ны, в которой процветала беспрецедентная инфляция, чер-
ный рынок с ценами, превышавшими официально зафиксиро-
ванные в 20, 100 раз, в то время как заработная плата
немцев была заморожена на уровне 1945 г.
Денежная реформа должна была сбалансировать денежную
и товарную массу, восстановить доверие к немецкой марке
как к надежному платежному средству и средству сбереже-
ния, упорядочить обязательства по выплате государствен-
ных и частных долгов, поднять уровень материального
благосостояния немцев, обеспечить условия для свободы
предпринимательства путем снижения налогового бремени и
пр. Стабилизация валютной системы была выдвинута и
главным условием "Плана Маршалла" - программы США по
восстановлению Европы после второй мировой войны путем
предоставления безвозмездной экономической помощи.
Западногерманская денежная реформа была осуществлена
в 1948 г. жестким, конфискационным способом, с учетом
положения социально незащищенных слоев общества. Старые
рейхмарки были обменены на новые дойч-марки из рас-
чета 100 на 6,5. При этом 93,5% денежной массы уничто-
жалось, но заработная плата и пенсии перечислялись в
равном соотношении, что гарантировало прожиточный мини-
мум всем работающим и пенсионерам, а также стимулирова-
ло труд немцев, очень скоро поднявших свою страну из
руин.
Стабилизации финансовой системы способствовал не
только обмен денег, но и решительный отказ государства
от финансирования промышленного развития, возможного в
то время только за счет дополнительной эмиссии, выпуска
"деревянных" дойч-марок. Лишь топливно-энергетическая,
добывающая промышленность, черная металлургия в 1948-
1951 гг. субсидировались государством. Прямые субсидии
государства впоследствии были ограничены тремя направ-
лениями: внедрением научных достижений, социальной по-
мощью на переобучение персонала, развитием транспортной
инфраструктуры.
Вместе с денежной реформой была проведена налоговая
реформа, резко снижена ставка подоходного налога, про-
ведена либерализация цен. Как главное условие успеха
денежной реформы было создание и дееспособной банковс-
кой системы. В американской зоне Центральный банк зе-
мель, получивший активы и другое наследство отделений
старого Имперского банка, был учрежден еще в конце 1946
г., во французской - в 1947 г., в английской - до де-
нежной реформы в марте 1948 г. В январе 1948 г. был
воссоздан и центральный банк, получивший название Банк
немецких земель (БНЗ), который, согласно закону, должен
был проводить самостоятельную денежную политику, не
подчиняясь указаниям никаких партийных, общественных и
государственных (кроме судебных) органов. Более того,
его деятельность, согласно ст. 4 Закона, приравнивалась
к органам управления объединенной западной экономичес-
кой зоны.
Основными задачами БНЗ стал контроль за эмиссией
банкнот, обеспечение платежеспособности земельных бан-
ков, координация их деятельности путем издания распоря-
жений, касающихся кредитной политики, осуществление
безналичных платежей между землями и по сделкам с зару-
бежными кредитными учреждениями.
С первых же дней обращение Дойч-марки Экономическим
управлением Западной объединенной зоны и ее оккупацион-
ными властями было объявлено об окончании периода "при-
нудительной экономики". В апреле 1948 г. вступил в
действие "План Маршалла". В экономику Германии были
влиты миллиарды долларов. Новая валюта была признана
населением, пустые магазины заполнились товарами.
В немецком обществе не отдавалось предпочтения в это
время ни анархически функционирующему капиталистическо-
му рынку, ни централизованно-плановому управлению эко-
номикой. В ходе проведенного еще в 1945 г. референдума
по вопросу о собственности и в советской, и в амери-
канской зонах преимущество было отдано общественным
формам собственности. В американской зоне это решение
не было проведено в жизнь. В английской зоне на "социа-
лизацию" собственности было наложено вето оккупационны-
ми властями.
Большинство немцев было настроено на выбор некоего
центристского "третьего курса", создание "социального
рыночного хозяйства" и "социального государства". На
этом направлении предстояло, с одной стороны, обеспе-
чить экономическую свободу, гарантированную правовым
государством, с другой - социальную справедливость. Ос-
новы германской экономической политики "третьего пути"
формировались в ходе дискуссий о будущей конституции
страны, в том числе и в Парламентском совете, состоящем
из представителей германских земель, призванных ее раз-
работать.
По мере успехов экономического развития все настой-
чивее стали звучать требования о создании объединенного
западногерманского государства и о дальнейшем четком
определении его социально-экономических и политических
ориентиров. В июле 1948 г. с такими рекомендациями, без
учета мнения СССР, выступили США, Англия, Франция,
Бельгия, Голландия.
Дискуссии в Парламентском совете шли вокруг двух мо-
делей "социального государства". Буржуазные партии
христианского толка (окончательно оформившийся в партию
в 1950 г. Христианско-демократический союз (ХДС) и
Христианско-социальный союз (ХСС), основанный в 1945 г.
в Баварии в качестве региональной партии) предлагали
создание "социального капитализма". Социал-демократи-
ческая партия Германии (СДПГ), восстановленная в 1946
г., - создание "демократического социализма". Между ни-
ми было много общих точек соприкосновения. Формула "со-
циального государства" и возникла как попытка совмес-
тить разно-
плановые интересы отдельных слоев общества в чрезвычай-
но сложной ситуации послевоенной разрухи.
Ни одна из немецких партий не настаивала на включе-
ние в конституцию указаний на конкретный путь экономи-
ческого развития в надежде на победу в предстоящих вы-
борах в рейхстаг. Ведущая политическая сила - партия
Христианско-демократический союз во главе с ее лидером
К. Аденауэром, будущим бессменным (в течение 14 лет)
канцлером ФРГ, заявляла об опоре на "христианскую тра-
дицию, демократию и социальное рыночное хозяйство".
На выборах 14 августа 1949 г. немцы проголосовали за
ХДС/ХСС, которые вместе с малыми буржуазными партиями
получили большинство в рейхстаге. Они тем самым прого-
лосовали и за создание "социального рыночного хозяйс-
тва", "социального государства" Германии.
Определив в качестве стратегического направления
создание и поддержание рыночно конкурентных порядков,
государство проводило политику деконцентрации произ-
водства, вводило контроль за деятельностью монополий,
за ценообразованием, всемерно поощряя создание новых,
прежде всего средних и мелких фирм. С этой целью упро-
щались правовые формы их регистрации при получении ста-
туса юридического лица, предоставлялись льготные креди-
ты и пр. Проведение в жизнь политики социального рыноч-
ного хозяйства привело к бурному экономическому росту,
получившему в западногерманской печати название "эконо-
мического чуда". Уровень довоенного развития был дос-
тигнут в Западной Германии в целом к концу 1950 г.
Образование ФРГ. Оккупационный статут. В преддверии
скорого принятия конституции возникла необходимость и в
определении новых принципов взаимоотношений между окку-
пационными властями и местными органами управления. Бу-
дущая конституция фактически снимала с повестки дня
вопрос о заключении послевоенного мирного договора с
Германией, способствовала правовому закреплению ее рас-
кола на две части: ФРГ и ГДР. ,
В связи с этим в апреле 1949 г. был принят так назы-
ваемый Оккупационный статут, разработанный западногер-
манскими оккупационными властями. Статут сохранял эко-
номический и политический контроль США, Англии и Фран-
ции в Западной Германии, в частности, предоставив им
право осуществлять надзор за соблюдением Основного
закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные
законы, противоречащие им.
8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики
Германии был принят Парламентским советом и утвержден
военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины
"Учредительное собрание" и "конституция" были сняты из
употребления по настоянию самих немцев как "подразуме-
вающие явный сепаратизм". Основной закон должен был
обозначать "временный характер" установленных им конс-
титуционных порядков. Фактически после одобрения его
всеми землями Западной Германии (кроме Баварии, подт-
вердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в конце
мая 1949 г. он вступил в действие в качестве постоянной
Конституции ФРГ.
23 мая 1949 г. считается днем образования государс-
тва ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован
в институт "военных комиссаров" западных держав в Гер-
мании. 14 августа 1949 г. были проведены первые выборы
в бундестаг, 12 сентября 1949 г. создан бундесрат, че-
рез три дня избраны президент и федеральный канцлер. Но
и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать
полнотой суверенитета, так как сфера внешних отношений,
внешней торговли и др. оставалась прерогативой верхов-
ных комиссаров.
В 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен в
сторону большего расширения полномочий государственных
органов ФРГ, в частности, был снят контроль над феде-
ральным и земельным законодательством, правительствен-
ным органам ФРГ были переданы некоторые полномочия в
сфере внешней торговли и валютного регулирования, в том
числе и в вопросах денежной эмиссии.
В 1952 г. был подписан договор о создании в рамках
Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) "евро-
пейской армии", а также Общий договор между ФРГ и окку-
пационными державами, согласно которому "оккупация за-
канчивалась" и за ФРГ признавалась "полная власть суве-
ренного государства во внутренних и внешних делах". В
ответ на это была создана Организация Варшавского дого-
вора (ОВД), в которую с первых дней включалась ГДР. За-
вершился раздел мира на два блока противостоящих стран:
социалистических и капиталистических.
Конституция 1949 г. Свой первый раздел Конституция
1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем са-
мым их приоритет перед всеми другими положениями.Этот раз
дел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания
порядков "Третьего рейха", провозглашая "ненарушимость
человеческого достоинства", "неприкосновенность" и "не-
отчуждаемость" прав человека (ст. 1), среди которых -
право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство
всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прош-
лого, когда физически уничтожались тысячи "расовонепол-
ноценных" и "нежизнеспособных" немцев, проводилась при-
нудительная стерилизация и пр. Среди других прав, не
так подробно представленных в Основном законе, как в
Веймарской конституции 1919 г., - свобода вероисповеда-
ния и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собра-
ний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и "для охра-
ны и улучшения условий труда и экономических условий"
(ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профес-
сии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновен-
ность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосу-
дия, например, на "законного судью" и пр. В этом переч-
не особое место занимает право на петиции (жалобы) в
органы государственной власти отдельных лиц и их объ-
единений, которые рассматриваются в ФРГ не только как
гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм
непосредственного влияния граждан на процессы принятия
политических и правовых решений.
Перечень этих прав дополняется гарантиями, закреп-
ленными в самой Конституции или в текущем законодатель-
стве. Так, предоставление свободы совести сопровождает-
ся правом на отказ от военной службы против своей со-
вести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят
"Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от
военной службы". Статья 5 Конституции о свободе мнений
сопровождается положением о свободе информации, являю-
щейся основой формирования общественного мнения, а так-
же - о запрещении цензуры. В соответствии с Законом
1975 г. (пункт "с" ст. 45 Основного закона) был создан
специальный Комитет по петициям, который может заслуши-
вать подателей жалоб, запрашивать соответствующую ин-
формацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и
пр. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о
рассмотренных Комитетом петициях и пр.
Защита социальных прав не получила в Основном законе
значительного места, более полно она закреплена в
конституциях отдельных земель, обогащена судебной прак-
тикой, в том числе Федерального конституционного суда
(ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами
международного права о правах человека. Например, зак-
репленное в Конституции право на жизнь и личное досто-
инство трактуется ФКС как признание того, что "госу-
дарство во всяком случае должно гарантировать каждому
человеку минимум материального благополучия для достой-
ной жизни".